|
Программа «От мысли к слову» Конспект совместной деятельности
по развитию познавательных способностей
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
(Игровой комплекс №78 Программа «От мысли к слову»)
Составлен педагогом-психологом ГБДОУ д/с №196 Грудановой Т.Н.
Цель.
Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения развития речи, в условиях детского сада.
Задачи:
Совершенствование восприятия
Развитие внимания (концентрация, переключение, распределение)
Тренировка памяти (зрительная, слуховая, моторная)
Формирование операций мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)
Развитие воображения
Ход.
Приветствие [2].
Дети, передавая друг другу «волшебную палочку говорения», называют ласковым именем рядом стоящего (например, Танюша, Танечка, Аленушка, Димуля и т. д.). При этом надо посмотреть в глаза партнеру справа и сказать ему что-то хорошее. Необходимо обратить внимание детей на ласковую интонацию. Слушающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он говорит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
1. «Что одинаковое?»
Картинки с изображением снеговиков размещены на доске. Задание: найти в картинках общее.
2. «Кто спрятался в картинке?»
Картинка размещена на доске. Психолог предлагает детям посмотреть и назвать, кто спрятался в картинке. (Картинка по выбору психолога, либо см. приложение.)
3. «Говори наоборот».
Задание: назвать противоположные по значению слова: толстый — тонкий, пустой — полный, легкий — тяжелый, чистый — грязный, горячий — холодный, здоровый — больной.
4. «Четвертый лишний?»
Психолог называет группы предметов, а дети называют, что, по их мнению, лишнее в этой группе.
1-я группа: щука, карась, окунь, ерш, рак.
2-я группа: воробей, гусь, ворона, синица, аист.
3-я группа: повар, шофер, электрик, дедушка, врач.
4-я группа: тигр, медведь, слон, бегемот, жираф.
5. «Запомни картинки».
Картинки (8—10) с изображением зимней и летней одежды размещены на доске. Задание: сгруппировать картинки; назвать картинки по группам; назвать все картинки, которые запомнили.
6. Игра «Танграм»
У каждого из детей набор фигур к игре «Танграм» и образец «Чайник» с частичным расчленением. Задание: выложить фигуру, глядя на образец.
7. Игра «Крутые виражи».
Задание: вначале обвести трафарет простым карандашом; провести вдоль обведенной линии зеленым, красным, синим карандашом.
8. «Добавь рифму».
Задание: послушать стихотворение и добавить слово, которое подходит по смыслу и рифме.
Хитрый след плести стараясь, Голосок твой так хорош,
По сугробам прыгал... {заяц). Очень сладко ты... (поешь). Лежебока рыжий кот
Отлежал себе... (живот).
9. «Какие картинки запомнили?» (см. задание 5)
Психолог предлагает детям вспомнить и назвать предметы одежды, которые запомнили.
10. «Мыши»
Психолог предлагает детям послушать стихотворение и выполнить движения:
Раз, два, три, четыре, Хлопки в ладоши.
Мышки дернули за гири. Подскоки на месте. Тут раздался страшный звон — Наклоны в стороны.
Убежали мышки вон. Бег на месте Ритуал прощания
Резюмирование.
Цель: обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся.
Психолог подводит итоги занятия, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.
Психолог говорит: «А сейчас мы с вами соберем все важное, что было сегодня на занятии, и построим из ладошек большую «пирамиду», которая будет вас радовать и поддерживать, когда вам будет трудно».
Дети протягивают руки в круг и кладут последовательно ладошки друг на друга. Затем детям предлагается встать в круг, взяться за руки и улыбнуться друг другу и громко сказать: «Всем-всем до свиданья». |
|
|