|
Коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе для детей с онр Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе для детей с ОНР определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы). Воспитатель совместно с логопедом учавствует в исправлении у детей речевого нарушения, а также процессов, тесно связанных с ним, и кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада. Однако необходимо учитывать, что коррекционно-воспитательное направление является наиболее значимым, ведущим, а общеобразовательное – подчиненным.
Основополагающими документами, которые я использую в своей работе, являются:
- Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М., 2008г.
- Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Н.В.Нищева – М., Просвещение, 2007г.
К необходимости логопедизации всего педагогического процесса привели особенности детей данной группы, а именно: усугубляющиеся отклонения в нервно-психической сфере, познавательной деятельности, поведении детей, развитии общей и артикуляционной моторики, развитии лексики, формировании грамматического строя, звуко-слоговой структуры наряду с грубым нарушением звукопроизношения, с недоразвитием фонематического слуха.
Коррекционная работа в логопедической группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль во всем педагогическом процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.
К коррекционным целям, стоящим перед воспитателем логогруппы, относятся:
Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
Целенаправленная активизация отработанной лексики.
Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
Формирование связной речи.
Закрепление навыков чтения и письма.
Остановлюсь подробнее на основных направлениях коррекционной работы воспитателя, осуществляемой под руководством логопеда:
Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой)
выполняется в течении дня 3-5 раз.
Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за аналогичной работой логопеда. Она осуществляется с самого начала обучения, когда логопед подбирает индивидуально для каждого ребенка артикуляционные упражнения в зависимости от сложности дефекта. Каждодневные упражнения выполняются и со всей группой в течении 3-5 минут. Их можно проводить перед дневным сном, перед завтраком, обедом, полдником. Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей.
Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
Во время НОД логопед и воспитатель для этой цели могут использовать физкультминутки, сочетая пальцевые движения с речевым сопровождением в стихотворной форме.
Вне НОД воспитатель может предложить детям составить фигурки из палочек, собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы и т.п.
Вечерняя индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда,
закрепляющая звукопроизношение.
Логопед ежедневно планирует для воспитателя вечернюю логопедическую работу с отдельными детьми сразу же после дневного сна. Эти задания записываются в специальную тетрадь, где воспитатель в конце выполнения задания заполняет графу учета. Такая тетрадь заполняется ежедневно.
Кроме того, логопед передает в группу заполненные им тетради тех детей, с которыми он занимался утром. Содержание этих тетрадей определено программой:
а) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
в) упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;
г) повторение лексико-грамматических упражнений;
д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
Воспитатель не должен упустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же от ребенка.
НОД проводится в соответствии с календарным планом логопедической работы.
Отличительной особенностью НОД воспитателя в логогруппе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и специальные коррекционно-логопедические задачи, непосредственно связанные с темой НОД.
Требования к НОД, проводимой логопедом, полностью распространяются на все реализуемые образовательные области, которые проводит воспитатель:
а) цель и тема НОД пронизывает все этапы, все виды работы;
б) максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалом;
в) сочетание учебных и игровых форм;
г) наглядность в зависимости от возраста детей, этапа работы, содержания материала;
д) систематическая работа над развитием внимания, памяти, мышления.
е) постоянный звуко-слоговой анализ и синтез;
ж) развитие связной речи по нарастающей сложности от простого к сложному, детально прорабатывая каждую лексическую тему.
5. Активизация словарного запаса детей в процессе режимных моментов.
Работая с детьми в продолжении всего дня, в отличии от логопеда, воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.
Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголке природы, на прогулке, игровом уголке и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса детей. Однако не вся словарная работа должна осуществляться воспитателем. Ему следует ограничится лишь обиходно-бытовой лексикой.
6. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.
Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только во время НОД, но и на протяжении всех режимных моментов. Манеры исправления ошибок в речи детей вне НОД и во время НОД отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности лучше исправить ошибку незаметно для остальных. В ходе НОД ошибки должны фиксироваться и исправляться воспитателем по ходу ответа ребенком.
7. Работа с родителями.
Эта работа осуществляется воспитателем в значительно большем объеме, чем логопедом, т.к. логопед видится с родителями эпизодически (на собраниях, при сборе анамнестических данных, показе индивидуального занятия, во время консультаций). Поэтому помимо работы, выполняемой в массовом детском саду, воспитатель осуществляет и специфические формы работы с родителями.
Одной из форм работы с родителями является объяснение задания логопеда, записанного в индивидуальной тетради ребенка. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура), названия некоторых звуков, принцип выполнения задания (например, составить схему). Особенно тщательная такая работа проводится в самом начале обучения, когда родителям все внове: и тетради, и необходимость дома «делать уроки», и масса специальных терминов и понятий.
Очень важно воспитателю следить за тем, чтобы родители забирали тетради домой, приносили их обратно, по заданию логопеда занимались с детьми дома. Важно убеждать родителей в необходимости закрепления того материала, который записан в тетради, т.к. без овладения этими знаниями и навыками невозможно продвигаться дальше в обучении.
Таким образом, если в коррекционно-воспитательной работе ведущая роль принадлежит логопеду, а воспитатель является его активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач их роли меняются.
Общеобразовательные задачи включают в себя:
- обучение во время НОД по всем разделам программы массового детского сада;
- воспитательную работу в соответствии с программой массового детского сада;
- работу с родителями.
Эти задачи осуществляются воспитателем относительно самостоятельно, но и здесь необходимы рабочий контакт с логопедом и некоторая его помощь.
Только тесное взаимодействие логопеда и воспитателя – единственный путь к успеху коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе.
Список литературы:
1. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М., 2008г.
2. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Н.В.Нищева – М., Просвещение, 2007г.
3. Логопедическая работа в специальном детском саду. Т.Б.Филичева,
Н.А. Чевелева – М.,Просвещение, 1987г.
4. Логопедия/Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1997. |
|
|