Малые фольклорные жанры
в формировании первооснов нравственной и художественной
культуры дошкольников.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре». Выбор данной темы не случаен. Он порождён противоречиями
- между необходимостью введения более эффективных форм и методов работы и недостаточностью методических разработок по данной теме;
- между возможностью ребёнка к более глубокому познанию народного наследия и узким применением фольклорного материала в учебном процессе.
Каждый народ имеет свою национальную культуру. Национальная культура находится в гармонии с национальным характером. Родная культура входит в сознание человека так, как гены отца и матери входят в его тело, - на правах порождающего начала. Целостность этических и эстетических идеалов, системы ценностей и модели поведения очень важны для формирования личности ребёнка именно в дошкольном возрасте, когда всё впитывается не на уровне знания, а на уровне образа жизни. Таким образом, с помощью изучения малых фольклорных жанров у детей начинают складываться чувства, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его жизни Как ни горько отмечать, забываются фольклор, старинное песенное искусство, народные костюмы со своеобразием их орнамента, национальные традиции. А самое главное – оскудевает родной язык, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу произведения устного народного творчества используют очень мало. К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают всё меньше обрядов, забывают песни, в наши дни это становится ещё актуальнее.
М. Горький говорил: « Начало искусства слова – в фольклоре». Но в последнее время интерес к фольклору возрастает. . К нам постепенно возвращается национальная память: жизнь, радость, страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины. Мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «сувенирное», а повседневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия фольклор гармонично входит в жизнь ребёнка, украшая и одухотворяя её.
Народное поэтическое слово – оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлое, поступь настоящего и будущее. И звучат из поколения в поколение колыбельные песни, сказки, потешки, подговорки, басенки. Пользу их доказывать не приходится. Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты.
Народное поэтическое слово, предназначенное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум. Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений, они пронизаны светом любви к ребёнку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для маленьких – народная дидактика, школа материнства.
Педагог детского сада имеет большие возможности для воспитания детей в духе родной культуры, потому что он именно живет вместе с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив её. В наше время возникает потребность в воспитании и развитии детей через малые фольклорные жанры, что поможет воспитать и развить новое поколение в любви и уважении к ним, понять их ценность, сформировать чувства эмоциональной близости с устным народным творчеством, умение видеть его красоту. Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком. Для осуществления поставленной цели можно использовать программу “ Приобщение детей к истокам народной культуры» Князевой О. Л., Маханёвой М. Д. Нравственное воспитание является самым главным и приоритетным в воспитательном процессе, в силу того, что это самый благодатный возраст для формирования нравственности у детей дошкольного возраста. Люди создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий систему поведения, общения, социальных взаимоотношений. Поэтому необходимо воспитывать нравственное поведение у детей, обращаясь к уникальным образцам нравственности, в том числе к образцам нравственности героев фольклорных сказок. В сказках, как и в современном обществе, существует определенный набор норм поведения и правил, которые составляют нравственное воспитание. Под нравственными нормами и правилами поведения понимаются идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Так, в сказках главным героям позволено одно, но при этом запрещено другое. В разнообразных ситуациях нравственные нормы и правила определяют социально одобряемые способы поведения как взрослых, так и детей. Нравственное воспитание определяет то, как нужно относиться к родителям, сверстникам, друзьям. К сожалению, не всегда люди ведут себя в соответствии с нормами поведения и поэтому необходимо объяснить ребенку, что хорошие люди хорошо ведут себя и совершают добрые дела, хорошие поступки, и все любят этих людей. Плохие же люди ведут себя плохо, причиняют другим боль и совершает гадкие поступки. Таких людей не любят и не хотят с ними дружить. В этой связи, фольклорные произведения играют большую роль в формировании нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Советую использовать такие формы и методы, как: анализ литературы, комплексный метод диагностики, эксперимент, анкеты для родителей. А так же проведение викторин, различных посиделок, развлечений, досугов. Дидактические игры, подвижные игры, игры-драматизации, сказки, загадки, потешки, развивают устную речь ребёнка, влияют на его духовное развитие, фантазию, учат определённым нравственным нормам, способствуют умению логично рассуждать и делать выводы. Непременным условием результативности в воспитании и развитии дошкольников через малые фольклорные жанры является использование бесед о старине, чтение художественной народной литературы с обсуждением, экскурсий в музей.
Для создания атмосферы заинтересованности и включённости детей можно создать уголок в группе в виде « избы», где поместить предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских народных сказках: коромысло, кувшины, самовар и т. д.
Дети обязательно станут отзывчивее, эмоциональнее, великодушнее. В их маленьких душах загорится искра духовного творческого патриотизма, которая будет разгораться и позволит в дальнейшем назвать им себя сынами и дочерьми своей Родины.
Опыт проводимой работы дал основание сделать вывод, что фольклорный материал при умелом педагогическом использовании может:
Научить ребят чувствовать красоту окружающего мира, видеть прекрасное в привычном;
Сформировать у детей познавательные способности, умение логически мыслить, делать несложные выводы и умозаключения;
Развивать эстетические чувства через наблюдение;
Обогатить словарный запас детей, сделать их речь образной, выразительной.
Я пришла к выводу, что,
во-первых, каждый воспитатель имеет неисчерпаемые возможности для раннего приобщения детей к фольклору, и каждый ребёнок является, в свою очередь, «благодатной почвой» для такого приобщения;
во-вторых, необходима преемственная связь в работе детского сада и школы;
в-третьих, должно осуществляться действенное сотрудничество семьи и сада. В работе по приобщению детей к русскому фольклору, знакомству с народными традициями не преодолены существенные трудности, среди которых я бы отметила в первую очередь следующие:
- опыт работы с детьми нивелируется во взаимоотношениях в семье, семья не всегда выступает нашим помощником;
- опыт работы детского сада слабо изучается и мало используется в школе. « Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», так писал академик Д. С. Лихачёв. Жизнь диктует нам, чтобы дети с самого раннего детства приобщались к истокам национальной культуры, знали традиции и обычаи родного народа. Только тогда мы сможем вырастить патриотов, любящих и ценящих свою Родину «…с названьем кратким Русь». |