|
Протокол № От 2013 г. Руководитель шмо браун Ю. В. Согласовано 2013 г Управление образования Администрации города Усть-Илимска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина М.И.»
Рассмотрено
ШМО
Протокол № ___
От «____»_______2013 г.
Руководитель ШМО
____________Браун Ю.В.
| Согласовано
«__»_______2013 г.
Зам директора по УВР
____________________
С.Т. Колмогорова
| Утверждаю
Приказ № ________
от «___»_____2013 г.
Директор МБОУ «СОШ № 8 им. Бусыгина М.И.»
___________ С.А. Асташова
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Экономика. Основы экономической теории»
для учащихся11а класса (профильный уровень)
(2013-2014 учебный год) Образовательная область: обществознание
Разработал: Ларин М.С,
учитель экономики,
I квалификационной категории.
2013 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы: ЭКОНОМИКА: ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Авторы программы – С.И. Иванов, М.А. Скляр. Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/ Сост. Л.Н. Поташева. – 3-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 288 с. Учебник, соответствующий учебной программе и включённый в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год. Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования. С.И. Иванов – 12-е изд. В 2-х книгах М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Содержание среднего (полного) экономического образования на профильном уровне предполагает отдельное изучение курса экономика. Курс включает в себя основы экономики как научной дисциплины, предметом изучения которой является та или иная экономическая система. Сейчас в мире господствует рыночная экономическая система: в одних странах она приняла развитые формы, в других, в том числе и в России, она сформировалась недавно и уровень ее развития еще не столь высок. Поэтому естественно, что основное внимание данного курса уделено изучению именно рыночной экономики. Изучение экономики обеспечивает формирование у обучающихся базового уровня экономической грамотности, культуры экономического мышления и способности к самообразованию и самопознанию. Полученные знания помогут обучающимся составить целостное представление о сути экономических явлений и их взаимосвязи.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются:
Работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
Критическое осмысление экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
Экономический анализ общественных явлений и событий;
Решение задач, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах);
Освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации в реальной жизни;
Написание творческих работ
Общая характеристика учебного предмета: Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы, государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
Основные концепции экономики
Микроэкономика
Макроэкономика и международная экономика
Прикладная экономика
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, математики, истории, географии, права и др.
Профильное экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере.
Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
Освоение системы знаний об экономической деятельности человека, организации \ фирмы и государства, об экономике России, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования
Овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа
Развитие экономического мышления, способности критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;
Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
Формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.
Психологическая характеристика 11А класса
В 11 «а» классе 73% учащихся ориентированы на школу, активны в общешкольных делах, включены в ритм жизни параллели, имеют широкий круг общения в школьном коллективе. Большая половина учащихся ориентированы на класс как на центр школьной жизни. 52% учащихся класса ориентированы на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность. 65% учащихся класса ориентированы на общение, дружеские отношения, эмпатию, заботу об интересах окружающих. 40% учащихся класса ориентированы на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей. Большинство учащихся учатся, для того, чтобы получить образование, получить профессию, соориенироваться в жизни. Познавательные мотивы – основа самообразования, направленности школьников на совершенствование способов познания. У многих учащихся преобладают социальные мотивы. Велик процент учащихся, у которых преобладают внешние мотивы учения. Ребят надо обучать раскрывать последовательную систему целей
Исходя из психологической характеристики, считаю целесообразным выстраивать обучение в данном классе на технологии проблемного обучения способствующей активной интеллектуальной и творческой деятельности ученика, самостоятельному установлению причинно-следственных связей и проверке полученных знаний на практике. Также необходимо активно использовать информационно-коммуникационные технологии, что позволит формировать у обучающихся системное мышление, умение рационально организовывать учебно-познавательную деятельность, создавать собственные проекты и презентации.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
• коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов для поиска и сбора информации;
умение точно и полно выражать свои мысли, обосновывать точку зрения, выслушивать одноклассников;
• познавательные:
понимать: функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
личностные - использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения и оценки экономической информации;
составления семейного бюджета;
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования собственной познавательной деятельности
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и граждани
целеполагание (постановка учебной задачи);
планирование хода рассуждений, составление плана рассказа;
пошаговый контроль правильности написания буквы и слова, составления предложений;
- коррекция орфографических, смысловых и грамматических ошибок.
Одним из важнейших результатов освоения образовательной программы является успешное выполнение единого государственного экзамена по обществознанию, включающего все три типа заданий (А, В, С) в части вопросов, касающихся экономических знаний.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры. Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации). Контроля и самоконтроля (устный, письменный). Стимулирования и мотивации. Самостоятельной учебной деятельности. Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками. Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся. Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Учебно – методический комплект
учебник «Экономика. Основы экономической теории» под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова в 2-х книгах, издательство Вита-пресс, М. 2007 год
программа «Основы экономической теории», под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова, М. Вита-пресс, М. 2006 г.
практикум по основам экономической теории, под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова в 2-х книгах, издательство Вита-пресс, М. 2007 г.
Список литературы
Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ. М. Вита- пресс, 2010 г.
Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Д. В. Акимов, О. В. Дичива, Л. Б. Щукина, М. Вита- пресс, 2010 г.
Макроэкономика. 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р.
Экономика для школьников. Задачи и решения. Г. И. Просветов, М. Альфа – пресс, 2008 г.
Тематическое планирование
| Тема 10. Деньги и банковская система
| 6
| Решение задач
|
| 2
|
|
|
| Тема 11. Валовой внутренний продукт и национальный доход
| 8
|
| Контрольная работа № 2 «Валовой внутренний продукт
| 2
|
|
|
| Тема 12. Макроэкономическое равновесие
| 16
| Решение задач -2 часа
| Контрольная работа № 3 «Макроэкономическое равновесие»
| 2 (4)
|
|
|
| Тема 13. Экономический цикл. Занятость и безработица
| 6
|
| «Занятость и безработица»
| 2
|
|
|
| Тема 14. Инфляция
| 6
|
| Контрольная работа № 4 «Инфляция»
| 2
|
|
|
| Тема 15. Экономический рост
| 8
|
| Контрольная работа № 5 «Экономический рост»
| 2
|
|
| XVI
| Тема 16. Экономика и государство
| 8
| Решение задач
|
| 1
|
|
| XVII
| Тема 17. Международная торговля и валютный рынок
| 7
|
| Контрольная работа № 6 «Валютный рынок»
| 2
|
|
| XVIII
| Тема 18. Международное движение капиталов. Платежный баланс. Экономическая интеграция
| 2
|
|
|
|
|
|
| Итого
| 68
|
|
| 17
|
|
| Календарно-тематическое планирование курса Экономика. Основы экономической теории.
11 класс (68) часов.
№ урока
| Названия разделов, тем уроков
| Кол-во часов
| Дата проведения
| Тип урока.
Лабораторные и практические
работы
| Элементы предметного содержания
| Планируемый результат
(Личностный, метапредметный и
предметный)
| Контроль, измерители
| Выход на ГИА, ЕГЭ
| в
уч. г.
| раздела, темы
| Тема 10. Деньги и банковская система. (6 часов) Цель: Познакомить с банками и их деятельностью для понимания методов кредитно – денежной политики, направленной на регулирование экономики. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции
| 1
| 10.1.
| Роль денег в рыночной экономике
| 1
| 5.09
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Деньги, функции денег
| Знать: различия между функциями денег в рыночной экономике; между рыночной и бартерной экономикой; преимущества рыночной системы по сравнению с бартерной.
Уметь: анализировать определения денег разных авторов проводить экономический анализ общественных явлений и событий
| Групповой, индивидуальный контроль.
|
| 2
| 10.2.
| Виды денег и их свойства.
| 1
| 5.09
| Комбинированный урок: лекция- практикум
| Товарные, кредитные деньги демонетизация денег, депозит, наличные и безналичные деньги, ликвидность денег, денежные агрегаты
| Знать различия товарных и кредитных, наличных и безналичных денег; различия между денежными агрегатами М0, М1, М2, М3 и L.Уметь объяснять расчеты проводимые безналичными деньгами, доказывать, что депозиты, коммерческие и государственные векселя виды денег, как безналичные деньги выполняют денежные функции. Критически осмысливать экономическую информацию
| Групповой и индивидуальный
|
| 3
| 10.3.
| Коммерческие банки
| 1
| 12.09
| Комбинированный урок
| Коммерческие банки, Центральный банк, пассивы, активы, уставной капитал, активные операции, банковские ссуды, кредитная линия, ипотечное кредитование, баланс, норма резервов
| Знать посредническую роль коммерческих банков, активные и пассивные операции банков, каким образом формируется прибыль банка
Уметь анализировать структуру баланса коммерческого банка. работать с источниками экономической информации с использованием ресурсов Интернет
| Групповой и индивидуальный
| 2.6 Финансовые институты. Банковская система
| 4
| 10.4
| Центральный банк
| 1
| 12.09
| Комбинированный урок
| Коммерческие банки, Центральный банк, пассивы, активы, уставной капитал, активные операции, банковские ссуды, кредитная линия, ипотечное кредитование, баланс, норма резервов
| Знать функции Центрального банка, отличия балансов коммерческого и Центрального банка. Различие между учетной ставкой Центрального банка и ставкой рефинансирования. Уметь различать роль, цели и задачи коммерческих банков от Центрального банка. Анализировать отношения между органами государственной власти и Центральным банком. Работать с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации
| Групповой и индивидуальный
| 5-6
| 10.5
| Решение задач
| 2
| 19.09
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний
|
|
| Индивидуальное тестирование
|
| Тема 11 Валовой внутренний продукт и национальный доход. (8 часов) Цель: Познакомить учащихся с причинами создания системы национальных счетов, с концепцией национальных счетов. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции
| 7-8
| 11.1
| Почему необходимо исчислять ВВП. Что такое ВВП? Как исчисляется ВВП?
| 2
| 26.09
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Конечные товары и услуги, промежуточный продукт, валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт Метод суммирования потока затрат, торговый баланс страны, метод суммирования потока доходов, косвенные налоги
| Знать: макроэкономика; агрегирование; система национальных счетов; ВНП; ВВП; конечные товары и услуги; добавленная стоимость; промежуточная продукция Уметь: все способы расчета ВВП (ВНП), рассчитать ВВП (ВНП) тремя способами. Систематизировать данные раздаточного материала
| Индивидуальный и групповой
| 2.11 Понятие ВВП
| 9-10
| 11.2.
| Как формируется располагаемый личный доход. ЧНП и НД
| 2
| 3.10
| Комбинированный урок.
| Чистый национальный продукт, национальный доход, процент, дивиденд, распределение национального дохода, государственный бюджет, совокупный личный доход
| Знать: главные элементы кругооборота потоков доходов и расходов; чистый национальный продукт; национальный доход страны; личный доход; норма личных сбережения. трансферты; ценовой индекс; инфлирование; дефлирование Уметь: обработав информацию составить план выступления
| Индивидуальный и групповой
| 11-12
| 11.3.
| Номинальный и реальный ВВП
| 2
| 10.10
| Комбинированный урок: лекция-практикум.
| Номинальный и реальный ВВП, индекс дефлятор ВВП
| Знать: номинальный ВНП (ВВП); дефлятор ВНП (ВВП); реальный ВНП (ВВП); инфляция; дефляция Уметь: рассчитать дефлятор ВВП (ВНП); реальный ВВП (ВНП). Обрабатывать самостоятельно большой объем публицистической информации
| Индивидуальный. Тестирование
| 13-14
| 11.4.
| Контрольная работа «ВВП»
| 2
| 17.10
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний
|
| осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
| Индивидуальное тестирование
|
| Тема 12. Макроэкономическое равновесие (16 часов) Цель: Рассмотреть, что представляет собой современная макроэкономическая система, каким образом Центральный банк регулирует функционирование и развитие этой системы. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции
| 15-16
| 12.1
| Доход, потребление и сбережения. Функция потребления.
| 2
| 24.10
| Изучение и первичное закрепление новых знаний.
| Автономное потребление, индуцированное потребление, предельная склонность к потреблению и сбережению функция потребления, неравновесное, равновесное состояние экономики, равновесный уровень национального дохода
| Знать:. различия между автономным и индуцированным потреблением; предельная склонность к сбережению и потреблению, почему доход распадается на две части – на потребляемую и сберегаемую; равновесное и неравновесное состояние экономики Уметь: строить график функции потребления и анализировать его; анализировать тенденции возникновения и действия в условиях неравновесного состояния экономики, видеть эти различия; формулировать основополагающие вопросы, ответы на которые можно найти в источниках СМИ
| Индивидуальный. Групповой.
|
| 17-18
| 12.2
| Сбережения и инвестиции.
| 2
| 31.10
| Уроки приобретения новых умений и навыков.
| Автономные, индуцированные инвестиции автономные затраты, индуцированные сбережения, государственные затраты и равновесие
| Знать: различия между автономными, общими и индуцированными инвестициями; общие свойства различных видов затрат, объединяемых общим понятием автономных затрат Уметь: анализировать данную информацию
| Индивидуальный. Групповой.
| 19-20
| 12.3
| Мультипликатор
| 2
| 14.11
| Комбинированный
| Мультипликатор
| Знать: сущность эффекта мультипликатора и его связью с предельной склонностью к потреблению Уметь: анализировать влияние изменения величины автономных затрат и мультипликатора на равновесный уровень национального дохода. Использовать для поиска информации тематический каталог, мультимедийную энциклопедию
| Индивидуальный. Групповой.
| 21-22
| 12.4
| Решение задач «Макроэкономическое равновесие»
| 2
| 21.11
| Практикум
|
| выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
| Индивидуальный.
| 23-24
| 12.5
| Равновесие на рынке товаров и услуг и процентная ставка. Кривая IS
| 2
| 28.11
| Проблемная лекция
| Процентная ставка и инвестиции, процентное реагирование инвестиций, кривая IS
| Знать что представляет кривая IS
Уметь доказывать, что изменения автономных затрат под воздействием процентной ставки ведут к изменению равновесного уровня ВВП
| Индивидуальный. Групповой.
| 25-26
| 12.6
| Процентная ставка и равновесие на денежном рынке.
| 2
| 5.12
| Изучение нового материала
| Предложение денег, уравнение количественной теории денег, уравнение Фишера, процентное реагирование спроса на деньги, кривая LM
| Знать: терминологию
Уметь анализировать, как взаимосвязаны равновесный уровень ВВП и процентной ставки, кривая LM; объяснять, почему изменения процентной ставки вызывают изменения спроса на деньги
| Групповой.
| 27-28
| 12.7
| Общее равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS – LM
| 2
| 12.12
| Проблемная лекция
| Модель IS – LM
| Знать: терминологию
Уметь анализировать модель IS – LM, что представляет собой общее равновесие спроса и предложения на товарном и денежном рынках; определять величину процентного реагирования инвестиций, мультипликатор, графически решать задачи.
| Индивидуальный. Групповой.
| 29-30
| 12.8
| Контрольная работа «Решение задач»
| 2
| 19.12
| Урок обобщения и систематизации знаний
|
| осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
| Индивидуальное
| Раздел 13 Экономический цикл, занятость и безработица (6 часов) Цель: Раскрыть понятие экономического цикла, фазы его движения. Проанализировать проблемы безработицы. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции
| 31-32
| 13.1
| Экономический цикл. Механизм экономического цикла
| 2
| 26.12
| Урок приобретения новых умений и навыков
| Фазы экономического цикла, продолжительность цикла, экзогенные и эндогенные теории цикла, принцип акселерации, потенциальный (естественный) уровень ВВП
| Знать: понятие экономического цикла, его фаз, что такое потенциальный (естественный) уровень ВВП, принцип акселерации; различия между равновесным и потенциальным уровнями ВВП Уметь: анализировать изменения темпа прироста ВВП на динамику инвестиций; различать эндогенные и экзогенные причины циклических колебаний
| Групповой, индивидуальный
|
| 33-34
| 13.2
| Занятые и безработные.
Причины и формы безработицы
| 2
|
| Урок приобретения новых умений и навыков, практикум
| Трудоспособное население, рабочая сила, занятые, безработные, норма безработицы. Явная, скрытая безработица, циклическая, технологическая, фрикционная, структурная безработица, естественный уровень безработицы, полная занятость
| Знать: формы и типы безработицы Уметь: различать трудоспособное и экономически активное население, экономически активное и занятое часть населения; безработных и неработающих; рассчитать норму безработицы; приводить примеры явной и скрытой безработицы, различных форм и типов безработицы; приводить примеры явной и скрытой безработицы, различных форм и типов безработицы
| Групповой, индивидуальный
| 2.9. Рынок труда. Безработица
| 35-36
| 13.3
| Последствия безработицы и государственное регулирование занятости. Контрольная работа «занятость и безработица»
| 2
|
| Урок приобретения новых умений. Проблемная ситуация
| Закон Оукена, кейнсианские рецепты
| Знать: закон Оукена, различие между кейнсианскими рецептами и рецептами, рекомендуемыми экономистами 80-х г., значение службы трудоустройства; каким образом государство влияет на уровень и динамику безработицы Уметь: анализировать социальные и экономические последствия безработицы; анализировать влияние темпа роста ВВП на динамику нормы безработицы
| Индивидуальный
| Тема 14. Инфляция (6 часов). Цель: Раскрыть внутренний механизм инфляции, причины, которые порождают это явление, его влияние ан экономику и его социальные последствия. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции
| 37-38
| 14.1
| Определение инфляции и ее измерение. Причины инфляции
| 2
|
| Изучение и первичное закрепление новых знаний.
| Инфляция, дефляция, дезинфляция, дефлятор ВВП, норма инфляции, индекс цен. Избыточный спрос, денежные издержки, инфляционные ожидания
| Знать: особенности различных видов инфляции; различия между индексом – дефлятором ВВП и индексом потребительских цен; различия между причинами, порождающими инфляцию, механизм действия этих причин на повышение общего уровня цен. Уметь: различать и высчитывать индекс – дефлятор ВВП и индекс потребительских цен; объяснять, почему не каждое повышение цен должно рассматриваться как инфляция; объяснять источники избыточного спроса, что представляет собой инфляционная спираль; анализировать взаимодействие роста цен и заработной платы, роста цен и издержек производства товаров и услуг; положение о монополистическом ценообразование, как одной из главных причин инфляции
| Индивидуальный контроль
| 2.10. Виды, причины и последствия инфляции
| 39-40
| 14.2
| Формы инфляции. Последствия инфляции для различных социальных групп населения
| 2
|
| Комбинированный
| Нормальная инфляция, гиперинфляция, стагфляция, галопирующая, умеренная инфляция, инфляционные ожидания. Социальные группы, последствия
| Знать: различия между формами инфляции; о положительном и негативном влияние инфляции на экономику; почему большая часть населения любой страны относится к инфляции отрицательно, в чем заключается непредсказуемость инфляции. Уметь: анализировать влияние различных форм инфляции на экономику; анализировать процессы, происходящие во время инфляции, на основе использования уравнения количественной теории денег. Строить график спроса инфляции и объяснять по нему ожидаемые изменения
| Парный, индивидуальный
| 41-42
| 14.3
| Контрольная работа «Инфляция»
| 2
|
| Урок обобщения и систематизации знаний
|
| осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
| Индивидуальное тестирование
|
| Тема 15. Экономический рост (8 часов) Цель: Рассмотреть сущность понятия экономического роста и вопроса о его измерении. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции
| 43-44
| 15.1
| Содержание эконом. роста.
Измерение эконом. роста.
| 2
|
| Изучение и первичное закрепление новых знаний.
| Экономический рост, фактический и потенциальный ВВП. Абсолютный прирост ВВП, темп прироста ВВП
| Знать: различия между ростом ВВП, инвестиций и занятости в рамках отдельного циклического подъема и долговременным экономическим ростом; различия между ростом фактического и ростом потенциального ВВП Уметь: использовать данные о динамике реального ВВП для определения экономического роста; анализировать значение экономического роста для экономики страны
| Индивидуальный контроль.
| 2.11 Экономический рост и развитие
| 45-46
| 15.2
| Измерение экономического роста. Производственная функция и факторы роста
| 2
|
| Изучение и первичное закрепление новых знаний.
| Производственная функция, свойства экономического роста, сбалансированный рост, совокупная факторная производительность
| Знать: различия между абсолютным приростом ВВП и другого макроэкономического показателя; между темпом роста данного показателя и темпом его прироста. Что представляет собой производственная функция, различия, когда выпуск зависит от одной переменной и от двух Уметь: среднегодовой темп прироста ВВП (средне геометрическому годовых темпов прироста за данное число лет); объяснять сущность сбалансированного роста; анализировать роль каждого фактора, в приросте ВВП
| Групповой, индивидуальный контроль.
| 47-48
| 15.3
| Экстенсивные и интенсивные факторы роста. Что стоит за снижением темпов экономического роста?
| 2
|
| Комбинированный урок: лекция-практикум.
| Экстенсивные и интенсивные факторы роста. Теория длинных циклов, повышательная и понижательная волна длинного цикла, длинные циклы, особенности циклов, четыре длинных цикла
| Знать: о различии экстенсивных и интенсивных факторах; факт феномена 50 -60 – летних колебаний в экономике, о выдающемся русском экономисте Н. Д. Кондратьеве; о теории длинных циклов Уметь: анализировать статистические материалы, делать свои выводы об экстенсивных и интенсивных факторах; решать практические задачи, связанные с жизненными ситуациями
| Групповой, индивидуальный контроль. Тестирование.
| 49-50
| 15.4
| Контрольная работа «Экономический рост»
| 2
|
| Урок обобщения и систематизации знаний
|
| Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности
| Индивидуальный контроль.
|
| Тема 16 Экономика и государство (8 часов) Цель: Раскрыть роль государства, границы и необходимость вмешательства в рыночную, смешанную экономику. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции
| 51
| 16.1
| Политика экономической стабилизации
| 1
|
| Изучение и первичное закрепление новых знаний.
| Государственная политика по стабилизации экономического развития
| Знать: задачи государства в области регулирования занятости, проведения антициклических мероприятий и осуществления антиинфляционных мероприятий. Уметь: анализировать роль участия государства в производстве ВВП и его распределение через механизм госбюджета.
| Групповой
|
| 52-53
| 16.2
| Бюджетно-финансовая политика
| 2
|
| Изучение и первичное закрепление новых знаний.
| Прямые и косвенные налоги, дискреционная политика, бюджетный дефицит, дефицитный бюджет финансирования, сальдо бюджета
| Знать: об особенностях бюджетно-финансовой политики, ее воздействия на динамику цикла и развитие инфляционных процессов; проанализировав эффект налоговой и бюджетной политики финансирования. Уметь: доказывать воздействия государства с помощью государственного бюджета и Центрального банка на регулирование экономики России. Анализировать механизм воздействия мероприятий, проводимых Центральным банком на макроэкономические показатели экономической активности
| Групповой
| 2.14. Государственный бюджет
| 54-55
| 16.3
| Кредитно – денежная политика
| 2
|
| Комбинированный
| Регулирование деятельности коммерческих банков, резервные нормы коммерческих банков операции на открытом рынке, регулирование учетной ставки, дезинфляция, политика «дешевых» и «дорогих» денег
| Знать: роль Центрального банка в регулировании рыночной экономики. Уметь: различать методы бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики; различать политику «дорогих» и «дешевых» денег; анализировать решения правительства при проведении экономической политики
| Групповой
|
| 56-57
| 16.4
| Роль государства в стимулировании экономического роста. Государственный долг
| 2
|
| Комбинированный
| Налоговая политика, государственное финансирование, бюджетный дефицит, кривая Лаффера, задачи политики стимулирования экономического роста. Государственный долг, причины роста гос.долга: военные расходы, циклические рецессии и низкие темпы роста ВВП
| Знать: задачи политики стимулирования экономического роста. О причинах возникновения государственного долга, различия в последствиях для возникновения и роста госдолга; условия, в которых рост госдолга представляет определенную опасность для экономики Уметь: различать задачи экономической политики связанные со стабилизацией экономики и со стимулированием экономического роста; различать долговые обязательства, эмитированные государством и банкнотами как долговыми обязательствами Центрального банка
| Групповой
|
| 58
| 16.5
| Решение задач
| 1
|
| Лабораторно - практическая
|
| Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
| Индивидуальный
|
| Тема 17. Международная торговля и валютный рынок (7 часов). Цель: Показать, как различные экономические системы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми частями единого целого - мировой экономики. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции
| 59-60
| 17.1
| Мировое хозяйство
| 2
|
| Изучение и первичное закрепление новых знаний.
| Мировое хозяйство, международное разделение труда, экспортная и импортная доля, интернационализация производства, группы стран в ВВП
| Знать: основные предпосылки специализации стран в рамках разделения труда; показатели открытости национального хозяйства, различия между общим, особенным и единичным международным разделение труда, основные критерии классификации групп стран мировой экономике. Уметь: объяснять, что представляет собой мировое хозяйство и элементы системы МЭО
| Индивидуальный контроль.
| 2.15 Мировая экономика
| 61-62
| 17.2
| Международная торговля
| 2
|
| Практикум
| Меркантилизм, принцип абсолютного преимущества, принцип сравнительного преимущества, индекс условий торговли, бартер, клиринговые, офсетные соглашения, фьючерсные сделки на реальный товар, хеджирование
| Знать: абсолютные и сравнительные преимущества; импорт; экспорт. Влияние международной торговли на производственные возможности торгующих стран. Уметь: доказать необходимость и целесообразность внешней торговли, познакомить с главными концепциями теории внешней торговли.
| Групповой
| 63
| 17.3
| Внешнеторговая политика
| 1
|
| Комбинированный
| «фритредерство», таможенные пошлины, демпинг Валютный рынок, курс, операция, прямая и косвенная котировка, сделки форвард, спот, валютно-процентный арбитраж, монетарный подход, валютная, дисконтная и девизная политика, фиксированный курс, валютные интервенции, девальвация и ревальвация валюты, свободно плавающие курсы, валютные ограничения, золотомонетный стандарт, Бреттон-Вудская, Ямайская система, конвертируемость валюты
| Знать: протекционизм; таможенная пошлина; международная зона свободной торговли; квота. Познакомиться с инструментами регулирования внешней торговли и последствиями этого регулирования для различных групп населения и государства в целом Уметь: провести сравнительный анализ достоинств и недостатков открытия внутреннего рынка для товаров зарубежных производителей
| Парный, индивидуальный
| 64-65
| 17.4
| Валютный рынок.
Тестирование
| 2
|
| Практикум
| Знать: сущность валютного рынка как особого механизма, функции и операции валютного рынка
Уметь: различать курсы валют «спот» и «форвард», причины изменения курсов валют, валютные режимы, основные инструменты валютной политики, девизную и дисконтную политику, различать полную и частичную внутреннюю и внешнюю конвертируемость валют; выделять преимущества и недостатки валютных систем, приводить примеры основных элементов международных валютных систем.
| индивидуальный
|
| Тема 18. Международное движение капиталов и платежный баланс (2 часа) Цель: Расширить представления о системе международных экономических отношений. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции
| 66-67
| 18.1
| Международное движение капиталов
| 2
|
| Изучение и первичное закрепление новых знаний.
| Финансовый рынок, секьюритизация, еврорынок, либор, ООН, МВФ, МБРР, прямые зарубежные капиталовложения, портфельные инвестиции, транснациональные компании (ТНК), свободные экономические зоны
| Знать: предпосылки формирования, функциональную структуру мирового рынка ссудного капитала; противоречивость воздействия внешних кредитных заимствований на экономику страны, предпосылки международного движения предпринимательского капитала Уметь: анализировать факторы, определяющие уровень процентных ставок на международном рынке капиталов; анализировать современные тенденции на мировом рынке ссудных капиталов; противоречия между инвестором и страной – реципиентом иностранных капиталовложений
| Парный, индивидуальный
|
| 68
| 18.2
| Платежный баланс. Международная экономическая интеграция
| 1
|
| Комбинированный
| Платежный баланс, резиденты, нерезиденты, принцип двойной бухгалтерской записи. Международная экономическая интеграция, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, ЕЭС, ЭКЮ.
| Знать: принцип составления платежного баланса; институциональную структуру наиболее развитой интеграционной группировки - ЕС
Уметь: различать дебетовые и кредитовые операции; различать уровни интеграции и основные типы интеграционных группировок
| Парный, индивидуальный
|
| ИТОГО за 11 класс
| 68
|
| |
|
|