Главная страница


Контрольная работа



НазваниеКонтрольная работа
страница4/7
Дата18.04.2016
Размер1.08 Mb.
ТипКонтрольная работа
1   2   3   4   5   6   7
Часть 2

B1. Из предложений 1—3 выпишите слово, образованное приставочным способом.

B2. Из предложений 7—8 выпишите все наречия.

B3. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ, с местоимением в качестве главного слова.

B4. Среди предложений 1—9 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений.

B5. Среди предложений 7—16 найдите сложноподчиненное предложение, в котором главное предложение осложнено обособленным дополнением. Напишите номер этого предложения.

B6. Среди предложений 1—8 найдите сложное предложение с последовательным подчинением. Напишите номер этого предложения.

B7. Среди предложений 3—9 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

B8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 — А31, В1 — В7. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«Чтобы убедить читателя в поэтичности и красоте русского языка, автор прибегает к___(предложение 1). В предложениях 1, 4, 5, 14 автор использует___и___для создания яркого художественного образа. ___, использованные автором в предложениях 15, 16, расширяют наше

представление о поэтичности русского языка».

Список терминов: 1) метафора 2) сравнение 3) эпитет 4) парцелляция 5) анафора 6) антитеза 7) ряды однородных членов 8) риторическое обращение 9) риторический вопрос

Контрольная работа для 10 класса

Вариант 1

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 - А9, В1-В14.

(1)... Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг. (2)Года за два до того, как вышел «Тимур и его команда», Гайдар зашёл как-то ко мне. (3)У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. (4)Его нигде не было. (5)Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой.

  • (б)Пришлите сейчас же ко мне, — сказал он, — всех мальчиков нашего двора. (7)Я жду. (8)Он повесил трубку. (9)Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери. (Ю)Гайдар вышел в переднюю. (11)На площадке за дверью стояло человек десять мальчиков, очень взволнованных и запыхавшихся.

  • (12)Вот что, — сказал им Гайдар. — (13)Тяжело болен мальчик. (14)Нужно лекарство. (15)Я вам запишу каждому его название на бумажке. (16)Сейчас же — во все аптеки: на юг, на восток, на север, на запад. (17)Из аптек звонить мне сюда. (18)Всё понятно?

  • (19)Понятно, Аркадий Петрович! — закричали мальчики и понеслись вниз по лестнице. (20)Вскоре начались звонки.

  • (21)Аркадий Петрович! — кричал в трубку взволнованный детский голос. —- (22)В аптеке на Маросейке нет.

  • (23)Поезжай дальше. (24)На Разгуляй.

(25)Гайдар сидел у телефона, как капитан на мостике корабля. (26)Через сорок минут восторженный детский голос прокричал в трубку:

  • (27)Аркадий Петрович, есть! (28)Я достал!

  • (29)Где?

  • (30)В Марьиной роще!

  • (31 )Вези сюда. (32)Немедленно.

    1. Лекарство было привезено, и сыну вскоре стало легче.

(34)Благодарить его было нельзя. (35)Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. (36)Он считал помощь человеку таким же ... делом, как, скажем, приветствие. (37)Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался.

(38)Однажды мы с Гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. (39)Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. (40)Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. (41)Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран. (42)Гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. (43)Поток воды остановился. (44)По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно. (45)Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду. (46)Потом Гайдар долго тяжело дышал. (47)Ладонь у него была окровавлена. (48)Но он был очень радостно настроен — не потому, конечно, что проверил свою силу, а потому, что ему удалось спасти маленький чудный сад.

(49)Мне очень не хватает Гайдара — большого, доброго, талантливого человека.

(По К. Паустовскому)


К каждому заданию А1 - А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Ответы на задания А1- А9 обведите кружком.

А1. Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 36?

  1. незначительным

  2. бессмысленным

  3. неблагодарным

  4. естественным

А2. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик называет Гайдара «большим, добрым, талантливым человеком»?

1.Добрые, талантливые люди всегда оказываются там, где нужна их помощь.

2.Гайдар написал много талантливых произведений.

3.Гайдар был очень высокого роста.

4.Герой достал лекарство для сына рассказчика.

A3. О какой стороне натуры героя говорит информация, заключенная в предложениях 44 - 45?

1.Это говорит о недостатке физических сил героя.

2.Из трудных жизненных ситуаций Гайдар выходил победителем.

3.В данной ситуации он растерялся.

4.Таким образом он проверил свою силу.

А4. Как характеризует героя его речь? ( Предложения 23 - 24, 31 - 32)

1.Он не был многословным.

2.Он чувствовал себя капитаном на мостике корабля.

3.Он умел быстро принимать решения в критических ситуациях.

4.Это речь взрослого с детьми.

А5. В каком предложении говорится о связи произведений Гайдара с его жизнью?

1) 1

2) 2

Контрольная работа для 10 класса 17

Вариант 1 17

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 - А9, В1-В14. 17

К каждому заданию А1 - А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. 17

Ответы на задания А1- А9 обведите кружком. 17

6)Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. 18

26)Вариант 2 19

27)Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 - А9, В1-В14. 19

37)К каждому заданию А1 - А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1- А9 обведите кружком. 20

55)Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. 21

(36)Бланк ответов 36

(37)ФИО _____________________________________ 36

(40)Бланк ответов 37

(41)ФИО _____________________________________ 37

164)ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТЕСТИРУЕМЫХ УЧАЩИХСЯ 39

167)Ребята! 40



              1. А8. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 20 - 32?

                    1. 1.гипербола, диалектизмы

                    2. 2.анафора, противопоставление

                    3. 3.литота, эпитеты

                    4. 4.сравнение, парцелляция

              2. А9. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 39-43?

  1. описание и рассуждение

  2. повествование

  3. описание

  4. повествование и рассуждение

              1. Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

              2. В1. В каком слове звуков больше, чем букв?

              3. 1)нельзя 2) название 3) дверью 4) детский

              4. В2. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

              5. 1)1; 2)6; 3)3; 4)9;

              6. ВЗ. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

              7. В4. Из предложений 25-34 выпишите страдательное причастие.

              8. В5. Из предложения 41 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

              9. В6. Из предложений 9-11 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «На конце приставки пишется -з, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный»

              10. В7. Среди предложений 42-49 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

              11. В8. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.

              12. В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 42.

              13. В10. Сколько рядов однородных членов в предложении 40?

              14. В11. Из приведенного ниже предложения 45 выпишите цифру (-ы), при помощи которой (-ых) обозначена (-ы) запятая (-ые), разделяющая (-ие) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения.

              15. Он почернел и стиснул зубы,(1) но трубу не отпустил,(2) пока не перекрыли воду.

              16. В12. Укажите верную характеристику предложения 44.

              17. По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно.

  1. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным

  2. Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

  3. Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением

  4. Бессоюзное сложное предложение.

              1. В13. Среди предложений 9-14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

              2. В14. В предложении 6 замените прямую речь косвенной. Напишите получившееся предложение.



              3. Вариант 2

              4. Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 - А9, В1-В14.

              5. (1) Любила Русь колокольный звон. (2)Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде.

              6. (3)Новгородская летопись в 1342 году отметила: "...архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис".

              7. (4)Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов.

              8. (5)Высказываются предположения, что именно Борис, освоив мастерство, положил начало литью колоколов в России. (б)Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом.(7) Колокола звучали "во дни торжеств и бед народных".(8)Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность. (9) Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. (10)Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы.

              9. (11)Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

              10. (12)Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. (13)Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) - отливали мелкие звоны и била.(14) Литье колоколов и бил считалось почетным делом. (15)Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. (16)В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро - для благозвучности. (17)Отсюда и выражение "серебряный звон".

              11. (18) С колоколами были связаны самые различные поверья.(19) Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. (20)Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. (21)Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

              12. (22) О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток.(23) Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. (24)Поэтому в ходу была поговорка: первый звон - пропадай мой сон, другой звон - земной поклон, третий звон - из дому вон.

          1. О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.

          2. Трудное дело - отливка колоколов. (27)Колокол - это гигантский музыкальный инструмент. (28)У каждого колокола - свои переливы, у каждого звона - свое назначение.

              1. (Е.Осетров)

              2. К каждому заданию А1 - А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1- А9 обведите кружком.

              3. А1.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему на Руси любили колокольный звон»?

  1. Церковные колокола были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом.

  2. Колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.

  3. Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских.

  4. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

              1. А2.Почему рассказчик называет колокольный звон «серебряным»?

  1. 1.Колокола звучали "во дни торжеств и бед народных"

  2. 2.Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля.

  3. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро - для благозвучности.

  4. 4.Колокол - это гигантский музыкальный инструмент.

              1. A3. В каком варианте ответа содержится тема текста?

  1. Литье колоколов и бил считалось почетным делом.

  2. История колоколов России.

  3. С колоколами были связаны самые различные поверья.

  4. В первой половине четырнадцатого века колокола делали в Москве и Новгороде.

              1. А4.В каком варианте ответа указана главная мысль текста?

  1. Первые упоминания о литье колоколов.

  2. Колокола всегда объединяли, сплачивали народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам.

  3. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

  4. Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках.

  1. 23

  2. 8

  3. 11

  4. 20

              1. А6. В каком варианте ответов правильно расположены пункты плана в соответствии с содержанием.

  1. 1 .Колокол - музыкальный инструмент, имеющий свои переливы и назначение.

  2. Первые упоминания о литье колоколов.

  3. Поверья, связанные с колоколами.

  4. 4.Звучание колоколов "во дни торжеств и бед народных".

    1. 1,3,4,2

    2. 2,4,3,1

    3. 4,2,3,1

    4. 3,2,1,4

              1. А7. Что является общим у слов "набатный" и "вечевой"?

              2. 1.Общим у этих слов является значение объединения, сбора людей

              3. 2.Общим является то, что удары в колокол - это сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.

              4. 3.Колокол - это гигантский музыкальный инструмент.

              5. 4. 0 колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток.

              6. А8. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 22-28?

              7. 1.метафора, фразеологизм

              8. 2.сравнительный оборот, гипербола

              9. 3.анафора, олицетворение

              10. 4.эпитет, лексический повтор, синтаксический параллелизм

              11. А9. Переделайте бессоюзное предложение (№25) в предложение с прямой речью. Напишите получившееся предложение.

              12. Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

              13. В1. Из предложений 26 - 28 выпишите слово с орфограммой «Непроизносимый согласный в корне слова»

              14. В2. Из предложений 23 - 24 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -3, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».

              15. ВЗ. Из 4 предложения выпишите слово с орфограммой «Безударный беглый гласный в суффиксе».

              16. В4. Из приведённого ниже предложения 23 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие причастный оборот.

              17. Колокол был,(1) например,(2) для деревенских жителей своего рода часами, (З)возвещавшими о начале дня.

              18. В5. Среди предложений 12-14 найдите сложносочинённое предложение. Напишите номер этого предложения.

              19. В6. Из приведённого ниже предложения 15 выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.

              20. Когда отливался большой колокол, (1)то летописец заносил это событие в свою хронику, (2)не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела.

              21. В7. Замените словосочетание из предложения 23, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание. Деревенских жителей- ...

              22. В8. Из предложения 27 выпишите грамматическую основу.

              23. В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 20.

              24. В10. Среди предложений 3-8 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

              25. В11. Среди предложений 12 - 17 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

              26. В12. Среди предложений 18-25 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

              27. В13. Среди предложений 9-17 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

              28. В14. В предложении 3 замените прямую речь косвенной. Напишите получившееся предложение.

















              29. Ответы к тестовым заданиям 10 класс

              30. Вариант1: Al-4; А2-1; АЗ-2; А4-3; А5- 1; А6-2; А7-3; А8-4; А9-2.

              31. В1-2;

              32. В2-3;

              33. ВЗ-поисках;

              34. В4-привезено;

              35. В5- какой-то кран;

              36. В6-раздался, взволнованных;

              37. В7-49;

              38. В8- жизнь была продолжением и началом;

              39. В9-1 основа;

              40. В10-2ряда;

              41. В11-2;

              42. В12-3;

              43. В13- 12;

              44. В14- Он сказал, чтоб прислали сейчас же к нему всех мальчиков их двора.

              45. Вариант 2: Al-2; А2-3; АЗ-2; А4-2; А5-8; А6-2; А7-2; А8-4;

              46. А9 - О колокольных звонах повествовали метафорично: «Сидит петух на воротах,

              47. косы до полу, голос до небу».

              48. В1-гигантский;

              49. В2-возвещавшими;

              50. ВЗ-летописца;

              51. В4-3;

              52. В5-13;

              53. В6-1;

              54. В7-жители деревни;

              55. В8-колокол - инструмент;

              56. В9-2;

              57. В10-4;

              58. В11-15;

              59. В12-24, 25;

              60. В13-11;

              61. В14- Новгородская летопись в 1342 году отметила, что архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис.











              62. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЭКСПЕРТА (ПРОВЕРЯЮЩЕГО)

              63. 1 .Каждое правильно выполненное задание оценивается одним баллом.

              64. 2.В каждом задании кружком должен быть обведён только один номер ответа. При наличии двух и более незачёркнутых кружков задание оценивается нулём баллов, как и задание с неправильным или отсутствующим ответом.

              65. 3.3а всю работу ученик может набрать от 0 до 23 баллов.

              66. 4.Вся работа в целом оценивается отметкой по следующей схеме:


                            1. Оценка

                            1. Количество баллов

                            1. 2

                            1. 0-12 баллов

                            1. 3

                            1. 13-16 баллов

                            1. 4

                            1. 17 - 20 баллов

                            1. 5

                            1. 21-23 баллов






























































              67. Тест по русскому языку.

              68. 10 класс.

              69. I вариант.

              70. Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 1 - 4.



                            1. А. Не желая менять верное малое на неверное большое, говорят: “Не сули журавля в небе, дай синицу в руки”.

                            2. Б. Нет другой такой птицы, которая так часто упоминалась бы в пословицах, народных приметах.

                            3. В. Выражение это кстати показывает высоту журавлиного полёта.

                            4. Г. Журавль – самая известная у нас птица.





              71. 1.В каком порядке должны следовать эти предложения, чтобы получился текст?

              72. 1. А, Г, Б, В.

              73. 2. А, Б, В, Г.

              74. 3. Г, Б, А, В.

              75. 4. Г, А, Б, В.



              76. 2. Найдите ошибочное утверждение о помещённых в рамку предложениях.

              77. 1. Предложение А – с прямой речью; и слова автора, и прямая речь представляют собой односоставные предложения.

  1. Предложение Б – сложноподчинённое, состоит из двух простых двусоставных.

  1. Предложение В – простое, двусоставное, осложнённое.

  2. Предложение Г – простое, двусоставное.



  1. У какого слова неправильно определены грамматические признаки?

              1. 1. Не желая – деепричастие несов. вида.

  1. Такой (птицы) – местоимение, указательное, ж.р., р. пад., ед. ч.

  2. Которая – союз.

  3. Не сули – глагол, в форме повелит. накл., ед. ч.



              1. 4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

              2. 1. А. 2. Б. 3. В. 4. Г.



              3. 5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, не проверяемая ударением?

              4. 1. Зан…мательный, щ…петильный, пр…ктический.

              5. 2. Ин…циатива, про…ктировать, дост…жение.

              6. 3. Налогообл…жение, р…клама, ст…рательный.

              7. 4. Обл…сть, взбалм…шный, г…ройский.



              8. 6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

              9. 1. Бе…вкусица, и…чезнуть, не…быточный.

              10. 2. Пр…остановить, пр…емлемый, пр…провождать.

              11. 3. Пр…родитель, р…зыскать, р…сцвет.

              12. 4. Пред…юльский, пред…стория, пре…нтересный.

              13. 7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

              14. 1. Куз…ма, жен…щина, гвоз…дик.

              15. 2. Круглолиц…й, ц…рк, ц…гане.

              16. 3. Ш…рох, ч…лка, деш…вый.

              17. 4. Двух…ярусный, ин…екция, необ…ятный.



              18. 8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

              19. 1. В строящ…мся здани… .

              20. 2. На блестящ…м плать… .

              21. 3. С гуляющ…м в пустын… .

              22. 4. Ближайш…м лице…м.



              23. 9. Укажите глаголы II спряжения.

              24. Посе…шь(1) сорняк – рис не выраст…т(2).

              25. Труд буд…т(3) в человеке творческие силы.

              26. Мы все завис…м(4) друг от друга.

              27. 1. 1 и 2. 2. 2 и 3. 3. 3 и 4. 4. 2 и 4.



              28. 10. В каких словах пропущена буква Е?

                            1. А. Поддерж…вать.

                            2. Б. Провер…вший.

                            1. В. Удосто…н.

                            2. Г. Ненавид…вший.

              29. 1. А, Б. 2. В, Г. 3. Б, Г. 4. А, В.



              30. 11. В каком слове пишется -Н-?

                            1. А. Море взволнова…о.

                            2. Б. Соломе…ая крыша.

                            1. В. Рассея…ые семена.

                            2. Г. Беше…о стучать.

              31. 1. А, Г. 2. В, Г. 3. А, Б. 4. Б, Г.



              32. 12. Укажите слова с частицей НЕ.

              33. Он (н…)(1) разу (н…)(2) изменил себе. Как бы то (н…)(3) было, а осень мне очень нравится. Куда он только (н…)(4) обращался!

              34. 1. 1, 2. 2. 2, 3. 3. 3, 4. 4. 2, 4.



              35. 13. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (Взлётно)посадочный, (контрольно)измерительный, (пол)метра.

  2. Всё(таки), (жилищно)коммунальный, (нью)йоркский.

  3. (Иссиня)чёрный, (мясо)молочный, (восточно)американский.

  4. (По)английски, (по)пусту, (аграрно)промышленный.



              1. 14. Укажите слитное написание выделенного слова.

              2. 1. (В)заключение выступления.

              3. 2. (В)следствие снегопада.

              4. 3. (Не)взирая на трудности.

              5. 4. Снегу было мало, снежных буранов (то)же.

              6. 1. 1, 2. 2. 3, 4. 3. 1, 2, 3. 4. 2, 3, 4.

              7. 15. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).

  1. Одним из выдающихся поэтов был А. Фет, воспевших красоту природы.

  2. Автор надеялся опубликовать и познакомить с поэмой читающую публику.

  3. Все, кто были на спектакле, остались довольны.

  4. Анализируя состав слова, укажите его морфемы.



              1. 16. Укажите предложение, в котором не нарушены формы слов.

  1. Сюжет рассказа интересный во многих отношениях.

              1. /

  1. Красоты природы открылись перед нами.

  2. Нам предстояло пробежать по два и более километра.

  3. В споре Базарова с Павлом Петровичем мы узнаём его убеждения.



              1. 17. В каком слове ударение указано верно?

                            1. 1. Щиколотка (3-й слог).

                            2. 2. Иконопись (1-й слог).

                            1. 3. Танцовщик (3-й слог).

                            2. 4. Каталог (2-й слог).



              2. 18. В каком варианте ответа правильно указаны знаки препинания?

              3. Весь день хотелось пить (1) и Гуров часто заходил в павильон (2) и предлагал Анне Сергеевне воды с сиропом.

              4. 1. Перед 1 и 2 союзом И запятая не ставится.

              5. 2. Перед 1 союзом И запятая ставится, перед 2 – не ставится.

              6. 3. Перед 1 и 2 союзом И запятая ставится.

              7. 4. Перед 1 союзом И запятая не ставится, перед 2 – ставится.



              8. 19. В каком предложении не нужны запятые?

              9. 1. В это время из толпы народа вижу выступил мой Савельич.

              10. 2. Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились.

              11. 3. Ты царевич мой спаситель, мой могучий избавитель.

              12. 4. Там за седыми горами тёмный нахмурился лес.



              13. 20. Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

              14. А. Мы воспринимаем М.Ю. Лермонтова как преемника А.С.Пушкина.

              15. Б. Нева металась как больной в своей постели беспокойной.

              16. В. Как истинный француз в кармане Трике привёз куплет Татьяне.

              17. Г. Все красавцы удалые, великаны молодые, все равны как на подбор.

              18. 1. А, Б. 2. В, Г. 3. Б, В. 4. Б, Г.



              19. 21. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.

              20. А. Шарик-пёс обладал каким-то секретом покорять сердца людей.

              21. Б. Костя, мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором.

              22. В. Я несмотря на боль в ноге решил ехать на берег.

              23. Г. Там стены, воздух, всё приятно.

              24. 1. А, В. 2. Б, Г. 3. В, Г. 4. А, Г.



              25. 22. Укажите предложения, в которых на месте вопросительного знака (?) нужна запятая.

              26. А. Душа матроса сжилась с бурями и битвами, и (?) выброшенный на берег, он скучает и томится.

              27. Б. Я тебе ничего не скажу (?) и тебя не встревожу ничуть.

              28. В. Федька всунул книги за пазуху, чтоб не промокли (?) и ушёл.

              29. Г. А в переулках пахнет морем (?) и поют фабричные гудки.

              30. 1. А, В. 2. Б, В. 3. А, Б. 4. В, Г.



              31. 23. Укажите цифрой количество грамматических основ.

              32. Стволы сосен покрыты тёмно-красной корой, которая как бы потрескалась, благодаря чему видно, как она могуча и толста.



              33. 24. Сколько запятых нужно поставить в предложении?

              34. Когда половой всё ещё разбирал по складам записку сам Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город которым был как казалось удовлетворён ибо нашёл что город никак не уступал другим губернским городам.

              35. 1. Три. 2. Четыре. 3. Пять. 4. Шесть.



              36. 25. В каком варианте ответа правильно указаны знаки препинания?

              37. 1). Чичиков посмотрел рукав новёшенький фрак был весь испорчен.

              38. 2). Просился на Кавказ отказали.

              39. 3). Хвалы приманчивы как их не пожелать?



  1. В 1, 2, 3 – тире.

  2. В 1, 2 –тире, в 3 – двоеточие.

  3. В 1 – двоеточие, во 2, 3 – тире.

  4. В 1, 2 – двоеточие, в 3 – тире.



              1. 26. Прямая речь оформлена неправильно в предложении:

              2. 1. “Мне кажется, вы затрудняетесь?” – заметил Чичиков.

              3. 2. “О, будьте уверены! – отвечал Манилов, – я с вами расстаюсь только на два дня”.

              4. 3. Собакевич с первого раза наступил ему на ногу, сказавши: “Прошу прощения”.

              5. 4. Приказчик сказал: “Слушаю!” – и ушёл.



              6. Прочитайте фрагмент из произведения Н.В. Гоголя, выполните задания.



              7. О чём бы разговор ни был, он [Чичиков] всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведённого казённою палатою, – он показал, что ему не безызвестны и судебные проделки; было ли рассуждение о биллиардной игре – и в биллиардной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо…, об выделке горячего вина, и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках – и о них он судил так, как будто он сам был и чиновником, и надсмотрщиком.



              8. 27. Что хотел автор отметить в этом фрагменте?

  1. Любознательность Чичикова.

  2. Осведомлённость во многих вопросах.

  3. Неопределённость его истинных интересов.

  4. Здравый смысл, практичность.



              1. 28. Выпишите из текста в бланк ответов 5 – 6 синонимов.



              2. 29. Выпишите фразеологизмы, объясните их лексическое значение.



              3. 30. Определите тип речи.

  1. Повествование, описание.

  2. Рассуждение, описание.

  3. Повествование, рассуждение.



              1. Прочитайте фрагмент. Выполните задания.

              2. 1) Понятие счастья для русской классической литературы было внутренней движущей силой. 2) Достоевский видел счастье в очищении души. 3) Толстой – в полноте и естественности чувства. 4) Короленко – в благородстве натуры.



              3. 31. Определите стиль речи.

  1. Художественный. 3. Публицистический.

  2. Официально-деловой.



              1. 32. Выпишите 3-4 словосочетания, характерных для этого стиля.



              2. 33. Выпишите 1-2 слова, в которых звуков меньше, чем букв.



              3. 34. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

    1. оказывает знаки внимания;

    2. делать почести;

    3. поступать согласно приказу;

    4. должность заведующего библиотекой.



              1. 35. Составьте предложения: одно со словом эффектный, другое со словом эффективный.



















              2. Тест по русскому языку.

              3. 10 класс.

              4. II вариант.



              5. Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 1 - 4.

                            1. А. Заросшая мхом, заваленная деревьями, вода в ней казалось была чёрная, словно дёготь.

                            2. Б. Мы шли по чернолесью, сухие горушки то и дело перемежались топкими болотцами.

                            3. В. Где-то невдалеке отсюда она ныряла под землю и километра два текла под землёй, а потом опять появлялась наверху.

                            4. Г. Вот и чёрная речка.





              6. 1.В каком порядке должны следовать эти предложения, чтобы получился текст?

              7. 1. Г, А, Б, В.

              8. 2. Б, А, Г, В.

              9. 3. Б, Г, В, А.

              10. 4. Б, Г, А, В.



              11. 2. Найдите ошибочное утверждение о помещённых в рамку предложениях.
                1. Предложение А – простое, двусоставное, осложнённое.

  1. Предложение Б – бессоюзное сложное.

  1. Предложение В – сложное, с сочинением и подчинением.

  2. Предложение Г – простое, односоставное, назывное.



  1. У какого слова неправильно определены грамматические признаки?

              1. 1. Заросшая (вода) – причастие ж.р., им.п., ед.ч.

  1. Отсюда – наречие места.

              1. 3. Казалось – глагол в форме прош. вр., ед.ч., ср. рода.

              2. 4. Потом – союз.



              3. 4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

              4. 1. А. 2. Б. 3. В. 4. Г.



              5. 5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, не проверяемая ударением?

              6. 1. К…вычки, …ктивный, задр…жать.

              7. 2. Д…сант, п…рад, прив…дение.

              8. 3. Без…лаберный, д…говор, гр…мадный.

              9. 4. Б…гровый, автор…тет, тр…нировка.



              10. 6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

              11. 1. Бе…жалостный, не…говорчивый, не…дешний.

              12. 2. Пр…успевать, пр…одоление, пр…увеличить.

              13. 3. Пр…дедушка, р…спись, п…дцепить.

              14. 4. Пед…нститут, без…скусный, без…нициативный.

              15. 7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

              16. 1. Ад…ютант, из…еденный, в…южный.

              17. 2. Ил…люзии, прос…ба, бан…тик.

              18. 3. Ш…пот, нипоч…м, увлеч…н.

              19. 4. Синиц…н, ц…стерна, лекц…я.



              20. 8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

              21. 1. На пахнущ…й полын… .

              22. 2. С прорастающ…м семен…м.

              23. 3. О свершивш…мся несчасть… .

              24. 4. О приближающ…мся извержени… .



              25. 9. Укажите глаголы I спряжения.

              26. Дарёному коню в зубы не смотр…т(1).

              27. От добра добра не ищ…т(2).

              28. Как постел…шься(3), так и высп…шься(4).

              29. 1. 1 и 2. 2. 2 и 3. 3. 3 и 4. 4. 2 и 4.



              30. 10. В каких словах пропущена буква Е?

                            1. А. Выздоров…в.

                            2. Б. Обид…вший.

                            1. В. Устанавл…вать.

                            2. Г. Досто…н.

              31. 1. А, Б. 2. В, Г. 3. Б, В. 4. Б, Г.



              32. 11. В каком слове пишется -Н-?

                            1. А. Глядеть испуга…о.

                            2. Б. Болезнь запуще…а.

                            1. В. Топлё…ое молоко.

                            2. Г. Нежда…ые гости.

              33. 1. А, Б. 2. Б, В. 3. В, Г. 4. Б, Г.



              34. 12. Укажите слова с частицей НЕ.

              35. Он отправился к себе и уснул как (н…)(1) в чём (н…)(2) бывало. Я решил сойти на берег, чего бы это (н…)(3) стоило. На охоту он ходил (н…)(4) один.

              36. 1. 1, 2. 2. 3, 4. 3. 2, 4. 4. 1, 3.



              37. 13. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (Взаимно)обусловленный, (технико-экономический), (видео)кассета.

  2. (Горно)лыжный, (теле)антенна, (молочно)белый.

  3. (Пол)листа, (по)детски, (бутылочно)зелёный.

  4. (Всемирно)исторический, как(будто), (латино)американский.



              1. 14. Укажите раздельное написание выделенного слова.

              2. 1. Встретиться (в)последствии.

              3. 2. Что(бы) ни случилось, я вернусь.

              4. 3. Работать, (не)смотря на трудности.

              5. 4. Рассказал то(же) самое.

              6. 1. 1, 2. 2. 3, 4. 3. 2, 4. 4. 2, 3.

              7. 15. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).

  1. Услышав длинный гудок, набирается номер абонента.

  2. Художники любуются и одухотворяют природу.

  3. Н. Гоголя тревожит проникновение в общество Чичиковых, несущих принципы безнравственности.

  4. Он считал, что будто бы мы его неправильно поняли.



              1. 16. Укажите предложение, в котором не нарушены формы слов.

  1. Облака окрасились в жёлто-красные тоны.

  2. Скоро был получен заказной бандероль.

  3. Августовские ночи на Кавказе как-то особенно тёплые.

  4. По обеим сторонам проспекта высажены деревья.



              1. 17. В каком слове ударение указано верно?

                            1. 1. Донельзя (2-й слог).

                            2. 2. Ходатайство (3-й слог).

                            1. 3. Премировать (2-й слог).

                            2. 4. Хвоя (2-й слог).



              2. 18. В каком варианте ответа правильно указаны знаки препинания?

              3. Она торопилась (1) и потому расспросы (2) и разговоры пришлось отложить до вечера.

              4. 1. Перед 1 и 2 союзом И запятая ставится.

              5. 2. Перед 1 и 2 союзом И запятая не ставится.

              6. 3. Перед 1 союзом И запятая ставится, перед 2 – не ставится.

              7. 4. Перед 1 союзом И запятая не ставится, перед 2 – ставится.



              8. 19. В каком предложении не нужна запятая?

              9. 1. Через час слева показались полузатопленные водой кусты.

              10. 2. Зрелище бедствий народных невыносимо мой друг!

              11. 3. Этот вопрос казалось затруднил гостя.

              12. 4. Вера, смотри, будь осторожна.



              13. 20. Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

              14. А. Луна как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела.

              15. Б. Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра.

              16. В. Всё дерево как большой зелёный ковёр.

              17. Г. Базаров как человек замечательно умный не встречал себе равного.

              18. 1. А, Б. 2. А, Г. 3. Б, В. 4. В, Г.



              19. 21. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.

              20. А. Шёл солдат, слуга Отчизны, шёл солдат во имя жизни.

              21. Б. В саду кроме меня почти никто не бывал.

              22. В. Солнце вешнее, нивы здешние, всё тебе отдать бы рад.

              23. Г. Лунный ясный свет был прекрасен.

              24. 1. А, Б. 2. В, Г. 3. Б, В. 4. А, Г.



              25. 22. Укажите предложения, в которых на месте вопросительного знака (?)запятая не нужна.

              26. А. Сквозь дождь лучило солнце (?) и раскидывалась радуга от края до края.

              27. Б. Я не зажигал огня (?) и незаметно отдавался тяжёлым впечатлениям молчания и мрака.

              28. В. Петя повернулся, чтобы бежать (?) и вдруг похолодел от ужаса.

              29. Г. Мать убрала посуду и (?) выйдя из кухни, осторожно подошла к нему.

              30. 1. Б, В. 2. А, В. 3. А, Б. 4. В, Г.



              31. 23. Укажите цифрой количество грамматических основ.

              32. Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать.



              33. 24. Сколько запятых нужно поставить в предложении.

              34. Во многих гостиных стали говорить что конечно Чичиков не первый красавец но зато таков как следует быть мужчине что будь он немного толще или полнее уж это было бы нехорошо.

              35. 1. Четыре. 2. Пять. 3. Шесть. 4. Семь.



              36. 25. В каком варианте ответа правильно указаны знаки препинания?

              37. 1). Раз солгал навек лгуном остался.

              38. 2). Страшная мысль мелькнула в уме моём я вообразил её в руках разбойников.

              39. 3). В доме мало-помалу нарушалась тишина в одном углу скрипнула дверь, послышались чьи-то шаги, на сеновале кто-то чихнул.



  1. В 1, 2 – тире, в 3 – двоеточие.

  2. В 1 – тире, во 2, 3 – двоеточие.

  3. В 1, 2 – двоеточие, в 3 – тире.

  4. В 1, 3 – тире, во 2 – двоеточие.



              1. 26. Прямая речь оформлена неправильно в предложении:

              2. 1. “Душенька, рекомендую тебе, – продолжал Собакевич, – Павел Иванович Чичиков!”

              3. 2. “Ну, теперь мы сами доедем”, – сказал Селифан.

              4. 3. “Вот на этом поле, сказал Ноздрёв, указывая пальцем на поле. – Русаков такая гибель, что земли не видно”.

              5. 4. Но из угрюмых уст слышны были … одни восклицания: “Ну же, ну, ворона! Зевай!” – и больше ничего.



              6. Прочитайте фрагмент из произведения Н.В. Гоголя, выполните задания.

              7. "Эк её, дубинноголовая какая! – сказал про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения. – Пойди ты сладь с нею!" … Тут он, вынувши из кармана платок, начал обтирать пот, выступивший на лбу. Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, всё отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены. Отерши пот, Чичиков решил попробовать, нельзя ли её навести на путь какою-нибудь иною стороною.



              8. 27. Что для автора самое важное в этом фрагменте?

  1. Грубость Чичикова, неуважение к собеседнику.

  2. Характеристика крепколобой Коробочки.

  3. Настойчивость Чичикова в достижении цели.

  4. Неумение Чичикова правильно общаться с собеседником.



              1. 28. Выпишите из текста в бланк ответов 2 – 4 синонима.



              2. 29. Выпишите фразеологизмы, объясните их лексическое значение.



              3. 30. Определите тип речи.

  1. Описание, повествование.

  2. Рассуждение, повествование.

  3. Описание, рассуждение.



              1. Прочитайте фрагмент. Выполните задания.

              2. 1) Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. 2) Народ Российской Федерации осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3) Высшим выражением непосредственной власти народа является референдум и свободные выборы. 4) Никто не может присваивать власть Российской Федерации.



              3. 31. Определите стиль речи.

  1. Научный (научно-популярный). 3. Официально-деловой.

  2. Публицистический.



              1. 32. Выпишите 3-4 словосочетания, характерных для этого стиля.



              2. 33. Выпишите 1-2 слова, в которых звуков больше, чем букв.



              3. 34. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

      1. вопреки указанию директора;

      2. для него характерна честность;

      3. произвёл острое впечатление;

      4. уделять внимание грамотности.



              1. 35. Составьте предложения: одно со словом реальный, другое со словом реалистический.




1   2   3   4   5   6   7