Главная страница

Анкета для участников Цель занятия: поделиться опытом работы по развитию читательской культуры младших школьников, представить технологию «Фишбон» при работе с текстом



Скачать 109.77 Kb.
НазваниеАнкета для участников Цель занятия: поделиться опытом работы по развитию читательской культуры младших школьников, представить технологию «Фишбон» при работе с текстом
Дата24.02.2016
Размер109.77 Kb.
ТипАнкета

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 76

Выборгского района Санкт-Петербурга
Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе»   в рамках районного семинара    «Развитие читательской культуры у младших школьников через инновационные формы работы по внеклассному чтению» учителей начальных классов  Рощиной М.В., Норенковой Т.А.

 

Дата проведения урока: 9 апреля 2013

Место занятия в районном семинаре: в  практической части семинара, при работе по секциям

Тип занятия: мастер-класс

Форма занятия: урок-мастерская

Форма организации деятельности: коллективная, индивидуальная

Продолжительность занятия: 30 минут

Ведущие: М.В. Рощина, Т.А. Норенкова

Оборудование: Презентация к выступлению

Раздаточный материал: текст, схема «Фишбон», анкета для участников

Цель занятия: поделиться опытом работы по развитию читательской культуры младших школьников, представить технологию «Фишбон» при работе с текстом.

Задачи занятия:

  • рассказать о системе работы МО начальных классов школы по развитию культуры чтения;

  • познакомить с формами внеклассной работы по развитию читательской культуры младших школьников;

  • познакомить с технологией «ФИШБОН» при работе с текстом.


Ход занятия

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотели поделиться своим опытом и своими мыслями, связанными с формированием читательской культуры у младших школьников. Разрешите представиться – ведущие данной секции: Марина Валентиновна Рощина и Татьяна Александровна Норенкова.

На сегодняшний момент эта проблема стоит достаточно остро, учителя всех школ, родители детей говорят о низкой мотивации к чтению, вы прекрасно знаете на своём опыте, что современные дети в большинстве не хотят читать, мало пользуются библиотеками, не знают современных авторов.

Сегодня мы хотели поговорить с вами о повышении интереса к чтению через систему внеклассной работы, рассказать какие инновационные приёмы при работе с текстом мы используем. Нам кажется, что внеклассные мероприятия могут решить сразу несколько задач: поставить ученика в активную позицию, развивать его творческие и коммуникативные способности, расширять читательский кругозор.


  1. Праздники и предметные недели как формы работы по формированию читательской культуры младших школьников


Уже много лет работа методического объединения учителей начальных классов в нашей школе строится по тематическим периодам: Золотая осень, Посвящение в первоклассники, День Матери, Новый год, Блокадные дни, День защитника Отечества, Праздник прощания с Азбукой, Международный женский день 8 марта, День Победы.

Работа по любому тематическому периоду прежде всего основывается на изучении внеклассной литературы. Учащиеся читают стихи, отбирают понравившиеся им произведения для конкурсов чтецов и инсценировок, рисуют иллюстрации к любимым книгам, создают портреты героев книг. Это ставит ребёнка в активную позицию, помогает эмоционально воспринимать процесс чтения.

Праздники

(Слайды в презентации 3-13)

Традиционно в начале года мы проводим тематический период «Золотая осень». В школе проходит выставка детских работ из природного материала, конкурс чтецов, рисунков, конкурс на лучший осенний букет. Самые интересные работы отмечаются почётными грамотами. Как итог проделанной работы - в конце сентября для всей начальной школы проводится праздник «Золотая осень». В зале выставляются все детские работы, со сцены звучат стихи победителей конкурса чтецов, учащиеся старших классов готовят представления для малышей, загадывают загадки, кроссворды на осеннюю тематику.

При подготовке праздника «Посвящение в первоклассники» ученики 2–4 классов готовят для малышей инсценировки о школе, о правилах поведения на дороге, о вежливости и культуре или просто смешные истории, используя при этом различные детские произведения. Первоклассникам очень нравятся такие выступления.

Во время подготовки к празднику «Прощание с Азбукой» ученики 1 классов уже сами читают и заучивают стихи детских поэтов о буквах, о пользе чтения, выбирают себе любимую букву, ищут загадки, пословицы, сочиняют сказки со словами, содержащими эту букву, готовят инсценировки по стихам С. Маршака, Б. Заходера, С. Михалкова, А. Барто.

Вот некоторые фрагменты инсценировок из праздников:

  • «Прощание с Азбукой» – Б. Заходер «Буква Я» 1 «а» класс

С. Михалков «А что у вас?» 1 «б» класс

  • «Посвящение в первоклассники» – С.Михалков «Светофор» 2 « а» класс. (Просмотр видеофрагментов в презентации к выступлению).

Большая работа с литературой по внеклассному чтению проводится во время тематического периода, посвящённому блокаде Ленинграда. Ученики всех классов не только участвуют в конкурсах стихов и рисунков, читают книги о блокаде, готовят и защищают проекты по этой теме. Важным событием является подготовка литературно – художественной композиции о блокаде Ленинграда, в которой принимают участие учащиеся из разных классов.

Предметные недели

(Слайды в презентации 14-24)

Ежегодно один раз в триместр в нашей начальной школе проводятся предметные недели по русскому языку, математике, окружающему миру. Проверяются не только знания учащихся, но и предлагаются к выполнению работы творческого и поискового характера, которые обязательно предполагают работу с текстом и дополнительной литературой.

Так при проведении предметной недели по русскому языку и литературе ученики начальной школы получили следующие творческие задания:

  • 1класс – представление любимой буквы: поиск стихов, пословиц, поговорок; составление ребусов, кроссвордов, оформление своей работы.

  • 2-3 класс – работа с пословицами, поговорками, крылатыми выражениями, фразеологическими оборотами. Например, ребята должны были нарисовать известные пословицы и устойчивые выражения, а другие угадать и объяснить их смысл. Этой работе уделялось особое внимание, т.к. анализ результатов олимпиад показывает, что именно в заданиях, связанных с объяснением смысла пословиц, фразеологизмов учащиеся допускают наибольшее количество ошибок.

  • 4 класс – изготовление авторских книжек-самоделок. Это предполагает работу со словарём, редактирование, изготовление книжек, представление своих работ.

В последние годы мы пришли к выводу, что предметные недели имеют большую результативность, если их проводить в интегрированной форме. Примером может служить наша школьная интегрированная олимпиада по русскому языку и литературному чтению, проведенная во втором триместре этого учебного года. (Слайды 21-23)

Здесь представлены задания, включающие в себя работу с пословицами, поговорками, фразеологическими оборотами. Интересным нам кажется задание, где нужно соотнести смысл русской пословицы с похожими пословицами других народов. Трудным заданием для детей является продолжить пословицу, угадать пословицу или крылатое выражение по картинке.

Даже в предметные недели, посвящённые математике, ребёнок получает задания, требующие умения работать с текстом. Так учащиеся 4 классов выполняли творческую работу «Числа в жизни», где они использовали данные из различных источников: интернет, энциклопедии, книги.

В третьем триместре у нас запланировано проведение интегрированной олимпиады по окружающему миру с литературным чтением.

При работе с текстом природоведческого характера, можно рекомендовать учащимся список литературы для внеклассного чтения тех авторов, которые пишут о природе. В олимпиадных заданиях мы стараемся использовать тексты познавательного характера малоизвестных авторов, таких как Танасийчук, Сахарнов, Чарская и др. с целью расширения круга чтения младших школьников.

Знакомство с инновационными формами работы с текстом можно начинать именно в рамках предметных недель, в частности при организации игры по станциям по окружающему миру, когда учащиеся работают в небольших группах. На одной из станций ребятам предлагается текст, содержащий проблемную ситуацию, например экологическую проблему. У каждого есть возможность высказать своё мнение о проблеме, которую видит именно он, сформулировать причины её возникновения, предложить пути выхода. Ребята под руководством учителя учатся вместе оформлять опорную схему, анализировать и структурировать материал.



  1. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом

в начальной школе

(Слайды в презентации 25-29)
В настоящее время учителя осваивают и применяют в своей деятельности различные инновационные технологии. Сегодня мы хотим рассказать о технологии критического мышления и о её применении в нашей работе. Технология критического мышления сейчас очень востребована в современном учебном процессе, т.к. основана на творческом сотрудничестве учеников и учителей, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Технология критического мышления имеет 3 фазовую структуру.

1.Вызов.

Цели этого этапа:

- побудить ученика к активной работе, вызвать устойчивый интерес;

- Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;

2. Осмысление.

Цели этапа:

- получить новую информацию;

- осмыслить и соотнести с имеющимися знаниями;

3. Рефлексия.

Цели этапа:

- обобщение полученной информации;

- формирование у каждого ученика собственного отношения к изученному материалу.

На стадии осмысления и рефлексии при работе с текстом можно использовать различные приёмы технологии критического мышления. Мы хотим Вам предложить один из приёмов применения – приём Fishbone (Фишбон), как модель постановки и решения проблемы, описанной в тексте.

Нередко в тексте содержатся проблемы, содержащие множество аспектов. Для того чтобы учащиеся в процессе чтения текста смогли четко сформулировать проблему, обозначить направления поиска её решения можно воспользоваться приемом «Фишбон», что в переводе означает «рыбный скелет». В голове этого скелета они обозначают ту проблему, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние «косточки». На верхних «косточках» ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы, а на нижней – факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Хвост рыбы – вывод (пути решения).

Работа может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.


  1. Работа с текстом. Практическое освоение технологии критического мышления (приём Фишбон)


Давайте вместе попробуем поработать с текстом в этой технологии. Предлагаем вам текст (Приложение 1), который может быть использован на интегрированной предметной неделе по окружающему миру и литературному чтению. Прочитайте его и подумайте, какие вопросы можно было бы задать учащимся для актуализации их знаний.

Стадия вызова:

- Как вы понимаете, что такое экологическая проблема?

- Какие экологические проблемы вы уже знаете? Чем они были вызваны?

- Можно ли их было избежать?

Для активизации знаний можно показать несколько слайдов по данной проблеме.

Стадия осмысления:

Учащимся предлагается текст проблемного содержания и схема Fishbone (Приложение 2) для систематизации этого материала.     Их задача после прочтения текста и обсуждения его содержания в группе сформулировать проблему и ее описать.    Просим учащихся при помощи полученной схемы проиллюстрировать признаки экологических проблем, их взаимосвязь, комплексный характер и т. д. Попробуйте сами сформулировать проблему, которая изложена в тексте, а потом составить схему Фишбон.

Стадия рефлексии:

В нашем примере учащиеся изучили текст, в котором описываются проблемы воды, Мирового океана, проблемы загрязнения воды радиоактивными отходами, нефтью. Учащимся в группе предлагается обсудить результаты работы на предыдущей стадии и совместно сделать исправления и дополнения к предположениям, сделанным на стадии вызова, таким образом, список проблем дополняется, и вносятся коррективы в признаки экологических проблем. Далее делается общий вывод по проблеме и предлагаются пути решения. Какие пути решения здесь можно предложить?

Итоговая рефлексия. Последним этапом станет формулировка определения экологической проблемы. О какой экологической проблеме говорилось в этом тексте?

Обсуждение выполненной работы. Обмен мнениями. Заполнение анкеты участниками семинара.

Спасибо за участие!
Приложение 1

Пример текста для использования приёма «Фишбон»

Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твёрдый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, разрушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы, бутылки, банки, сети тоже серьёзная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мёртвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая плёнка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц, и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей. 80% загрязнений океана - результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы.

Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда – губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твёрдый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы такие международные организации как Международный союз охраны природы, Всемирный фонд дикой природы, Гринпис, издана «Красная книга Международного союза охраны природы» и «Красная книга России».

Приложение 2



Приложение 3

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 76

Выборгского района Санкт-Петербурга
Районный семинар на тему:

Развитие читательской культуры младших школьников через инновационные формы работы по внеклассному чтению

Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе.

Уважаемые коллеги!

Просим Вас ответить на несколько вопросов. Ваше мнение о нашем мероприятии очень важно для нас. Также Вы можете поделиться своим впечатлением и добавить свои предложения. Заранее спасибо!

Ф.И.О._____________________________________________________

ГБОУ____________________________________________________

Должность__________________________________________________

Что я уже знал

Что я хотел бы узнать

Что я узнал























































__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

09.04.2013 _____________________