Главная страница

Протокол № От 2013 г. Руководитель шмо браун Ю. В. Согласовано 2013 г



Скачать 383.09 Kb.
НазваниеПротокол № От 2013 г. Руководитель шмо браун Ю. В. Согласовано 2013 г
Дата16.04.2016
Размер383.09 Kb.
ТипПротокол

Управление образования Администрации города Усть-Илимска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина М.И.»


Рассмотрено

ШМО

Протокол № ___

От «____»_______2013 г.

Руководитель ШМО

____________Браун Ю.В.

Согласовано

«__»_______2013 г.

Зам директора по УВР

____________________

С.Т. Колмогорова

Утверждаю

Приказ № ________

от «___»_____2013 г.

Директор МБОУ «СОШ № 8 им. Бусыгина М.И.»

___________ С.А. Асташова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Экономика. Основы экономической теории»

для учащихся11а класса (профильный уровень)

(2013-2014 учебный год)
Образовательная область: обществознание

Разработал: Ларин М.С,

учитель экономики,

I квалификационной категории.


2013 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы: ЭКОНОМИКА: ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Авторы программы – С.И. Иванов, М.А. Скляр. Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/ Сост. Л.Н. Поташева. – 3-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 288 с. Учебник, соответствующий учебной программе и включённый в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год. Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования. С.И. Иванов – 12-е изд. В 2-х книгах М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Содержание среднего (полного) экономического образования на профильном уровне предполагает отдельное изучение курса экономика. Курс включает в себя основы экономики как научной дисциплины, предметом изучения которой является та или иная экономическая система. Сейчас в мире господствует рыночная экономическая система: в одних странах она приняла развитые формы, в других, в том числе и в России, она сформировалась недавно и уровень ее развития еще не столь высок. Поэтому естественно, что основное внимание данного курса уделено изучению именно рыночной экономики. Изучение экономики обеспечивает формирование у обучающихся базового уровня экономической грамотности, культуры экономического мышления и способности к самообразованию и самопознанию. Полученные знания помогут обучающимся составить целостное представление о сути экономических явлений и их взаимосвязи.

Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются:

  • Работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • Критическое осмысление экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • Экономический анализ общественных явлений и событий;

  • Решение задач, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах);

  • Освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации в реальной жизни;

  • Написание творческих работ

Общая характеристика учебного предмета: Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы, государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

  • Основные концепции экономики

  • Микроэкономика

  • Макроэкономика и международная экономика

  • Прикладная экономика

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, математики, истории, географии, права и др.

Профильное экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере.

Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Освоение системы знаний об экономической деятельности человека, организации \ фирмы и государства, об экономике России, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования

  • Овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа

  • Развитие экономического мышления, способности критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;

  • Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • Формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.

Психологическая характеристика 11А класса

В 11 «а» классе 73% учащихся ориентированы на школу, активны в общешкольных делах, включены в ритм жизни параллели, имеют широкий круг общения в школьном коллективе. Большая половина учащихся ориентированы на класс как на центр школьной жизни. 52% учащихся класса ориентированы на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность. 65% учащихся класса ориентированы на общение, дружеские отношения, эмпатию, заботу об интересах окружающих. 40% учащихся класса ориентированы на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей. Большинство учащихся учатся, для того, чтобы получить образование, получить профессию, соориенироваться в жизни. Познавательные мотивы – основа самообразования, направленности школьников на совершенствование способов познания. У многих учащихся преобладают социальные мотивы. Велик процент учащихся, у которых преобладают внешние мотивы учения. Ребят надо обучать раскрывать последовательную систему целей

Исходя из психологической характеристики, считаю целесообразным выстраивать обучение в данном классе на технологии проблемного обучения способствующей активной интеллектуальной и творческой деятельности ученика, самостоятельному установлению причинно-следственных связей и проверке полученных знаний на практике. Также необходимо активно использовать информационно-коммуникационные технологии, что позволит формировать у обучающихся системное мышление, умение рационально организовывать учебно-познавательную деятельность, создавать собственные проекты и презентации.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • постановка вопросов для поиска и сбора информации;

  • умение точно и полно выражать свои мысли, обосновывать точку зрения, выслушивать одноклассников;

познавательные:

  • понимать: функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

  • описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

личностные - использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения и оценки экономической информации;

  • составления семейного бюджета;

  • исполнения типичных экономических ролей;

  • решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности

  • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и граждани

  • регулятивные:

  • целеполагание (постановка учебной задачи);

  • планирование хода рассуждений, составление плана рассказа;

  • пошаговый контроль правильности написания буквы и слова, составления предложений;

- коррекция орфографических, смысловых и грамматических ошибок.

Одним из важнейших результатов освоения образовательной программы является успешное выполнение единого государственного экзамена по обществознанию, включающего все три типа заданий (А, В, С) в части вопросов, касающихся экономических знаний.

Методы и формы обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры. Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации). Контроля и самоконтроля (устный, письменный). Стимулирования и мотивации. Самостоятельной учебной деятельности. Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками. Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся. Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Учебно – методический комплект

  • учебник «Экономика. Основы экономической теории» под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова в 2-х книгах, издательство Вита-пресс, М. 2007 год

  • программа «Основы экономической теории», под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова, М. Вита-пресс, М. 2006 г.

  • практикум по основам экономической теории, под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова в 2-х книгах, издательство Вита-пресс, М. 2007 г.

Список литературы

  • Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ. М. Вита- пресс, 2010 г.

  • Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Д. В. Акимов, О. В. Дичива, Л. Б. Щукина, М. Вита- пресс, 2010 г.

  • Макроэкономика. 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р.

  • Экономика для школьников. Задачи и решения. Г. И. Просветов, М. Альфа – пресс, 2008 г.
      1. Тематическое планирование




Тема 10. Деньги и банковская система

6

Решение задач




2









Тема 11. Валовой внутренний продукт и национальный доход

8




Контрольная работа № 2 «Валовой внутренний продукт

2









Тема 12. Макроэкономическое равновесие

16

Решение задач -2 часа

Контрольная работа № 3 «Макроэкономическое равновесие»

2 (4)









Тема 13. Экономический цикл. Занятость и безработица

6




«Занятость и безработица»

2









Тема 14. Инфляция

6




Контрольная работа № 4 «Инфляция»

2









Тема 15. Экономический рост

8




Контрольная работа № 5 «Экономический рост»

2







XVI

Тема 16. Экономика и государство

8

Решение задач




1







XVII

Тема 17. Международная торговля и валютный рынок

7




Контрольная работа № 6 «Валютный рынок»

2







XVIII

Тема 18. Международное движение капиталов. Платежный баланс. Экономическая интеграция

2



















Итого

68







17







Календарно-тематическое планирование курса Экономика. Основы экономической теории.

11 класс (68) часов.

№ урока

Названия разделов, тем уроков


Кол-во часов

Дата проведения

Тип урока.

Лабораторные и практические

работы

Элементы предметного содержания

Планируемый результат

(Личностный, метапредметный и

предметный)

Контроль, измерители

Выход на ГИА, ЕГЭ

в

уч. г.

раздела, темы

Тема 10. Деньги и банковская система. (6 часов) Цель: Познакомить с банками и их деятельностью для понимания методов кредитно – денежной политики, направленной на регулирование экономики. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

1

10.1.

Роль денег в рыночной экономике

1

5.09

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Деньги, функции денег

Знать: различия между функциями денег в рыночной экономике; между рыночной и бартерной экономикой; преимущества рыночной системы по сравнению с бартерной.

Уметь: анализировать определения денег разных авторов проводить экономический анализ общественных явлений и событий

Групповой, индивидуальный контроль.



2

10.2.

Виды денег и их свойства.

1

5.09

Комбинированный урок: лекция- практикум

Товарные, кредитные деньги демонетизация денег, депозит, наличные и безналичные деньги, ликвидность денег, денежные агрегаты

Знать различия товарных и кредитных, наличных и безналичных денег; различия между денежными агрегатами М0, М1, М2, М3 и L.Уметь объяснять расчеты проводимые безналичными деньгами, доказывать, что депозиты, коммерческие и государственные векселя виды денег, как безналичные деньги выполняют денежные функции. Критически осмысливать экономическую информацию

Групповой и индивидуальный





3

10.3.

Коммерческие банки

1

12.09

Комбинированный урок

Коммерческие банки, Центральный банк, пассивы, активы, уставной капитал, активные операции, банковские ссуды, кредитная линия, ипотечное кредитование, баланс, норма резервов

Знать посредническую роль коммерческих банков, активные и пассивные операции банков, каким образом формируется прибыль банка

Уметь анализировать структуру баланса коммерческого банка. работать с источниками экономической информации с использованием ресурсов Интернет

Групповой и индивидуальный


2.6 Финансовые институты. Банковская система

4

10.4

Центральный банк

1

12.09

Комбинированный урок

Коммерческие банки, Центральный банк, пассивы, активы, уставной капитал, активные операции, банковские ссуды, кредитная линия, ипотечное кредитование, баланс, норма резервов

Знать функции Центрального банка, отличия балансов коммерческого и Центрального банка. Различие между учетной ставкой Центрального банка и ставкой рефинансирования. Уметь различать роль, цели и задачи коммерческих банков от Центрального банка. Анализировать отношения между органами государственной власти и Центральным банком. Работать с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации

Групповой и индивидуальный


5-6

10.5

Решение задач

2

19.09

Урок контроля, оценки и коррекции знаний







Индивидуальное тестирование




Тема 11 Валовой внутренний продукт и национальный доход. (8 часов) Цель: Познакомить учащихся с причинами создания системы национальных счетов, с концепцией национальных счетов. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

7-8

11.1

Почему необходимо исчислять ВВП. Что такое ВВП? Как исчисляется ВВП?

2

26.09

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Конечные товары и услуги, промежуточный продукт, валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт
Метод суммирования потока затрат, торговый баланс страны, метод суммирования потока доходов, косвенные налоги

Знать: макроэкономика; агрегирование; система национальных счетов; ВНП; ВВП; конечные товары и услуги; добавленная стоимость; промежуточная продукция   Уметь: все способы расчета ВВП (ВНП), рассчитать ВВП (ВНП) тремя способами. Систематизировать данные раздаточного материала

Индивидуальный и групповой

2.11 Понятие ВВП

9-10

11.2.

Как формируется располагаемый личный доход. ЧНП и НД

2

3.10

Комбинированный урок.

Чистый национальный продукт, национальный доход, процент, дивиденд, распределение национального дохода, государственный бюджет, совокупный личный доход

Знать: главные элементы кругооборота потоков доходов и расходов; чистый национальный продукт; национальный доход страны; личный доход; норма личных сбережения. трансферты; ценовой индекс; инфлирование; дефлирование Уметь: обработав информацию составить план выступления

Индивидуальный и групповой

11-12

11.3.

Номинальный и реальный ВВП

2

10.10

Комбинированный урок: лекция-практикум.

Номинальный и реальный ВВП, индекс дефлятор ВВП


Знать: номинальный ВНП (ВВП); дефлятор ВНП (ВВП); реальный ВНП (ВВП);  инфляция; дефляция Уметь: рассчитать дефлятор ВВП (ВНП); реальный ВВП (ВНП). Обрабатывать самостоятельно большой объем публицистической информации

Индивидуальный. Тестирование

13-14

11.4.

Контрольная работа «ВВП»

2

17.10

Урок контроля, оценки и коррекции знаний




осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальное тестирование




Тема 12. Макроэкономическое равновесие (16 часов) Цель: Рассмотреть, что представляет собой современная макроэкономическая система, каким образом Центральный банк регулирует функционирование и развитие этой системы. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

15-16

12.1

Доход, потребление и сбережения. Функция потребления.

2


24.10

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Автономное потребление, индуцированное потребление, предельная склонность к потреблению и сбережению функция потребления, неравновесное, равновесное состояние экономики, равновесный уровень национального дохода


Знать:. различия между автономным и индуцированным потреблением; предельная склонность к сбережению и потреблению, почему доход распадается на две части – на потребляемую и сберегаемую; равновесное и неравновесное состояние экономики Уметь: строить график функции потребления и анализировать его; анализировать тенденции возникновения и действия в условиях неравновесного состояния экономики, видеть эти различия; формулировать основополагающие вопросы, ответы на которые можно найти в источниках СМИ

Индивидуальный. Групповой.




17-18

12.2

Сбережения и инвестиции.

2

31.10

Уроки приобретения новых умений и навыков.

Автономные, индуцированные инвестиции автономные затраты, индуцированные сбережения, государственные затраты и равновесие

Знать: различия между автономными, общими и индуцированными инвестициями; общие свойства различных видов затрат, объединяемых общим понятием автономных затрат Уметь: анализировать данную информацию

Индивидуальный. Групповой.

19-20

12.3

Мультипликатор

2

14.11

Комбинированный

Мультипликатор


Знать: сущность эффекта мультипликатора и его связью с предельной склонностью к потреблению Уметь: анализировать влияние изменения величины автономных затрат и мультипликатора на равновесный уровень национального дохода. Использовать для поиска информации тематический каталог, мультимедийную энциклопедию

Индивидуальный. Групповой.

21-22

12.4

Решение задач «Макроэкономическое равновесие»

2

21.11

Практикум




выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальный.

23-24

12.5

Равновесие на рынке товаров и услуг и процентная ставка. Кривая IS

2

28.11

Проблемная лекция


Процентная ставка и инвестиции, процентное реагирование инвестиций, кривая IS


Знать что представляет кривая IS

Уметь доказывать, что изменения автономных затрат под воздействием процентной ставки ведут к изменению равновесного уровня ВВП

Индивидуальный. Групповой.

25-26

12.6

Процентная ставка и равновесие на денежном рынке.

2

5.12

Изучение нового материала

Предложение денег, уравнение количественной теории денег, уравнение Фишера, процентное реагирование спроса на деньги, кривая LM


Знать: терминологию

Уметь анализировать, как взаимосвязаны равновесный уровень ВВП и процентной ставки, кривая LM; объяснять, почему изменения процентной ставки вызывают изменения спроса на деньги

Групповой.

27-28

12.7

Общее равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS – LM

2

12.12

Проблемная лекция


Модель IS – LM


Знать: терминологию

Уметь анализировать модель IS – LM, что представляет собой общее равновесие спроса и предложения на товарном и денежном рынках; определять величину процентного реагирования инвестиций, мультипликатор, графически решать задачи.

Индивидуальный. Групповой.

29-30

12.8

Контрольная работа «Решение задач»

2

19.12

Урок обобщения и систематизации знаний




осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальное

Раздел 13 Экономический цикл, занятость и безработица (6 часов) Цель: Раскрыть понятие экономического цикла, фазы его движения. Проанализировать проблемы безработицы. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

31-32

13.1

Экономический цикл. Механизм экономического цикла

2

26.12

Урок приобретения новых умений и навыков

Фазы экономического цикла, продолжительность цикла, экзогенные и эндогенные теории цикла, принцип акселерации, потенциальный (естественный) уровень ВВП

Знать: понятие экономического цикла, его фаз, что такое потенциальный (естественный) уровень ВВП, принцип акселерации; различия между равновесным и потенциальным уровнями ВВП Уметь: анализировать изменения темпа прироста ВВП на динамику инвестиций; различать эндогенные и экзогенные причины циклических колебаний

Групповой, индивидуальный




33-34

13.2

Занятые и безработные.

Причины и формы безработицы

2




Урок приобретения новых умений и навыков, практикум

Трудоспособное население, рабочая сила, занятые, безработные, норма безработицы. Явная, скрытая безработица, циклическая, технологическая, фрикционная, структурная безработица, естественный уровень безработицы, полная занятость

Знать: формы и типы безработицы Уметь: различать трудоспособное и экономически активное население, экономически активное и занятое часть населения; безработных и неработающих; рассчитать норму безработицы; приводить примеры явной и скрытой безработицы, различных форм и типов безработицы; приводить примеры явной и скрытой безработицы, различных форм и типов безработицы

Групповой, индивидуальный

2.9. Рынок труда. Безработица

35-36

13.3

Последствия безработицы и государственное регулирование занятости. Контрольная работа «занятость и безработица»

2




Урок приобретения новых умений. Проблемная ситуация

Закон Оукена, кейнсианские рецепты


Знать: закон Оукена, различие между кейнсианскими рецептами и рецептами, рекомендуемыми экономистами 80-х г., значение службы трудоустройства; каким образом государство влияет на уровень и динамику безработицы Уметь: анализировать социальные и экономические последствия безработицы; анализировать влияние темпа роста ВВП на динамику нормы безработицы

Индивидуальный

Тема 14. Инфляция (6 часов). Цель: Раскрыть внутренний механизм инфляции, причины, которые порождают это явление, его влияние ан экономику и его социальные последствия. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

37-38

14.1

Определение инфляции и ее измерение. Причины инфляции

2




Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Инфляция, дефляция, дезинфляция, дефлятор ВВП, норма инфляции, индекс цен. Избыточный спрос, денежные издержки, инфляционные ожидания


Знать: особенности различных видов инфляции; различия между индексом – дефлятором ВВП и индексом потребительских цен; различия между причинами, порождающими инфляцию, механизм действия этих причин на повышение общего уровня цен. Уметь: различать и высчитывать индекс – дефлятор ВВП и индекс потребительских цен; объяснять, почему не каждое повышение цен должно рассматриваться как инфляция; объяснять источники избыточного спроса, что представляет собой инфляционная спираль; анализировать взаимодействие роста цен и заработной платы, роста цен и издержек производства товаров и услуг; положение о монополистическом ценообразование, как одной из главных причин инфляции

Индивидуальный контроль

2.10. Виды, причины и последствия инфляции

39-40

14.2

Формы инфляции. Последствия инфляции для различных социальных групп населения

2




Комбинированный

Нормальная инфляция, гиперинфляция, стагфляция, галопирующая, умеренная инфляция, инфляционные ожидания. Социальные группы, последствия


Знать: различия между формами инфляции; о положительном и негативном влияние инфляции на экономику; почему большая часть населения любой страны относится к инфляции отрицательно, в чем заключается непредсказуемость инфляции. Уметь: анализировать влияние различных форм инфляции на экономику; анализировать процессы, происходящие во время инфляции, на основе использования уравнения количественной теории денег. Строить график спроса инфляции и объяснять по нему ожидаемые изменения

Парный, индивидуальный

41-42

14.3

Контрольная работа «Инфляция»

2




Урок обобщения и систематизации знаний




осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальное тестирование




Тема 15. Экономический рост (8 часов) Цель: Рассмотреть сущность понятия экономического роста и вопроса о его измерении. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

43-44

15.1

Содержание эконом. роста.

Измерение эконом. роста.

2




Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Экономический рост, фактический и потенциальный ВВП. Абсолютный прирост ВВП, темп прироста ВВП

Знать: различия между ростом ВВП, инвестиций и занятости в рамках отдельного циклического подъема и долговременным экономическим ростом; различия между ростом фактического и ростом потенциального ВВП Уметь: использовать данные о динамике реального ВВП для определения экономического роста; анализировать значение экономического роста  для экономики страны

Индивидуальный контроль.

2.11 Экономический рост и развитие

45-46

15.2

Измерение экономического роста. Производственная функция и факторы роста

2




Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Производственная функция, свойства экономического роста, сбалансированный рост, совокупная факторная производительность

Знать: различия между абсолютным приростом ВВП и другого макроэкономического показателя; между темпом роста данного показателя и темпом его прироста. Что представляет собой производственная функция, различия, когда выпуск зависит от одной переменной и от двух Уметь: среднегодовой темп прироста ВВП (средне геометрическому годовых темпов прироста за данное число лет); объяснять сущность сбалансированного роста; анализировать роль каждого фактора, в приросте ВВП

Групповой, индивидуальный контроль.

47-48

15.3

Экстенсивные и интенсивные факторы роста. Что стоит за снижением темпов экономического роста?

2




Комбинированный урок: лекция-практикум.

Экстенсивные и интенсивные факторы роста. Теория длинных циклов, повышательная и понижательная волна длинного цикла, длинные циклы, особенности циклов, четыре длинных цикла


Знать: о различии экстенсивных и интенсивных факторах; факт феномена 50 -60 – летних колебаний в экономике, о выдающемся русском экономисте Н. Д. Кондратьеве; о теории длинных циклов Уметь: анализировать статистические материалы, делать свои выводы об экстенсивных и интенсивных факторах; решать практические задачи, связанные с жизненными ситуациями

Групповой, индивидуальный контроль. Тестирование.

49-50

15.4

Контрольная работа «Экономический рост»

2




Урок обобщения и систематизации знаний




Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности

Индивидуальный контроль.




Тема 16 Экономика и государство (8 часов) Цель: Раскрыть роль государства, границы и необходимость вмешательства в рыночную, смешанную экономику. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

51

16.1

Политика экономической стабилизации

1




Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Государственная политика по стабилизации экономического развития

Знать: задачи государства в области регулирования занятости, проведения антициклических мероприятий и осуществления антиинфляционных мероприятий. Уметь: анализировать роль участия государства в производстве ВВП и его распределение через механизм госбюджета.

Групповой




52-53

16.2

Бюджетно-финансовая политика

2




Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Прямые и косвенные налоги, дискреционная политика, бюджетный дефицит, дефицитный бюджет финансирования, сальдо бюджета

Знать: об особенностях бюджетно-финансовой политики, ее воздействия на динамику цикла и развитие инфляционных процессов; проанализировав эффект налоговой и бюджетной политики финансирования. Уметь: доказывать воздействия государства с помощью государственного бюджета и Центрального банка на регулирование экономики России. Анализировать механизм воздействия мероприятий, проводимых Центральным банком на макроэкономические показатели экономической активности

Групповой

2.14. Государственный бюджет

54-55

16.3

Кредитно – денежная политика

2




Комбинированный

Регулирование деятельности коммерческих банков, резервные нормы коммерческих банков операции на открытом рынке, регулирование учетной ставки, дезинфляция, политика «дешевых» и «дорогих» денег

Знать: роль Центрального банка в регулировании рыночной экономики. Уметь: различать методы бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики; различать политику «дорогих» и «дешевых» денег; анализировать решения правительства при проведении экономической политики

Групповой




56-57

16.4

Роль государства в стимулировании экономического роста. Государственный долг

2




Комбинированный

Налоговая политика, государственное финансирование, бюджетный дефицит, кривая Лаффера, задачи политики стимулирования экономического роста. Государственный долг, причины роста гос.долга: военные расходы, циклические рецессии и низкие темпы роста ВВП

Знать: задачи политики стимулирования экономического роста. О причинах возникновения государственного долга, различия в последствиях для возникновения и роста госдолга; условия, в которых рост госдолга представляет определенную опасность для экономики Уметь: различать задачи экономической политики связанные со стабилизацией экономики и со стимулированием экономического роста; различать долговые обязательства, эмитированные государством и банкнотами как долговыми обязательствами Центрального банка

Групповой




58

16.5

Решение задач

1




Лабораторно - практическая




Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальный




Тема 17. Международная торговля и валютный рынок (7 часов). Цель: Показать, как различные экономические системы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми частями единого целого -  мировой экономики. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

59-60

17.1

Мировое хозяйство

2




Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Мировое хозяйство, международное разделение труда, экспортная и импортная доля, интернационализация производства, группы стран в ВВП

Знать: основные предпосылки специализации стран в рамках разделения труда; показатели открытости национального хозяйства, различия между общим, особенным и единичным международным разделение труда, основные критерии классификации групп стран мировой экономике. Уметь: объяснять, что представляет собой мировое хозяйство и элементы системы МЭО

Индивидуальный контроль.

2.15 Мировая экономика

61-62

17.2

Международная торговля

2




Практикум

Меркантилизм, принцип абсолютного преимущества, принцип сравнительного преимущества, индекс условий торговли, бартер, клиринговые, офсетные соглашения, фьючерсные сделки на реальный товар, хеджирование

Знать: абсолютные и сравнительные преимущества; импорт; экспорт. Влияние международной торговли на производственные возможности торгующих стран. Уметь: доказать необходимость и целесообразность внешней торговли, познакомить с главными концепциями теории внешней торговли.

Групповой

63

17.3

Внешнеторговая политика

1




Комбинированный

«фритредерство», таможенные пошлины, демпинг Валютный рынок, курс, операция, прямая и косвенная котировка, сделки форвард, спот, валютно-процентный арбитраж, монетарный подход, валютная, дисконтная и девизная политика, фиксированный курс, валютные интервенции, девальвация и ревальвация валюты, свободно плавающие курсы, валютные ограничения, золотомонетный стандарт, Бреттон-Вудская, Ямайская система, конвертируемость валюты

Знать: протекционизм; таможенная пошлина; международная зона свободной торговли; квота. Познакомиться с инструментами регулирования внешней торговли и последствиями этого регулирования для различных групп населения и государства в целом Уметь: провести сравнительный анализ достоинств и недостатков открытия внутреннего рынка для товаров зарубежных производителей

Парный, индивидуальный

64-65

17.4

Валютный рынок.

Тестирование

2




Практикум

Знать: сущность валютного рынка как особого механизма, функции и операции валютного рынка

Уметь: различать курсы  валют «спот» и «форвард», причины изменения курсов валют, валютные режимы, основные инструменты валютной политики, девизную и дисконтную политику, различать полную и частичную внутреннюю и внешнюю конвертируемость валют; выделять преимущества и недостатки валютных систем, приводить примеры основных элементов международных валютных систем.

индивидуальный




Тема 18. Международное движение капиталов и платежный баланс (2 часа) Цель: Расширить представления о системе международных экономических отношений. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

66-67

18.1

Международное движение капиталов

2




Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Финансовый рынок, секьюритизация, еврорынок, либор, ООН, МВФ, МБРР, прямые зарубежные капиталовложения, портфельные инвестиции, транснациональные компании (ТНК), свободные экономические зоны

Знать: предпосылки формирования, функциональную структуру мирового рынка ссудного капитала; противоречивость воздействия внешних кредитных заимствований на экономику страны, предпосылки международного движения предпринимательского капитала Уметь: анализировать факторы, определяющие уровень процентных ставок на международном рынке капиталов; анализировать современные тенденции на мировом рынке ссудных капиталов; противоречия между инвестором и страной – реципиентом иностранных капиталовложений

Парный, индивидуальный




68

18.2

Платежный баланс. Международная экономическая интеграция

1




Комбинированный

Платежный баланс, резиденты, нерезиденты, принцип двойной бухгалтерской записи. Международная экономическая интеграция, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, ЕЭС, ЭКЮ.

Знать: принцип составления платежного баланса; институциональную структуру наиболее развитой интеграционной группировки - ЕС

Уметь: различать дебетовые и кредитовые операции; различать уровни интеграции и основные типы интеграционных группировок

Парный, индивидуальный




ИТОГО за 11 класс

68