|
Организация проектной деятельности в школе; творческие проектные мастерские ТЕМА
Организация проектной деятельности в школе; творческие проектные мастерские
Москва
2012
Содержание.
Введение
1. Формирование самостоятельной деятельности учащихся 1-4
1.1 Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования 2
2. Методика организации работы над проектом 3-4
2.1 Применение метода проектов как способа организации
самостоятельной деятельности учащихся 5-16
2.2 Творческие проектные мастерские. 5-9
2.3 Организация индивидуальной работы учащегося над проектом. 10-13
2.4 Дневник работы над проектом, отчет о работе, защита проекта. 14-17
Заключение
Список литературы 18-19
При изучении наук примеры полезнее правил.
И. Ньютон
Современное общество – это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше. Каждый учитель старается дать ученикам наиболее полные сведения из своей предметной области. В результате ребенок перегружен информацией и не способен ее даже запомнить, не говоря о том, чтобы осмыслить и использовать на практике. Кроме того, знания, полученные на одном уроке, ребенок не может применить на другом. Таким образом, у учащихся отсутствует целостная картина мира и, как следствие, теряется интерес к учебе.
В современном обществе наиболее востребованы люди, способные к самообразованию и саморазвитию, которые могут быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами. Необходимыми становятся не сами знания, а понимание того, где и как эти знания применить. А самым ценным качеством является знание о том, как информацию получать, создавать или систематизировать. Для того чтобы получить на выходе из школы человека, способного быть конкурентоспособным в современном мире, нужно научить его связывать изучаемый предмет с другими предметами в аспекте окружающего нас мира.
Таким образом, важнейшей характеристикой обучения в школах можно сформулировать следующим образом:
– научить организовывать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
– научить объяснять явления действительности (природной, социальной, культурной, технической среды), т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;
– научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты и их оценку, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;
– научить решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т.д.), сформировать умение анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
– сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества;
– подготовить к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
Проектная деятельность как вид организации учебной деятельности как нельзя лучше способствует достижению описанных целей, так как она направлена на решение практических задач, мотивирует учащихся на приобретение новых знаний. Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые учителя-предметники могут использовать как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе.
Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром. А перегрузка имеет место тогда, когда человек вынужден заниматься делом, не понимая, зачем и почему он им занимается. Если же дело, которым занят человек, ему лично интересно и личностно значимо, то перегрузка даже и не ощущается. Вспомните ответ С. Лема на вопрос о причинах его успешности в различных делах: «Когда я начинаю чем-либо заниматься, я настраиваю себя на то, что ничего интереснее этого в жизни нет».
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.
Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.
Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.
Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.
Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные и соединяются общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.
Следующие элементы проектной и исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием и вне её:
мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. Проектная деятельность в школе охватывает все ступени.
В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.
В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.
Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
Проектная деятельность - инновационная, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
«Проект» - в буквальном переводе с лат. «брошенный вперёд»
Творческие проектные мастерские представляют собой небольшие коллективы, состоящие из педагога-предметника, который становиться руководителем этой мастерской, и учащихся которые выполняют различные проекты в одной предметной области. Члены творческой проектной мастерской в течение определенного времени работают каждый над своим проектом. При этом, встречаясь на занятиях своих мастерских, они могут помогать друг другу и обмениваться информацией, учиться друг у друга и вместе осваивать технологию работы над проектом. Старшие будут делиться опытом с младшими, хорошо успевающие ученики будут вдохновлять более слабых. Такая совместная работа взрослых и детей разного возраста, увлеченных схожими проблемами, создает интересную творческую атмосферу, позволяющую решать не только учебные, но и воспитательные задачи, способствуют благоприятному психологическому климату в школе. Занятия творческой проектной мастерской могут проходить не чаще одного раза в неделю и не реже одного раза в месяц – это зависит от опыта и других особенностей участников мастерской и от занятости учителя.
Примерный годовой план работы творческой проектной мастерской
№
| Время проведения и тема
| Содержание работы
| Задание на ближайший месяц
| 1.
| Сентябрь- октябрь
Тема
«Проблема, цель, тема проекта»
| Обсуждение тем, выяснение проблем, постановка цели, предполагаемых проектных продуктов, уточнение тем проектов
| В течение месяца:
-оценить имеющиеся ресурсы, которые потребуются для работы;
-оценить каких ресурсов не хватает;
-обдумать, где и как будут найдены недостающие ресурсы;
-обдумать, какая им может потребоваться помощь;
-обдумать план работы над проектом;
-начать сбор информации по теме проекта.
| 2.
| Октябрь.
Тема
«Критерии оценивания проекта»
| Ознакомление критериями и технологий критериального оценивания. Обсуждение формулировок, уточнение значения терминов Внесение предложений по формулировкам и «стоимости»критериев в технических баллах. Обсуждение текущей работы, осуществляемой в октябре.
| Продолжить начатую работу. Еще раз просмотреть критерии оценивания и в течение недели внести свои предложения своему руководителю.
| 3.
| Ноябрь.
Тема «Утверждение темы проекта, типа проекта, планы работы»
| Утверждение окончательных формулировок тем проекта; обоснование проблем проектов; уточнение типов проектов. Ознакомление с окончательным вариантом критериев оценивания (раздаются на руки)
Планирование работы:
-какие будут решаться задачи на отдельных этапах;
- какие будут применяться способы работы;
-каковы сроки выполнения отдельных этапов;
-как ожидаемые промежуточные результаты отдельных этапов связаны с общей целью проекта и его конечным результатом. Отчет о начале сбора информации по теме проекта. Уточнение, какая нужна помощь, в работе.
Ознакомление с регламентом предзащиты проектов.
| Продолжить сбор информации, начать проведение опытов, опросов, начать работу по созданию проектного продукта. Пользоваться критериями оценивания как инструкцией по работе.
Работа к предзащите проекта.
Схема предзащиты:
-обоснование темы проекта;
-формулирование проблемы проекта, указание цели проекта;
-описание проектного продукта;
-представление подробного плана работы.
Например.
Тема моего проекта «……»Я выбрал ее, потому что существует такая-то проблема. Цель моей работы..,, это будет способствовать решению проблемы проекта, потому что…Проблемным продуктом будет…., т.к. это так-то связано с целью моего проекта.
План моей работы:
-задачи что я делаю)
-способы работы (как я это делаю)
-сроки(когда я завершаю отдельные этапы работы)
-как решаемые задачи и выбранные способы работы связаны с целью моего проекта
| 4.
| Декабрь
Тема
«Итоги предзащиты проектов»
| Обсуждение итогов предзащиты проектов, внесение корректировок в соответствии с рекомендациями, полученными на предзащитах..Отчет о сборе информации, проведении экспериментальной части, других мероприятий в рамках проектов, о работе над проектными продуктами. Выяснение возникших трудностей и возможностей их преодоления. Уточнение, какая нужна дополнительная помощь.
| Внести необходимые поправки в работу над проектом, если это было рекомендовано на предзащите. Следить за сохранением логической связи: проблема и тема проекта – цель и ожидаемый результат – задачи проекта и способы работы.
Изучение собранной информации, продолжение работы над созданием проектного продукта.
Пользоваться критериями оценивания как инструкцией по работе.
| 5.
| Январь.
Тема
«Работа над письменной частью работы (отчетом)»
| Отчет о ходе работы. Обсуждение возникших проблем и способов их преодоления. Уточнение соблюдения плана и графика работы над проектом. Ознакомление с требованиями к письменной части проекта (отчету)
| Завершение работы с информацией, завершение экспериментальной части, завершение работы над проектным продуктом, начало работы над письменной частью проекта (отчетом).
Пользоваться критериями оценивания как инструкцией по работе.
| 6.
| Февраль.
Тема
«Письменная часть проекта (отчет)»
| Подведение итогов работы над информацией и экспериментальной частью, над проектным продуктом. Обсуждение хода работы над письменной частью проекта с опорой на критерии оценивания, Ознакомление с рекомендациями по проведению защиты проекта и презентации проектного продукта.
| Завершение работы над письменной частью работы. Подготовка к защите проекта. Репетиция защиты и оценивание всей работы с помощью критериев.
| 7.
| Март.
Тема
«Подведение итогов защиты (отчет)»
| Ознакомление участников с индивидуальными результатами защиты проектов. Обсуждение плюсов и минусов работы каждого члена мастерской с опорой на критерии. Подведение итогов проектного цикла. Выдвижение кандидатов на участие в школьном конкурсе проектов от мастерской.
| Осмысление результатов работы, обдумывание планов на следующий год, внесение предложений. Подготовка к школьному конкурсу проекта.
|
Творческие проектные мастерские как форма организации проектной деятельности позволяют учителю руководить проектной работой каждого учащегося индивидуально и одновременно обучать всех участников мастерской технологии проектной деятельности. Организация работы в форме творческих мастерских в значительной степени способствует установлению равноправных отношений учителя и учеников как единомышленников, коллег, занятых общим делом.
Кроме того творческие проектные мастерские дают возможность наладить сотрудничество разновозрастных детей в рамках общей работы, в ходе которой происходит естественный обмен знаниями и опытом между ними. Это особенно ценно, потому что дети обучаются друг у друга. Общая работа позволяет наладить связи вне класса, установить отношения делового сотрудничества младших и старших, что может быть значимо для детей с заниженной самооценкой и низким статусом в собственном классе.
Очевидно, что такая организация работы вовлекает в свою орбиту не только всех детей, но и большинство учителей школы, что в значительной степени способствует их взаимному профессиональному обогащению.
В школе предпочтительны групповые проекты. О работе учителя и ученика в групповых проектов говорит таблица.
Этап
| Что делает учитель
| Что делают ученики
| Погружение в проект
| Предлагает проблему проекта
| Присваивают проблему проекта, наделяют ее личностным смыслом.
| Описывают сюжетную ситуацию
| Вживаются в ситуацию, предложенную учителем. Описывает сюжетную ситуацию
| Намечает цели и задачи
| Уточняют и конкретизируют цели и задачи
| Организация деятельности
| Предлагает создать группы с конкретными задачами
| Разбиваются по группам
| Предлагает распределить обязанности членов групп
| Распределяют обязанности
| Предлагает разработать планы работы групп
| Планируют работу группы
| Предлагает обдумать формы презентации результатов
| Выбирают форму презентации результатов работы
| Осуществление деятельности
| Консультирует учащихся по их запросу
| Самостоятельно реализуют собственный план работы
| Корректно контролирует и стимулирует при необходимости
| Каждый выполняет свои обязанности, оказывает помощь другим
| Предоставляет необходимую информацию по запросу учащихся
| Ищут необходимые знания и применяют их при реализации проектов
| Оказывает помощь (в виде обратной связи) при подготовке презентации результатов
| Готовят и репетируют презентацию
| Презентация результатов работы
| Обобщает и резюмирует результаты. Подводит итоги
| Демонстрирует понимание проблемы, цели, задач; умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы проекта.
| Оценивает приобретенные предметные и иные знания, проектные навыки, умение работать в группе
| Осуществляют анализ и рефлексию, дают самооценку и взаимооценку хода результата работы
| Серьезной задачей является само формирование проектной группы. Все участники группы должны быть активными, самостоятельными и ответственными. Кроме того, чтобы группа успешно справилась с заданием у нее должны быть, тот кто придумывает, тот кто много знает и тот кто проверяет. Также должны быть лидеры и исполнители. Дети должны сотрудничать, в нужный момент проявлять гибкость, видеть точку зрения другого и отстаивать собственную позицию идти на компромисс ради общей цели.
Групповые проекты имеет смысл применять, когда на ряду с учебными задачами есть необходимость формировать коллектив класса. Развивать у детей навыки сотрудничества. Однако при групповой работе нет возможности дать каждому учащемуся опыт активного и ответственного участия на каждом этапе работы над проектом в одинаковой степени. Всегда кто-то выполняет основную работу, а кто-то отходит на второй план. Поэтому наряду с групповыми проектами должны попробовать свои силы и в индивидуальной работе.
При организации индивидуальной работы учащегося над проектом учителю необходимо учитывать возрастные и индивидуальные возможности учащегося.А значит, появляется шанс точечно воздействовать не только на дефицит в знаниях, умениях и навыках, но и на формирование личности в целом.
Этапы проведения проекта
1. Представление проблемной ситуации:
- вербально;
- с помощью видеоряда;
- с помощью мультимедийных средств.
2. Мозговая атака.
3. Обсуждение.
4. Выдвижение гипотез.
5. Определение типа проекта.
6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.
7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.
9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).
10. Оформление результатов проектной деятельности.
11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.
13. Самооценка, внешняя оценка. Проект – это “пять П” : Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Рекомендации по организации подготовительного периода проектно-исследовательской работы.
В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня развития проектно-исследовательской деятельности и реализации их на практике:
Преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемуся.
Преподаватель ставит проблему, но уже метод её решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
На третьем - высшем - уровне постановка проблемы, поиск методов исследования и разработки решения осуществляется учащимися самостоятельно.
Подготовительный этап проекта достаточно продолжителен и трудоемок. Учитель начальной школы должен продумать замысел и разработать структуру проекта; создать организационные, дидактические и методические материалы; оформить грамоты и благодарственные письма.
На подготовительном этапе очень эффективными являются обучающие игры – исследования на различные темы, интересующие детей, в которых они знакомятся с основами проектно-исследовательской работы, получают все необходимые рекомендации по построению своей первой научной работы. Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.
1) Как выбрать тему исследования. Выбрать тему не сложно, если точно знаешь, что тебя интересует, какая проблема волнует. Если не можешь сразу понять, попробуй задать себе вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Правила выбора темы проекта
Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограниченна.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
2) Какими могут быть темы исследования?
«фантастические» – о несуществующих фантастических объектах и явлениях;
«экспериментальные» – предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
«теоретические» – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов материалов, содержащихся в различных источниках (книгах, фильмах и т.д.)
3) Цель исследования.
Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.
4) Задачи исследования.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
5) Гипотеза исследования.
Гипотеза – предложение, догадка ещё не доказанная логически. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Самую главную гипотезу надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.
Этапы реализации проекта.
Они являются ведущими в формировании у младших школьников основных умений и навыков самостоятельной творческой поисковой работы, развитии ключевых компетенций. Этап текущей рефлексии служит обязательным условием для того, чтобы учащиеся увидели схему организации проекта, осознали рассматриваемую проблематику и оценили промежуточные результаты. Они должны понять способы деятельности, обнаружить ее смысловые особенности. Формы образовательной рефлексии различны (устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений на протяжении этапа проекта). Ученикам начальной школы нравится графическая рефлексия, когда требуется начертить, нарисовать, изобразить свое настроение в ходе проекта (например, построить график погоды в классе во время проекта и др.).
Этап планирования определяет возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной темы. Проблемы выдвигаются учащимися, учитель лишь помогает им, задавая наводящие вопросы или предлагая ситуации, способствующие выявлению проблем. Ученики самостоятельно выбирают предмет деятельности, обсуждают подходящие методы решения проблемы, составляют расписание работы над проектом и характеризуют "конечный продукт".
Этап поиска распределяет задачи по группам. Учащиеся обсуждают возможные методы исследования, поиска информации, принимают творческие решения. Они работают по индивидуальным или групповым исследовательским и творческим задача.
Источники для сбора материала во многом зависят от избранной темы. Но и актуализация поиска новых сведений создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами.
Следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с добытой информацией. Главный смысл настоящего исследования – найти знания самостоятельно. Учащимся можно предложить список допустимых методов исследования:
- подумать самостоятельно;
- прочитать книги о том, что используешь;
- познакомиться с фильмами по этой проблеме;
- найти информацию в сети Интернет;
- спросить у других людей;
- понаблюдать;
- провести эксперимент.
Этап подготовки к защите исследования.
Кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого потребуется:
- Дать определения основным понятиям.
- Классифицировать основные предметы, явления, проблемы.
- Выработать суждения.
- Сделать выводы.
- Подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.
- Приготовить текст, макеты, рисунки, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Этап защиты. Работа завершается коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов, формулировкой выводов. Результаты должны быть реалистичными. Если рассматривается теоретическая проблема, то итогом проектной деятельности является конкретное ее решение: советы, рекомендации, выводы. Если выдвигается практическая проблема, то требуется получить конкретный продукт, готовый к внедрению (видеофильм, альбом, компьютерная газета, альманах, доклад и т. д.).
Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Время представления проекта целесообразно ограничить 7–10 мин. Необходимо строго регламентировать вопросы и ответы. Повторяющиеся и малосущественные вопросы должен снимать педагог, ведущий защиту. По завершении прений следует поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы.
Отчет о работе должен содержать следующие разделы:
Введение, в котором следует четко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена и в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы.
Отчет о проведенных исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные результаты. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах.
Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведенного исследования. Можно спрогнозировать изменение этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.
Программа действий: описать мероприятия, выполненные самими ребятами, и рекомендации – перечень дел, которые дети планируют выполнить, в том числе совместно с кем-то.
Список использованной литературы.
От чего зависит секрет исследования.
- Не ограничивать собственные исследования.
- Внимательно анализировать факт и не делать поспешных выводов.
- Быть смелым, чтобы принять решение.
- Сосредоточиться, и вложить в исследование свою энергию.
- Действовать, не боясь совершить ошибку.
Презентация проектов.
Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа.
Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. Набор типичных форм презентации не очень велик, поэтому здесь требуется особый полет фантазии в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей ребенка – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных.
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа). - Деловая игра. - Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий. - Диалог исторических или литературных персонажей. - Защита на Ученом Совете. - Игра с залом. - Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций… - Инсценировка реального или вымышленного исторического события. - Научная конференция. - Отчет исследовательской экспедиции. - Пресс-конференция. - Путешествие. - Реклама. - Ролевая игра. - Соревнования. - Спектакль. - Спортивная игра. - Телепередача. - Экскурсия.
Мультимедийная презентация обеспечивает наглядное представление результатов исследовательской работы (видеозаписи опытов, снимки полевых изысканий, календарные графики замеров температуры и др.), формирует у младших школьников навыки публичного выступления.
Особенностью проведения учебных проектов в начальной школе является активное участие родителей в исследовательской деятельности своих детей, поэтому целесообразно защиту проектов проводить во время открытых внеклассных мероприятий с приглашением и награждением взрослых благодарственными письмами.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Педагогической целью проведения презентации является выработка презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:
- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 7-10 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта; - демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; - анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения; - демонстрировать найденное решение; - анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом; - проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования.
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
количество новой информации использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
владение рефлексией;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
социальное и прикладное значение полученных результатов.
Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование. Итоговая рефлексия отличается от текущей объемом рефлексируемого периода и степенью заданности и определенности со стороны учителя. По окончании проекта проводится занятие, на котором ученики осуществляют рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получилось?» В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
Список литературы.
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006. 2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. 3.Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150. 4. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005. 5.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9. 6.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001. 7. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2. 8. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007. 9.Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999. 10. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7. 11. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999. 12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003. 13.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005. 14. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4. 15. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы.
Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004. 16.Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2. Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34-45. 17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998. 18.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6. 19.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005. 20.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. –
№6. 21.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.
|
|
|