|
Отмененные полеты кораблей «Союз-12» и «Союз-13» к орбитальной станции «Салют» (ДОС-1) В 1969 году в Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) под руководством В. П. Мишина на основе орбитальной пилотируемой станции (ОПС) «Алмаз», которая с 1965 года разрабатывалась Центральным конструкторским бюро машиностроения (ЦКБМ), возглавляемым В. Н. Челомеем, стала создаваться долговременная орбитальная станция (ДОС).
Тогда же для полетов на эту станцию в ЦПК была сформирована группа космонавтов. В 1970 году из космонавтов этой группы были сформированы первые три экипажа, которые приступили к непосредственной подготовке к полетам на ДОС. Для доставки экипажей на станцию на базе орбитального корабля «Союз» типа «7К-ОК» (11Ф615) была разработана транспортная модификация корабля - «7К-Т» (11Ф615А8), рассчитанная на трех космонавтов без скафандров. На третье кресло в кабине корабля «Союз» претендовали как военные инженеры отряда космонавтов ВВС, так и гражданские инженеры отряда космонавтов ЦКБЭМ. Возникшее разногласие между отрядами космонавтов удалось разрешить компромиссом - военные и гражданские инженеры в экипажах должны были чередоваться. В соответствии с этим решением и были сформированы экипажи на ДОС-1. Первый экипаж: Георгий Степанович Шонин, Алексей Станиславович Елисеев, Николай Николаевич Рукавишников. Второй экипаж: Алексей Архипович Леонов, Валерий Николаевич Кубасов, Петр Иванович Колодин. Третий экипаж: Владимир Александрович Шаталов, Владислав Николаевич Волков, Виктор Иванович Пацаев. Несколько позже подготовку к полету на ДОС-1 начал еще один, четвертый по счету экипаж в составе Георгия Тимофеевича Добровольского, Виталия Ивановича Севастьянова и, назначенного третьим членом экипажа, Анатолия Федоровича Воронова. В марте 1971 года в экипажах произошли изменения. Из первого экипажа был выведен командир Шонин и его заменил Шаталов из третьего экипажа. В третий экипаж был назначен Добровольский, в четвертый - Губарев.
19 апреля 1971 года ДОС-1 была выведена на орбиту, получив название «Салют». 23 апреля на корабле «Союз-10» к ней стартовал первый экипаж в составе Шаталова, Елисеева и Рукавишникова. Во время стыковки со станцией был поврежден стыковочный узел корабля. Из-за неполного стягивания космических аппаратов не была обеспечена герметичность стыка. В такой ситуации переход космонавтов на борт станции был невозможен. Экипаж получил указание отстыковаться от станции и возвращаться на Землю. Отстыковать корабль от станции космонавтам удалось лишь через несколько витков. К счастью, при этом стыковочный узел станции остался не поврежденным. Программа полета первой экспедиции на станции «Салют» экипажем Шаталова выполнена не была. Для выполнения этой программы стали готовиться дублеры «невезучего» экипажа «Союза-10» - Леонов, Кубасов, Колодин. Теперь уже они должны были прибыть на станцию в качестве первой экспедиции на корабле «Союз-11». В дублирующем экипаже для этого полета подготовку проходили Добровольский, Волков и Пацаев. В конце мая подготовка была окончена и экипажи вылетели на космодром Байконур. За три дня до старта медики обнаружили у Кубасова затемнение в легких и отстранили его от полета в связи с подозрением на заболевание туберкулезом. После этого рассматривалось предложение о включении в экипаж Леонова в качестве бортинженера Владислава Волкова из дублирующего экипажа. Но Леонов считал, что хотя Волков и был дублером, но к полету он не готов, и не хотел лететь с ним в одном экипаже. На заседании Госкомиссии за 10 часов до старта было объявлено, что экипаж Леонова от полета отстраняется, для полета на КК «Союз-11» назначается экипаж - Добровольский, Волков, Пацаев.
6 июня корабль «Союз-11» стартовал в космос. Космонавты успешно состыковались со станцией и приступили к выполнению программы полета. Вскоре после запуска «Союза-11» при повторном, более углубленном медицинском обследовании Валерия Кубасова претензии медиков к нему были сняты. Он был восстановлен в экипаже и допущен к предполетным тренировкам. Космонавты Леонов, Кубасов и Колодин начали подготовку к полету на станцию «Салют» на следующем корабле «Союз-12». Запуск корабля мог состояться в июле-августе 1971 года. В качестве дублирующего экипажа для этого полета тренировались Губарев, Севастьянов и Воронов. 29 июня 1971 года во время посадки корабля «Союз-11» на Землю произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Космонавты Добровольский, Волков, Пацаев погибли.
Для расследования причины гибели экипажа «Союза-11» была образована комиссия. Тем не менее, подготовка к следующему полету на станцию экипажей Леонова и Губарева продолжалась. В сентябре 1971 года состоялось заключительное заседание комиссии, на котором присутствовали и космонавты. Выступивший, на заседании Леонов сказал, что его экипаж готов лететь на станцию. Но комиссия приняла иное решение - полеты временно прекратить и провести доработку корабля «Союз». В дальнейшем космонавты должны были совершать полеты в скафандрах, в связи с чем в корабле «Союз» могли разместиться уже только два космонавта. Таким образом, из четырех планировавшихся на ДОС-1 полетов были выполнены только два. Причем, экипаж корабля «Союз-10» не выполнил программу полета. Полеты Леонова, Кубасова, Колодина на корабле «Союз-12» и Губарева, Севастьянова и Воронова, которые могли полететь на станцию на корабле «Союз-13» в августе-сентябре 1971 года, были отменены. Учитывая, что корабль «Союз» после доработки будет двухместным, из экипажей Леонова и Губарева были выведены Колодин и Воронов. С 29 июня станция «Салют» совершала полет в автоматическом режиме. 11 октября 1971 года она сошла с орбиты и прекратила существование.
Космонавты Георгий Добровольский, Владимир Волков и Виктор Пацаев
Фото орбитальной станции «Салют»
ДОС «Мир» на орбите, сфотографированная 25.06.86 г.
с расстояния 250 м экипажем Л.Кизима и В.Соловьева
Отмененные полеты кораблей «Союз» к орбитальной станции ДОС-2
Для подготовки к полетам на следующую станцию ДОС-2 в конце 1971 года к экипажам Леонов-Кубасов и Губарев-Севастьянов присоединился еще один экипаж: Лазарев-Макаров, а также космонавты Гречко и Климук, которые в тот момент не были в экипажах. Вскоре экипаж Губарева был переформирован и, составы и очередность полетов экипажей на ДОС-2 окончательно сформировались. Первым на ДОС-2 должен был лететь экипаж Леонов-Кубасов на корабле «Союз-12» в августе 1972 года. Затем должны были лететь их дублеры - Лазарев и Макаров. На следующем корабле на станцию должны были прибыть Губарев и Гречко. Последний, четвертый полет на ДОС-2 предстояло совершить Климуку и Севастьянову.
Но ни одного полета на станцию ДОС-2 не состоялось. Все они были отменены из-за того, что станция не вышла на орбиту. 29 июля 1972 года во время выведения произошла авария ракеты-носителя и она была подорвана. Если бы станция тогда вышла на орбиту она получила бы название «Салют-2». Но этого не произошло. «Салютом-2» стала ОПС-1 «Алмаз», запущенная 3 апреля 1973 года.
Отмененные полеты кораблей «СОЮЗ» к орбитальной станции ДОС-3
После неудачи со станцией ДОС-2 в ЦКБЭМ срочно стали готовить к запуску следующую станцию ДОС-3. Все экипажи, готовившиеся на ДОС-2, начали подготовку к полетам уже на эту станцию.
11 мая 1973 года станция была выведена на орбиту. На первых же витках на станции вышла из строя система ориентации, в связи с чем эксплуатировать ее в пилотируемом режиме не представлялось возможным. По этой причине станция не получила названия «Салют-3», а была названа «Космосом-557». Долгое время руководство Советского Союза скрывало тот факт, что «Космос-557» являлся пилотируемой орбитальной станцией ДОС-3.
Планировавшиеся полеты экипажей на станцию, теперь уже на ДОС-3,были вновь отменены. Если бы станция не вышла из строя, то первыми к ней должны были стартовать Леонов и Кубасов на корабле, который опять же получил бы обозначение «Союз-12». Старт должен был состояться в конце мая 1973 года. Затем на станцию должны были лететь остальные три экипажа в тех же составах и очередности, что и на станцию ДОС-2.
Но все эти полеты были отменены, а экипажи переведены на другие программы. В частности, экипаж Леонова начал готовиться по программе советско-американского полета «ЭПАС». Остальные экипажи начали подготовку к автономным орбитальным полетам, впоследствии реализованным на кораблях «Союз-12» и «Союз-13».
Отмененные полеты кораблей «Союз» к орбитальной станции
«Салют-2» (ОПС-1 «Алмаз»)
В январе 1973 года первая орбитальная пилотируемая станция (ОПС) «Алмаз» военного назначения, была доставлена на космодром Байконур для предстартовой подготовки.3 апреля 1973 года станция была выведена на орбиту, получив название «Салют-2».
К этому времени уже закончилась подготовка трех экипажей, которые должны были работать на борту станции «Алмаз». Первый экипаж: Павел Романович Попович и Юрий Петрович Артюхин. Второй: Геннадий Васильевич Сарафанов и Лев Степанович Демин. Третий: Борис Валентинович Волынов и Виталий Михайлович Жолобов. На станции «Алмаз» (ОПС-1),а также на последующих ОПС-2 и ОПС-3,должны были работать по три экспедиции.
На середину апреля намечался запуск первой экспедиции на станцию «Алмаз» («Салют-2») на транспортном корабле «Союз», который после выведения на орбиту получил бы номер 12. На космодром прибыли и проходили заключительные предстартовые тренировки космонавты основного и дублирующего экипажей. Близился запуск первой экспедиции на первую советскую военную орбитальную станцию.
Но на тринадцатые сутки полета,15 апреля, произошла внезапная разгерметизация отсеков орбитальной станции, затем прекратила поступать телеметрическая информация. Вследствие этого эксплуатировать ОПС-1 «Алмаз» в пилотируемом режиме стало невозможно. Полет корабля «Союз» с космонавтами Поповичем и Артюхиным был отменен за несколько дней до планировавшейся даты запуска, также как и два следующих полета на эту станцию.29 апреля ОПС-1 прекратила свое существование.
Отмененный полет корабля «Союз-16» к орбитальной станции
«Салют-3» (ОПС-2 «Алмаз»)
Экипажи, готовившиеся для полетов на станцию ОПС-1,приступили к подготовке к полетам на следующую станцию ОПС-2,которая была запущена 25 июня 1974 года под названием «Салют-3». С опозданием более чем на год начались пилотируемые полеты по программе «Алмаз».4 июля кораблем «Союз-14» на ОПС-2 был доставлен первый экипаж в составе Поповича и Артюхина, которые были готовы к старту еще в апреле 1973 года.
Следующий второй экипаж на ОПС-2 в составе Сарафанова и Демина был запущен на корабле «Союз-15» 26 августа 1974 года. Но состыковать корабль со станцией экипажу не удалось из-за отказа системы автоматической стыковки «Игла» «Союза-15». Космонавты пытались состыковаться со станцией в ручном режиме, но также безуспешно. При этом во время одной из попыток корабль едва не столкнулся со станцией, что могло привести к серьезным повреждениям как станции, так и в большей степени самого корабля. Через два дня, не выполнив программу полета, космонавты совершили посадку на Землю.
Комиссия, расследовавшая причины сорвавшейся стыковки корабля «Союз-15»,приняла решение провести доработку системы стыковки «Игла», в связи с чем эксплуатацию ОПС-2 в пилотируемом режиме прекратить. Таким образом, полет третьего экипажа на станцию был отменен.
К этому полету в качестве основного экипажа готовились Волынов и Жолобов. В качестве дублирующего: Зудов и Рождественский. Если бы полет не отменили, то он мог состояться в четвертом квартале 1974 года на корабле, который в этом случае получил бы обозначение «Союз-16». Для этого полета уже был выделен и корабль «Союз» (11Ф615А8, N 64), который спустя год, 17 ноября 1975 года, с доработанной системой «Игла» был запущен в беспилотном режиме под названием «Союз-20». 19 ноября он в автоматическом режиме состыковался со станцией «Салют-4» и совершал совместный полет с ней до 16 февраля 1976 года. При этом проводились ресурсные испытания бортовых систем корабля.
24 января 1975 года ОПС-2 прекратила свое существование.
Орбитальная станция «Салют-3»
Воробьев (слева), В. Яздовский, 1973 г. Во время подготовки к полету на корабле «Союз-13»
Отмененный полет корабля «Союз-25» к орбитальной станции «Салют-5» (ОПС-3 «Алмаз»)
Экипаж Волынова, которому не удалось совершить полет на ОПС-2,а также два других экипажа в составе Зудова-Рождественского и Горбатко-Глазкова приступили к тренировкам для полетов на следующую станцию ОПС-3,которая была выведена на орбиту 22 июня 1976 года под названием «Салют-5».
На ее борту работали экипажи кораблей «Союз-21» (Волынов, Жолобов) и «Союз-24» (Горбатко, Глазков), экипажу корабля «Союз-23» (Зудов, Рождественский) со станцией состыковаться не удалось. Так как на станции отработали только две экспедиции, планировалось отправить на станцию еще один дополнительный, четвертый экипаж в качестве третьей экспедиции.
Для этого полета подготовку начали проходить два экипажа. В качестве основного экипажа тренировались Анатолий Николаевич Березовой и Михаил Иванович Лисун, в качестве дублирующего: Владимир Сергеевич Козельский и Владимир Евгеньевич Преображенский. Старт корабля «Союз», который мог получить номер 25,планировался на второй-третий квартал 1977 года.
Но все три корабля («Союз-21, -23,- 24»),выделенные НПО «Энергия» для трех экспедиций на ОПС-3 уже были использованы, а дополнительный четвертый корабль, как выяснилось, мог быть готов к старту лишь к тому времени, когда на станции ОПС-3 для поддержания орбиты были бы израсходованы все запасы бортового топлива. В связи с чем запасов топлива для ориентации станции при стыковке с кораблем «Союз-25» не осталось бы, и это делало невозможным стыковку корабля со станцией.
По этой причине в середине 1977 года было принято решение о прекращении эксплуатации ОПС-3 в пилотируемом режиме и отмене планировавшегося полета по программе третьей экспедиции.
История программы «Алмаз» началась с отмененного первого полета, отмененным полетом она и закончилась. 8 августа 1977 года станция ОПС-3 «Салют-5» после 412-суточного полета вошла в плотные слои атмосферы и прекратила существование над отдаленными районами Тихого океана.
|
|
|