|  | Протокол № От 2013 г. Руководитель шмо браун Ю. В. Согласовано 2013 г| Управление образования Администрации города Усть-Илимска
 
 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
 
 «Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина М.И.»
 
 
      | Рассмотрено
 
 ШМО
 
 Протокол № ___
 
 От «____»_______2013 г.
 
 Руководитель ШМО
 
 ____________Браун Ю.В.
 
 | Согласовано
 
 «__»_______2013 г.
 
 Зам директора по УВР
 
 ____________________
 
 С.Т. Колмогорова
 
 | Утверждаю
 
 Приказ № ________
 
 от «___»_____2013 г.
 
 Директор МБОУ «СОШ № 8 им. Бусыгина М.И.»
 
 ___________ С.А. Асташова
 
 |  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
 
 «Экономика. Основы экономической теории»
 
 для учащихся11а класса (профильный уровень)
 
 (2013-2014 учебный год)
 Образовательная область: обществознание
 
 Разработал: Ларин М.С,
 
 учитель экономики,
 
 I квалификационной категории.
 
 
 2013 г.
 
 Пояснительная записка
 
 Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы: ЭКОНОМИКА: ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Авторы программы – С.И. Иванов, М.А. Скляр. Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/ Сост. Л.Н. Поташева. – 3-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 288 с. Учебник, соответствующий учебной программе и включённый в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год. Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования. С.И. Иванов – 12-е изд. В 2-х книгах М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008
 
 Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Содержание среднего (полного) экономического образования на профильном уровне предполагает отдельное изучение курса экономика. Курс включает в себя основы экономики как научной дисциплины, предметом изучения которой является та или иная экономическая система. Сейчас в мире господствует рыночная экономическая система: в одних странах она приняла развитые формы, в других, в том числе и в России, она сформировалась недавно и уровень ее развития еще не столь высок. Поэтому естественно, что основное внимание данного курса уделено изучению именно рыночной экономики. Изучение экономики обеспечивает формирование у обучающихся базового уровня экономической грамотности, культуры экономического мышления и способности к самообразованию и самопознанию. Полученные знания помогут обучающимся составить целостное представление о сути экономических явлений и их взаимосвязи.
 
 Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются:
 
  Работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
 
Критическое осмысление экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
 
Экономический анализ общественных явлений и событий;
 
Решение задач, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах);
 
Освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации в реальной жизни;
 
Написание творческих работ
 
 Общая характеристика учебного предмета: Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы, государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
 
  Основные концепции экономики
 
Микроэкономика
 
Макроэкономика и международная экономика
 
Прикладная экономика
 
 Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.
 
 Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту.
 
 Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, математики, истории, географии, права и др.
 
 Профильное экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере.
 
 Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
 
  Освоение системы знаний об экономической деятельности человека, организации \ фирмы и государства, об экономике России, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования
 
Овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа
 
Развитие экономического мышления, способности критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;
 
Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
 
Формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.
 
 Психологическая характеристика 11А класса
 
 В 11 «а» классе 73% учащихся ориентированы на школу, активны в общешкольных делах, включены в ритм жизни параллели, имеют широкий круг общения в школьном коллективе. Большая половина учащихся ориентированы на класс как на центр школьной жизни. 52% учащихся класса ориентированы на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность. 65% учащихся класса ориентированы на общение, дружеские отношения, эмпатию, заботу об интересах окружающих. 40% учащихся класса ориентированы на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей. Большинство учащихся учатся, для того, чтобы получить образование, получить профессию, соориенироваться в жизни. Познавательные мотивы – основа самообразования, направленности школьников на совершенствование способов познания. У многих учащихся преобладают социальные мотивы. Велик процент учащихся, у которых преобладают внешние мотивы учения. Ребят надо обучать раскрывать последовательную систему целей
 
 Исходя из психологической характеристики, считаю целесообразным выстраивать обучение в данном классе на технологии проблемного обучения способствующей активной интеллектуальной и творческой деятельности ученика, самостоятельному установлению причинно-следственных связей и проверке полученных знаний на практике. Также необходимо активно использовать информационно-коммуникационные технологии, что позволит формировать у обучающихся системное мышление, умение рационально организовывать учебно-познавательную деятельность, создавать собственные проекты и презентации.
 
 Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
 
 • коммуникативные:
 
  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
 
постановка вопросов для поиска и сбора информации;
 
умение точно и полно выражать свои мысли, обосновывать точку зрения, выслушивать одноклассников;
 
 • познавательные:
 
  понимать: функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
 
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
 
описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
 
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
 
 личностные - использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
 
  получения и оценки экономической информации;
 
составления семейного бюджета;
 
исполнения типичных экономических ролей;
 
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
 
совершенствования собственной познавательной деятельности
 
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
 
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
 
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и граждани
 
  целеполагание (постановка учебной задачи);
 
планирование хода рассуждений, составление плана рассказа;
 
  пошаговый контроль правильности написания буквы и слова, составления предложений;
 
 - коррекция орфографических, смысловых и грамматических ошибок.
 
 Одним из важнейших результатов освоения образовательной программы является успешное выполнение единого государственного экзамена по обществознанию, включающего все три типа заданий (А, В, С) в части вопросов, касающихся экономических знаний.
 
 Методы и формы обучения:
 
 Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры. Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации). Контроля и самоконтроля (устный, письменный). Стимулирования и мотивации. Самостоятельной учебной деятельности. Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками. Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся. Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
 
 Учебно – методический комплект
 
  учебник «Экономика. Основы экономической теории» под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова в 2-х книгах, издательство Вита-пресс, М. 2007 год
 
программа «Основы экономической теории», под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова, М. Вита-пресс, М. 2006 г.
 
практикум по основам экономической теории, под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова в 2-х книгах, издательство Вита-пресс, М. 2007 г.
 
 Список литературы
 
  Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ. М. Вита- пресс, 2010 г.
 
Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Д. В. Акимов, О. В. Дичива, Л. Б. Щукина, М. Вита- пресс, 2010 г.
 
Макроэкономика. 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р.
 
Экономика для школьников. Задачи и решения. Г. И. Просветов, М. Альфа – пресс, 2008 г.
 
     Тематическое планирование           |  
 
 | Тема 10. Деньги и банковская система
 
 | 6
 
 | Решение задач
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Тема 11. Валовой внутренний продукт и национальный доход
 
 | 8
 
 | 
 
 
 | Контрольная работа № 2 «Валовой внутренний продукт
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Тема 12. Макроэкономическое равновесие
 
 | 16
 
 | Решение задач -2 часа
 
 | Контрольная работа № 3 «Макроэкономическое равновесие»
 
 | 2 (4)
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Тема 13. Экономический цикл. Занятость и безработица
 
 | 6
 
 | 
 
 
 | «Занятость и безработица»
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Тема 14. Инфляция
 
 | 6
 
 | 
 
 
 | Контрольная работа № 4 «Инфляция»
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   |  
 
 | Тема 15. Экономический рост
 
 | 8
 
 | 
 
 
 | Контрольная работа № 5 «Экономический рост»
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | XVI
 
 | Тема 16. Экономика и государство
 
 | 8
 
 | Решение задач
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | XVII
 
 | Тема 17. Международная торговля и валютный рынок
 
 | 7
 
 | 
 
 
 | Контрольная работа № 6 «Валютный рынок»
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | XVIII
 
 | Тема 18. Международное движение капиталов. Платежный баланс. Экономическая интеграция
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Итого
 
 | 68
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 17
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |  Календарно-тематическое планирование курса Экономика. Основы экономической теории.
 
 11 класс (68) часов.
 
                  | № урока
 
 | Названия разделов, тем уроков
 
 
 | Кол-во часов
 
 | Дата проведения
 
 | Тип урока.
 
 Лабораторные и практические
 
 работы
 
 | Элементы предметного содержания
 
 | Планируемый результат
 
 (Личностный, метапредметный и
 
 предметный)
 
 | Контроль, измерители
 
 | Выход на ГИА, ЕГЭ
 
 |   | в
 
 уч. г.
 
 | раздела, темы
 
 |   | Тема 10. Деньги и банковская система. (6 часов) Цель: Познакомить с банками и их деятельностью для понимания методов кредитно – денежной политики, направленной на регулирование экономики. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции
 
 |   | 1
 
 | 10.1.
 
 | Роль денег в рыночной экономике
 
 | 1
 
 | 5.09
 
 | Изучение и первичное закрепление новых знаний
 
 | Деньги, функции денег
 
 | Знать: различия между функциями денег в рыночной экономике; между рыночной и бартерной экономикой; преимущества рыночной системы по сравнению с бартерной.
 
 Уметь: анализировать определения денег разных авторов проводить экономический анализ общественных явлений и событий
 
 | Групповой, индивидуальный контроль.
 
 | 
 
 |   | 2
 
 | 10.2.
 
 | Виды денег и их свойства.
 
 | 1
 
 | 5.09
 
 | Комбинированный урок: лекция- практикум
 
 | Товарные, кредитные деньги демонетизация денег, депозит, наличные и безналичные деньги, ликвидность денег, денежные агрегаты
 
 | Знать различия товарных и кредитных, наличных и безналичных денег; различия между денежными агрегатами М0, М1, М2, М3 и L.Уметь объяснять расчеты проводимые безналичными деньгами, доказывать, что депозиты, коммерческие и государственные векселя виды денег, как безналичные деньги выполняют денежные функции. Критически осмысливать экономическую информацию
 
 | Групповой и индивидуальный
 
 
 | 
 
 
 |   | 3
 
 | 10.3.
 
 | Коммерческие банки
 
 | 1
 
 | 12.09
 
 | Комбинированный урок
 
 | Коммерческие банки, Центральный банк, пассивы, активы, уставной капитал, активные операции, банковские ссуды, кредитная линия, ипотечное кредитование, баланс, норма резервов
 
 | Знать посредническую роль коммерческих банков, активные и пассивные операции банков, каким образом формируется прибыль банка
 
 Уметь анализировать структуру баланса коммерческого банка. работать с источниками экономической информации с использованием ресурсов Интернет
 
 | Групповой и индивидуальный
 
 
 | 2.6 Финансовые институты. Банковская система
 
 |   | 4
 
 | 10.4
 
 | Центральный банк
 
 | 1
 
 | 12.09
 
 | Комбинированный урок
 
 | Коммерческие банки, Центральный банк, пассивы, активы, уставной капитал, активные операции, банковские ссуды, кредитная линия, ипотечное кредитование, баланс, норма резервов
 
 | Знать функции Центрального банка, отличия балансов коммерческого и Центрального банка. Различие между учетной ставкой Центрального банка и ставкой рефинансирования. Уметь различать роль, цели и задачи коммерческих банков от Центрального банка. Анализировать отношения между органами государственной власти и Центральным банком. Работать с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации
 
 | Групповой и индивидуальный
 
 
 |   | 5-6
 
 | 10.5
 
 | Решение задач
 
 | 2
 
 | 19.09
 
 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Индивидуальное тестирование
 
 | 
 
 
 |   | Тема 11 Валовой внутренний продукт и национальный доход. (8 часов) Цель: Познакомить учащихся с причинами создания системы национальных счетов, с концепцией национальных счетов. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции
 
 |   | 7-8
 
 | 11.1
 
 | Почему необходимо исчислять ВВП. Что такое ВВП? Как исчисляется ВВП?
 
 | 2
 
 | 26.09
 
 | Изучение и первичное закрепление новых знаний
 
 | Конечные товары и услуги, промежуточный продукт, валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт
 Метод суммирования потока затрат, торговый баланс страны, метод суммирования потока доходов, косвенные налоги
 
 | Знать: макроэкономика; агрегирование; система национальных счетов; ВНП; ВВП; конечные товары и услуги; добавленная стоимость; промежуточная продукция   Уметь: все способы расчета ВВП (ВНП), рассчитать ВВП (ВНП) тремя способами. Систематизировать данные раздаточного материала
 
 | Индивидуальный и групповой
 
 | 2.11 Понятие ВВП
 
 |   | 9-10
 
 | 11.2.
 
 | Как формируется располагаемый личный доход. ЧНП и НД
 
 | 2
 
 | 3.10
 
 | Комбинированный урок.
 
 | Чистый национальный продукт, национальный доход, процент, дивиденд, распределение национального дохода, государственный бюджет, совокупный личный доход
 
 | Знать: главные элементы кругооборота потоков доходов и расходов; чистый национальный продукт; национальный доход страны; личный доход; норма личных сбережения. трансферты; ценовой индекс; инфлирование; дефлирование Уметь: обработав информацию составить план выступления
 
 | Индивидуальный и групповой
 
 |   | 11-12
 
 | 11.3.
 
 | Номинальный и реальный ВВП
 
 | 2
 
 | 10.10
 
 | Комбинированный урок: лекция-практикум.
 
 | Номинальный и реальный ВВП, индекс дефлятор ВВП
 
 
 | Знать: номинальный ВНП (ВВП); дефлятор ВНП (ВВП); реальный ВНП (ВВП);  инфляция; дефляция Уметь: рассчитать дефлятор ВВП (ВНП); реальный ВВП (ВНП). Обрабатывать самостоятельно большой объем публицистической информации
 
 | Индивидуальный. Тестирование
 
 |   | 13-14
 
 | 11.4.
 
 | Контрольная работа «ВВП»
 
 | 2
 
 | 17.10
 
 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний
 
 | 
 
 
 | осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
 
 - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
 
 | Индивидуальное тестирование
 
 | 
 
 
 |   | Тема 12. Макроэкономическое равновесие (16 часов) Цель: Рассмотреть, что представляет собой современная макроэкономическая система, каким образом Центральный банк регулирует функционирование и развитие этой системы. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции
 
 |   | 15-16
 
 | 12.1
 
 | Доход, потребление и сбережения. Функция потребления.
 
 | 2
 
 
 | 24.10
 
 | Изучение и первичное закрепление новых знаний.
 
 | Автономное потребление, индуцированное потребление, предельная склонность к потреблению и сбережению функция потребления, неравновесное, равновесное состояние экономики, равновесный уровень национального дохода
 
 
 | Знать:. различия между автономным и индуцированным потреблением; предельная склонность к сбережению и потреблению, почему доход распадается на две части – на потребляемую и сберегаемую; равновесное и неравновесное состояние экономики Уметь: строить график функции потребления и анализировать его; анализировать тенденции возникновения и действия в условиях неравновесного состояния экономики, видеть эти различия; формулировать основополагающие вопросы, ответы на которые можно найти в источниках СМИ
 
 | Индивидуальный. Групповой.
 
 | 
 
 
 |   | 17-18
 
 | 12.2
 
 | Сбережения и инвестиции.
 
 | 2
 
 | 31.10
 
 | Уроки приобретения новых умений и навыков.
 
 | Автономные, индуцированные инвестиции автономные затраты, индуцированные сбережения, государственные затраты и равновесие
 
 | Знать: различия между автономными, общими и индуцированными инвестициями; общие свойства различных видов затрат, объединяемых общим понятием автономных затрат Уметь: анализировать данную информацию
 
 | Индивидуальный. Групповой.
 
 |   | 19-20
 
 | 12.3
 
 | Мультипликатор
 
 | 2
 
 | 14.11
 
 | Комбинированный
 
 | Мультипликатор
 
 
 | Знать: сущность эффекта мультипликатора и его связью с предельной склонностью к потреблению Уметь: анализировать влияние изменения величины автономных затрат и мультипликатора на равновесный уровень национального дохода. Использовать для поиска информации тематический каталог, мультимедийную энциклопедию
 
 | Индивидуальный. Групповой.
 
 |   | 21-22
 
 | 12.4
 
 | Решение задач «Макроэкономическое равновесие»
 
 | 2
 
 | 21.11
 
 | Практикум
 
 | 
 
 
 | выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
 
 | Индивидуальный.
 
 |   | 23-24
 
 | 12.5
 
 | Равновесие на рынке товаров и услуг и процентная ставка. Кривая IS
 
 | 2
 
 | 28.11
 
 | Проблемная лекция
 
 
 | Процентная ставка и инвестиции, процентное реагирование инвестиций, кривая IS
 
 
 | Знать что представляет кривая IS
 
 Уметь доказывать, что изменения автономных затрат под воздействием процентной ставки ведут к изменению равновесного уровня ВВП
 
 | Индивидуальный. Групповой.
 
 |   | 25-26
 
 | 12.6
 
 | Процентная ставка и равновесие на денежном рынке.
 
 | 2
 
 | 5.12
 
 | Изучение нового материала
 
 | Предложение денег, уравнение количественной теории денег, уравнение Фишера, процентное реагирование спроса на деньги, кривая LM
 
 
 | Знать: терминологию
 
 Уметь анализировать, как взаимосвязаны равновесный уровень ВВП и процентной ставки, кривая LM; объяснять, почему изменения процентной ставки вызывают изменения спроса на деньги
 
 | Групповой.
 
 |   | 27-28
 
 | 12.7
 
 | Общее равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS – LM
 
 | 2
 
 | 12.12
 
 | Проблемная лекция
 
 
 | Модель IS – LM
 
 
 | Знать: терминологию
 
 Уметь анализировать модель IS – LM, что представляет собой общее равновесие спроса и предложения на товарном и денежном рынках; определять величину процентного реагирования инвестиций, мультипликатор, графически решать задачи.
 
 | Индивидуальный. Групповой.
 
 |   | 29-30
 
 | 12.8
 
 | Контрольная работа «Решение задач»
 
 | 2
 
 | 19.12
 
 | Урок обобщения и систематизации знаний
 
 | 
 
 
 | осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
 
 - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
 
 | Индивидуальное
 
 |   | Раздел 13 Экономический цикл, занятость и безработица (6 часов) Цель: Раскрыть понятие экономического цикла, фазы его движения. Проанализировать проблемы безработицы. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции
 
 |   | 31-32
 
 | 13.1
 
 | Экономический цикл. Механизм экономического цикла
 
 | 2
 
 | 26.12
 
 | Урок приобретения новых умений и навыков
 
 | Фазы экономического цикла, продолжительность цикла, экзогенные и эндогенные теории цикла, принцип акселерации, потенциальный (естественный) уровень ВВП
 
 | Знать: понятие экономического цикла, его фаз, что такое потенциальный (естественный) уровень ВВП, принцип акселерации; различия между равновесным и потенциальным уровнями ВВП Уметь: анализировать изменения темпа прироста ВВП на динамику инвестиций; различать эндогенные и экзогенные причины циклических колебаний
 
 | Групповой, индивидуальный
 
 | 
 
 
 |   | 33-34
 
 | 13.2
 
 | Занятые и безработные.
 
 Причины и формы безработицы
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | Урок приобретения новых умений и навыков, практикум
 
 | Трудоспособное население, рабочая сила, занятые, безработные, норма безработицы. Явная, скрытая безработица, циклическая, технологическая, фрикционная, структурная безработица, естественный уровень безработицы, полная занятость
 
 | Знать: формы и типы безработицы Уметь: различать трудоспособное и экономически активное население, экономически активное и занятое часть населения; безработных и неработающих; рассчитать норму безработицы; приводить примеры явной и скрытой безработицы, различных форм и типов безработицы; приводить примеры явной и скрытой безработицы, различных форм и типов безработицы
 
 | Групповой, индивидуальный
 
 | 2.9. Рынок труда. Безработица
 
 |   | 35-36
 
 | 13.3
 
 | Последствия безработицы и государственное регулирование занятости. Контрольная работа «занятость и безработица»
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | Урок приобретения новых умений. Проблемная ситуация
 
 | Закон Оукена, кейнсианские рецепты
 
 
 | Знать: закон Оукена, различие между кейнсианскими рецептами и рецептами, рекомендуемыми экономистами 80-х г., значение службы трудоустройства; каким образом государство влияет на уровень и динамику безработицы Уметь: анализировать социальные и экономические последствия безработицы; анализировать влияние темпа роста ВВП на динамику нормы безработицы
 
 | Индивидуальный
 
 |   | Тема 14. Инфляция (6 часов). Цель: Раскрыть внутренний механизм инфляции, причины, которые порождают это явление, его влияние ан экономику и его социальные последствия. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции
 
 |   | 37-38
 
 | 14.1
 
 | Определение инфляции и ее измерение. Причины инфляции
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | Изучение и первичное закрепление новых знаний.
 
 | Инфляция, дефляция, дезинфляция, дефлятор ВВП, норма инфляции, индекс цен. Избыточный спрос, денежные издержки, инфляционные ожидания
 
 
 | Знать: особенности различных видов инфляции; различия между индексом – дефлятором ВВП и индексом потребительских цен; различия между причинами, порождающими инфляцию, механизм действия этих причин на повышение общего уровня цен. Уметь: различать и высчитывать индекс – дефлятор ВВП и индекс потребительских цен; объяснять, почему не каждое повышение цен должно рассматриваться как инфляция; объяснять источники избыточного спроса, что представляет собой инфляционная спираль; анализировать взаимодействие роста цен и заработной платы, роста цен и издержек производства товаров и услуг; положение о монополистическом ценообразование, как одной из главных причин инфляции
 
 | Индивидуальный контроль
 
 | 2.10. Виды, причины и последствия инфляции
 
 |   | 39-40
 
 | 14.2
 
 | Формы инфляции. Последствия инфляции для различных социальных групп населения
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | Комбинированный
 
 | Нормальная инфляция, гиперинфляция, стагфляция, галопирующая, умеренная инфляция, инфляционные ожидания. Социальные группы, последствия
 
 
 | Знать: различия между формами инфляции; о положительном и негативном влияние инфляции на экономику; почему большая часть населения любой страны относится к инфляции отрицательно, в чем заключается непредсказуемость инфляции. Уметь: анализировать влияние различных форм инфляции на экономику; анализировать процессы, происходящие во время инфляции, на основе использования уравнения количественной теории денег. Строить график спроса инфляции и объяснять по нему ожидаемые изменения
 
 | Парный, индивидуальный
 
 |   | 41-42
 
 | 14.3
 
 | Контрольная работа «Инфляция»
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | Урок обобщения и систематизации знаний
 
 | 
 
 
 | осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
 
 - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
 
 | Индивидуальное тестирование
 
 | 
 
 
 |   | Тема 15. Экономический рост (8 часов) Цель: Рассмотреть сущность понятия экономического роста и вопроса о его измерении. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции
 
 |   | 43-44
 
 | 15.1
 
 | Содержание эконом. роста.
 
 Измерение эконом. роста.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | Изучение и первичное закрепление новых знаний.
 
 | Экономический рост, фактический и потенциальный ВВП. Абсолютный прирост ВВП, темп прироста ВВП
 
 | Знать: различия между ростом ВВП, инвестиций и занятости в рамках отдельного циклического подъема и долговременным экономическим ростом; различия между ростом фактического и ростом потенциального ВВП Уметь: использовать данные о динамике реального ВВП для определения экономического роста; анализировать значение экономического роста  для экономики страны
 
 | Индивидуальный контроль.
 
 | 2.11 Экономический рост и развитие
 
 |   | 45-46
 
 | 15.2
 
 | Измерение экономического роста. Производственная функция и факторы роста
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | Изучение и первичное закрепление новых знаний.
 
 | Производственная функция, свойства экономического роста, сбалансированный рост, совокупная факторная производительность
 
 | Знать: различия между абсолютным приростом ВВП и другого макроэкономического показателя; между темпом роста данного показателя и темпом его прироста. Что представляет собой производственная функция, различия, когда выпуск зависит от одной переменной и от двух Уметь: среднегодовой темп прироста ВВП (средне геометрическому годовых темпов прироста за данное число лет); объяснять сущность сбалансированного роста; анализировать роль каждого фактора, в приросте ВВП
 
 | Групповой, индивидуальный контроль.
 
 |   | 47-48
 
 | 15.3
 
 | Экстенсивные и интенсивные факторы роста. Что стоит за снижением темпов экономического роста?
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | Комбинированный урок: лекция-практикум.
 
 | Экстенсивные и интенсивные факторы роста. Теория длинных циклов, повышательная и понижательная волна длинного цикла, длинные циклы, особенности циклов, четыре длинных цикла
 
 
 | Знать: о различии экстенсивных и интенсивных факторах; факт феномена 50 -60 – летних колебаний в экономике, о выдающемся русском экономисте Н. Д. Кондратьеве; о теории длинных циклов Уметь: анализировать статистические материалы, делать свои выводы об экстенсивных и интенсивных факторах; решать практические задачи, связанные с жизненными ситуациями
 
 | Групповой, индивидуальный контроль. Тестирование.
 
 |   | 49-50
 
 | 15.4
 
 | Контрольная работа «Экономический рост»
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | Урок обобщения и систематизации знаний
 
 | 
 
 
 | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности
 
 | Индивидуальный контроль.
 
 | 
 
 
 |   | Тема 16 Экономика и государство (8 часов) Цель: Раскрыть роль государства, границы и необходимость вмешательства в рыночную, смешанную экономику. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции
 
 |   | 51
 
 | 16.1
 
 | Политика экономической стабилизации
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | Изучение и первичное закрепление новых знаний.
 
 | Государственная политика по стабилизации экономического развития
 
 | Знать: задачи государства в области регулирования занятости, проведения антициклических мероприятий и осуществления антиинфляционных мероприятий. Уметь: анализировать роль участия государства в производстве ВВП и его распределение через механизм госбюджета.
 
 | Групповой
 
 | 
 
 
 |   | 52-53
 
 | 16.2
 
 | Бюджетно-финансовая политика
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | Изучение и первичное закрепление новых знаний.
 
 | Прямые и косвенные налоги, дискреционная политика, бюджетный дефицит, дефицитный бюджет финансирования, сальдо бюджета
 
 | Знать: об особенностях бюджетно-финансовой политики, ее воздействия на динамику цикла и развитие инфляционных процессов; проанализировав эффект налоговой и бюджетной политики финансирования. Уметь: доказывать воздействия государства с помощью государственного бюджета и Центрального банка на регулирование экономики России. Анализировать механизм воздействия мероприятий, проводимых Центральным банком на макроэкономические показатели экономической активности
 
 | Групповой
 
 | 2.14. Государственный бюджет
 
 |   | 54-55
 
 | 16.3
 
 | Кредитно – денежная политика
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | Комбинированный
 
 | Регулирование деятельности коммерческих банков, резервные нормы коммерческих банков операции на открытом рынке, регулирование учетной ставки, дезинфляция, политика «дешевых» и «дорогих» денег
 
 | Знать: роль Центрального банка в регулировании рыночной экономики. Уметь: различать методы бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики; различать политику «дорогих» и «дешевых» денег; анализировать решения правительства при проведении экономической политики
 
 | Групповой
 
 | 
 
 
 |   | 56-57
 
 | 16.4
 
 | Роль государства в стимулировании экономического роста. Государственный долг
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | Комбинированный
 
 | Налоговая политика, государственное финансирование, бюджетный дефицит, кривая Лаффера, задачи политики стимулирования экономического роста. Государственный долг, причины роста гос.долга: военные расходы, циклические рецессии и низкие темпы роста ВВП
 
 | Знать: задачи политики стимулирования экономического роста. О причинах возникновения государственного долга, различия в последствиях для возникновения и роста госдолга; условия, в которых рост госдолга представляет определенную опасность для экономики Уметь: различать задачи экономической политики связанные со стабилизацией экономики и со стимулированием экономического роста; различать долговые обязательства, эмитированные государством и банкнотами как долговыми обязательствами Центрального банка
 
 | Групповой
 
 | 
 
 
 |   | 58
 
 | 16.5
 
 | Решение задач
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | Лабораторно - практическая
 
 | 
 
 
 | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
 
 | Индивидуальный
 
 | 
 
 
 |   | Тема 17. Международная торговля и валютный рынок (7 часов). Цель: Показать, как различные экономические системы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми частями единого целого -  мировой экономики. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции
 
 |   | 59-60
 
 | 17.1
 
 | Мировое хозяйство
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | Изучение и первичное закрепление новых знаний.
 
 | Мировое хозяйство, международное разделение труда, экспортная и импортная доля, интернационализация производства, группы стран в ВВП
 
 | Знать: основные предпосылки специализации стран в рамках разделения труда; показатели открытости национального хозяйства, различия между общим, особенным и единичным международным разделение труда, основные критерии классификации групп стран мировой экономике. Уметь: объяснять, что представляет собой мировое хозяйство и элементы системы МЭО
 
 | Индивидуальный контроль.
 
 | 2.15 Мировая экономика
 
 |   | 61-62
 
 | 17.2
 
 | Международная торговля
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | Практикум
 
 | Меркантилизм, принцип абсолютного преимущества, принцип сравнительного преимущества, индекс условий торговли, бартер, клиринговые, офсетные соглашения, фьючерсные сделки на реальный товар, хеджирование
 
 | Знать: абсолютные и сравнительные преимущества; импорт; экспорт. Влияние международной торговли на производственные возможности торгующих стран. Уметь: доказать необходимость и целесообразность внешней торговли, познакомить с главными концепциями теории внешней торговли.
 
 | Групповой
 
 |   | 63
 
 | 17.3
 
 | Внешнеторговая политика
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | Комбинированный
 
 | «фритредерство», таможенные пошлины, демпинг Валютный рынок, курс, операция, прямая и косвенная котировка, сделки форвард, спот, валютно-процентный арбитраж, монетарный подход, валютная, дисконтная и девизная политика, фиксированный курс, валютные интервенции, девальвация и ревальвация валюты, свободно плавающие курсы, валютные ограничения, золотомонетный стандарт, Бреттон-Вудская, Ямайская система, конвертируемость валюты
 
 | Знать: протекционизм; таможенная пошлина; международная зона свободной торговли; квота. Познакомиться с инструментами регулирования внешней торговли и последствиями этого регулирования для различных групп населения и государства в целом Уметь: провести сравнительный анализ достоинств и недостатков открытия внутреннего рынка для товаров зарубежных производителей
 
 | Парный, индивидуальный
 
 |   | 64-65
 
 | 17.4
 
 | Валютный рынок.
 
 Тестирование
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | Практикум
 
 | Знать: сущность валютного рынка как особого механизма, функции и операции валютного рынка
 
 Уметь: различать курсы  валют «спот» и «форвард», причины изменения курсов валют, валютные режимы, основные инструменты валютной политики, девизную и дисконтную политику, различать полную и частичную внутреннюю и внешнюю конвертируемость валют; выделять преимущества и недостатки валютных систем, приводить примеры основных элементов международных валютных систем.
 
 | индивидуальный
 
 | 
 
 
 |   | Тема 18. Международное движение капиталов и платежный баланс (2 часа) Цель: Расширить представления о системе международных экономических отношений. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции
 
 |   | 66-67
 
 | 18.1
 
 | Международное движение капиталов
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | Изучение и первичное закрепление новых знаний.
 
 | Финансовый рынок, секьюритизация, еврорынок, либор, ООН, МВФ, МБРР, прямые зарубежные капиталовложения, портфельные инвестиции, транснациональные компании (ТНК), свободные экономические зоны
 
 | Знать: предпосылки формирования, функциональную структуру мирового рынка ссудного капитала; противоречивость воздействия внешних кредитных заимствований на экономику страны, предпосылки международного движения предпринимательского капитала Уметь: анализировать факторы, определяющие уровень процентных ставок на международном рынке капиталов; анализировать современные тенденции на мировом рынке ссудных капиталов; противоречия между инвестором и страной – реципиентом иностранных капиталовложений
 
 | Парный, индивидуальный
 
 | 
 
 
 |   | 68
 
 | 18.2
 
 | Платежный баланс. Международная экономическая интеграция
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | Комбинированный
 
 | Платежный баланс, резиденты, нерезиденты, принцип двойной бухгалтерской записи. Международная экономическая интеграция, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, ЕЭС, ЭКЮ.
 
 | Знать: принцип составления платежного баланса; институциональную структуру наиболее развитой интеграционной группировки - ЕС
 
 Уметь: различать дебетовые и кредитовые операции; различать уровни интеграции и основные типы интеграционных группировок
 
 | Парный, индивидуальный
 
 | 
 
 
 |   | ИТОГО за 11 класс
 
 | 68
 
 | 
 
 
 |  | 
 |  |