|
Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимы и приоритетных.
Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.
Существующую ныне систему дошкольного воспитания и обучения детей с нарушениями развития характеризует дифференцированность и интегрированность.
Интегрированный характер дошкольного коррекционного воздействия реализуется объединением усилий специалистов разного профиля, направленных на изучение и обучение детей с отклонениями в развитии, комплексностью решения образовательно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач, их взаимосвязью и взаимообусловленностью, усилением внутрипредметных и междисциплинарных связей посредством проведения интегрированных, комплексных занятий.
Интеграция в обучении детей с различными отклонениями в развитии является средством, обеспечивающим социальную адаптацию таких детей в дальнейшем. Под интеграцией понимается создание благоприятных условий для развития и саморазвития ребенка, выбор в соответствии с возможностями и потребностями ребенка типа учебной программы при переходе от дошкольного обучения и воспитания к школьному.
Ребенок с его особенностями и потенциальными возможностями – активно действующий субъект, а его воспитание - процесс управления его личностным развитием. Пути и организационные формы дошкольной интеграции различны, в том числе реорганизация системы типовых коррекционных образовательных учреждений с возможностью гибкого использования педагогом разных программ и приемов работы, создание новых моделей альтернативных учреждений.
Развитие интегрированного воспитания и обучения создаёт основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными.
Наш детский сад шестигрупповой, комбинированного вида, две группы – коррекционные, одна из них – для детей младшего возраста, с двух лет. Специализированные группы посещают дети, в основном, с задержкой речевого развития; дети, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе с нарушениями эмоционально-волевой сферы); с задержкой психического развития – семеро детей и один ребёнок умственно отсталый с синдромом Дауна.
В учреждении с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей развития детей интеграция осуществляется в различных ее формах:
комбинированная интеграция. Дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким возрастной норме, самостоятельно себя обслуживающие, по 1—2 человека воспитываются в массовых группах, получают систематическую коррекционную помощь логопеда и педагога-психолога;
частичная интеграция. Дети, еще не способные наравне со здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь часть дня (например, его вторую половину) в группе нормально развивающихся сверстников;
временная интеграция, при которой воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития и навыков самообслуживания объединяются со здоровыми детьми не реже 2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.
При этом за каждым ребёнком, имеющим отклонения в развитии, сохраняются необходимые ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида позволяет организовать интегрированное воспитание и обучение нормально говорящих детей и детей с нарушениями речи, нормально развивающихся и детей с задержкой психического развития. Мы предусматриваем условия для оказания коррекционной помощи и детям со сложными нарушениями развития.
Особое внимание мы уделяем интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребёнком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающих сверстников.
Таким образом, даже в сельской местности, в небольшом населённом пункте может быть организовано воспитание и обучение практически всех категорий дошкольников, что ведёт к увеличению охвата нуждающихся детей специализированной коррекционно-педагогической помощью и делает дошкольное образование более доступным.
В детском саду создан психологический климат для эмоционально личностного развития детей, в основе которого лежит уважение к личности каждого ребенка, забота о нем, предоставление права иметь собственные интересы и потребности. Усилия педагогов направлены на практическое применение личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми, создание условий для овладения различными способами общения между детьми, между детьми и взрослыми. Особенно это касается проблемных детей.
Если раньше внимание специалистов концентрировалось в основном на дефекте ребенка, то в настоящее время мы сосредоточили свое внимание не на дефекте, а на личности ребенка, на его проблемах, резерве.
Личностно-ориентированный подход – основа комплексной диагностики и коррекции речи дошкольников.
Стремление найти действенные эффективные средства педагогической поддержки детям группы риска привело нас к обоснованию необходимости последовательной интеграции, дифференциации и индивидуализации обучения.
Комплексное психолого-педагогическое коррекционное воздействие на детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии осуществляется на основе ряда принципов. Это принципы системности, последовательности в работе, дифференцированного и индивидуального похода к ребёнкy, принцип доступности. Одним из первоочередных и наиболее важных является онтогенетический принцип, который подразумевает учет возрастных, психофизических особенностей детей, характера имеющегося у них нарушения.
Проектирование и реализация задач психолого-педагогического сопровождения требует от каждого педагога специального детского сада высокого уровня профессиональной компетентности, полного представление о характере собственной деятельности в структуре комплексного сопровождения ребенка и деятельности коллег, умения решать свои задачи в условиях командной работы.
В нашем детском саду создаётся проект, основной целью которого является создание и апробация модели взаимодействия специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Вокруг ребёнка с общим недоразвитием речи совместными действиями различных специалистов создаётся единое коррекционно-образовательное пространство. Тесная взаимосвязь логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, педагога-психолога, физинструктора оказалась возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса. Логопед
- Максимальная коррекция речевых отклонений
- Постановка и автоматизация звуков
Воспитатель
- Соблюдение единого речевого режима на занятиях и во время режимных моментов
- Развитие мелкой моторики
- Автоматизация звуков в свободной речи
Психолог
- Коррекция основных психических процессов
- Снятие состояний тревожности и негативной настроенности на занятиях
- Активизация речевой деятельности ребёнка
Ребёнок с
нарушениями
речи
Физинструктор
- Развитие общей моторики и координации движений
- Занятия по развитию движений по мышечной релаксации
- Постановка правильного дыхания Музыкальный руководитель
- Автоматизация звуков при исполнении песен
- Развитие чувства ритма и темпа речи, артикуляционной мускулатуры
- Постановка дыхания, голоса
Совместная работа логопеда и психолога
Целью сотрудничества логопеда и педагога-психолога в рамках данного проекта является создание и апробирование модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое познавательное и личностное развитие ребёнка.
Тесная взаимосвязь логопеда и психолога возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.
Основой преемственности является активизация развития детей в различных сферах деятельности. Для психолога дошкольного учреждения одним из ведущих видом деятельности является коррекция отставаний в развитии психических функций, а для логопеда главным в этом плане становится активизация функционального потенциала ребенка. Коррекция нарушений в развитии речи – прерогатива логопеда, задача психолога – активизация речевой деятельности ребёнка.
Совместно с психологом в начале учебного года логопеды проводят обследование, диагностику, выявляют компенсаторные возможности, трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности.
На основании результатов диагностики для детей с нарушением интеллектуального развития составляются коррекционные программы.
В нашем детском саду воспитывается ребёнок с синдромом Дауна, для которого составлена индивидуальная программа развития.
В условиях логопедической группы используются следующие приемы психологической коррекции:
Приёмы игровой психокоррекции. Психокоррекционные игры проводятся психологом, воспитателями, очень часто совместно.
Приёмы библиотерапии. Библиотерапия предполагает психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации их психического состояния. От обычного чтения библиотерапия отличается своей направленностью на те или иные состояния, свойства личности.
Приёмы арттерапии и музыкотерапии. Сущность арттерапии состоит в коррекционном воздействии искусства на ребёнка и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности. Практический опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии показывает её большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами в эмоционально-личностном развитии. Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их речи часто используется специальное музыкальное сопровождение.
Организация взаимодействие логопеда и музыкального руководителя
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, прослушивание которых способствует созданию музыкального фона в процессе разнообразных видов деятельности, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, значительно повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы. На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).
На музыкальных занятиях обеспечивается преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материалов. В процессе совместной работы составляется план, проводятся серии занятий, на которых используются:
логоритмические упражнения;
упражнения на развитие координации между движением и словом;
игры и упражнения на развитие дыхания;
игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность).
упражнения на развитие мимических движений
Интегрированные связи логопеда и инструктора по физической культуре.
Обследование детей, имеющих речевую патологию, показало наличие у них особенностей в состоянии двигательной сферы:
недостаточная координация сложных движений;
моторная неловкость, неточность;
отставание от заданного темпа выполнения движений;
нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений.
Совместное обсуждение результатов первичной диагностики позволяет наметить перспективный план коррекционнообразовательной работы на занятиях по физической культуре, который включает следующие задачи:
постановка правильного дыхания, увеличение жизненной емкости лёгких (разделение носового и ротового дыхания, отработка нижнего диафрагмального дыхания);
развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (пальцы рук);
расширение и обогащение лексического запаса.
Детям коррекционных групп достаточно сложно усваивать материал на обычных занятиях, им необходима постоянная смена деятельности, а также закрепление материала. Как уже говорилось, основным принципом педагогической работы с детьми является личностно-ориентированная модель общения, которая предполагает передачу детям знаний, умений и навыков через игру. Поэтому необходимо разнообразить жизнь детей, осуществлять передачу и закрепление знаний в игровой форме.
На интегрированных занятиях оказалось возможным решать и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию музыкально-ритмических способностей. Структура занятий такова, что в одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения: дидактические и развивающие игры; упражнения на развитие пальчиковой моторики, координации речи с движением; элементы мнемотехники и моделирования; загадки, стихотворения; упражнения на развитие речевого дыхания; подвижные игры; а также специализированные компоненты музыкального и физкультурного занятий.
В занятиях присутствует рациональное сочетание статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушением речи и интеллекта, которым необходима частая смена деятельности, закрепление и повторение проёденного материала.
Бесспорно, проведение интегрированных занятий требует серьёзной подготовки всего педагогического коллектива. Только в этом случае – в атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых – у ребёнка формируется базис личностной культуры, рождаются и развиваются главные образующие личности: воображение, основанное на нём творчество, произвольность, потребность ребёнка активно действовать, совершенствуется интеллектуальное развитие. Результатами взаимодействия специалистов по сопровождению детей коррекционных групп являются:
Обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах;
Осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;
Обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;
Высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;
Модель личности ребёнка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, обучению к школе.
Каждый этап развития проблемного ребенка и форма имеющегося у него нарушения диктуют специфику работы семьи с ребенком, а также психотерапевтической работы специалистов детского сада с родителями детей.
Семья не всегда понимает своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивает его возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком. В связи с этим педагоги дошкольных учреждений должны вести работу с родителями, а иногда и оказывать психотерапевтическую помощь семье.
Для согласованности требований дошкольного учреждения и семьи используются различные формы взаимодействия: посещение педагогом семьи, а родителями - детского сада, беседы с родителями, консультации специалистов, родительские собрания, проведение открытых занятий, игротеки, тренинги. В последнее время активно внедряется новая форма взаимодействия в рамках педагогики сотрудничества - организация клубов по интересам для совместной работы взрослых и детей на базе дошкольного учреждения: спортивный, фольклорный клубы и др. Практикуется руководство родителей студийными занятиями детей: танцевальные, музыкальные, театральные кружки, студии изобразительной деятельности и др. Очень результативными формами работы с родителями являются специальный фонд материалов и газета.
В коррекционной группе создаётся специальный фонд материалов, обеспечивающих работу родителей с ребёнком в домашних условиях. Это: библиотечка книг для родителей по проблемам развития, подборки картинок под разные речевые задачи, дидактические игры, материалы для развития мелкой моторики рук. Родители пользуются созданным фондом для реализации совместного с детским садом плана действий по развитию речи и интеллекта своего ребёнка.
Газета – эффективная форма взаимодействия с семьёй. Газета помогает нам просвещать родителей в вопросах речевого развития детей-дошкольников, обучать и развивать детей через игру, способствует сплочению детей и родителей вокруг общего интересного дела. Газета включает в себя постоянные рубрики: «Уроки для родителей», «Домашняя игротека».
Результаты проводимой работы убедительно доказывают преимущества коррекционно-развивающего интегрированного образования.
В прошлом учебном году мы выпустили с чистой речью 55 % детей, а 45 % со значительными улучшениями в школьный логопункт.
Анализ полученных результатов подтверждает эффективность взаимодействия специалистов в процессе интегрированного коррекционно-развивающего образования. Доказывает необходимость расширения арсенала методов и форм совместной работы, значимость дифференциальной диагностики и своевременной психолого-педагогической и медицинской поддержки детей с нарушениями речи.
Разрабатываемая специалистами нашего детского сада модель взаимодействия имеет большие потенциальные возможности и может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом и интеллектуальном развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе диагностической коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребёнка педагогами и врачами, которая позволяет предупредить многие пробелы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил. Особенно большой эффект достигается при интегрированном подходе. |
|
|