|
Лабораторная работа по теме "Простые механизмы. Назначение и виды" Лабораторная работа по теме "Простые механизмы. Назначение и виды"
Автор: Курочкина Ольга Владимировна, учитель физики, МАОУ СОШ № 1 им. Сергея Бондарева, пгт Серышево.
Описание материала: Данная лабораторная работа проводится в 7 классе в конце третьего триместра. Эта работа разработана для учителей – предметников.
Цели урока:
Образовательная: научиться применять теоретические знания о простых механизмах на практике;
Воспитательная: продолжить формирование интереса к проведению экспериментов;
Развивающая: развивать умение работать в группах.
Что знать:
Простые механизмы – это приспособления, служащие для преобразования силы.
Виды простых механизмов.
рычаг – простой механизм, представляющий собой твердое тело, которое может поворачиваться вокруг некоторой точки;
блок – простой механизм, представляющий собой колесо, укрепленное в обойме с желобом, по которому пропущена веревка, ни один из концов которой не закреплен на колесе или обойме;
блок называется подвижным, если его ось закреплена и при движении веревки не перемещается; блок называется подвижным, если при движении веревки его ось перемещается
клин – треугольный кусок дерева или железа, первоначально созданный чтобы легче было колоть бревна и камни.
наклонная плоскость:
винт
Что такое сила?
Назовите какие вы знаете силы и дайте их определения?
Как называется прибор для измерения силы.
Что называется простыми механизмами?
5. Какие вы знаете простые механизмы.
| Сила – мера взаимодействия тел, причина изменения скорости тела или его деформации.
(Сила всемирного тяготения – сила, с которой притягиваются все тела во Вселенной.
Сила тяжести – сила, с которой Земля притягивает к себе тело.
Сила упругости – сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение.
Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.
Сила трения – сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения. Бывают сила трения покоя, скольжения и качения.
Сила Архимеда – сила, выталкивающая тело из газа или жидкости и равна весу газа или жидкости в объеме этого тела.)
Динамометр
Приборы, служащие для преобразования силы.
Блок, ворот, рычаг, клин, наклонная плоскость винт.
|
II. Работа в группах
Учащиеся делятся на группы по 4 человека (количество может варьироваться в зависимости от общего количества учащихся в классе). Каждая из групп получает задание.
1 задание: учащимся нужно заполнить пустые ячейки в таблице.
1 группа «Ворот и клин и их применение».
По рисунку, на котором нарисована демонстрационная модель ворота и клина – дать определение этому устройству, и для чего оно может применяться.
Задание группе: напишите краткий рассказ на тему» Ворот и его применение. Клин и его применение» В рассказе должны быть отражены следующие вопросы:
1) Что такое ворот.
2) Что такое клин. (Клин – как самостоятельный механизм для раскалывания дерева, для заклинивания всевозможных рукояток, для подъема тяжестей, для спрессования в клиновых прессах. Клин – как часть колющих, режущих, рубящих, раскалывающих и роющих инструментов и орудий (игла, шило, гвоздь, стамеска, долото, ножницы, кусачки, топор, лопата, серп), а также рабочие органы машины для обработки почвы, для освоения новых земель и мелиорации (плуги, бороны, культиваторы, бульдозеры и т.д.) 2 группа «Винт и его применение»
Принести в класс различные винты. Его можно сделать схематично: вырезать из бумаги узкий прямоугольный треугольник и прочертить вдоль его гипотенузы ярку цветную линию. Взять карандаш, навернуть на него этот треугольник (цветной линией наружу) и получите модель винта. Где применяется и для чего? 3 группа «Рычаг».
1. Дайте определение рычага.
2. Что называется плечом силы.
3. Сделайте простой рычаг – возьмите плоскую линейку и положите ее на опору (брусочек), так чтобы она была в равновесии. Вы получили равноплечий рычаг. Положите на один конец рычага монету в 1 рубль, а на другой конец – в 5 рублей. Равновесие рычага нарушится. Оставляя рычаг равноплечим, передвигайте монету в 5 рублей по рычагу так, чтобы добиться равновесие рычага. Измерьте расстояние от центра монеты в 5 рублей до линии опоры и от центра монеты в 1 рубль до той же линии опоры. Сделайте вывод.
4. Сравните это равновесие с равновесием двух человек разного веса, качающихся на доске (качелях), положенной на перекладину. Вы видите, что равновесие наступает только тогда, когда тяжелый человек будет находиться ближе к точке опоры и наоборот, более легкий – дальше.
5. Сформулируйте правило равновесия рычага. 4 группа «Блоки и их применение».
Напишите краткий иллюстрированный рассказ или приготовьте плакат на тему «Блоки и их применение». В рассказе должно быть отражено следующее:
устройство блока
разница между неподвижным и подвижным блоками;
рисунки неподвижного и подвижного блоков
применение блоков в технике и быту. III. Решение задач:
Задача 1
1. На рычаге уравновешены две железные гирьки массами
10 и 200 г. Плечо гирьки массой 100 г равна 10 см. Найти плечо гирьки массой 200 г.
Ответ: 5 см.
Задача2. Длина меньшего плеча рычага 5см. большего 30см. На меньшее плечо действует сила 12Н. Какую силу нужно приложить к большому плечу, чтобы уравновесить рычаг? (сделай рисунок).
Домашнее задание: параграф 61. |
|
|