Главная страница


Которых не было



Скачать 451.59 Kb.
НазваниеКоторых не было
страница4/5
Дата11.04.2016
Размер451.59 Kb.
ТипЛитература
1   2   3   4   5

Отмененный полет женского экипажа и основной экспедиции на орбитальную станцию «Салют-7»


В сентябре 1984 года были сформированы и приступили к тренировкам три экипажа, два из которых должны были совершить полеты на ОС «Салют-7» в качестве основных экспедиций. В первом экипаже готовились Владимир Владимирович Васютин, Виктор Петрович Савиных и Александр Александрович Волков. В составе второго экипажа: Александр Степанович Викторенко, Александр Павлович Александров, Евгений Владимирович Салей. В третьем: Анатолий Яковлевич Соловьев, Александр Александрович Серебров и Николай Тихонович Москаленко.

В декабре 1984 года был сформирован женский экипаж в составе: командир корабля - Светлана Евгеньевна Савицкая, бортинженер - Екатерина Александровна Иванова, космонавт-исследователь - Елена Ивановна Доброквашина.

Женский дублирующий экипаж не формировался, так как кроме Савицкой (Валентина Терешкова хотя и числилась на должности космонавта-испытателя в отряде космонавтов ЦПК ВВС, но на подготовку не привлекалась) в отрядах советских космонавтов больше не было женщин с опытом космического полета, что требовалось для формирования еще одного женского экипажа. По этой причине к полету готовился только один женский экипаж.

В мае 1985 года в качестве основной экспедиции на станцию «Салют-7» на корабле, который получил бы обозначение «Союз Т-13»,планировалось доставить экипаж в составе Васютина, Савиных и Волкова. А в ноябре 1985 года на станцию должна была прибыть экспедиция посещения на корабле «Союз Т-14» в составе Савицкой, Ивановой и Доброквашиной. Через 7 суток после старта женский экипаж должен был вернуться на Землю. Вскоре после этого посадку должен был совершить и экипаж Васютина. Затем, в начале 1986 года, на корабле «Союз Т-15» предусматривалось запустить следующий экипаж - Викторенко, Стрекалов и Салей, который должен был совершить длительный полет на борту «Салюта-7» по программе последней основной экспедиции. После этого полета эксплуатация ОС «Салют-7» и кораблей серии «Союз Т» прекращалась. Однако, этим планам не суждено было сбыться.

11 февраля 1985 года станция «Салют-7» вышла из строя. Из-за ложного показания одного из датчиков бортовые аккумуляторные батареи станции отключились от подпитывавших их солнечных батарей и полностью разрядились. В результате этого на борту станции отключились все системы, в том числе системы связи, телеметрии и терморегулирования. Станция превратилась в «молчащую» холодную двадцатитонную груду металла. Использовать станцию в пилотируемом режиме в таком состоянии было невозможно. Рассматривался вариант прекращения эксплуатации станции. Но затем, все же было принято решение попытаться восстановить работоспособность «Салюта-7».

С этой целью в марте 1985 года были сформированы экипажи из опытнейших космонавтов, в задачу которых входило вернуть к «жизни» орбитальную станцию. В основном экипаже к предполетной подготовке приступили Владимир Джанибеков и Виктор Савиных, в дублирующем экипаже - Леонид Попов и Александр Александров. В экипажи Васютина и Викторенко, вместо ушедших в «ремонтные» экипажи Савиных и Александрова, были соответственно назначены Георгий Михайлович Гречко и Геннадий Михайлович Стрекалов.

Когда станция «Салют-7» вышла из строя некоторое время рассматривался вариант недельного полета женского экипажа на автономном корабле «Союз Т». Но после принятия решения о ремонте станции, от такого полета отказались.

6 июня 1985 года к станции «Салют-7» стартовал экипаж КК «Союз Т-13» в составе Джанибекова и Савиных. Космонавты с помощью лазерного дальномера провели ручную стыковку со станцией, совершавшей неориентированный полет. Через некоторое время благодаря их упорному и кропотливому труду, полному лишений и каждодневных трудностей, работоспособность станции была полностью восстановлена.

17 сентября 1985 года к станции был запущен КК «Союз Т-14» с экипажем - Васютин, Гречко, Волков. После недельного совместного полета на борту «Салюта-7» экипажей КК «Союз Т-13» и «Союз Т-14» космонавты Джанибеков и Гречко на корабле «Союз Т-13» совершили посадку на Землю.2 октября к станции был пристыкован корабль «Космос-1686» (ТКС-4).Экипаж - Васютин, Савиных, Волков, собравшись на орбите в своем первоначальном составе, приступил к выполнению длительной шестимесячной программы полета, к которой они начали готовиться еще в 1984 году. В феврале 1986 года корабль «Космос-1686» должен был отстыковаться от станции, освободив стыковочный узел.

4 марта 1986 года к экипажу Васютина должен был стартовать женский экипаж посещения станции на последнем корабле «Союз Т-15». Полет был приурочен к Международному женскому дню 8 Марта. Женский экипаж праздник должен был встретить уже на борту станции «Салют-7», отправив с космической орбиты поздравления всем женщинам мира. 11 марта экспедиция посещения должна была вернуться на Землю, а еще через неделю - основная экспедиция. Для полета следующей основной экспедиции корабля не оставалось и, поэтому полет на станцию экипажа Викторенко был отменен.

Полету же женского экипажа, казалось, уже ни что не могло помешать. Светлана, Екатерина и Елена напряженно тренировались и готовились к первому в истории космонавтики полету женского экипажа. Летом 1985 года Иванова и Доброквашина прошли «морские» тренировки на Черном море (Савицкой с ними не было, так как она уже проходила эту подготовку). Необходимо отметить, что тренировки космонавтов по спасению и эвакуации экипажа в случае приводнения СА, являются трудным и тяжелым испытанием даже для мужчин. Но и этот этап подготовки экипажа был успешно завершен. В сентябре в ЦПК возобновились тренировки экипажа в полном составе на тренажерах корабля и станции.

Близился старт корабля «Союз Т-15» с экспедицией посещения. И вдруг случилось непредвиденное. На станции серьезно заболел командир основной экспедиции Владимир Васютин. С каждым днем ему становилось все хуже. Тогда было принято решение полет досрочно прекратить. На 65-е сутки полета экипаж вернулся на Землю. При этом во время посадки обязанности командира корабля исполнял бортинженер Виктор Савиных.

Из-за срыва программы полета основной экспедиции полет женского экипажа вновь не состоялся. Тем не менее Генеральный конструктор НПО «Энергия» В.П.Глушко лично заверил женщин, что их полет несмотря ни на что состоится.

Учитывая, что в феврале 1986 года должна была быть запущена новая орбитальная станция «Мир», а также в связи с тем, что Центру управления полетами (ЦУП) и Командно-измерительному комплексу (КИК) Космических частей страны было сложно управлять полетом сразу двух пилотируемых орбитальных станций, было принято решение эксплуатацию станции «Салют-7» в пилотируемом режиме в середине 1986 года прекратить. Было также решено, что корабль «Союз Т-15» будет использован сначала для доставки первой основной экспедиции (Кизим и Соловьев) на станцию «Мир», а затем для перелета космонавтов на станцию «Салют-7». Демонтировав наиболее ценную научную аппаратуру и оборудование и загрузив ее в корабль, космонавты должны были вернуться на станцию «Мир».

С принятием такого решения экипажи Викторенко и Соловьева были расформированы, а космонавты переведены на подготовку к полетам на станцию «Мир» на КК «Союз ТМ». Женский экипаж также приступил к изучению корабля «Союз ТМ», и весь 1986 год провел в очередной подготовке к полету и томительном ожидании новой даты старта корабля. Но все реже на тренировках стала появляться Светлана Савицкая. Чувствовалось, что у нее пропало стремление к полету.

Екатерина Иванова на занятиях в тренажерах стала осваивать функции командира корабля и к концу года прошла полный курс командирской подготовки. Некоторое время рассматривался вариант включения в экипаж в качестве командира Валентины Терешковой вместо Савицкой. Но на второй космический полет Терешковой не было дано разрешение.

20 февраля 1986 года на орбиту был выведен базовый блок орбитальной станции третьего поколения «Мир» с шестью стыковочными узлами. Запуск новой станции был приурочен к ХХVI съезду КПСС. Орбитальный комплекс «Мир» являл собой первую в мире модульную орбитальную станцию. Планировалось в достаточно сжатые сроки вывести на орбиту и пристыковать к базовому блоку пять научных модулей.

После посещения станции «Салют-7» экипажем корабля «Союз Т-15», 22 августа 1986 года для проведения ресурсных испытаний, с помощью двигательной установки пристыкованного к «Салюту-7» транспортного корабля снабжения «Космос-1686» (ТКС-4),орбита связки аппаратов была поднята до 480 километров, что по расчетам специалистов было достаточно для того, чтобы комплекс продержался на орбите 7-8 лет. Планировалось, что в 1993-94 годах к «Салюту-7» будет запущен многоразовый корабль «Буран», который доставит станцию на Землю.

К сожалению, эти расчеты не оправдались.7 февраля 1991 года «Салют-7» с пристыкованным к нему «Космосом-1686» в результате естественного торможения сошел с орбиты. Обломки аппаратов упали в малонаселенных районах Южной Америки.

В мае 1987 года в ЦПК подготовка женщин к полету была прекращена и, как следствие, полет женского экипажа окончательно отменен. В немалой степени на такое решение повлияло то обстоятельство, что Светлана Евгеньевна Савицкая в то время ждала ребенка. 7 октября 1987 года она родила сына Костю.

c:\documents and settings\пользователь.solo\рабочий стол\физика\800px-model_of_salyut-7_with_two_soyuz_spacecrafts.jpeg Макет станции «Салют-7» с пристыкованными кораблями «Союз» и «Прогресс»
1   2   3   4   5