Главная страница

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «салемальский детский сад «золотая рыбка»



Скачать 313.89 Kb.
НазваниеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «салемальский детский сад «золотая рыбка»
Дата14.04.2016
Размер313.89 Kb.
ТипМетодическая разработка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САЛЕМАЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

_______________________________________________________________________

ул. Гагарина, 12, с.Салемал, 629709 Ямало-Ненецкий автономный округ,

тел(34996) тел./факс:2-32-43,р/с 40701810200001000008, БИК 047182000, РКЦ г.Салехард,

ИНН/КПП 8909001581/890901001, E-mail: SALEMAL-DETSAD@уаndex.ru


Методическая разработка лектория

в рамках преемственности между дошкольным учреждением и школой.

«Инновационные методы и приёмы по развитию оптико – пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями - как своевременная база для овладения школьными навыками».

dscn1033


Составила:

Думитраш Ирина Николаевна

учитель-логопед

bobik-fa7829.ru @ yandex.ru

с.Салемал 2014

«Нам не нужно зубрешки, но нам нужно

развивать и усовершенствовать память

каждого обучающего знанием основных фактов.»

В.И. Ленин
Введение

Предпосылками, приведшим к рассмотрению использования методов и приёмов по развитию оптико-пространственных представлений у дошкольников с речевым нарушениями и развитию системы ранней помощи в рамках преемственной работы между дошкольным учреждением и школой в ходе лектория, послужили нестабильные результаты детей, занимающихся на логопункте ДОУ в начальном периоде обучения (старшая группа-пятилетний возраст) в результате диагностических данных в начале учебного года и итоговые сводные данные второго года обучения по направлению обследования при подготовке детей к обучению грамоте.

Научные идеи, подходы и концепции Р.А. Ткачева, С.С. Мнухина, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, Р.М. Боскис, Р.Е. Левиной и др. указывают на наиболее рациональный путь "борьбы" с данной формой речевой патологии. Своевременная работа должна начинаться в дошкольном возрасте задолго до начала обучения грамоте и основные усилия должны быть направлены на устранение имеющихся предпосылок. Если всё будет сделано своевременно, то не придётся говорить о преодолении самой дисграфии.

Целью данного лектория было привлечение внимания к данной проблеме педагогического состава дошкольных работников, изучение работы учителя-логопеда ДОУ, обмен опытом школьных представителей, улучшение подготовки детей дошкольного возраста к школьному обучению.

В рамках данного лектория была рассмотрена наиболее широко оптическая дисграфия.
Актуальность проблемы

В силу множества пагубных биологических и социальных причин на современном этапе дисграфия, как правило сочетается с различными речевыми нарушениями, на пример с ОНР (общее недоразвитие речи).

  • оптическая дисграфия может возникнуть независимо от состояния устной речи;

  • нередко встречается у детей даже с высоким уровнем её развития;

  • объём практических методов коррекции в зависимости от направления в развитии оптических представлений у каждого конкретного ребёнка;

  • педагогическому воздействию должен предшествовать курс медицинского лечения, направленного на активизацию деятельности мозговых структур: фармакотерапия, физиотерапия, массаж, ЛФК.

Связь с ФГТ

Согласно п.6 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. 3373, ФГОС направлен в т.ч. на обеспечение преемственности основных программ дошкольного и начального общего образования.

В основу ФГТ и ФГОС положена единая теоретико-методологическая основа – системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и особенностей.

В следствии этого, своевременная профилактическая работа в ДОУ помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями, скорректировать и предупредить предпосылки оптических нарушений.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) (29 декабря 2012 г.) Статья 64. «Дошкольное образование. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности».
Концептуальные подходы

Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно - образовательной работы, методов её осуществления. Н.К. Крупская, отмечая органическую связь детского сада и школы, подчеркивала: «Если мы поставим правильное дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень…»

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения и качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

В соответствии с программой детского сада, в которой разработан объем определенных знаний, дошкольники усваивают не отдельные сведения, а овладевают системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе.

Взаимопосещение воспитателей, узких специалистов ДОУ, учителей-логопедов, психологов и учителей начальных классов предполагают оценить, проанализировать совместную работу, сопоставить результативность взаимозаинтересованных обучающих сторон с целью установления определенных учебных требований для формирования системного обучения в дошкольном периоде.
Лекторий

Цель лектория: изучить вопросы теории и практики работы логопунта ДОУ по обсуждаемой проблеме и, исходя из тесного сотрудничества, наметить дальнейшие эффективные пути двух звеньев системы образования для формирования универсальных учебных действий в дошкольном возрасте.

Задачи:

  1. Преемственность в работе детского сада и школы;

  2. Проанализировать необходимые направления по развитию оптико-пространственных представлений у дошкольников на разных возрастных ступенях развития с учётов индивидуальных и речевых особенностей детей при реализации общеобразовательной программы детского сада в различных видах деятельности;

  3. Обеспечить понимание педагогов ДОУ в должном обеспечении своевременной работы на устранение имеющих предпосылок до начала обучения грамоте;

  4. Ознакомление взаимообучающих педагогов дошкольного и начально школьного уровня в совместных методах и приемов работы по данному направлению, в том числе и инновационных;

  5. Обеспечить уровень дошкольного образования в соответствии с государственным стандартом и федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования.


Анкетирование

С помощью пилотажного (предварительного) исследования групп-участников по предложенной анкете «Что знает современный педагог об оптико-пространственных представлениях у детей?», позволило заранее сопоставить результаты респондентов и наметить необходимые направления совместной работы преддошкольного обучения, по итогам которой была сделана сводная таблица. (Приложение 1).

По итогам обработанных данных опрошенных респондентов была представлена диаграмма 1 сравнительного анализа информирования педагогов двух групп-участников в сравнительном анализе по проблеме оптико-пространственных нарушений у детей дошкольного возраста, что, наглядно мотивировало всех педагогов к дальнейшему взаимодействию по своевременной профилактической работе оптических нарушений детей.

Приложение 1


Сводная таблица анкеты для педагогов

«Что знает современный педагог

об оптико-пространственных представлениях у детей?»

Группа

Педагоги школы

Педагоги ДОУ

Всего 19 участников

Вопросы

Варианты ответов

7

12

1.Знаете ли Вы, что такое «дисграфия» и «оптико - пространственные представления? Дайте краткую характеристику.

1. верный ответ

7 – 100%

4 – 33,3%

2. затруднились ответить

0

3 – 25%

3.частичное понимание

0

5 - 41,7%

2.В каком возрасте ребёнок может столкнуться с данными нарушениями?

1.дошкольный и младший школьный

7 – 100%

7 – 58,3%

2.школьный

0

0

3.в младенчестве

0

1 – 8,33%

4.затруднились ответить

0

4 – 33,3%

3.Как, по Вашему мнению, с какими неречевыми сферами могут сочетаться оптико-пространственные нарушения? Выделите, на Ваш взгляд, нужные и укажите дополнительные.


а) неврологические нарушения;

1 – 14,3%

2 – 16,7%

б) нарушения познавательной сферы;

0

2 – 16,7%

в) восприятие;

2 – 28,6%

0

г) память, внимание

0

2 – 16,7%

е) психические нарушения;

1 – 14,3%

1 – 8,33%

ж) дополнительные

0

3 - 25%

з) все

3 – 42,9%

2 – 16,7%

4.Укажите, с какого возраста необходимо проводить профилактическую работу по

предупреждению оптико - пространственных представлений у детей?


школьный

0

0

дошкольный

7 – 100%

8 – 66,7%

в младенчестве

0

2 – 16,7%

затруднились ответить

0

2 – 16,7%

5.Какие методы и приемы можно применять при профилактике данного вида работы?

Соответствующие методы и приемы

7 – 100%

3 – 25%

Затруднились ответить

0

4 – 33,3%

Не соответствующие методы и приемы

0

5 – 41,7%

6.Какие Вы используете в своей работе с детьми элементы формирования пространственных представлений и ориентировок?

Соответствующие

7 – 100%

6 - 50%

Частичное понимание методов и приемов

0

2 – 16,7%

Затруднились ответить

0

4 – 33,3%

7.Как часто Вы готовы (имеете возможность) заниматься с ребёнком по предупреждению

предпосылок оптических нарушений?


Регулярно

2 – 28,6%

2 – 16,7%

Иногда (по необходимости)




3 – 25%

Никогда (либо нет ответа)




6 – 50%

По пятницам




1 – 8,33%

Каждый день (на сколько будет необходимо)

3 – 42,9%

0

На уроке, внекл.работа,экскурсии

2 – 28,6%

0


Работники дошкольного образования должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в 1 классе и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому учению.
В ходе лектория было рассмотрено понятие «дисграфия», её виды, профилактическая работа по устранению предпосылок оптической дисграфии, методы и приёмы по развитию оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, в том числе и инновационные, использование здоровьезберегательных технологий по данному направлению работы.

Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения, замены, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. Эти ошибки обусловлены не сформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Недостаточный объём и устойчивость внимания, ограниченные возможности распределения и концентрации, снижение всех видов памяти, замедленный темп мыслительных процессов (анализа и синтеза), недоразвитие зрительного восприятия ведут к нарушению адаптивных механизмов и не усвоению программного содержания.

Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия. Применительно к дошкольникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Симптоматика дисграфий проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма:

  • искажения и замены букв,

  • искажения звукослоговой структуры (пропуски, перестановки, добавления букв,

слогов, разрыв слов),

  • нарушение слитности написания отдельных слов в предложении,

  • аграмматизмы на письме.



Дисграфия может сочетаться и с неречевой симптоматикой




    • неврологическими нарушениями






    • нарушением познавательной деятельности



    • восприятия, памяти, внимания





    • психическими нарушениями


Классификация дисграфии, в основе котрой лежит не сформированность

определенных опреаций процесса письма.

(разработаны кафедрой логопедии ЛГПИ им. А.И.Герцена)

Виды дисграфии



Артикуляторно-аккустическая дисграфия - проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам, и пропускам звуков в устной речи. При внутреннем проговаривание нет внутренней опоры на правильную артикуляцию, т.к. не сформированы ещё четкие кинестетические образы звуков. Но замены и пропуски звуков не всегда отражаются на письме. В ряде случаев происходит компенсация за счет сохранных функций (на пример: фонематических функций или слуховых).


Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (аккустическая дисграфия) - проявляется в заменах букв, соответствующих фонематически близким звукам. При этом в устной речи произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие, шипящие, звонкие и глухие, африкаты и компонеты, входящие в их состав. В наиболее ярком виде на основе фонемного нарушения распознавания наблюдается при сенсорной алалии и афазии.



Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза деление предложения на слова, слогового фонематического анализа и синтеза, проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения (пропуски согласных при их стечении, пропуски гласных, перестановки или добавления букв, перестановка слогов и др. (Р.Е.Левина, Н.А.Никашена, Д.И.Орлова, Г.В.Чиркина).




Аграмматическая дисграфия - (Р.И.Лалаева, С.В.Яковлева, И.К.Колпакова, Р.Е.Левина) – связана с недоразвитием грамматического строя речи, проявляется на уровне слова, словосочетания, текста и предложения. Наблюдается у детей с дизартрией, алалией, у умственно отсталых (замена суффиксов, окончаний, изменение падежа местоимений, числа существительных, нарушении согласования и др.)




Оптическая дисграфиянедостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (т.е. представлений о форме, величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению к друг другу) и зрительного анализа и синтеза.


Рассмотрим одну из форм дисграфии – оптическая, на этапе формирования зрительного образа буквы.

Если ребенок до начала обучения его грамоте не приобрел умения сравнивать предметы по форме (круглый, квадратный, треугольный, овальный), по величине (маленький-большой, длинный-короткий, широкий-узкий, толстый-тонкий) и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу (выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа, спереди-сзади), то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертании оптически сходных букв. Это объясняется следующим.

Все буквы русского алфавита как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов ("палочки", "крючочки", овалы и полуовалы и несколько специфичных элементов, характерных для отдельных букв). Эти одинаковые элементы, по-разному комбинируясь между собой как по количеству, так и по

пространственному расположению, и образуют различные буквенные знаки. Одинаковость составляющих буквы элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, на пример: г, п, т, р; и, ш, ц, щ; д, в, з, у, б.

Если ребенок не улавливает всех достаточно тонких различий, то это неизбежно приводит к трудностям усвоения начертаний букв и как следствие этого - к неправильному изображению их на письме, то есть к оптической дисграфии.

Неточность в изображении букв может выражаться:

  • В не дописывании элементов букв, что связано с недоучетом их количества (И вместо Ш, Ш, вместо Щ, Л вместо М, Ж вместо Х, и вместо у)

  • В добавлении лишних элементов: (ш вместо и, четыре палочки у Щ, или Ш и т. п.)

  • В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с возможным видоизменением самих элементов (вместо д, б вместо д), включая сюда и зеркальное изображение букв (С,)

  • В написании вместо нужного элемента буквы сходного с ним, в результате чего, например, буква Н, может быть заменена на К, Ч на Г, буква з на у, п - на р и т. п.

Оптическая дислексия - заключается в не узнавании букв как обобщённых графических знаков. По проявлениям М. Е. Хватцев различает литеральные дислексии (не узнаются отдельные буквы) и вербальные (отдельные буквы усваиваются, но слова не узнаются).
Оптическая дисграфия - вызывается нарушением или недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге. Нарушается формирование зрительного образа буквы, слова. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определёнными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по - разному.

Начинать работу по предупреждению данного вида нарушения необходима с определения ведущей руки ребенка (Тест М.Озьяс). При проведении обследования детей особое внимание уделяется выполнению графических заданий и бытовых действий. По мнению французской исследовательницы М. Озьяс в том случае, когда определение рукости вызывает какие-либо проблемы, необходимо проводить полное обследование, включающее 20 заданий, в иных случаях можно применить сокращенный вариант. Подчеркнутые варианты применяются для детей.i:\dcim\111nikon\dscn0963.jpg

Задания (полный набор).

1. Завинтить крышки на бутылках.

2. Зажечь спички.

3. Разрезать бумагу ножницами.

4. Наколоть, нанизать (стержень или иголку необходимо вставлять в небольшое отверстие

пуговиц, бусин, геометрических фигур).

5. Почистить обувь щеткой.

6. Намотать нитку на катушку.

7. Перелить воду из одного сосуда в другой.

8. Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.

9. Отвинтить гайку (рукой, ключом).

10. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.

11. Разложить (раздать) карточки (карты).

12. Проколоть дырочки (5 6 ударов).

13. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.

14. Продеть нитку в иголку.

15. С себя, стряхнут с себя соринки, пыль.

16. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.

17. Достать бусинку ложкой из стакана.

18. Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.

19. Закрыть, открыть молнию на сумке.

20. Взять стакан и сделать несколько глотков воды.
Профилактическая работа по устранению предпосылок
оптической дисграфии, а именно:расширение "поля зрения "ребёнка.


Пособия: Т.А. Павловой "Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников", Л.Г. Милостивенко "Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей", Л.Г. Парамоновой "Предупреждение и устранение дисграфии у детей" и др.

- формирование зрительного гнозиса (в том числе и буквенного, для развития зрительного образа буквы);

- развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания;

- развитие зрительно - моторной координации;

- совершенствование пространственно-временных ориентировок;

- развитие мелкой моторики;

- развитие тактильных ощущений;

- развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек,

из элементов букв, реконструирования букв;

- развитие процесса самоконтроля.
Работа предусматривает не только формирование речевых компонентов, но и сенсомоторное развитие детей, совершенствование психических функций (зрительного и слухового восприятия, внимания, речеслуховой памяти, логического мышления) – по возрастам (дошкольный возраст).

Работа в тетради


  • в детском саду во время учебной деятельности,

  • в вечернее время в группе по заданию учителя - логопеда,

  • в тетради с домашним заданием при взаимодействии с родителями.

При данной работе используются тетради Н.В. Нищевой для средней, старшей и подготовительной групп в соответствии с разработанной автором системой коррекционной работы.

  1. Тетрадь № 1, 2, 3 для средней логопедической группы детского сада (1-й год обучения), включает в себя задания, направленные на развитие мелкой моторики, фонематического восприятия, сообразительности, памяти, которые предлагаются на начальном этапе обучения грамоте.

  2. В старшей группе работа продолжается по обучению дошкольников грамоте, начатое в средней группе (см.: Нищева Н.В. Тетрадь № 3 для средней логопедической группы. — СПб, 2000). На этом этапе обучения дети познакомятся с новыми буквами. Тетрадь включает многочисленные задания, направленные на развитие мелкой моторики, фонематического восприятия и анализа, сообразительности, памяти. Дети будут раскрашивать картинки и буквы, читать и печатать слоги, слова, предложения, узнавать и различать звуки, соотносить звук с определенной буквой, выполнять звуковой анализ слогов и слов. В тетради №1 для старшей группы предложены задания для предотвращения нарушения чтения и письма (предлагаются наложенные друг на друга изображения нескольких предметов и дополнительно обводятся контуры предметов).

  3. Н.В. Нищева. Тетрадь № 1, 2 включают задания на подготовку руку ребенка к письму, разовьют его внимание, память, сообразительность. Использование штриховки — хорошее упражнение для укрепления руки этой тетради дети переходят на "печатание" по мелким клеткам. Она включает упражнения, направленные на обучение детей грамоте.

Данные направления осуществляются параллельно с развитием всех компонентов устной речи, они включаются в логопедические и другие занятия в соответствии с программой детского сада, в различные режимные моменты (физ. паузы, игровую деятельность, прогулку, режимные моменты, обучение грамоте и другие).

При целенаправленном коррекционно - логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфий сглаживается. В группах, в логопедическом кабинете создаётся и обновляется доступная предметно-развивающая среда в соответствии с ФГТ, обеспечивающая не только развитию оптико – пространственных представлений, но и базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показателей их здоровья, психофизиологических и коммуникативных особенностей, уровня общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы. Планирование учебной деятельности насыщается в совместно организованной практической деятельности.

Формирование пространственного восприятия

зритльно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе:

  • Формирование ориентировок ребенка в собственном теле (право-лево, ухо, глаз, нос и.т.д.);

  • Формирование ориентировок в окружающем пространстве в следующей последовательности:

  • определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребенку;

  • определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребенка:

  • определение пространственных отношений между 2-3 предметами.

Когда ребенок начинает безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображениями, геометрическими фигурами, цифрами, буквами:

- автоматизация в речи наречий, обозначающих пространственные направления, справа, слева, выше, ниже, сверху, снизу;

- автоматизация наречий, обозначающих внешние признаки предметов, больше, меньше, выше, ниже, шире, уже, короче, длиннее;

- закрепление наречий, обозначающих расположение предметов относительно определенной точки, ближе, дальше.

Работа по выработке, автоматизации и дифференциации направлений пространства в схеме собственного тела сочетается с развитием координации движения и совершенствованием мелкой моторики рук. Физминутки и гимнастика для пальцев рук, для глаз (картотека для профилактики по миопии – здоровьесберегающие технологии), в сочетании с закреплением направлений пространства преследуют и еще одну цель снятие умственного и психофизического напряжения воспитанников, способствуют лучшему усвоению материала, изучаемого во время учебной деятельности.
Подготовительный период
1.Формирование зрительного гнозиса (восприятие и узнавание на материале цвета, формы и геометрических фигур).

Развитие зрительного восприятия, лежащего в основе пространственного ориентирования, является одним из направлений коррекционной работы по устранению предпосылок оптической дисграфии. В норме зрительное восприятие и все его процессы формируются в дошкольном возрасте. Недостаточное развитие у детей данного психического процесса и ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования и задерживает переход на следующий возрастной этап. На занятиях с детьми используются упражнения по закреплению умений воспринимать форму предметов и их элементов, цвета предметов, их величину, высоту, длину, ширину и т. д. При этом, следуя принципу постепенного усложнения материала, педагог идет от простого к сложному:
1. Изображения реальных предметов или сами предметы.

2. Схематические изображения, графические знаки и символы.

3. Материалы с наложенным изображением и зашумлением.

4. Работа по закреплению восприятия предметов и их изображения.

При этом отрабатываются умения группировать предметы по форме, выделять часть из целого, составлять целое из частей.

5. Затем развиваются умения сравнивать изображения по 2 признакам (форме и по цвету).

6. Формировать умения подбирать предметы одинаковой величины, сопоставлять части и детали предмета.

7. Сравнение предметов по высоте.

8. Сравнение предметов по высоте, длине

9. Сравнение предметов по высоте, длине, ширине.

10. Различение удалённости предметов.


Результат работы



Употребление в речи пространственных терминов

Умение ориентироваться в «схеме собственного тела»



Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности


Плоскостная и графическая ориентация

Ориентировка в окружающей обстановке


Инновационные методы и приёмы по развитию оптико – пространнственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи
Использование мозаичных работ

Мозаичные работы - одна из нетрадиционных техник, позволяющая лучше запомнить графический образ буквы. Использование различных материалов: бумаги, круп, макаронных изделий, пластилина, теста (тестопластики), ваты, бисера, поедок, рисование мазками, бумагопласика, разнофактурный материал доступны детям и решают следующие задачи:

  • совершенствование зрительного восприятия;

  • развитие зрительно-моторной координации;

  • формирование плавности, ритмичности и точности движений;

  • развитие мелкой моторики;

  • развитие усидчивости.


Дети с речевым недоразвитием страдают общей моторной недостаточностью, которая лишает ребенка возможности ориентироваться в пространстве; поэтому необходимо в повседневную работу с детьми включать игры и задания на развитие моторики. Работа строится на особенностях сенсомоторного развития с младенческого возраста:

- Складывается акт рассматривания предметов;

- Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа движения;

- Устанавливаются зрительно-двигательные координации;

- Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между восприятием предмета, действием с ним и его называнием.
Сенсомоторика – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения. Взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития человека, а с другой стороны - имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие-то действия, которые называются моторными.
Сенсомоторика работает на уровне рефлексов. Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогике и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.d:\моя папочка схрон\pictures\лого 2014\p1060968.jpg
Игра «Найди букву» - развитие тактильных ощущений.

Ребенку предлагают поиграть с крупой, которая находится в сосуде «Зона воды и песка». В крупе ребёнок находит букву, с которой ему также предлагают поиграть. Возможны варианты: среди нескольких букв найти в крупе нужную.
Игры «с закрытыми глазами» - развитие ориентации, сенсомоторных ощущений.

«Художник» - упражнения в рисовании либо написании букв с закрытыми (завязанными) глазами.

Оборудование: платок, листы и принадлежности для рисования — по количеству участников. Количество участников: от трех до десяти человек, возможен индивидуальный вариант. Педагог дает детям задания – нарисовать тот или иной предмет, животное, букву. Ребенок выбирает фломастер (можно краски или кисть), можно рисовать на песке.

«Узнай-ка» - ребёнку предлагается с закрытыми глазами на ощупь назвать букву (используются знакомые буквы).
- Работа с трафаретами;

- Тампонирование;

- Рисование ватными палочками.
Рисование песком - «Пескотерапия» - раскрепощает и гармонизирует, а также способствует улучшению координаций движений, пространственному восприятию. Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка даже лучше, чем карандаш. Хорошо научиться пользоваться не только указательным пальцем, но и остальными, чтобы проявлять творческое воображение, мелкую моторику рук.

Цель:

  1. Гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников;

  2. Развитие зрительно-моторной координации;

  3. Свободное владение кистями обеих рук.

  4. Развитие оптико-пространственных представлений.

В соответствии с целями в процессе обучения детей данной технике рисования песком решаются следующие задачи:


  1. Развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;

  2. Обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии;

  3. Развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;

  4. Упражнение пальцев и кистей рук;

  5. Развитие художественно-эстетического вкуса. Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает:

  • Развитие плавности, изящества и точности движений;

  • Умения работать кистью и пальцами обеих рук;

  • Координации руки и глаза;

  • Овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.

В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.
Рисование пальчиками на стекле (артерапия).

Цель:

Формирование у детей умений и навыков в росписи

по стеклу, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Задачи:

  1. Познакомить детей с искусством росписи по стеклу.

  2. Обучить техническим приемам и способам росписи по стеклу.

  3. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико – синтетическое восприятие изображаемого предмета.

  4. Учить детей соотносить видимую букву с изображением на стекле в точном графическом исполнении.


Данный вид работы применяется как часть работы по автоматизации того или иного звука на индивидуальном занятии или закрепление изучаемого звука в соответствии с планом работы. Работа ведётся по наглядному изображению буквы, можно предложить зрительный диктант с последующим воспроизведением его по памяти. Можно использовать не только буквы, но и геометрические фигуры, силуэты птиц, животных, насекомых, предметов, в соответствии с лексической темой.

Здоровьесберегающие технологии.

Физическая готовность – одно из составляющих готовности дошкольника к школьному обучению. В соответствии с целями ФГТ, которые продолжают реализовываться в ФГОС – это развитие физических качеств – укрепление физического здоровья. Развитие в дошкольном возрасте выносливости, сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям, развития хорошего уровня двигательной сферы, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом.

Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым компонентом комплексной реабилитации детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

По данному направлению работы применяю некоторые принципы здоровьесберегающих технологий:

  1. Создание образовательной среды (мобильное «зонирование окружающего пространства» - логопедического кабинета по заданиям:

  • Обучающего характера: театрализованные игры («Буквоград», «Театр букв»), подвижные и малоподвижные игры («Море волнуется», «Следопыты»), графические диктанты, печатание, штриховка, сегментация (зашумление), использование ИКТ.

  • Развивающего характера: кинезиологические упражнения - на дыхание по графическому изображению букв, упражнения на развитие голоса (пропевание гласных звуков по точечным шаблонам графических изображений букв с изменением силы голоса, громко-тихо), упражнения на развитие мелкой моторики рук, (Су-Джок терапия, мозаика, зрительная гимнастика, пескотерапия, сенсомоторика), глазодвигательные упражнения.

  1. Творческий характер обучающего процесса.

  2. Обеспечение мотивации образовательной деятельности воспитанника. Через игру, задания, упражнения ребенок вовлекается в учебный процесс без ущерба для здоровья.

  3. Принцип системности и целостности при освоении материала при взаимодействии всех участников педагогического процесса (родители, воспитатели групп, узкие специалисты).

  4. Рациональная организация двигательной активности.

  5. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровьесберегающих технологий.

Комплексный подход реализуется в процессе логопедического воздействия, которое направлено на коррекцию как непосредственно нарушенной речевой функции, так и неречевых функций, тесно связанных с ней и нарушающихся при том или ином поражении, в результате чего возникает речевая и неречевая симптоматика, совокупность которой и составляет синдром нарушения.

Интеграция работы особенно важна в связи с тем, что все виды детской деятельности тесно связаны с ориентацией в пространстве, с восприятием пространственных свойств и отношений предметов. Развитие пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребенка, а также создает основу для успешного овладения учебной деятельностью: чтением, письмом.

dscn1067

Используемый материал:

  1. Астапова В.М., Микадзе Н.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. - СПб, 2001.

  2. Ахутина Т.В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. М., МПСИ, 2001, с.7 – 20

  3. Балобанова В.П., Богданова Л.Г, Венедиктова Л.В. и др. - Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. - СПб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.

  4. Безруких М.М.Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.

  5. Бессонова Т. П. Методы обследования речи у детей. - М. 1992

  6. Бурина Е.Д. Игровые приёмы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма. // Дефектология, 1984, №1 с. 42 - 46.

  7. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. - М.: Владос. 1999.

  8. Волкова М. С., Селиверстов В. И. Христоматия по логопедии (извлечения и тексты). - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.

  9. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо:Сб. Упражнения по исправлению недостатков чтения и письма.-СПб.:Дельта,1997.

  10. Иваненко С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект). // Дефектология, 1984, №1с.52 - 54.

  11. Каше Н. С. Подготовка к школе детей с недостатками речи. Пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1985.

  12. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 - 7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - м.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

  14. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. - СПб: Изд. дом "Литера", 2001.

  15. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. С-Петербург. Образование 1994.

  16. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Учебное пособие. - СПб, фирма "Стройлеспечать", 1995.

  17. Михайлова Е.А. Основные направления коррекционно – профилактической работы по предупреждению оптических нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. //Логопед в детском саду, 2004, №1 с. 54 - 57.

  18. Николаева С.М. Виды работ по коррекции нарушений письменной речи у первоклассников. // Дефектология, 1996, №3 с. 52 - 54.

  19. Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Чиркиной Г.В.- М.: АРКТИ, 2002.

  20. Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. - М. Школьная Пресса, 2004.

  21. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение предпосылок дисграфии у детей. - СПб: Лениздат. Издательство "Союз", 2001.

  22. Писарева Н.Е. Развитие слухового и зрительного внимания в профилактике дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи. //Дошкольная педагогика, 2004, №5 (20) с. 41 - 44.

  23. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. Учебное пособие - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

  24. Трубникова Н.М. Логопедическое обследование дошкольников, детей, страдающих олигофренией и детским церебральным параличом. - Уральский педагогический институт; 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург, 1992.

  25. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Азбука. - ООО "Издательство Астрель", 2001.

  26. Ундзекова А.В., Колтыгина Л.С. Звуарик. - Екатиренбург: Издательство "ЛИТУР", 2000.

  27. Фесюкова Л.Б. Год перед школой. - Харьков; М. АСТ, 2000.

  28. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989.

  29. Фотекова Т. А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с ОНР. //Дефектология, 1994 №2 с. 9-13.

  30. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребёнка думать и говорить. - НПФ "Унисерв", М., 1993.

  31. Никитина А. В. Рисование верёвочкой: Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах. – СПб: КАРО, 2006. – 96.: ил.

  32. Весёлое путешествие в страну мозаики / Е. Д. Закржевская, С. В. Марсаль. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 124 с., (4) л. – (Мир вашего ребёнка).

  33. Простые поделки из бумаги и пластилина / Е. Г. Лебедева. – 2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 176 с.: цв. ил. – (Внимание: дети!).

  34. Ярушина Е.Н., Андрющенко Е.В. Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда дошкольного образовательного учреждения. – Челябинск. – 2011г. – Интернет-ресурс.

  35. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) (29 декабря 2012 г.)

  36. С.А.Баландеу. Значение современного формирования оптико-пространственных представлений для успешного освоения ребенком чтения и письма. / Статья на сайте Социальная сеть работников образования. – 2013г.

  37. И.Г.Степанова. Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников с ОНР. / Статья на Логопедическом портале www.Logopedy.ru

  38. В.М.Усик. Развитие пространственных представлений дошкольников в системе коррекционно-развивающей работы детского сада. / Статья Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/.

  39. Н.В.Нищева. система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 560с.

  40. Н.В.Нищева. тетради для средней логопедической группы детского сада №1,2,3. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

  41. Н.В.Нищева. тетради для старшей логопедической группы детского сада №1,2. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

  42. Н.В.Нищева. тетради для подготовительной к школе логопедической группы детского сада №1,2. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.