Главная страница

Урок литературы в 6 классе Тема урока: … «Я природой живу и дышу…» И. Северянин. (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)



Скачать 79.88 Kb.
НазваниеУрок литературы в 6 классе Тема урока: … «Я природой живу и дышу…» И. Северянин. (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)
Дата18.04.2016
Размер79.88 Kb.
ТипУрок

Фоменко Лариса Леонидовна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Красномихайловская СОШ»

Яшалтинского района Республики Калмыкия
Урок литературы в 6 классе

Тема урока: … «Я природой живу и дышу…» И. Северянин. (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века).

Цели и задачи: 1) чтение и обсуждение пейзажных стихотворений русских поэтов о природе;

2) показать, что каждый из поэтов находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок поэтического творчества.

Технология: на групповой основе.

Словарная работа: пейзаж, картина, репродукция

Эпиграф к уроку:

Я природой живу и дышу,

Вдохновенно и просто пишу,

Растворяясь душой в простоте,

Я живу на земле в красоте!

И. Северянин. «На земле в красоте», 1925г.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. За неделю до урока класс разбить на 4 группы по временам года: 1группа - «Зима»; 2 группа – «Весна»; 3 группа – «Лето»; 4 группа – «Осень».

  2. Подготовить каждой команде эмблему и девиз.

  3. Подготовить пословицы, поговорки и загадки о своём времени года.

План и ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями русских поэтов XIX века, посвящённых природе. Эти стихи относятся к пейзажной лирике. Описать природу можно кистями при помощи красок, как это делают

художники; можно при помощи музыки передать красоту природы, чувства, впечатления человека, бывающего на природе, как это делают композиторы; а также можно художественного слова, как это делают поэты.

Мир природы в стихах русских поэтов несёт высокие нравственные ценности. А каждое поэическое слово предстаёт перед нами как волшебство, и нам хочется снова и снова проникать в его тайны. Эпиграфом к нашему уроку являются слова из стихотворения Игоря Северянина «На земле красоте».

Я природой живу и дышу,

Вдохновенно и просто пишу,

Растворяясь душой в простоте,

Я живу на земле в красоте!

И. Северянин. «На земле в красоте», 1925г.

Некоторые люди не любят читать поэзию, считая, что, читая стихи, они тратят зря время. По этому поводу очень тонко подметил Н.В. Гоголь, что: «Прочесть, как следует, произведение лирическое – вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать… нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и се5рдцем почувствовать всякое слово его» (Н.В. Гоголь. Полн. собр. соч. – М. 1937.- 1952.- т.8- с.234)

  1. Объяснение нового материала.

Наш класс разделён на четыре группы по временам года. Каждая группа подготовила к уроку эмблемы и девицы. Сейчас, ребята, представят нам свои команды. Отгадайте загадку и тогда вы поймёте, какая команда вначале будет себя представлять.

Первая команда

Я раскрываю почки Посевы поливаю,

В зелёные листочки Движения полна

Деревья одеваю, Зовут меня …. (Весна)

Вторая команда.

Оно за весною Я соткано из зноя

К нам в гости идёт, Несу тепло с собою.

Немало забот. Я реки согреваю,

Горячие, долгие Купайтесь – приглашаю

Дарит деньки, И любите за это

Чтоб зрели скорей, Вы все меня. Я… (Лето)

На полях колоски. (Лето)

Третья команда.

Несу я урожаи, Деревья раздеваю,

Поля вновь засеваю, Но не касаюсь сосен

Птиц к югу отправляю, И ёлочек. Я … (Осень )

И четвёртая команда.

Тройка, тройка прилетела Снег на полях,

Скакуны в той тройке белы, Лёд на реках,

А в санях сидит девица, Ветер гуляет.

Белокоса, белолица. Когда это бывает? (Зимой)

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром. (Зима)

- Ребята, а что значит весна в жизни природы и человека? Лето? Осень? Зима?

- Ребята, вы представили свои команды, эмблемы, девизы. А теперь мы проведём конкурс чтецов. По одному учащемуся от каждой команды необходимо прочитать стихотворение наизусть о своём времени года. Ответить на вопрос: «В чём особенность этого стихотворения? Что им хотел сказать и показать автор?»

- Сейчас по одному учащемуся от каждой команды приглашаются за первые столы. Вы будете работать самостоятельно с текстами о своём времени года. Вы должны выписать из данного текста все прилагательные и определить их разряд.

- Ребята, с незапамятных времён существуют в нашем языке пословицы и поговорки. Они приучают нас к краткости и простоте речи. Жизнь отбирает для них самые точные слова, шлифует силу мысли. Вы, ребята, должны были подготовить к уроку пословицы и поговорки о своём времени года. Проведём конкурс «Кто больше и лучше знает пословицы и поговорки».

- Вы, ребята, обратили внимание, что на доске и на стендах повешены картины известных художников. Как было сказано в начале урока, природа занимает важное место в творчестве поэтов и художников. Она помогает раскрыть внутренний мир человека, является его пристанищем и прибежищем. Сейчас вы всей группой в течение 5 минут напишите сочинение о природе. Можете использовать репродукции картин.

- Сейчас проведём игру «У кого вторая часть пословицы?» Перед вами листочки, на которых записана только часть пословицы. Вы должны соединить воедино пословицу и прочитать (работают в паре по две команды – «Зима», «Весна» и «Лето», «Осень»).

IV. Закрепление изученного материала.

Ребята, давайте теперь вернёмся к стихотворениям. Стихи классиков позволяют убедиться в том, что природа выступает для поэта как источник вдохновения. У некоторых поэтов в стихотворениях о природе трудно не уловить предпочтения какому-нибудь времени года. У Пушкина любимым временем года была осень. Мы можем вспомнить стихотворение «Осень», где изображение русской природы удивительно верна действительности:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса…

У Ф.И. Тютчева в стихотворениях о природе проскальзывает мысль, о том, что нужно искать гармонию в природе, ведь в ней должна быть воплощена красота и целесообразность. Показательны в этом отношении его мысли о наличии души и разума в природе: Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик

В ней есть душа, в ней есть свобода

В ней есть любовь, в ней есть язык.

У Тютчева в стихотворениях о природе предпочтение отдаётся весне. И шедевром творчества является стихотворение «Весенние воды», получившее торжественную оценку Н.А. Некрасова: «Сколько жизни, весёлости, весенней свежести в стихах:… Весна идёт, весна идёт,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд! »

- Ребята, а какие стихотворения о природе поэтов XIX века вы подготовили к сегодняшнему уроку. Давайте послушаем выразительное чтение этих стихотворений.

-Итак, тема природы в творчестве поэтов тесно связана с темой родины; восприятие природы поэтом всегда согласуется с его настроением; природа, как вы уже убедились, у русских поэтов одушевлена. Ребята, сегодня на уроке с творчеством каких поэтов, писавших о природе, вы познакомились?

V. Итог урока. Подведение результатов.

Сейчас мы подведём итоги урока. Но в начале я хотела бы вам прочитать стихотворение В. Смирнова:

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт хоть какую-нибудь пользу. Что вы будете бережней относится к природе.




к уроку литературы

«Родная природа в стихотворениях

русских поэтов XIX века»









Зима. Иван Захарович Суриков.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.
И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.
Снежинка. Константин Дмитриевич Бальмонт

Светло-пушистая, Под ветром веющим

Снежинка белая, Дрожит, взметается,

Какая чистая, Н нём, лелеющем,

Какая смелая! Светло качается.
Дорогой бурною Его качелями

Легко проносится, Она утешена,

Не в высь лазурную, С его метелями

На землю просится. Крутится бешено.
Лазурь чудесную Но вот кончается

Она покинула, Дорога дальняя.

Себя в безвестную Земли касается

Страну низринула. Звезда кристальная.
В лучах блистающих Лежит пушистая,

Скользит, умелая, Снежинка смелая.

Средь хлопьев тающих Какая чистая,

Сохранно-белая. Какая белая!
Первый снег. Иван Алексеевич Бунин

Зимним холодом пахнуло И сегодня на широкой

Первым снегом понесло. Белой скатертью полей

Ярким пурпуром зажглися Мы простились с запоздалой

Перед закатом небеса. Вереницею гусей.
Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.






Награждается учени__ 6 класса МБОУ «Красномихайловская средняя школа» Яшалтинского района Республики Калмыкия ______________________, участник команды __________________, показавш___ лучшие знания по теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века».
Директор школы: БулановаЛ.Г.

Учитель литературы: Фоменко Л.Л.