Главная страница

Курсы повышения квалификации по иоч вб: 11. 03. 2014г. 15. 03. 2014г. «Проектирование учебного занятия на основе современных информационных технологий»



Скачать 93.73 Kb.
НазваниеКурсы повышения квалификации по иоч вб: 11. 03. 2014г. 15. 03. 2014г. «Проектирование учебного занятия на основе современных информационных технологий»
Дата18.04.2016
Размер93.73 Kb.
ТипКурсы повышения квалификации

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования


Итоговая работа
на тему: «Применение современных информационных технологий на уроках географии с целью повышения мотивации к образовательному процессу»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ

ВБ: 11.03.2014г. 15.03.2014г.

«Проектирование учебного занятия на основе

современных информационных технологий»

(наименование курсов)

Выполнил: Губанов Виктор Геннадьевич,

учитель географии,

ГБОУ лицея (экономического)

с. Исаклы Самарской области


г. Самара, 2014г.

Паспорт проекта
Целевая аудитория: учащиеся лицея 5-11 классы.

Сроки осуществления проекта: с 01.09.14г. по 25.05.15г.

Место реализации: ГБОУ Самарской области лицей (экономический) с.Исаклы м.р.Исаклинский Самарской области

Вид проекта: по срокам – долгосрочный;

по виду деятельности — практический.
Введение

В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества, когда изменяются его идеология, система ценностей, нравственные идеалы, возрастает и усложняется социальная роль учителя, повышаются требования к его профессиональной компетентности. Особое значение приобретают такие качества учителя, как способности осваивать новые концепции предмета, новые педагогические технологии, а также широкий кругозор в области содержания предмета и его методики преподавания.

Внедрение информационных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Современные ИТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе. Активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям к процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного общества.

Профессиональная проблема: снижение мотивации обучающихся к урокам географии и биологии в лицее.

Цель: повышение мотивации обучающихся к урокам географии и биологи через применение современных информационных технологий.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

  • выявить эффективность в использовании ИТ как средства повышения мотивации в учебно-познавательной деятельности;

  • внедрить в учебный процесс информационные технологии.

Гипотеза

Внедрение информационных технологий при изучении географии и биологии позволит:

- рационально организовать и активизировать учебно-познавательную деятельность школьников на уроках;

- обеспечить создание оптимальной развивающей среды для учащихся, открывающей возможности для полноценной самореализации личности ребенка;

- повысить учебно-познавательную мотивацию учащихся;

- обеспечить качественное образование школьника.

База исследования: учащиеся 5-11 классов ГБОУ лицея (экономического) с. Исаклы Самарской области.

Срок реализации: с 01.09.2014г. — 25.05.15г.
Ожидаемые результаты:

- повысится учебно-познавательная мотивация обучающихся.

- сформируется рационально организованная деятельность обучающихся в образовательном процессе;

- сформируется индивидуализация использования средств ИТ, позволяющая выстроить современный учебный процесс;

- сформируется организация процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления.

- повысится качество обучения географии (развитие личности обучающегося, годовая аттестация, ГИА, ЕГЭ).

Методы исследования:
  • изучение и теоретический анализ литературы и исследований по проблеме;


  • изучение передового педагогического опыта по проблеме;

  • изучение и обобщение собственного практического опыта;

  • изучение нормативных документов, определяющих политику государства в области образования;
  • педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, прогнозирование, моделирование, наблюдения, беседы, статистическую обработку результатов работы;


  • сравнение, анализ, обобщение, классификация, систематизация.

Объект исследования – уроки географии и биологии в 5-11 классах.

Предмет исследования – современные информационные технологии как средство повышения мотивации обучающихся, средство обеспечения качественного образования и развития личности школьника.

Информационные технологии в образовательном процессе

Информационные технологии (ИТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Образовательные средства ИТ можно классифицировать по ряду параметров:

По решаемым педагогическим задачам:

  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

  • комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

По функциям в организации образовательного процесса

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

  • поисковые (каталоги, поисковые системы).

По типу информации

  • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

  • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

  • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

  • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

  • электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

Планируемые средства ИТ в образовательном процессе

  • интерактивные средства обучения (интерактивная приставка и система интерактивного опроса);

  • электронные учебные пособия (ЭУП) для учащихся, где разработаны разнообразные задания, позволяющие ученикам лучше усвоить новый материал и закрепить пройденный;

  • использование Интернет-ресурсов (создание Интернет газеты - проектная деятельность, групповые презентации с защитой).

  • домашнее задание по e-mail;

  • просмотр фильмов и их обсуждение;

  • дистанционные формы обучения, используя веб камеру (скайп);

  • тренажеры по проверке знаний по географии и биологии;

  • компьютерные тесты, сбор и анализ результатов, выставление оценок по указанной в тесте шкале используя MyTestX;

  • интерактивные карты с помощью конструктора карт MapKit_1-4.

  • геоинформационная система;

  • цифровые географические карты;

  • картографические наглядные пособия издательства "Дрофа". В коллекции 62 карты. Выполню работу со слоями карты, с дополнительным материалом, создаю проверочные задания;

  • Виртуальный глобус EarthBrowser 3.2.1.

Применяемые средства

  • Мультимедийные презентации (созданные мною в Microsoft Power Point);

  • Библиотека электронных наглядных пособий "География. 6-10 классы".
  • Мультимедиа-курс «Экономическая и социальная география мира». разработан в соответствии с учебником географии для 10 класса под редакцией В.П. Максаковского.
  • География России. Природа и население. 8 класс. Авторы учебного материала - В.П. Дронов, Л.Е. Савельева.

Применение ИТ на уроках географии и биологии мне позволяет реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения, повысить объём выполненной работы на уроке, усовершенствовать контроль знаний, рационально организовать учебный процесс, формировать навыки исследовательской деятельности, сделать больший акцент деятельности учащихся на занятии на самостоятельную работу, развивать критическое мышление, проводить обучении на высоком эстетическом и эмоциональном уровне.

Ресурсное обеспечение

Дидактическое обеспечение: учебные пособия по географии и биологии.

Научно-методическое обеспечение: методическая литература, справочники по географии и биологии, электронные пособия.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов: психолого-педагогическое поддержка.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийное проектор, интерактивная доска, колонки, документ-камера.

Кадровые ресурсы: педагоги, прошедшие подготовку по внедрению современных информационных технологий, педагог-психолог.


Контрольно-оценочный блок

Основными средствами контроля и оценки образовательных результатов обучающихся, при внедрении в образовательный процесс ИТ, планируется применять тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.
Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование ИТ в преподавании географии значительно повысят не только эффективность обучения, но и помогут совершенствовать различные формы и методы обучения, повысится мотивация у обучающихся в глубоком изучении программного материала.

Заключение

Внедрение современных информационных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. ИТ способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Что касается результативности, использование ИТ способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению географии и биологии, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению географии и биологии в лицее, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.

Информационные источники:
1. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2009

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., Дрофа, 2000

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.,Народное образование,2000.

4. Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? М.,Педагогика, №11, 12,2007.