Физическая подготовленность - фактор укрепления здоровья школьников Неоценимое счастье в нашей жизни – здоровье. Его сохранение в значительной степени зависит от того, как мы к нему относимся. Древняя мудрость гласит, что подорвать здоровье намного легче, чем затем добиваться его восстановления. Болезни, преждевременная потеря работоспособности, ранняя старость – последствия несоблюдения основных правил здорового образа жизни, расплата за неразумное поведение. Хорошо известно, что тот, кто регулярно занимается физкультурой, правильно питается, выполняет режим труда и отдыха, не обременен вредными привычками (курение, алкоголь, наркомания и т. д.), соблюдает гигиену, занимается закаливанием, умеет бороться с негативными явлениями стресса, трудится с полной отдачей и редко болеет.
В последние десятилетия неизмеримо выросла значимость физической культуры в жизни человека. Это связано с тем, что резко сократилась доля физического труда на производстве и в быту, усилилось воздействие на организм неблагоприятных факторов – загрязнения окружающей среды, нерационального питания, различных стрессов, что отрицательно влияет на здоровье. По мнению медиков «уровни обусловленности здоровья» таковы:
на 50 % и более здоровье зависит от социальных условий и образа жизни;
на 20 – 25 % - от уровня загрязнения окружающей среды обитания;
до 20 % - влияние генетических факторов;
5 – 10 % - от уровня здравоохранения.
Поэтому уже давно стоит вопрос о профилактике различных заболеваний, в том числе и при помощи физических упражнений. Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Еще С. П. Боткин отметил, что при недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма. Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний. Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые делаются крепкими, увеличивается объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды. Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы. Если мышцы бездействуют, ухудшается их питание, уменьшается объем и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся дряблыми, слабыми. Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличивается работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количества эритроцитов, повышается фагоцитарная функция крови. Совершенствуются функции и строение самих внутренних органов, улучшается химическая обработка и продвижение пищи по кишечнику. Существует тесная связь дыхания с мышечной деятельностью. Таким образом, под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.
Значительную роль в приобщении к систематическим занятиям физической культурой и спортом играет школа. Именно в школе закладывается сознательное отношение к физической активности не только как важнейшему фактору укрепления здоровья, но и как одному из способов самоутверждения в обществе.
На протяжении более 30 лет идет разговор о слабой физической подготовленности детей школьного возраста. Учителя физкультуры нашей школы проводят большую внеклассную спортивно – массовую работу, стараются, как можно больше учащихся охватить дополнительными занятиями: соревнования по различным видам спорта, спортивные праздники, товарищеские встречи, занятия в секциях, участие в районных, окружных, областных соревнованиях. Все это и введенный третий час физкультуры дают определенные результаты. Например, на протяжении многих лет школа занимает первое место в районной спартакиаде школьников. С целью повышения двигательной активности всех школьников в моей практике особое место занимают домашние задания. Содержание заданий весьма индивидуально, зависит от особенностей учащихся данного класса, подготовленности каждого ученика. Цель домашних заданий состоит не только в том, чтобы повысить физическую подготовленность учащихся, но и в том, чтобы содействовать морально – волевому совершенствованию, воспитанию потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Для более целенаправленного повышения уровня физической подготовленности учащихся, прослеживания динамики роста результатов контрольных упражнений, привития интереса к домашним заданиям на каждого ученика завожу карточку, в которую два раза в год, начиная с первого класса, заношу результаты контрольных упражнений. Контрольные упражнения соответствуют программным требованиям: бег 30 м., челночный бег 3 Х 10 м., прыжок в длину с места, 6 – минутный бег, подтягивание на перекладине, наклон вперед из положения, стоя, колени не сгибать.
В 1994 году у меня было пять первых классов. Результаты осеннего тестирования первоклассников показали, что их физическая подготовленность в основном на низком уровне. Например, из 73 мальчиков смогли подтянуться на перекладине по 2 – 3 раза только 8, остальные – 0 раз, что составило 10, 9 %. На низком уровне были гибкость и прыгучесть. Поэтому к самостоятельным занятиям в домашних условиях давались упражнения для развития силы, гибкости, прыгучести. Карточки с результатами контрольных упражнений были показаны детям в 5 классе. Они с интересом смотрели, определяли уровень своего физического развития, определить который было несложно. Цифры, соответствующие низкому уровню, обвожу красным кружочком, высокому уровню – зеленым, результаты среднего уровня не обводятся.
Обычно карточки хранятся у меня, учащимся раздаются каждый раз после сдачи всех упражнений для того, чтобы посмотреть, как обстоят дела с физической подготовкой, над чем работать в школе и дома. Практика показала, что дети с большим желанием тренируются самостоятельно, когда наглядно видят прирост в результатах. Были случаи, когда мальчики, увидев свои высокие результаты, не хотели обратно сдавать свои карточки, а желание повышать свою физическую подготовленность становилось еще больше.
Бывая на родительских собраниях, обязательно показываю родителям карточки их детей. После чего заметно улучшалось отношение родителей и детей к домашним занятиям физическими упражнениями. Родители покупали гантели, скакалки, мячи, лыжи, строили турники. Мальчики на переменах чаще заходили в спортзал, чтобы поиграть в «лесенку» (игровое подтягивание на перекладине), стали посещать тренажерные залы и к окончанию 9 класса уже более 70 % юношей смогли подтянуться на перекладине на «5» и «4». С беговыми упражнениями ребята справлялись хорошо. Связано это с тем, что больше половины уроков провожу на стадионе (легкая атлетика, подвижные игры, лыжная подготовка). Например, норма 6 – минутного бега (тест на выносливость) для юношей старших классов на высокий уровень – 1500 метров. Большинство пробегало больше – от 1500 м. до 1700 м. Также значительно улучшились показатели гибкости, прыгучести, быстроты.
Образец карточки. Татаринов Женя
Упр-я Классы
| Бег 30 м
| Челночный бег 3 х 10
| Прыжок в длину с места
| 6-мин.
бег
| Подтягивание на перекладине
| Наклон вперед
| Сент.
1кл Май
| 6, 7 с.
6, 2
| 9, 7 с.
9, 4
| 112 см.
122
| _
| 0 раз
0
| 0 см.
1
| Сент.
2 кл Май
| 6, 4
5, 7
| 9, 0
8, 7
| 125
137
| _
| 0
2
| 2
2
| Сент.
3 кл Май
| 5, 9
5, 8
| 8, 9
| 131
140
| 1235 м.
1275
| 0
н.
| 1
4
| Сент.
5 кл Май
| 5, 7
5, 1
| 8, 9
8, 7
| 145
148
| 1290
1354
| 0
н
| 6
6
| Сент.
6 кл Май
| 5, 4
5, 2
| 8, 6
8, 5
| 147
153
| н.
1410
| 0
0
| 7
7
| Сент.
7 кл Май
| 5, 6
5, 2
| 8, 4
8, 1
| 166
184
| 1455
1426
| 0
0
| 4
5
| Сент.
8 кл Май
| 5, 0
5, 2
| 8, 3
8, 2
| н.
160
| 1500
1404
| 1
2
| 7
10
| Сент.
9 кл Май
| 5, 2
4 ,9
| н.
8, 0
| 186
180
| 1548
1535
| 1
10
| 10
10
| Сент.
10 кл Май
| 5, 1
5, 3
| 8, 1
7, 8
| 186
185
| 1428
1600
| 6
10
| 15
12
| Сент.
11 кл Май
| 4, 9
4, 7
| 7, 5
7, 4
| 216
224
| 1592
1630
| 12
15
| 12
17
|
В карточке Жени видно, что в 1 классе на низком уровне были результаты на силу, гибкость и прыгучесть. 6-минутный бег в 1-2 классах дети не сдавали, так как не умели бегать в равномерном темпе. Самым сложным упражнением для Жени Багдуева было подтягивание на перекладине. Только в 9 классе он смог подтянуться 10 раз на оценку «5». В то же время видно, что его результаты 6-минутного бега всегда на высоком уровне. Это говорит о его природной способности к продолжительному бегу. Он начал посещать секцию легкой атлетики, участвовать в районных соревнованиях в беге на 1500 м., 3000 м. и становился призером. К окончанию школы его физическая подготовленность – выше среднего (три результата - на высоком уровне, три – на среднем).
В 10 – 11 классах с юношами работал другой учитель, но карточки по-прежнему мною заполнялись, подводились итоги. К окончанию 11 класса уже 92 % юношей сдали подтягивание на перекладине на «5» и «4», 8 % - на «3» (сказались индивидуальные физиологические особенности).
Занимаясь с девушками, на каждом уроке давала упражнения на осанку, укрепление мышц спины, живота, стопы. Какая девушка ни хочет быть красивой, обладать стройной фигурой, пластично двигаться? На уроках гимнастики включала упражнения с обручем, лентой, скакалкой, проводила беседы о здоровом образе жизни, убеждала заниматься физической культурой не ради оценки, а ради здоровья. В данной параллели не было случая, чтобы учащиеся приносили медицинские справки, освобождающие их от урока физкультуры. У некоторых ребят были отклонения в состоянии здоровья, в таких случаях использовала разноуровневые задания и разноуровневую нагрузку.
Результаты 10-летней работы:
ни одного выпускника с низким уровнем физической подготовленности;
40 выпускников – с высоким и выше среднего показателями, 69 – со средним уровнем, что отвечает программным требованиям;
из 54 юношей – ни одного освобожденного от урока физкультуры, девушек – 2;
сборные команды данного выпуска занимали первые места на районных соревнованиях по легкой атлетике, кроссу, лыжным гонкам, баскетболу.
Для достижения даже скромных результатов необходимы целеустремленность и воля, умение мобилизовать в нужный момент свои духовные и физические силы, дисциплинированность и вера в успех. У каждого учителя свой стиль работы, каждый по-своему решает главные задачи – всемерно способствовать укреплению здоровья школьников, повышению их работоспособности, готовности к защите Родины, воспитанию здорового и жизнерадостного подрастающего поколения.
|