|
«Организация проектно исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования» Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Бальзинская средняя общеобразовательная школа»
Программа
«Организация проектно – исследовательской деятельности
учащихся в процессе математического образования»
Автор: Доржиева Риза Дондоковна
учитель математики;
заместитель директора по УВР
Рецензенты:
Соколов Дмитрий Валерьевич заместитель директора по научно-методической работе МОУ «Бальзинская СОШ»; аспирант ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского;
Калякина Марина Михайловна учитель математики I квалификационной категории;
заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Бальзинская СОШ»
Бальзино 2010г.
Отзыв
на программу Р.Д Доржиевой, учителя математики МОУ « Бальзинская средняя общеобразовательная школа» «Организация проектно – исследовательской деятельности
учащихся в процессе математического образования» Программно-методическое обеспечение системы математического образования продолжает совершенствоваться.
Программа Доржиевой Р. Д. направлена на организацию проектно-исследовательской работы школьников в процессе математического образования.
Каждый школьник – юный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ученика; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования математики, тем успешнее развиваются и реализуются его способности. Это тезис находит подтверждение в рецензируемой программе, что обуславливает ее актуальность. Программа Р. Д. Доржиевой способствует формированию у ребенка навыков активного взаимодействия с миром природы. В программе преобладают активные формы, практическая работа, экскурсии, наблюдения и опыты.
Программа обеспечивает оптимальность объема содержания и нагрузки на ребенка, соответствует возрастным возможностям дошкольника. Модульный принцип организации содержания материала обеспечивают логичность и последовательность его изложения. Достоинством программы, несомненно, является отражение деятельностного подхода к организации образовательного процесса.
Обучение и воспитание школьника в русле его реальной, постепенно развивающейся проектно – исследовательской деятельности позволяет формировать исследовательские умения. Определенное место в программе отводится работе по развитию у школьников умений сравнивать, классифицировать, обобщать. Организация проектно-исследовательской деятельности школьников позволит педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах. Реализация программы позволит также формировать познавательную культуру учащихся.
Программа Р. Д. Доржиевой соответствует требованиям, может быть рекомендована к использованию в образовательных учреждениях.
Рецензент: аспирант,
Аспирант ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского,
ведущий специалист Управления
образования Дульдургинского района: Д. В. Соколов.
Аннотация Программа «Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования» может быть использована в общеобразовательных учреждениях, независимо от вида и типа.
Программа отражает современные методологические подходы к организации исследования учащихся, к формированию у них исследовательских умений в процессе математического воспитания.
Программа содержит методические материалы в помощь учителю математики, занимающемуся проектно-исследовательской работой.
Программа предназначена для методистов, учителей математики и направлена на повышение профессиональной компетенции педагогов в сфере организации проектно-исследовательской работы с учащимися.
Реализация программы предполагает интегрированный подход в реализации математического образования. Математические знания и навыки учащиеся получают не только на уроках, но и на занятиях по элективному курсу «Математика и сельское хозяйство» др.
Содержание программы рассчитано на 17 часов. Пояснительная записка Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, - это нужно каждому человеку. Универсальные навыки исследовательского поведения требуются в самых разных жизненных ситуациях.
Современная жизнь ставит человека в изменчивые условия, требует от него решения многочисленных задач. Их эффективное выполнение невозможно без определенного опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, прогнозирования действий, проведения анализа результатов.
Школьники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, учитель должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.
В ходе опытной деятельности школьник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В работе по проектно – исследовательской деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями школьников, характером учебно - воспитательных задач, которые решает учитель. Эффективность решения задач проектно - исследовательской деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у школьников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире.
Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Эти результаты хорошо видны во время защиты детьми собственных исследовательских работ. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, убеждать других, доказывая свою точку зрения. Цель: формирование у учащихся ключевых компетенций в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Развитие у учащихся математического мышления, интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);
Формирование собственного познавательного опыта учащихся ;
Освоение методов, необходимых для проектно-исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение, беседы, опыты, математические эксперименты;
Обучение оформлению и представлению результатов исследовательской работы;
Развитие творческих и коммуникативных способностей у учащихся.
Планируемые результаты обучения. Учащиеся будут знать:
способы самостоятельного познания через целесообразную деятельность.
Элементарные сведения о мироздании, связь между человеком и природой, назначении природы для человека, о живой и неживой природе;
Экологические законы природы;
Формы взаимодействия человека с природой;
Основы экологической культуры.
Учащиеся будут уметь
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;
Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя;
Проводить поисково-исследовательскую деятельность с помощью педагога;
Анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
Оформлять результаты своей поисково-исследовательской деятельности в форме альбомов, тематических выставок рисунков и фотографий, электронных презентаций, дневников наблюдений, макетов.
Воспитают в себе:
Любознательность;
Готовность к сотрудничеству;
Любовь к природе, ответственность человека перед ней.
При проведении диагностики следует обращаться к следующим источникам:
1.Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. Москва «Просвещение»,1990г.
2. . М.Н. Сканави, В.К. Егерев, В.В. Зайцев и др., 2500 задач по математике с решениями для поступающих в вузы. Москва “ОНИКС 21 век”, “Мир и образование”, 2002 г.
3.В.Г.Агаков и др. Дидактические материалы по математике. Чебоксары,2007
4. А.Г. Цыпкин, А.И. Пинский. Справочное пособие по методам решение задач по математике. Москва “Просвещение”, 1983 г.
Учебно-тематический план
№
| Тема
| Количество занятий
| В том числе
| Форма контроля
| теория
| практика
|
| 1
| Введение.
Что такое проект по математике
| 1
| 1
| -
| -
| Беседа с учащимися
| 2
| Определение и классификация проектов
| 2
| 1
| 1
|
| Лекция, круглый стол
| 3
| Метод исследовательских проектов. Этапы работы над проектом
| 2
| 1
| 1
|
| Аналитическая и практическая работа по поиску и отбору необходимой информации
| 4
| Формы, методы и средства
| 1
| 1
|
|
| Мозговой штурм.
| 5
| Оценивание проектов
| 1
| 1
|
|
| лекция
| 6
| Практический блок: выполнение проектно-исследовательских проектов
| 9
| 3
| 6
| -
| Определение темы проекта;
постановка целей и задач;
сбор и анализ информации;
определение этапов выполнения проекта;
выполнение проекта;
творческая защита (представление)
| 10
| Итоговое занятие
| 1
| -
| 1
| -
| Оценивание и рефлексия
| Всего:
| 17
| 8
| 9
|
|
|
Учебная программа Тема 1. Введение.
Понятие проекта, признаки проекта. Применение проектно-исследовательской деятельности в математике. Познакомить учащихся со способами самостоятельного познания через целесообразную деятельность.
Тема 2. «Определение и классификация проектов»
Познакомить учащихся с основными типами и признаками проектов. Выявление сфер интересов и подготовленности учащихся к проектно-исследовательской деятельности, обсуждение возможных тем индивидуальных (групповых проектов). Тема 3. Метод исследовательских проектов. Этапы работы над проектом.
Знакомство с навыками исследовательской деятельности, этапами организации работы.
Работа с литературными источниками и интернет-ресурсами по выбранной теме.
Проведение исследования. Тема 4. Формы, методы и средства в проектно-исследовательской деятельности
Консультация учащихся по отбору оптимальных форм и методов для выполнения проектно-исследовательской работы. Тема 5. Оценивание проектов.
Познакомить учащихся с критериями оценивания проекта, рейтинговой и качественной оценке, способами рефлексии. Практический блок:
выполнение проектно-исследовательских работ по математике. Примерная тематика проектно-исследовательских работ:
Симметрия в науках и архитектуре.
Удивительная симметрия.
Золотое сечение в поэзии и архитектуре.
Оптические иллюзии.
Математика, музыка, компьютер.
Проценты в нашей жизни.
Часы — приборы времени.
Русские старинные меры.
Системы счисления.
Методические рекомендации Свойства исследовательской деятельности учащихся Исследовательской деятельности учащихся присущи определенные специфические свойства, характеризующие ее направленность, цель и задачи.
Исследовательская
деятельность
Направляется на овладение знаниями, которые интересны учащимся и могут выходить за рамки программ школьного курса
Помогает осваивать общие исследовательские умения, необходимые для адаптации в учащихся.
Развивает коммуникативные умения.
Протекает в творческом взаимодействии ученика и учителя.
Классификация методов обучения К методам обучения основам исследовательской деятельности можно отнести:
- методы обучения поисковым процедурам;
- методы обучения процедурам обсуждения;
- методы эмоционально-личностной направленности.
-
обучение поисковым процедурам
| обучение процедурам обсуждения
| эмоционально-личностная направленность
| метод постановки проблемы
| проблемный диалог
| метод «шести шляп мышления»
| продуцирование гипотез
| эвристическая беседа
| метод целеполагания
| метод постановки вопросов
| метод решения мыслительных задач
| метод конструирования понятий
| метод рецензирования
| метод направленного воображения
| метод умозаключений
| дебаты
| метод эмпатии
| метод парадокса
| дискуссия
| мнемотехнические методы
| метод наблюдений
| дискуссия
| методы эмоционально-волевой регуляции
| метод эксперимента
| метод доказательств
| метод сравнения
| метод аргументов и контраргументов
| метод рефлексии
| метод работы с текстом
| метод самотестирования
| «мозговой штурм»
| метод самооценки
|
Словарик терминов к таблице «Классификация методов обучения» «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» - популярный метод мышления, разработанный Эдвардом де Боно.
Мышление делится на 6 различных режимов. Для удобства автор предлагает каждый из них представить в виде шляпы определенного цвета. Вот описание каждого из режимов:
Белая Шляпа – информация. Факты, цифры. Что мы уже знаем? Какая информация необходима? Как мы ее получим?
Красная Шляпа – эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Какие возникают чувства, догадки?
Желтая Шляпа – логический позитив. Поиск достоинств, преимуществ. Почему это нужно сделать? Почему это сработает?
Черная Шляпа – критика. Она защищает от непродуманных действий, указывает на риск. Правда ли это? Что здесь неправильно?
Зеленая Шляпа – творчество. Творческое мышление, поиск интересных идей.
Синяя Шляпа – организация мышления. Контроль над мыслительным процессом. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – постановка цели или совокупности целей в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем.
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА – специальный метод, характерным признаком которого являются умело наводящие вопросы педагога, с помощью которых дети подводятся к приобретению новых знаний.
ПАРАДОКС – отрицание некоторого мнения, кажущегося «безусловно правильным»: «А почему не наоборот?»
СИНЕКТИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ – эффективный способ стимуляции творческого воображения в процессе группового решения проблем.
МЕТОД ЭМПАТИИ – сочувствие. Сопереживание, умение поставить себя на место другого.
МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ – основаны на построении ассоциативных цепочек.
МЕТОД НАПРАВЛЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ – метод, при котором задается тема для направленного фантазирования, ассоциирования.
ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ – психические процессы, осуществляемые с использованием собственной активности человека.
Правила для педагога, занимающегося исследовательской деятельностью с учащимися
Помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают начальными базовыми навыками и знаниями.
Научитесь не торопиться с вынесением суждений.
Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.
Подходите ко всему творчески.
Совместная деятельность ученика и учителя.
-
ученик
| учитель
|
проявляет познавательный интерес
| помогает сформулировать тему исследования
|
открывает новые знания
| рекомендует источники получения информации
|
приобретает исследовательские умения, навыки в процессе работы над исследованием
| формирует исследовательские умения и навыки
|
экспериментирует
| раскрывает возможные формы работы
|
выбирает пути решения
| содействует прогнозированию результатов
|
делает самостоятельные выводы
| помогает в их формулировке, принимает или тактично корректирует
|
Диапазон развития исследовательских умений
-
исследовательские умения
| начальный уровень развития
| высокий уровень развития
| Умение видеть проблему
| Умение осознать некоторые противоречия, умение рассматривать предмет с разных точек зрения
| Умение увидеть, осознать и сформулировать проблему
| Умение классифицировать
| Умение распределять предметы на группы по определенным признакам
| Уметь составлять классификационные таблицы, схемы
| Умение задавать вопросы
| Умение задавать вопросы
| Умение ставить оценочные и ориентированные на будущее вопросы
| Умения определять понятия
| Умение дать описание предмета, разъяснить по средствам примера
| Умение применять логические приемы мышления: анализ, сравнение, классификация
| Умение представить понятие на языке символов
| Умение придумать значок для обозначения предмета
| Умение найти и и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта
| Целеполагание
| умение сформулировать цель исследования
| Разработка целей
| Рефлексия
| Умение назвать этапы собственной деятельности, определить успехи, трудности, примененные способы деятельности
| Умение строить модель различных видов деятельности
|
Развитие исследовательских умений
-
Когнитивная
(познавательная) деятельность
|
Коммуникативная деятельность
|
Креативная деятельность
|
Организационная деятельность
|
Выделение главного и второстепенного
|
Высказывание суждений
|
Умение видеть проблему
|
Целеполагание
|
Определение понятий
|
Формулирование вопросов
|
Планирование
|
Классификация
|
Получение информации
|
Умение моделировать
|
Самооценка
|
Сравнение
|
Ведение дискуссии, отстаивание собственного мнения
|
Выдвижение гипотезы, генерирование идеи
|
Сопоставление полученных результатов с поставленными целями
|
Определение закономерностей
|
Презентация своей работы
|
Умозаключения и выводы
|
Волевая регуляция
|
Наблюдение, эксперимент
| Изложение своих мыслей письменно (с помощью родителей) или рисунками, символами
|
Представление информации о предмете на языке знаков, образов, символов
|
Сотрудничество с другими учениками при работе в группах
|
Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия – экспериментирования 1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
2. Выбор цели, задач; работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
3. Игровой тренинг, внимания, восприятия, памяти, логики мышления
4. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или центре науки).
5. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
6. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и: пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Структура занятия-экспериментирования (примерная)
1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования
6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Экспериментирование можно включать в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.
Литература 1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996.
2. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. — М.: 5 за знания, 2005.
3. Дистервег А. Руководство для немецких учителей. Избр. пед. соч. — М.: Учпедгиз, 1956, с. 55-212.
4. Килпатрик В.Х. Метод проектов. -- Л., 1925.
5. Колесникова И. А. и др. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высших учебных заведений/Под ред. И.А. Колесниковой. — М.: Академия, 2005.
6. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2004.
7. Каменский Я.А. Великая дидактика/Пер. А. Щекинского. — М., 1893.
8. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. — М.: Знание, 1975.
9. Николина В. В. Метод проектов в географическом образовании//География в школе, 2006, № 6, с. 37-43.
10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 2000.
11. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителя и студентов педагогических вузов. — М.:АРКТИ, 2003.
12. Пестолоцци И.Г. Избранные сочинения в двух томах/Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. Т. 1, 2. — М.: Педагогика, 1981.
13. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: Современные подходы: Научно-методическое пособие для повышения квалификации работников образования. — М.: АПК и ПРО, 2002.
14. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. — М., 1996.
15. Трайнев В. А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения. — 2-е изд. — М.: Дашков и К°: МАН ИПТ, 2005.
16. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучениях/Практика административной работы в школе, 2003, № 6, с. 24-29.
17. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов//Директор школы, 1998, № 4, с. 3—10.
18. Чошанов М. Малая группа в учебном процессе. О кооперативных методах обучения//Директор школы, 1999, № 4, с. 65-72; № 5, с. 75-78.
19. Ягодовский К. П. Исследовательский метод в обучении. — М.-Л., 1929. |
|
|