|
Куликовская битва Окружающий мир.
Тема: Куликовская битва.
Цель: воспитание чувства патриотизма и любви к Родине на основе событий истории России и произведений, созданных художниками А. Бубновым, М. Авиловым, В. М. Васнецовым;
развитие критического мышления учащихся.
Ход урока.
Организационный момент.
Эпиграф
«Земля может накормить человека своим хлебом, но защитить себя не может: это святое дело воинов – людей мужественных и смелых, отважных и выносливых»
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
«Вызов»
- Соедините стрелками исторические события с именами русских князей. Кто закончит, поднимите руку.
Проверка на доске. Тот, кто первым справится.
- У кого так же поднимите руку, поставьте плюс.
– Вы знаете, почему в народной памяти сохранилась именно эта битва?
– Сегодня на уроке мы это узнаем. Назовите тему урока.
«Осмысление»
– Что вы знаете о князе Дмитрии Донском? /заполнение таблицы/
«Чтение с пометками»
- Прочитайте текст на странице 63. Заполните таблицу.
- Что нового вы узнали о князе Дмитрии Донском?
Работа с картинами
- Что из этого отрывка вы узнали о битве?
- Рассмотрите репродукцию картины Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле». Писал он это полотно с 1943 по 1947 год. Само полотно выставлено в Третьяковской галерее.
Физминутка «Представьте, что мы в картинной галерее, поработаем стоя»
- Что можете сказать об изображённом событии? О людях? Что происходит? /обратить внимание на лица, позы, настроение воинов, их настрой, решимость/
- Наступило утро 8 сентября 1380 года. Объехал Дмитрий перед боем войска и призвал всех, не щадя головы, храбро биться за землю русскую. И видел он по глазам ратников, по их решимости, что будут они стоять на смерть, до последнего вздоха.
- По обычаям тех времён битва началась единоборством. Рассмотрите репродукцию картины Михаила Ивановича Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год) — одна из наиболее знаменитых картин.
- И репродукцию картины Васнецова с таким же названием.
- Что больше всего вас поражает в изображении этого события?
- Найдите описание изображённого события в учебнике на странице 64. /3-ий абзац/
Работа с анимированной картой.
- Посмотрим и послушаем, как же происходила Куликовская битва. /Включить анимированную карту/ (2 минуты 21 секунда)
Работа с репродукцией картины «После битвы»
- Вот каким увидел художник Куликово поле после битвы. Физминутка «Представьте, что мы в картинной галерее, поработаем стоя»
- Что хотите сказать?
Итог
- Русская рать во главе с Дмитрием Донским наголову разбили ордынское войско, но освободиться от ига Золотой Орды Русь тогда ещё не смогла. Это произошло только через 100 лет. Так почему же в народной памяти сохранилась именно эта битва?
После ответов чтение вывода на странице 66 учебника.
«Рефлексия»
- Что ещё вы узнали о князе Дмитрии Донском? Допишите в таблицу.
- Что интересно ещё узнать по этой теме?
- Где вы можете это узнать?
«Домашнее задание»
- Предложите домашнее задание.
- Оцените свою и мою работу на уроке, закончите любое предложение.
1. Соедините стрелками исторические события с именами русских князей.
Князь Владимир Святославович Князь Александр Невский Князь Дмитрий Донской
|
|
8 сентября 1380 года Куликовская битва 988 год Крещение Руси 5 апреля 1242 года Ледовое побоище
|
2. Дмитрий Донской
«V» - «знаю»
| «+» - «это для меня новое»
| «?» - «хочу узнать»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Оцените свою работу на уроке, закончите любое предложение.
Я доволен собой сегодня, потому что _________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Самым трудным для меня сегодня было _______________________________________________
__________________________________________________________________________________
Сегодня на уроке я _________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
Мне было интересно _______________________________________________________________
Мне необходимо __________________________________________________________________ |
|
|