Главная страница


Которых не было



Скачать 451.59 Kb.
НазваниеКоторых не было
страница5/5
Дата11.04.2016
Размер451.59 Kb.
ТипЛитература
1   2   3   4   5

Отмененный полет корабля «Союз ТМ-8» в апреле 1989 года


26 ноября 1988 года в космос стартовал второй советско-французский экипаж в составе Александра Александровича Волкова, Сергея Константиновича Крикалева и Жан-Лу Кретьена на корабле «Союз ТМ-7».Состыковавшись с орбитальным комплексом «Мир», экипаж приступил к совместной работе с космонавтами третьей основной экспедиции комплекса Владимиром Георгиевичем Титовым, Мусой Хирамановичем Манаровым и Валерием Владимировичем Поляковым. Выполнив программу советско-французского полета,21 декабря 1988 года космонавты Титов, Манаров и Кретьен на корабле «Союз ТМ-6» совершили посадку на Землю. Волков, Крикалев и Поляков продолжили полет на комплексе «Мир» в качестве четвертой основной экспедиции.

В декабре 1988 года в ЦПК началась непосредственная подготовка к полету экипажа следующей основной экспедиции в составе Александра Степановича Викторенко и Александра Александровича Сереброва. В дублирующем экипаже тренировались Анатолий Яковлевич Соловьев и Александр Николаевич Баландин.

В марте 1989 года к орбитальному комплексу «Мир» планировалось пристыковать модуль дооснащения «Квант-2» с автономным средством передвижения космонавта (СПК). Экипажу Волкова предстояло расконсервировать модуль и подготовить его к работе. В апреле на корабле «Союз ТМ-8» должен был стартовать экипаж Викторенко и сменить на комплексе экипаж Волкова. Викторенко и Серебров должны были выполнить полугодовой полет, во время которого им предстояло испытать СПК в открытом космосе.

Но 19 февраля 1989 года было объявлено, что из-за задержки с подготовкой модуля «Квант-2» к старту его запуск переносится на сентябрь 1989 года (впоследствии срок запуска был перенесен на 16 октября, а затем на 26 ноября). Стало ясно, что отправлять в полет Сереброва - основного испытателя СПК, в апреле не имеет смысла. Поэтому в феврале основной и дублирующий экипажи «Союза ТМ-8» переформировали: бортинженеров в экипажах поменяли местами.

К полету в качестве основного экипажа начали готовиться Викторенко и Баландин, а Соловьев и Серебров стали дублерами и должны были сменить их на комплексе осенью 1989 года. Запуск корабля «Союз ТМ-8» с Викторенко и Баландиным для смены четвертой основной экспедиции комплекса был назначен на 19 апреля 1989 года.

Тогда же, в феврале 1989 года, для полетов на ОК «Мир» были сформированы еще два экипажа, в которые в качестве космонавтов-исследователей были включены космонавты из отряда Летно-исследовательского института (ЛИИ). В один экипаж вошли Виктор Михайлович Афанасьев - командир, Виталий Иванович Севастьянов - бортинженер, Римантас Антанас-Антано Станкявичюс - космонавт-исследователь. В другой, соответственно, Геннадий Михайлович Манаков, Геннадий Михайлович Стрекалов и Виктор Васильевич Заболотский. Командиры и бортинженеры готовились по программе длительной основной экспедиции, а космонавты-исследователи, одному из которых предстояло побывать на орбитальном комплексе, по кратковременной программе посещения. Стартовав со своим экипажем, космонавт-исследователь должен был вернуться на Землю с космонавтами предыдущей основной экспедиции.

Однако через месяц после назначения новых экипажей, в 20-х числах марта, в барокамере при испытаниях был серьезно поврежден приборный отсек корабля «Союз ТМ», который предназначался для полета Соловьева и Сереброва. Его запуск должен был состояться в сентябре 1989 года. Поврежденный корабль восстановлению не подлежал, другой корабль к сентябрю подготовить не успевали, поэтому на заседании Госкомиссии в конце марта 1989 года было решено запуск «Союза ТМ-8» 19 апреля отменить, и таким образом сэкономить корабль для запуска в сентябре месяце.

После этого экипажи Викторенко и Соловьева были восстановлены в первоначальном составе. 5 сентября 1989 года «Союз ТМ-8» стартовал в космос. Его пилотировали, как первоначально и планировалось, Викторенко и Серебров.

Экипажи Афанасьева и Манакова в 1989 году напряженно тренировались, изучали корабль и орбитальный комплекс, периодически сдавали экзамены и зачеты. Летом 1989 года экипажи прошли «морские» тренировки. Однако в конце 1989 года подготовка к полету космонавтов-исследователей ЛИИ была прекращена и они были выведены из экипажей.

Через год, 9 сентября 1990 года, Римантас Станкявичюс погиб в авиакатастрофе. Он участвовал в международном авиационном празднике «Акробатические крылья» в местечке Сальгареда провинции Тревизо в Италии. Во время показательного полета на самолете «СУ-27» при выполнении фигур высшего пилотажа на предельно низкой высоте его самолет врезался в Землю.

Не удалось вновь слетать в космос и В.И.Севастьянову. В июне 1990 года Главная медицинская комиссия допустила его к космическому полету продолжительностью не более одного месяца. Поэтому в длительной основной экспедиции он участвовать не мог и его в экипаже заменил М.Х.Манаров.

Отмененный полет корабля «Союз ТМ-14» с участием казахского космонавта


В январе 1991 года было принято решение осуществить космический полет с участием казахского космонавта. В апреле для этого полета были сформированы экипажи. Основной: Валерий Григорьевич Корзун, Александр Павлович Александров и Токтар Онгарбаевич Аубакиров. Дублирующий: Василий Васильевич Циблиев, Александр Иванович Лавейкин и Талгат Амангельдыевич Мусабаев. Запуск экипажа с казахским космонавтом планировалось осуществить на корабле «Союз ТМ-14» в ноябре 1991 года в качестве экспедиции посещения орбитального комплекса «Мир».

В это же время к полету на комплекс «Мир» на корабле «Союз ТМ-13» готовились два советско-австрийских экипажа. Основной: Александр Александрович Волков, Александр Юрьевич Калери и Франц Фибек. Дублирующий: Александр Степанович Викторенко, Сергей Васильевич Авдеев и Клеменс Лоталлер. Запуск корабля «Союз ТМ-13» с советско-австрийским экипажем планировался на октябрь 1991 года. При этом, после выполнения программы советско-австрийского полета, Фибек должен был совершить посадку на корабле «Союз ТМ-12» с Арцебарским и Крикалевым. Планировалось, что Волков и Калери продолжат полет на комплексе «Мир» в качестве десятой основной экспедиции. К ним в ноябре и должен был прилететь экипаж «Союза ТМ-14».

10 июля 1991 года Государственной комиссией было принято решение о совмещении советско-австрийского полета и полета с участием казахского космонавта. В связи с чем запуск в ноябре 1991 года корабля «Союз ТМ-14» был отменен.

Из советско-австрийских экипажей были выведены бортинженеры Калери и Авдеев. Вместо них в экипажи были включены казахские космонавты-исследователи соответственно Аубакиров и Мусабаев.

2 октября 1991 года корабль «Союз ТМ-13» с космонавтами Волковым, Аубакировым и Фибеком был выведен на орбиту и через двое суток состыковался с орбитальным комплексом «Мир». Через неделю космонавты Арцебарский, Аубакиров и Фибек совершили посадку на Землю. Так как в экипаже «Союза ТМ-13» не было бортинженера, то бортинженеру девятой основной экспедиции Крикалеву вместе с новым командиром Волковым пришлось продолжить полет уже в составе десятой основной экспедиции комплекса «Мир».

Корабль «Союз ТМ-14» был использован для доставки в марте 1992 года на комплекс «Мир» российско-германского экипажа в составе Викторенко, Калери и Фладе.

Отмененные полеты корабля «Союз-спасатель» и многоразового корабля «Буран»


Сразу после первого запуска «Бурана» (15.11.1988 г.) было решено, что следующий полет корабля многоразового использования состоится в 1991 году. Это объяснялось тем, что «Буран» (1К1) был аттестован Государственной комиссией всего на один полет и для его дальнейшего использования требовалось множество длительных доработок и проверок. В полет должен был отправиться второй корабль 1К2, заранее окрещенный журналистами «Бураном-2» и который мог быть готов к пуску только к этому сроку. Предполагалось и этот полет провести в автоматическом режиме. Но в отличие от достаточно простой двухвитковой программы первого полета во время второго, недельного по продолжительности полета намечалось провести сложные динамические операции.

Планировалось, что после запуска и ряда маневров корабль сблизится и состыкуется с орбитальным комплексом «Мир». Специально для стыковок с «Бураном» на модуле «Кристалл» располагались два новых андрогинных периферийных агрегата стыковки АПАС-89. После стыковки «Бурана» к осевому стыковочному агрегату модуля космонавты, совершающие полет на комплексе «Мир», должны были перейти в кабину многоразового корабля и провести испытания некоторых его бортовых систем, в том числе дистанционного манипулятора. С его помощью предполагалось извлечь из грузового отсека корабля макет блока научной аппаратуры и пристыковать его к боковому стыковочному агрегату модуля. Полет в состыкованном состоянии корабля и комплекса рассчитывался на сутки.

Вскоре после расстыковки «Бурана» с Байконура должен был стартовать пилотируемый корабль «Союз ТМ», также оснащенный стыковочным агрегатом АПАС-89. Планировалось, что корабль «Союз ТМ» сблизится с многоразовым кораблем и состыкуется с ним, а его экипаж перейдет в кабину «Бурана». Проведя запланированные работы в течение одних суток, космонавты вернутся в свой «Союз», отстыкуются и направятся на комплекс «Мир», а «Буран» совершит как и в первый раз автоматическую посадку на полосу аэродрома «Юбилейный», на космодроме Байконур.

Полет и стыковки «Союза-ТМ» с многоразовым кораблем и орбитальным комплексом должны были имитировать операции по спасению экипажа «Бурана» (в случае невозможности его посадки) и экипажа комплекса «Мир». Поэтому неофициально корабль получил название «Союз-спасатель». Первый корабль такой модификации получил заводской номер 101, открыв тем самым новую «сотую» серию.

В ноябре 1990 года для подготовки к полетам на корабле «Буран» и «Союзе-спасателе» в ЦПК была сформирована группа космонавтов. В ее состав вошли: Иван Иванович Бачурин, Алексей Сергеевич Бородай, Леонид Константинович Каденюк, Валерий Васильевич Илларионов, Эдуард Николаевич Степанов и Николай Николаевич Фефелов.

Первые трое входили в группу космонавтов-испытателей Государственного Краснознаменного научно-исследовательского института (ГКНИИ) ВВС, созданную в августе 1987 года специально для подготовки военных пилотов-испытателей «Бурана». Все они являлись опытными летчиками-испытателями, прошедшими общекосмическую подготовку в ЦПК. Кроме того, Бачурин и Бородай с января по апрель 1988 года совершили шесть испытательных атмосферных полетов на самолете-аналоге «Бурана» БТС-02. В группе они в первую очередь стали готовиться в качестве командиров «Союза-спасателя».

Трое других являлись военными космонавтами-инженерами отряда ЦПК ВВС. Все они - ветераны отряда. Э.Н.Степанов пришел в ЦПК в 1965 году, а В.В.Илларионов и Н.Н.Фефелов в 1970 году. Многие годы они стояли в очереди на полеты по программе «Алмаз», но полететь в космос им так и не довелось. В группе они проходили теоретические занятия: изучали конструкцию и устройство бортовых систем многоразового корабля «Буран», и в перспективе должны были совершить полеты на нем.

Кроме того, в НПО «Энергия» по программе «Буран» готовились в качестве бортинженеров Александр Сергеевич Иванченков и Александр Иванович Лавейкин. При формировании экипажей на «Союз-спасатель» они могли быть привлечены к подготовке к полету на этом корабле в качестве бортинженеров.

Первоначально запуск «Бурана» и полет «Союза-спасателя» намечался на конец 1991 года. Но разразившийся в стране экономический кризис коснулся и космических программ. Полет «Бурана» был перенесен на 1992 год. В марте 1992 года Бачурин, Бородай и Каденюк, после завершения курса подготовки по кораблю «Союз-спасатель», сдали государственные экзамены. Но назначения в экипажи и конкретной подготовки к полету на первом корабле «Союз-спасатель» так и не последовало. К этому времени стало ясно, что и в 1992 году «Буран» останется на Земле.

Из-за резкого сокращения финансирования космической отрасли полет «Бурана» был перенесен на конец 1993 - начало 1994 годов. А в планах пилотируемых полетов, составленных Российским космическим агентством (РКА), полет «Бурана» не планируется вплоть до 1996 года. Учитывая это обстоятельство, в 1992 году было решено полет «Союза-спасателя» со стыковкой с «Бураном» отменить и использовать его для доставки на комплекс «Мир» очередной основной экспедиции. 24 января 1993 года на этом корабле, под названием «Союз ТМ-16», к орбитальному комплексу стартовала 13-я основная экспедиция в составе Г.М.Манакова и А.Ф.Полещука.

Хотя перспективы полетов российского многоразового корабля становятся все более призрачными, группа «бурановских» космонавтов в ЦПК сохраняется. Однако ее состав уже поредел. Бачурин, Степанов и Илларионов по различным причинам подготовку прекратили.

c:\documents and settings\пользователь.solo\рабочий стол\физика\face9.jpg «Буран»

Еще в восьмидесятые годы пришло понимание той простой истины, что исследование космоса дело дорогостоящее и обременительное даже для таких супердержав как СССР и США, а достижения в исследовании космоса используются всем человечеством. А посему для более успешного освоения космоса необходимо объединение усилий всех передовых держав, что и было реализовано в разработке проекта «Альфа» – первой международной космической орбитальной станции. Глобальность космических полетов, перспективы развития космонавтики, тот факт, что все большее число стран выходит в космос, дороговизна космических программ настоятельно требуют всемирного сотрудничество в освоении космического пространства. 1992 г.- подписано новое соглашение о сотрудничестве в космонавтике между Россией и США. В последние годы подписаны соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях с Италией, Бразилией, ФРГ, Канадой, Финляндией, Швейцарией...( а до этого - с ГДР, Францией, Польской Н.Р., ЧССР, ФРЮ, Кубой, Вьетнамом, Индией...). Широко развивается сотрудничество на космической основе. Космонавтика начала приносить солидный доход и в рублях и в иностанной валюте. Только факты:

Россия использует пять космодромов. На Байконуре, который находится на территории Казахстана, было произведено 1526 запусков. На космодроме Плесецк – 1176, на космодроме Капустин Яр – 101, космодроме Свободный – 4, на космодроме «Баренцево Море» – 1. США оперировала 8 космодромами, главные из которых находятся на мысе Канаверал во Флориде (575 запусков) и на авиабазе Ванденберг в Калифорнии (617). У Китая три космодрома, у Японии два, у Европейского Космического Агентства, Индии, Австралии, Франции, Израиля, Бразилии, Северной Кореи – один космодром. Действует также международный космодром Sea Launch в Тихом океане, который используют несколько стран мира, в том числе и Россия (всего произведено 7 запусков). В общей сложности на космодромах было произведено 4518 запусков. В космосе побывало 408 граждан 28-ми стран мира. Из них 258 американцев, 95 граждан России (с учетом космонавтов СССР), пять японцев, три итальянца, девять немцев, восемь французов и канадцев, двое болгар, один украинец

Исследование космоса объединенными усилиями землян продолжается!

Литература и Интернет-ресурсы:


  1. Афанасьев И. «Работы прекратить. Материалы уничтожить». Авиация и космонавтика, 1993, № 6

  2. Плечикова М., Тихонова Т. Секреты советского космоса. Свободный Сахалин (Южно-Сахалинск), 13.02.2003

  3. Шамсутдинов С.Х., Маринин И.А. Полеты, которых не было. Авиация и космонавтика, 1993, №№ 1-7

  4. https://buran.ru/htm/family.htm

  5. https://space.kursknet.ru/cosmos/russian/machines/m_rus.sht

  6. https://images.yandex.ru/yandsearch

  7. https://astronaut.ru/bookcase/article/article30.htm?reload_coolmenus
1   2   3   4   5