|
Цель: формировать представление о правах и обязанностях ребёнка. Задачи: обучающие Цель: формировать представление о правах и обязанностях ребёнка.
Задачи: обучающие познакомить детей с Декларацией прав человека и Конвенцией ООН о правах
ребёнка; учить применять знания в конкретной ситуации;
развивающие развивать умение анализировать, выделять главное; развивать речь;развивать умение работать с первоисточником;
воспитывающие формировать правовую культуру учащихся; формировать умение работать в группе; формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Беседа «Ваши права и обязанности, дети»
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними
появились главные вопросы:
- Что люди могут делать?
- Что они обязаны делать?
- На что они имеют право и на что не имеют?
Очень долго решались эти вопросы, а когда их решили, появились законы, которые
помогали устранить все трудности.
- Что же такое – законы?
Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять
все граждане нашей страны. Главный (основной) закон нашей страны называется
Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот
день является государственным праздником нашей страны.
В Конституции записаны права наших граждан (право на образование, охрану
здоровья, отдых, труд и пр.). Кроме прав у граждан России есть и обязанности (сохранять
и беречь природу, защищать Родину и пр.)
- О каких обязанностях должен помнить каждый школьник?
- А что же такое право?
Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются
государством и определяют отношения людей в обществе.
А права детей записаны в Конвенции о правах ребёнка, которую создала и приняла
Организация объединённых наций (ООН) в 1989 году.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных
документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это
лицо, не достигшее восемнадцати лет.
На международном и национальном уровне существует множество специальных
актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне
является Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о
правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех
детей.- Чем отличается Конвенция о правах ребёнка от Декларации прав ребёнка?
Что такое Декларация? – Декларация – от лат. слова, означающее
«провозглашение», поэтому Декларация – это как рекомендация стране, которым страна
может следовать, а может и не следовать за невыполнения этого акта страна не несёт
юридических обязательств.
Что такое Конвенция? - Конвенция – от лат. слова, означающее «договор,
соглашение», поэтому Конвенция-это закон, соглашение по специальному вопросу,
имеющее обязательную силу, для тех государств, которые к нему присоединились
(подписали, ратифицировали).
В Декларации о правах ребенка от 1959 года было всего 10 принципов, а в
Конвенции о правах ребенка содержится 54 статьи, которые учитывают практически все
моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.
Игра «Разрешается – запрещается»
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребёнка … (строго запрещается)
Слушать мнение ребёнка … (разрешается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить (разрешается)
Этот трудится ребёнок,
Мало у него силёнок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа … (запрещается)
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться … (разрешается)
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина … (строго запрещается)
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить …(разрешается)
Путешествие по стране Правознания
1. - Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость
– сказки. Отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права
других героев, уничтожают и обижают их. Поможет нам брошюра «Конвенция ООН оправах ребёнка» (учащиеся отвечают на вопросы и находят соответствующую статью
Конвенции):
1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за
вознаграждение, держал кукол в рабстве?
2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам
посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на
метле?
4. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность?
5. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища?
6. В какой сказке нарушено право на отдых и досуг?
2. – Перед вами 3 плаката с надписями:
• Право на бесплатное образование
• Право на свободный труд, защиту от безработицы
• Право на неприкосновенность жилища
- Остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Выберите
правильный ответ.
1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили? (ответ
№3)
2. Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы, потому что он не имел
какого права? (ответ №2)
3. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом? (ответ №1)
Обсуждение ситуации
- Давайте вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Все ли обитатели
птичьего двора имели одинаковые права?
- Почему обижали маленького утёнка?
- Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом
кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке, думает по-другому?
Почему?
VII. Подведение итогов
- Что нового вы узнали сегодня? Какие слова были новыми?
- Какие выводы вы для себя сделали? |
|
|