|
Волкова михаила владимировича
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1 г. Орска»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
____________ Т.А. Грунина
«____» ________ 2015 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ИСТОРИЯ
для 8 А, Б, В классов
ВОЛКОВА МИХАИЛА ВЛАДИМИРОВИЧА
2015-2016 уч. г.
Рабочая программа «История» / составитель М.В. Волков. – Орск: МАОУ «Гимназия №1 г. Орска», 2015. - 21 с.
Предназначена для преподавания предмета федерального (регионального, школьного) компонента учащимся 8 «А», «Б», «В» класса.
Составитель ___________ М.В. Волков
подпись
24.08.2015 г.
Рабочая программа: - обсуждена на заседании школьного методического объединения учителей общественно-научных предметов ___ ___ .2015 г., Протокол № __ - согласована на заседании научно-методического совета гимназии ___ ___.2015 г., Протокол № _
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273 – ФЗ.
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 (ред. от 31.01.2012 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);
Локальный нормативный акт МАОУ «Гимназия №1 г. Орска» «О рабочей программе учебного предмета».
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования. Она соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на 2015-2016 уч. год на изучение истории в 8 «А», «Б», «В» классах отводится 2 часа в неделю, всего 34 учебные недели – 68 часов (1ч. – 18ч., 2ч. – 14 ч., 3ч. – 20 ч., 4ч. – 16 ч.).
Обоснование выбора УМК
Важную роль в преподавании общественных дисциплин, в первую очередь истории, играет методическое обеспечение: учебно-методические и наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, мультимедиа, электронные носители и др. Коллектив педагогов общественно-научных предметов МАОУ «Гимназия № 1 г. Орска» вот уже 10 лет как работает по УМК издательства «Русское слово», чья продукция в 2015 году была рекомендована Министерством образования и науки РФ (наряду с пособиями издательств «Просвещение» и «Дрофа») для преподавания во всех школьных учебных заведениях Российской федерации.
Основанием для выбора данного УМК послужили следующие критерии:
1. Учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу и рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе.
2. Соответствуют основному содержанию образования – федеральному компоненту государственных образовательных стандартов.
3. Соответствуют современному уровню развития исторической науки.
4. Соответствуют возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям.
5. В учебниках обеспечивается преемственность содержания.
6. В учебниках содержится большое количество цветных иллюстраций, уделено большое внимание развитию отечественной и зарубежной культуры, роли Церкви в истории Российского государства, присутствуют словари дат, понятий и личностей, а также высокое качество полиграфии.
7. Авторский коллектив данного издательства стремится излагать события, опираясь исключительно на документы, факты и свидетельства. В учебниках нет места легковесным разоблачениям, захлестнувшим сегодня страницы не только публицистических, но и некоторых исторических изданий. Построенное по проблемно-хронологическому принципу, пособия характеризуют все ключевые события одного из важнейших этапов в развитии государства и общества. Авторы не обходят стороной и дискуссионные исторические проблемы, предлагая читателю собственное их видение, основанное на доскональном изучении источников и литературы. Достоинством учебных пособий данного издательства является органическое сочетание политических, социально- экономических и историко-культурных составляющих. Каждый из членов авторского коллектива имеет многолетний опыт научной, преподавательской и педагогической работы, что позволяет освещать в учебных пособиях именно те вопросы, которые необходимы для усвоения в полном объеме школьного курса «Истории Отечества в XIX веке». Пособие дополнено соответствующей литературой, которую авторы рекомендуют учащимся для углубленного изучения интересующих их проблем, а также дополнительным списком, содержащим опубликованные сборники документов, переписку и воспоминания практически по всем затронутым вопросам. Подробная хронологическая таблица поможет не только лучше подготовиться к сдаче соответствующего экзамена, но и просто проследить за ходом исторического развития. Для того чтобы сегодня понять, «как нам обустроить Россию», необходимо глубже проникнуть в суть процессов, происходивших в XIX веке. Общая характеристика учебного предмета
В мировой и российской истории XIX век является этапом, на котором произошел окончательный переход человеческого общества на новый, индустриальный путь развития. В разных странах и континентах он имел свою специфику, временные рамки и характерные особенности, но не смотря на эти различия к концу века большинство населения мира уже вело иной образ жизни (политический, социальный, хозяйственный, культурный и др.), нежели столетие назад. Традиционный общественный уклад со свойственными ему коллективистскими (общинными) ценностями, аграрным характером развития, обязательной религиозностью и феодально-абсолютистским характером власти не выдерживал натиска новых общественно-политических и экономических форм и уходил в прошлое, становясь элементом истории. В XIX в. начавшийся в Англии промышленный переворот распространился на другие страны. Быстрый рост городов, развитие транспорта, начавшееся строительство железных дорог, овладение электричеством изменили быт людей, характер их трудовой деятельности. Перемены носили болезненный характер для многих народов. Разрушался привычный, не менявшийся веками уклад жизни. Старый, сословный, строй предполагал, что роль человека в жизни, характер его деятельности, профессия определяются тем, к какому сословию он принадлежит по рождению. Этот строй ограничивал возможности продвижения для выходцев из низших сословий. Так, ребенок, родившийся в семье крестьянина или ремесленника, чаще всего наследовал профессию родителей. В то же время сословная система обеспечивала человеку определенное место в жизни и скромный, но гарантированный достаток. С развитием промышленности сословный строй приходил в упадок. Произведенные на фабриках товары были дешевле и лучше, чем продукция ремесленников и старых мануфактур, которые разорялись. Крупные землевладельцы, использующие удобрения, технику для обработки земли, завоевывали рынки аграрной продукции. Это подрывало основы существования средних и мелких земельных собственников и арендаторов. Разорившиеся ремесленники и крестьяне становились промышленными рабочими или нищими, количество которых в городах Европы росло катастрофическими темпами. Купцы, преуспевшие владельцы мануфактур, удачливые ремесленники, аристократы начинали осваивать сферу предпринимательства, вкладывали деньги в создание фабрик, железных дорог. Новый слой предпринимателей, сложившийся из представителей различных сословий, требовал учета своих интересов в политике государства, начинал добиваться доступа к рычагам власти. Политическое и духовное развитие Европы XIX в. определялось процессами распада сословного строя, упадком нравов и порядков, оставшихся в наследие от феодальной эпохи. Перемены, начавшиеся в континентальной Европе после Великой французской революции, были связаны с борьбой между сторонниками реакции, консерватизма, либерализма и революции. Ареной борьбы стало большинство европейских государств. Реакция отражала стремления теряющей позиции старой знати, части низших сословий, не готовых принять и понять новые реальности, воспрепятствовать любым переменам, вернуться к «старым, добрым временам». Консерватизм, присущий многим собственникам, большинству крестьянства, характеризовался тем, что признавал неизбежность перемен и даже приветствовал некоторые из них. В то же время консерваторы тяготели к сохранению традиционного уклада и старых политических порядков. Либерализм опирался на воззрения эпохи Просвещения. Он отражал стремления части предпринимателей, средних слоев города, мыслителей и студенчества к преодолению наследия феодализма. Либералы выступали за освобождение человека от ограничений, накладываемых сословным строем и абсолютистскими порядками. Они предпочитали методы реформ, но не отрицали и права народов на революционную борьбу против режимов тирании и угнетения. Революционные настроения были характерны для части интеллектуалов, ряда представителей городских низов. При большом многообразии революционных течений (от анархизма до социализма и коммунизма) их объединяло критическое отношение как к старому, сословному, строю, так и к идущему ему на смену буржуазному обществу. Революционеры отрицательно относились к существующим порядкам, склонялись к насильственным методам борьбы. Благодаря тому, что в Европе восторжествовал дух перемен, и утвердилась индустриальная цивилизация, изменился облик всего мира. Европейские державы в поисках новых рынков сбыта своих товаров, источников сырья подчинили себе народы других континентов, где преобладал докапиталистический уклад жизни. Те государства, в которых медленно развивались наука и техника, не строились промышленные предприятия, уступали в оснащении армии совершенствующейся военной техникой. В итоге, с ними переставали считаться, завоевывали, превращали в колонии, рынки сбыта товаров промышленных стран. Они подвергались ограблению, вынуждены были продавать сырье и аграрную продукцию по низким ценам. XIX в. ознаменовался созданием единой системы мирохозяйственных связей, возникновением мирового рынка, на котором господствовала небольшая группа европейских держав. При этом конец XIX и особенно начало XX в. характеризовались обострением противоречий мирового развития. С одной стороны, по мере того как завершался первичный колониальный раздел мира, обострялось соперничество между европейскими державами из-за колоний и сфер влияния. В конкурентную борьбу включились неевропейские промышленные страны (США и Япония), успешно подрывавшие позиции европейского капитала на мировых рынках. С другой стороны, во многих колониях и зависимых странах усилились стремления к модернизации, преодолению отставания от колониальных держав. Это определило рост противоречий между народами колоний и европейскими державами. Модернизация - ускоренное освоение аграрными странами достижений индустриальной цивилизации, передовых науки и техники, создание собственной промышленности, системы образования европейского типа, Проблемы и противоречия, наметившиеся в XIX в., во многом определили последующее мировое развитие, стали причиной большинства войн и конфликтов, разразившихся в XX веке. XIX век - важный этап в истории Отечества, когда с особой силой обнажились противоречия между старым и новым, когда бушевали не виданные ранее общественные страсти о будущем Российской империи и о том, как совместить (и можно ли это сделать) русскую государственную и национальную самобытность с приемами управления, нормами и традициями, получившими распространение в Западной Европе. Именно в этот период заявила о себе миру несравненная русская культура, проявились во всей мощи и неповторимости русские творцы и гении в области художественного творчества, обогатившие культурное наследие человечества. В 1880-е годы философ Владимир Соловьев написал: «Русский народ создал государство могучее, полноправное, всевластное; через него только Россия сохранила свою самостоятельность, заняла важное место в мире, заявила о своем историческом значении. Это государство живо и крепко всеми силами стомиллионной народной массы, видящей в нем свое настоящее воплощение». Роль государства в истории России всегда была велика. Многие стороны жизни людей подчинялись государственным надобностям. В таком устройстве миропорядка имелись свои положительные и отрицательные черты. К началу XIX века Российская империя была крупнейшим государством в мире. Она охватывала шестую часть суши и простиралась от Балтийского моря на западе до Аляски на Северо-Американском континенте. Территория империи формировалась различными путями. Некоторые обширные земли, например Сибирь, вошли в состав России в результате их освоения русскими первопроходцами. Другие же, как Украина и Грузия, добровольно пришли под власть русского царя. Такие области, как Северный Кавказ и Средняя Азия, были присоединены после завоеваний. В Российской империи не было деления на метрополию и колонии. Россия не проводила колониальной политики в том смысле, как это делали, скажем, Англия или Франция, Присоединенные территории не разграблялись, население не становилось данником далекой метрополии, В Российской империи не было дискриминации по национальному или расовому признаку. Ограничения для различных общественных групп существовали (правовые ограничения для малоимущего населения, женщин и религиозных меньшинств имелись в то время во всех странах), но их определяли сословный статус и вероисповедание человека, а не его этническое происхождение. В повседневной же жизни разграничение на «русского» и «нерусского» диктовалось не законами, а родным языком, культурными запросами, духовно-нравственными представлениями. В XIX веке Российская империя включала сотни племен и народов, каждый из которых сохранил свою культуру, традиции и обычаи. За несколько веков существования Российской империи ни один из народов, ее населявших, не потерял свою самобытность. Россия соединила разные народы, а русский язык позволил им не только приобщиться к достижениям российской и мировой культуры, но и открыл возможность межнационального общения. Сильная монархическая власть в течение долгого времени отвечала народным представлениям, служила потребностям сохранения государства. Однако уже с начала XIX века самодержавие, опиравшееся в первую очередь на поддержку помещиков, становилось тормозом общественного развития. Процессы формирования в передовых странах Запада гражданского общества, основанного на уважении прав и свобод человека, оказывали на российскую действительность сильное влияние. XIX век в истории России - это время промышленного переворота, зарождения и становления капиталистических отношений. Бурное экономическое развитие повлекло за собой масштабные сдвиги в социальной сфере. Стирались границы между сословиями. Обычаи и традиции, образ жизни миллионов людей стремительно изменялись. Эти перемены заставляли задуматься о путях дальнейшего развития страны и ее правителей, и наиболее передовых и образованных членов общества, В России стало появляться все больше людей, убежденных в необходимости коренного изменения ее государственного устройства. По их мнению, для ускорения экономического развития необходимо было способствовать углублению политической активности населения, прежде всего наиболее состоятельных, так называемых образованных слоев. В обществе все острее ставился вопрос о ликвидации крепостного права, стали возникать проекты и предложения, получившие название конституционных. В России эти представления порождали не только стремление реформировать государственную систему. Они привели к появлению общественных течений и партий, ставивших своей целью уничтожить до основания все старое, многовековое, традиционное. К концу XIX века в России наряду со значительными достижениями в области культуры, экономики накопилось немало противоречий социального и политического характера, многие из которых оказали решающее влияние на историю нашей страны в последующее время, предопределив ее дальнейшее развитие вплоть до сегодняшних дней.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Познавательная деятельность:
- Понимать историческую логику общественных процессов, специфику возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.
- Осмыслять исторический процесс и проводить сравнительно-исторический анализ.
- Развивать историческое мышление путем соотнесения фактов и событий прошлого с современной исторической обстановкой.
- Совершенствовать навыки поиска информации, работы с различными её типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений. Владеть знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе.
- Развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности.
- Знать ключевые термины, важнейшие исторические факты и даты, основные источники по истории России и зарубежных стран в XIX в. и методы их анализа; различия между понятиями "документальный факт" и "авторская позиция"; социальную значимость истории, ее прямую связь с политикой и экономикой; структуру и специфику функционирования государственных институтов в соответствии с особенностями времени; крупнейших государственных и политических деятелей России и зарубежья XIX в., а также иметь представление об их роли в истории государства; основные исторические подходы к изучению событий прошлого; основные принципы и методы исторического познания действительности; периодизацию отечественной истории и сущности характеристики этапов ее развития; динамику экономических процессов, понимать сущность социально-экономических отношений, их своеобразие в России; динамику становления и развития российской государственности: основные типы государственно-политических образований и формы их функционирования; основные социальные движения в истории России и зарубежных странах; сущность проблемы модернизации в XIX веке, содержание и механизмы осуществления реформаторских процессов; эволюцию основных политических, консервативных, либеральных, радикальных, и идеологических течений и их лидеров; сущность этнонациональных процессов и геополитических интересов России и ведущих мировых держав, основные направления их внешней политики; Информационно – коммуникативная деятельность:
- Обогащение социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия.
- Ориентироваться в потоке социальной информации.
- Активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения.
- Продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
- Приобщаться к социокультурному опытом Родной страны, а также человечества, исторически сложившимся мировоззренческим системам, роли России во всемирно-историческом процессе, пониманию исторической обусловленности явлений и процессов современного мира.
- Устанавливать самоидентификацию в культурной среде, соотносить себя как личность с социальным опытом родной страны и человечества.
- Воспитываться в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
- Формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
- Применять навыки сбора и обобщения исторической информации; использовать полученную информацию для анализа основных исторических проблем; осуществлять логический анализ, внешнюю и внутреннюю критику источника; сформировать целостное представление о закономерностях и особенностях развития России и стран мира в XIX в.; оценивать роль той или иной исторической личности по сумме субъективных и объективных факторов; характеризовать повседневную историю России как вариант интегральной истории российского общества и части общего процесса модернизации; анализировать политические, экономические и культурные процессы, иметь представление о социально-экономической и демографической картинах жизни в России и мире в XIX веке; оценивать исследовательские перспективы и особенности изучения проблем мировой и российской истории; анализировать ситуацию исторического выбора на различных этапах истории России: выделять причины, оценивать роль объективных и субъективных факторов, диалектику реформ и революций, их роль в разрешении объективных противоречий и модернизации страны; аргументированно высказывать свое мнение о спорных и дискуссионных проблемах отечественной истории, опираясь на основные концептуальные подходы; работать с источниками информации; давать характеристику основным этапам истории и выдающимся деятелям различных эпох; прослеживать основные тенденции в развитии социально-экономических, политических процессов российского общества, определять их доминанты; ориентироваться в общественных и политических теориях, оценивать их; определять роль, место и особенности России в мировом историческом процессе.
- Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- Быть способными логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
- Быть способными понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
- Иметь готовность уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия;
- Иметь готовность к взаимодействию с одноклассниками и сверстниками, к работе в коллективе;
- Быть способными использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач; Рефлексивная деятельность:
- Правильно оценивать прошлое страны, осмысливать настоящее, понимать место и роль России в системе мировой цивилизации.
- Осознание учащимися себя как представителей исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества.
- Разносторонне и критически воспринимать окружающую социальную реальность, определять собственную позицию по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанно моделировать собственные действия в тех или иных ситуациях.
- Определять собственное отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.
- Определять ценностно-мировоззренческие идеалы.
- Видеть и творчески решать возникающие проблемы.
- Воспринимать основополагающие ценности и исторический опыт своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности; осваивать знания по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира.
- Соотносить прошлое и настоящее.
- Сформированность у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире.
- Владение основными методами исторического познания, навыками работы с историческими источниками; необходимой информацией для работы в библиотечных и электронных каталогах, сетевых ресурсах; навыками исследовательской деятельности в архивах, музеях и библиотеках для подготовки обзоров, составления рефератов и библиографии по тематике проводимых изысканий; методами информационного обеспечения историко-культурных аспектов деятельности организаций и учреждений культуры; практическими навыками для использования полученных знаний в педагогической деятельности - преподавании курсов истории в общеобразовательной школе; современными представлениями о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; методами формирования ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями нашей страны; навыками, способствующими воспитанию уважения к истории и традициям нашей страны, укреплению патриотизма, службы Отечеству и его интересам, демократическим принципам общественной жизни, правам и свободам человека; терминами и понятиями, которыми оперирует историческая наука; современными методами сбора, обработки и анализа информации по гуманитарным наукам; навыками самостоятельной работы по подготовке к публичным выступлениям на исторические темы.
- Осознавать социальную значимости своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.
- Иметь способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
- Владение основами речевой профессиональной культуры.
- Быть способными нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.
Обязательный минимум содержания учебного предмета
Изучение истории основывается на проблемно-хронологическом подходе и принципах системного исторического анализа. Основным объектом изучения является специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных, культурных, конфессиональных, национальных), их ментальные и институциональные (политико-правовых, экономических, социокультурных) особенности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(68 ч.)
Новая история XIX – начала XX века.
(24 ч.)
Страны Европы и Северной Америки в первой половине века XIX (7 часов).
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815— 1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине века (7 часов).
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
Соединенные Штаты Америки во второй половине XIX в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце XIX в.
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.
Страны Азии Латинской Америки, Африки в XIX веке (4 часа).
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, опиумные войны, движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сёгуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи. Войны за независимость в Латинской Америке.
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств. Народы Африки в Новое время. Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.
Развитие европейской культуры в XIX в. (2 часа).
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX в. (2 часа).
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.
Историческое и культурное наследие Нового времени (2 часа).
Становление и развитие индустриального общества. Политическое наследие Нового времени. Достижения культуры.
История России XIX век.
(44 часа).
Раздел I. Российская империя в первой четверти XIX века (21 час).
Российское государство на рубеже веков. Территория. Население. Социально-экономическое и политическое развитие. Император Александр I и его окружение. Негласный комитет. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Меры по развитию системы образования. Проект М. М. Сперанского. Учреждение Государственного совета. Причины свертывания либеральных реформ. Россия в системе международных отношений в начале XIX в. Основные цели и направления внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Отечественная война 1812 г. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Патриотический подъем народа. Герои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г. Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. Венский конгресс и Священный союз. Роль России в европейской политике. Россия и Америка. Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816-1825 гг. Либеральные и консервативные меры. Основные итоги внутренней политики Александра I. Движение декабристов. Предпосылки возникновения и идейные основы движения. Декабристские организации: цели, участники. Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьева. Выступления декабристов: события, причины поражения, итоги и значение. Россия в годы правления Николая I. Внутренняя политика: преобразование государственного аппарата (новые министерства и ведомства); кодификация законов. Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. Крестьянский вопрос. Реформы управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Общественное движение в 1830-1850-е гг. Охранительное направление. Теория официальной народности. Оппозиционная общественная мысль. Славянофилы и западники об исторических путях России. Революционно-социалистические течения. Общество петрашевцев. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.: европейская политика, Восточный вопрос. Крымская война 1853-1856 гг.: причины, участники, основные сражения. Героизм защитников Севастополя: В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин. Парижский мирный договор. Итоги и последствия войны. Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине XIX в. Кавказская война. Имамат; движение Шамиля. Культура России в первой половине XIX в. Развитие науки и техники. Географические экспедиции, их участники. Образование: расширение сети школ и университетов. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их произведения. Становление национальной музыкальной школы. Театр. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили (классицизм, русский ампир), зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.
Раздел II. Российская империя во второй половине XIX века (23 часа).
Великие реформы 1860-1870-х гг. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Подготовка Крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Земская, судебная, военная, городская реформы. Итоги и следствия реформ 1860-1870-х гг. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоев населения России. Общественное движение в России в последней трети XIX в. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественной мысли. Народническое движение. Идеология народничества. Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации. Народнический террор. Кризис революционного народничества. Зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения. Национальные движения. Внутренняя политика самодержавия в 1881-1890-е гг. Император Александр III. Изменения в сферах государственного управления, образования и печати. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы (Н. X. Бунге, С, Ю. Витте). Разработка рабочего законодательства. Национальная политика. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Европейская политика. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Средней Азии. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX в. Культура России во второй половине XIX в. Достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику (А. Г Столетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов и др.). Развитие образования. Расширение издательского дела. Литература и искусство: классицизм и реализм. Общественное звучание литературы. Расцвет театрального искусства. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура. Достижения музыкального искусства (П. И. Чайковский, Могучая кучка). Место российской культуры в мировой культуре XIX в. Изменения в условиях жизни населения городов. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Жизнь деревни. XIX век в истории России: историческое и культурное наследие. Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов (знать/понимать):
- Основные даты, ключевые события и понятия эпохи Нового времени мира и России;
- Временные границы эпохи Нового времени истории человечества, особенности обществ эпохи нового времени.
- Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
- Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
- Дискутировать и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
- Оперировать историческими понятиями и датами.
- Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
- Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям; предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ; участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические факты и примеры; основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
- Уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, граждан России. Методическое обеспечение учебного предмета
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс-Политика. 1992.
Барг М.А. Великая Английская революция в портретах ее деятелей. М.: Мысль. 1991.
Баталов Э.Я. В мире утопии. М.: Политиздат. 1989.
Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры. М.: Мысль. 1991.
Бисмарк О. Мысли и воспоминания. Т. 1-3. М.. 1940—1946.
Вазари Дж. Жизнеописания знаменитых живописцев. СПб.: Азбука. 1999.
Васильев Л. С. История Востока: В 2 т. М.: Высшая школа, 1993. Вебер М. Протестантская
этика и дух капитализма // Собр. соч. М.. 1990.
Гиббинс Г. Промышленная история Англии. СПб.. 1895.
Губер А.А.. Ким Ф.Г.. Хейфец А.Н. Новая история стран Азии и Африки. М.: Наука. 1982.
Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.:
Искусство. 1989.
Декларация независимости США. М., 1991.
Загорский А.В. Япония и Китай: пути общественного развития (в оценке японской
историографии). М.: Наука. 1991.
Зарин В.А. Запад и Восток в мировой истории XIV—XIX вв.: Записки концепции
общественного развития и становления мирового рынка. М.: Наука. 1991.
История Африки в XIX — начале XX в. М.: Наука. 1967. История Европы. М.:
Просвещение. 1996.
Кинтеро Р. Путешествие Колумба в страны Латинской Америки // Новая и Новейшая
история. 1992. № 3.
Козенко БД., Севастьянов Г.И. История США. Самара. 1994.
Мишина И.А.. Жарова Л.Н. Становление современной цивилизации. М.: Памятники
исторической мысли. 1995.
Монархи Европы: Судьбы династий. М.: Республика. 1996
Дополнительная литература.
А.Н.Майков. История России XIX век. Методические рекомендации. - М. «Русское
слово», 20 Юг
С. В. Колпаков, М. В. Пономарев. В. А. Рогожкин Атлас. История России XIX века. 8
класс. С контурными картами и контрольными заданиями Издатель: АСТ-Пресс. 2010 г.
Епифанов П.П.. Епифанова О.П. Хрестоматия по истории СССР. XIX в.: Книга для
учителя. - М.: Просвещение. 1991. - 288 с.
Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. История России: 8 класс. В 2-х ч. -
М.:ВАКО.2010.-112с.
Березовая Л.Г.. Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2-х ч.
Боханов А.Н. Александр III
Боханов А.Н. Николай II
Боханов А.Н. Судьба императрицы
Виргинский B.C. Черепановы
Витте СЮ. Воспоминания
Волков С. История русской культуры от Толстого до Солженицына
Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе: история и современность. М.. 2003.
К.Маркс. Ф.Энгельс. Манифест коммунистической партии
Литвинов-Фалинский В.П. Фабричное законодательство и фабричная инспекция
Ляшенко Л.М. Александр II. История трёх одиночеств
Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II
Пейн Р. В.И.Ленин.
Подвижники России. М.:«Русское слово». 2006
Русева Л. «Во славу и благо Отечества». М.: «Русское слово». 2007
Тарле Е.В. Наполеон.
Тарле Е.В. Крымская война.
Шильдер Н. К. Император Николай I. его жизнь и царствование.
Шильдер Н.К. Император Александр I, его жизнь и царствование
Шильдер Н.К. Император Павел I, его жизнь и царствование
Эйдельман Н.Я. Грань веков
Эйдельман Н.Я. Революция сверху в России
Эйдельман Н.Я. Твой 18-й век
Интернет-ресурсы:
https://ww\v.hrono.ru - исторический портал
https://museum.ru/inuseum/1812/index.html - интернет-проект, посвященный
Отечественной войне 1812 года
h ttp: //www, bo rod i no. ru - сайт Государственного Бородинского военно-исторического
музея-заповедника
https://hist.msu.ru/ER/index.html - библиотека электронных ресурсов исторического
МГУ им. М.В. Ломоносова
https://narovol.narod.ru - виртуальный музей «Народной воли», в том числе архив
мемуарной и художественной литературы
https://russianwav.rchui.spb.ru - информационно-аналитический портал
«Энциклопедия русского самосознания»
https://militera.lib.ru- библиотека военно-исторической литературы.
Исследовательские проекты, исследовательские работы в рамках урочной и внеурочной деятельности
№
п/п
| Темы учебно-исследовательских проектов
| Предмет
| Дата защиты (четверть)
| Темы исследовательских работ
| Дата защиты (четверть)
| 1.
| Подвиг защитников Севастополя
| история
| 1-е полугодие
| Нижегородская ярмарка и её роль в экономике России в первой половине XIX века.
| 3-я четверть
| 2.
| Политика России в Средней Азии в XIX веке.
| история
| 2-е полугодие
| Акционерные общества в России во второй половине XIX века.
| 3-я четверть
| 3.
| Русско-китайские отношения в XIX веке.
| история
| 2-е полугодие
|
|
| |
|
|