Главная страница

Лекция по философии образования «Зачем мы учимся в школе?»



Скачать 65.42 Kb.
НазваниеЛекция по философии образования «Зачем мы учимся в школе?»
Дата18.04.2016
Размер65.42 Kb.
ТипЛекция

Лекция по философии образования «Зачем мы учимся в школе?»

Слайд 1 Еще в первом веке нашей эры философ Сенека сказал : «Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни»

Можем ли мы применить полученные в школе знания на практике, в реальной жизни? Сегодня я хочу поразмышлять над этим. И поскольку я являюсь учителем английского языка, я бы хотела поговорить именно об этом предмете. Уважаемая аудитория, я обращаюсь к вам.

- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто изучал в школе английский язык.

- Поднимите руки те, кто применял или может применить знания английского языка, например, сделать заказ на английском языке в ресторане?

- Кто может поговорить на английском языке с продавцом в магазине?

- Если вы, путешествуя за границей, потеряетесь, сможете ли вы спросить дорогу?

Напрашивается вопрос - для чего мы учили английский язык в школе?

Этот же вопрос я задала своим детям: Для чего мы учим английский язык? И первый ответ, который я услышала, был: «Он нужен везде»: для будущей профессии, нужен во время путешествий за границу, для общения с людьми из других стран, в компьютере, в названиях продуктов и других товарах, инструкций …

Когда мы учили английский язык, он не был так востребован, времена изменились. И в современном мире иностранный язык действительно становится необходимым в деятельности человека. Слайд2 И сегодня знание иностранного языка рассматривается как условие успешной социализации личности в обществе.

Я считаю, высокий уровень владения не только родным, но и иностранным языком, правильная речь –в наши дни это одна из визитных карточек интеллигентного и образованного человека. Поэтому сегодня необходимо рассматривать урок английского языка с позиции требований стандартов нового поколения, по которым одной из определяющих целей является развитие иноязычной коммуникативной компетенции.

Урок английского языка в школе – это один из самых сложных и интересных предметов. Мы учимся думать, говорить на другом языке, обсуждаем проблемы, откровенничаем, рассказываем о себе, друзьях, семье, говорим на самые разные темы, спорим. Я, как и любой педагог, стремлюсь научить детей тому, что знаю сама. Но недостаточно иметь только желание учителя для того, чтобы научить ребенка. Слайд 3. «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить».

Для того чтобы достичь каких-то результатов, ученику самому следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?» , «Зачем мне его надо знать, как я это применю в жизни? Нужно ли мне знание английского языка?»

Ребенка нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед нами стоит задача по формированию и развитию положительной мотивации к учебной деятельности.

Язык должен осваиваться осознанно. Истинное стремление ребенка к знанию - это уже важнейший шаг на пути к развитию самооценки. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

Проблема нежелания детей учиться всегда была, есть и остается актуальной. Одной из веских причин, почему ребенок не хочет учиться является отсутствие мотивации: зачем он учится в школе? Для чего он изучает этот предмет? Ученику необходимо знать ответы на эти вопросы. Незнание этих ответов является следствием отсутствия связи предмета с реальной жизнью, недостаточностью практики.

Слайд 3: Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это двигатель его деятельности. Любые действия человек начинает и продолжает благодаря мотивации. Когда у подростка она сильная, он настойчив и добивается своих целей. У учеников, которым не хватает мотивации — нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика, недостаточно мотивированного, успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

Слайд 4: Цитата Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Дистервег (Diesterweg)

Не каждый ребенок имеет способность к изучению иностранного языка, но его стремление может сделать многое, поэтому главное в моей работе раскрыть способности и разбудить желание у ребенка изучать английский язык. Основная цель обучения, которую я стараюсь решить в процессе своей работы – это развитие коммуникативной компетенции, развитие личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации, и приобщение учащихся к другой культуре и ее познание.

Профессия учителя, как никакая другая, работает на день завтрашний. И когда мои бывшие ученики выражают мне слова благодарности за полученные знания, которые они успешно используют в их дальнейшей жизни, я понимаю, что не случайно оказалась в школе. Часто бывает так, что, только встав взрослыми, мы понимаем, что нужно было учить тот или иной предмет, с которым мы сталкиваемся в жизни, но у нас не хватает знаний, потому что только сейчас появилась потребность, мотивация к изучению. Работая на ЖФК переводчиком по совместительству, я часто слышу, как взрослые люди сетуют на то, что не серьёзно изучали английский в школе, и как бы он сейчас пригодился, либо обвиняют учителя, что они не получили необходимых знаний, не было разговорной речи, занимались только переводами на уроках и зазубриванием готовых текстов, не понимая, что заучивали, поэтому я за то, что необходимо делать освоение языка максимально активным. Не просто читать предлагаемые тексты, заучивать их или переводить их с помощью словарей на уроках, это можно делать и дома, без присутствия учителя. Необходимо больше внимания уделять именно практике разговорной речи, заинтересовать ребенка, повышать мотивацию к изучению языка, сделать урок более ярким и интересным, применяя современные технологии.

Слайд 5: Немецкий философ Георг Зиммель замечательно сформулировал это: «Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».

В современном обществе, на мой взгляд, важнейшая (Слайд 5) цель педагога - не просто дать знания детям, а научить их добывать и использовать свои знания, то есть научить учиться и саморазвиваться, чтобы ему было легко ориентироваться в современном мире.

Перед современным учителем встает вопрос: Как учить, какие методы и технологии выбрать? Необходимо не только научить, а помочь ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личности, с учетом имеющегося у него опыта познания.   На своих уроках я применяю современные технологии обучения.

Во-первых, это игровая технология, которая позволяет улучшить мотивацию учащихся к усвоению знаний, и поднимает их самооценку. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

Во-вторых, это  проектная технология, которая дает ученикам возможность к свободному творчеству и самовыражению, опираясь, тем не менее, на освоенный учебный материал. Мои ученики выполняют проектно-исследовательские работы именно по таким темам, которые вызывают у них затруднения при изучении английского языка, или по темам, которые недостаточно освещены в учебниках. В результате мы совместно совершаем небольшие открытия, узнавая что-то новое о языке или об ученике, который открылся с новой стороны.

В-третьих, это технология обучения в сотрудничестве, в команде, в паре, которая имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, что особенно важно при обучении иностранному языку.

Самое главное в любом обучении – это способность применить свои знания на практике, способность не просто «выдать» зазубренную информацию на экзамене, а умело использовать знания в жизни. Необходимо создавать ситуации, когда ребенок может применить в жизни полученные знания. И в наше время, когда границы становятся все более открытыми, у нас есть шанс использования английского языка на практике. Самой большой наградой для меня являются те моменты, когда дети мне рассказывают о том, что им пригодились знания английского, например, когда на каникулах были за границей, имели возможность общения в реальной ситуации, заказывали меню, с кем-то познакомились, общались. Недавно мальчик ездил на экскурсию в Санкт-Петербург и, первым делом, когда мы встретились, он рассказал, что во время экскурсии попросил китайца сфотографировать их, а потом они пообщались на английском языке, который является международным языком и служит средством коммуникации между людьми разных стран. Вот оно – применение языка на практике, плоды наших регулярных усилий и одна из эффективнейших мотиваций для изучения английского языка.

Учитель иностранного языка даёт детям знания, знакомя с традициями, обычаями, менталитетом изучаемой страны, обращая внимание на различия и сходства, и при этом он сам не перестает учиться. Сейчас, в современном обществе, когда знание английского становится все более значимым, ко мне часто обращаются взрослые люди с вопросом, сложно ли выучить английский язык и сколько нужно времени, чтобы выучить его. На этот вопрос я могу ответить, что Я учу его каждый день, с 11 лет, сначала в школе, затем в институте, после института, работая в школе, на ЖФК переводчиком, встречалась и работала с людьми из разных стран, но до сих пор я изучаю его.
Школьный учитель – это прежде всего человек, который любит детей, и конечно же, свой предмет. Это человек, который работает над собой каждый день, старается совершенствоваться, опираясь на свои знания и опыт, анализирует, что-то меняет, учиться каждый день. Я думаю, что мы можем учить до тех пор, пока учимся сами. (Слайд6)