Главная страница

Рабочая программа по исследовательской деятельности старших дошкольников «Юные исследователи»



Скачать 329.3 Kb.
НазваниеРабочая программа по исследовательской деятельности старших дошкольников «Юные исследователи»
Дата14.04.2016
Размер329.3 Kb.
ТипРабочая программа


Методическое обеспечение

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по исследовательской деятельности старших дошкольников

«Юные исследователи»

Образовательная область «ПОЗНАНИЕ»

Пояснительная записка

Детское исследование как метод обучения

старших дошкольников

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указано, что в основу обновленного содержания общего образования положена ориентация на формирование ключевых компетентностей учащихся в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах, составляющих образовательную компетентность.

Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

Главная особенность исследовательского обучения — активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать обучающимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. «Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского поведения - формирование у ребёнка готовности и способности самостоятельности, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Исследовательская деятельность свободна, практически нерегламентирована какими-либо внешними установками, её не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез, в ней больше места для импровизации. Исследовательское поведение призвано выполнять важнейшую функцию – функцию развития.

Целенаправленное развитие исследовательского поведения ребёнка путём построения образовательного процесса на основе использования методов самостоятельного исследовательского поиска имеет давнюю историю. Элементы исследовательского обучения встречаются уже в структуре знаменитых бесед Сократа, и в более поздние времена их активно использовали в образовании. Наиболее интенсивно разрабатывалась эта проблема в конце 19- начале 20 веков. Хороши, известны имена таких специалистов, результативно работавших в этом направлении: К.Н.Венцель, Дж.Дьюи( «чужие книги и слова могут дать знания, но воспитывают не они , а опыт»), У.Киллпатрик, Е.Пракхерст, И.Ф.Свадковский, С.Френе - и многих других.

В фундаменте исследовательского поведения психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качества мотива – двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения. В основе поисковой активности безусловный рефлекс, получивший от своего первооткрывателя И.П. Павлова наименование «ориентировочно-исследовательского». И.П. Павлов писал о том, что «бескорыстная любознательность» имеет самостоятельное побуждающее значение. Этот рефлекс выступает фундаментом, на котором базируется поисковая активность, порождающая явление, именуемое исследовательским поведением. Исследовательские способности обнаруживаются в степени проявления поисковой активности, а также глубине, прочности овладения способами и приёмами исследовательской деятельности. Под «способами и приёмами исследовательской деятельности» следует понимать способы и приёмы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности, такие, как: Умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определения понятиям, и другие.

Идеи исследовательского обучения находили сторонников и в среде ярких представителей просветительской педагогики России 18 века. Среди них: Ф.С. Салтыков, И.т. Посошков, Ф. Прокопович, В.Н.Татащев. Они считали главным обучением учащихся живому познанию действительности через непосредственное соприкосновение с умом. Главную задачу педагога видели в том, чтобы прийти на помощь, природе ребёнка, устранив все препятствия к естественному развитию заложенных в человеке задатков.

К.Д.Ушинский (1824-1871) пропагандируемый демократизм в образовании, выделяет и описывает этапы обучения. Первым он называет этап «живого восприятия материала»; вторым – переработку в сознании полученных образов»; третьим – «систематизацию знаний» и четвёртым - «закрепление знаний и навыков».

Повышенное внимание предметно-развивающей среде, в которой протекает обучение уделялось в работах итальянского педагога Марии Монтессори (1870-1952)., в создании «простора свободным и естественным проявлениям личности ребёнка.

«Программы Государственного учёного совета» постоянно корректировались, их обновлённые варианты были представлены сначала в 1927 , а затем в 1927-1930 годах. Ини прямо ориентировали педагогов перестраивать обучение по канонам студийной системы, требовали активно использовать исследовательские методы обучения преимущественно метод проектов. Основоположники советской педагогики настаивали на необходимости воспитания у учащихся исследовательского подхода к действительности (И.Г. Автухов, П.П. Блонский, Ш.И.Ганелин, Н.К. Крупская, Б.Е. Райков, С.Т. Шацкий и др.). Термин «Исследовательское обучение вошёл в профессиональный обиход сравнительно недавно, во второй половине 20 века. Первоначально он стал проявляться трудах исследователей, работающих над проблемой сравнительной педагогики (М.В. Кларин и др.). Они подчеркивали. что один из магистральных инновационных путей современной европейской школы – исследовательское обучение. Впоследствии его стали активно использовать в своих работах специалисты в области педагогической психологии (А.Н.Подъяков, А.И.Савенков и др) В настоящее время развитие исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, требующая для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности любой сфере культуры. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путём выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не мене важно и то, что для ребёнка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, действуя подобно учёному (проводить собственное исследование – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И.Лисин, Е.Е.Кравцова в своих работах отмечали важность собственной активности ребёнка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий её цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребёнок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.

Итак, познакомившись с исследованиями выше указанных авторов, убеждаемся в актуальности данной проблемы на современном этапе.

Однако современная образовательная практика по-прежнему недооценивает значимость самостоятельной, исследовательской, познавательной деятельности ребёнка. Мы торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое считаем наиболее важным. В итоге учебная деятельность автономизируется от познавательной и нередко превращается в скучную повинность. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, часто не обращаем внимания на природную исследовательскую потребность ребёнка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности.

Обучение должно быть «проблемным», оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы. Организовать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность; тогда в нём есть всё, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Данная рабочая программа направлена на разработку специфических особенностей содержания, организации и методики применения исследовательского обучения в детском саду.

Объект исследования 

информационная компетенция детей

Предмет исследования

процесс, формирования информационной компетенции обучающихся в рамках современных педагогических технологий (метод исследовательского обучения)

Цель  исследования

Определить и экспериментально проверить результативность путей и средств формирования информационных компетентностей обучающихся с использованием исследовательского обучения.

Гипотеза исследования

Эффективность процесса формирования информационной компетенции обеспечивается при условии применения современных педагогических технологий (метод исследовательского обучения)


Сроки эксперимента

2009 – 2010 гг.

Условия реализации

- наличие нормативно- правовой и научно-методологической

  основы эксперимента;

- теоретическая и практическая подготовка   педагогов

- материально-техническая оснащенность исследовательской деятельности;

Опытно-экспериментальная база исследования

МДОУ ЦРР ДС «Сказка» п.Северомуйск, дошкольная разновозрастная группа (5-7 лет)

Средства контроля

- Аналитические отчёты по исследовательскому обучению детей, деятельности педагога;

- проведение экспертизы  результатов исследовательского обучения детей;

- проведение конференции, конкурса детских работ;

- публикации  материалов исследовательской деятельности.

Взаимодействие с семьей.

Родительское собрание: «Исследовательская деятельность в семье» Цель: ознакомление родителей с содержанием программы развития исследовательской деятельности»

Лекторий для родителей «Роль семьи в развитии интереса к исследовательской деятельности ребёнка» Цель: ознакомление родителей с методами и формами работы по разделу «Детское исследование»

Взаимодействие со школой.

Экскурсии с детьми в школу.

Ознакомление учителей с направлением педагогического поиска ДОУ по проблеме детского исследования.

Финансовое и материальное техническое обеспечение

Обновление оборудования групповых уголков экспериментирования и их оформления. Оборудование детской экспериментальной лаборатории.

Обустройство в группах мини-центров.

К фундаментальным идеям, на которых строится исследовательское обучение отнесены:

Принцип ориентации па познавательные интересы ребёнка. Исследование – процесс творческий, творчество невозможно навязывать извне, рождается только на основе внутренней потребности.

Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение.

Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения.

Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации. Главная задача современного образования – не только сообщение знаний, а первую очередь развитие у ребёнка потребностей и способностей эти знания добывать.

Ребёнок не просто потребляет информацию, а сам порождает знание.

Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения.

Принцип формирования представлений о динамичности знания.

Принцип формирования представления об исследовании как о стиле жизни.

Педагог должен быть фасилитатором учения, а не просто транслятором информации. Основным фактором развития креативности ребёнка является не сколько его включение в творческую деятельность, а наличие в его окружении «образца творческой деятельности»

Принцип использования авторских учебных программ.

Учебная программа, рассчитанная на творческое учебно-исследовательское взаимодействие ребёнка и педагога строится на базе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Ведущими задачами «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой являются:

  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

  • максимальное использование разнообразных видов деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;

  • креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;

  • уважительное отношение к результатам детского творчества;

  • обеспечение развития ребёнка в процессе воспитания и обучения;

  • координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечения участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

  • соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающие умственные и физические перегрузки в содержании образования ребёнка дошкольного возраста.

Образовательная область «Познание»
Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).

Основные задачи психолого-педагогической работы:

  • развитие сенсорной культуры;

  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

  • формирование элементарных математических представлений;

  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

При реализации области «Познание» необходимо учитывать следующее:

- познавательное развитие сопряжено с освоением систем культурных

средств, которые ребенок не может изобрести самостоятельно, а должен освоить как заданные идеальные формы в ходе развивающего образовательного процесса;

- для развития познавательной мотивации детей необходимо обеспечить поддержку познавательной инициативы дошкольников, что предполагает создание соответствующей культуры как дошкольного образовательного учреждения, так и группы детей дошкольного возраста.


Примерные виды интеграции области «Познание»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми)

«Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира)

«Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни)

«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире)

«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности)

«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы)

«Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира)

«Музыка» и «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Познание)

Детское исследование как деятельность начинает формироваться в период раннего возраста и проявляется в любопытстве и желании что-то сделать любыми доступными средствами. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети начинают овладевать первоначальными навыками самостоятельности, но в большинстве случаев продолжают действовать вместе с взрослыми или под их контролем. Часто задают вопросы и пытаются искать на них ответы. Делают первые попытки высказывать предположения о возможном результате опыта и о способах его достижения. Дети старшего дошкольного возраста отличаются большими физическими и психологическими возможностями. Их отношение с взрослыми, сверстниками и с окружающим миром в целом становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности детей, появляется способность анализировать и обобщать. Их деятельность характеризуется большой активностью и самостоятельностью. Это проявляется и в формулировке задачи, прогнозировании результата.

Педагогический результат – это бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Поэтому, старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным периодом для развития творческой активности и самостоятельности в процессе детского исследования.

Цели и задачи

Основной целью исследовательского метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

 

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

  • развитие познавательных способностей;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие творческого мышления;

  • развитие коммуникативных навыков.

В старшем дошкольном возрасте это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

Форма организации учебной деятельности оказывается очень эффективной в условиях, когда решение образовательных задач осуществляется преимущественно путём создания специальной развивающей среды, в которой ребёнок находил стимулы для самообучения и развития.

Отсюда и основные требования: нестандартное использование времени занятий, помещения, опираться на собственный опыт учащегося, обучать в действии, побуждать учащегося к наблюдению и экспериментированию, чередовать индивидуальную и коллективную работу.

Предметно-развивающая среда

Особое значение имеет предметно-развивающая среда. Помещение необходимо разделить на «предметные мини-центры» по видам деятельности и областям знаний, где сосредоточить самые разнообразные средства и материалы для самостоятельной работы. Дети, оказавшись в пространстве, организованном подобным образом, сначала изучают всё, что находится в помещении, затем выбирают себе предметный мини-центр, укромные уголки, где могут уединиться, обдумать собственные планы, просто подумать, посмотреть книги, поработать самостоятельно.

Педагог, свободно перемещается по помещению, внимательно наблюдает за детьми, помогает им советами, наводящими вопросами, иногда показывает образцы действий, направляет деятельность детей. В задачи педагога входит обучение детей рационально и продуктивно использовать рабочее время, уважать собственный и чужой труд. По окончанию занятий дети подробно докладывают педагогу о результатах своей работы. Стимулирование и саморегуляция учебной деятельности осуществляется в основном за счёт любознательности детей и её постоянного стимулирования со стороны педагога и предметно-пространственного окружения ребёнка; дети взаимодействуют друг с другом, произвольно группируются и перегруппировываются в соответствии с общими целями и интересами.

Занятие может идти автономно от обычного учебного занятия, предусмотренного программой. Но вместе с тем эту игровую технологию можно использовать на самых разных предметных занятиях. В этом случае заготовленные карточки с изображениями тем будущих исследований должны быть связаны с кругом изучаемых проблем.

Эти занятия расширяют кругозор ребёнка, открывая простор для критического мышления и речи. Создаются условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем Дети могут работать, индивидуально, в парах и в тройках.

Формы образовательной работы:

  • на специально организуемых и познавательных занятиях;

  • на комплексных занятиях;

  • на занятиях по любым другим видам деятельности;

  • в играх;

  • на прогулках;

  • в свободной самостоятельной деятельности в течение дня;

  • в виде своеобразных домашних заданий, даваемых как детям, так и их родителям.

Последовательность проведения исследований с детьми.

1.Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. «Инкубационный период» Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы и исследования).

4.Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5.Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6.Разработать методику проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

9. Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).

10.Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

11. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.

Программа исследовательского обучения в детском саду включает:

  • развитие у детей исследовательских умений и навыков;

  • детскую исследовательскую практику;

  • мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.



Программа учебно-исследовательской деятельности детей включает три относительно самостоятельные программы:

1.Подпрограмма – «тренинг»

Занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска.

2.Подпрограмма - «детская исследовательская практика»

Проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

3.Подпрограмма – «мониторинг»

Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения: защита исследовательских работ и творческих проектов детей, фестивали детских работ и др.

Характеристика содержания подпрограмм.

Подпрограмма – «тренинг»

В ходе тренинга развития исследовательских способностей дошкольников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определения понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить собственные мини-доклады;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Методы и приёмы активации учебно-исследовательской

деятельности дошкольников.

Структурно- логическая схема формирования навыков исследования у детей старшего дошкольного возраста.



Этапы исследования

Задания и упражнения

Вопросы

1

Учимся задавать вопросы

Упражнение «Исправление ошибок»

Игра «Угадай, о чём спросили»



Какие ты любишь мультфильмы?

2

Учимся выдвигать гипотезы

Почему цветы имеет яркую окраску? Почему зимой идёт снег, а летом дождь? Почему в космос летают ракеты?

Может быть; Предположим; допустим; возможно; что если..;

3

Учимся видеть проблемы

«Посмотрите на мир чужими глазами»; Составьте рассказ от имени другого персонажа»; «Составьте рассказ, используя данную концовку»; «Сколько значений у предмета»; «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Наблюдение как способ выявления проблем»;


Почему играют котята?

Почему светит солнце?

4

Учимся давать определения понятиям

«Описание»; «Характеристика»; «Разъяснение посредством примера»; «Сравнение»; «Различение»; «Загадки как определения понятий»; «Трудные слова»




5

Учимся классифицировать

«Задания, содержащие ошибки»; «деление понятий по определенному основанию на классы»



6

Учимся наблюдать

«Упражнения на развитие внимания и наблюдательности»; «Парные картинки»; «Нарисуем изученную вещь по памяти»





7

Познание в действии, или как провести эксперимент.

«Мыслительный эксперимент»
Эксперименты с реальными объектами» с кляксой, с набрызгом красок, с акварелью, с лучом солнца, с магнитом и металлом, как исчезает вода.

«Что можно сделать из песка?


8

Суждение

Проверьте правильность утверждений.

Все деревья имеют ствол и ветви. Тополь имеет ствол и ветви. Следовательно, тополь – дерево.


9

Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное.

Использование простых графических схем, обсуждений;

Схема «Дом с колоннами»; Схема «Паучок»

Найди главную идею, мысль;

10.

Учимся делать выводы и

умозаключения

Умозаключения по аналогии «Скажи, на что похожи: узоры на ковре, облака, старые автомобили, новые кроссовки»;

«Как люди смотрят на мир»

Метафора и метафоричность

( «Объясни значение выражения»)

Кто же был прав?

Друзья познаются в беде

Подпрограмма - «исследовательская практика»

Основное содержание работы в рамках действий этой программы – проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой программы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастает.

Подпрограмма – «мониторинг»

Мы должны обязательно дать каждому ребёнку возможность изложить собственные результаты; обучить его элементарным навыкам презентации собственных открытий.

Ребёнок должен понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить. Для этого надо стимулировать детей к тому, чтобы, слушая других, они задавали вопросы, учились слышать чужие аргументы. В рамках мониторинга исследовательской деятельности детей дошкольного возраста хороший эффект дают фестивали и конкурсы детских исследовательских работ.

Создавая систему мониторинга, следует особое внимание обратить на критерии оценки результатов детских учебных исследований. Один из главных критериев, степень самостоятельности. Ребёнок выполняет работу под руководством взрослого, но участие взрослого (педагога или родителя) должно быть строго дозированным. К числу важных критериев относятся: познавательная ценность темы; исследовательское мастерство (степень владения знаниями, умениями и навыками, освоенными в ходе подпрограммы «тренинг»); и, конечно, логичность изложения и умения отвечать на вопросы.

Методика проведения учебных исследований в детском саду.

Методика предложенная по материалам лекций А.И. Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» позволяет включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Она рассчитана на то, чтобы обучить детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, включает в себя полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребёнка наиболее рациональному варианту поиска информации. Для того чтобы познакомить детей с методикой, потребуется 2-3 тренировочных занятия для ознакомления каждого ребёнка с «техникой» проведения исследования.

Планируемые промежуточные результаты

освоения Программы

Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспи­танников


  • Интегративное качество «Физически развитый,

овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

  • Интегративное качество «Любознательный, активный»

  • Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый

  • Интегративное качество «Овладевший средствами общения

и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

  • Интегративное качество «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

  • Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные

и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

  • Интегративное качество «имеющий первичные представления

о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"

  • Интегративное качество «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

  • Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Ожидаемые результаты

  • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

  • Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

  • Умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

  • Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

  • Рост уровня любознательности, наблюдательности;

  • Активизация речи детей, словарный запас пополнился многими понятиями;

  • Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы;

  • Улучшение психологического климата в группе;

  • Изменение отношения « Дети – Родители», « Родители - Воспитатели» (взаимопонимание, уважение, умение видеть в детях любознательную, творческую личность).

Форма подведение итогов реализации программы: фестиваль детских исследовательских работ «Всё обо всём»

Перспективный план по Программе «Юные исследователи» для

детей дошкольной разновозрастной группы.

Сезон

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)


Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами


Осень.

Занятие. «В гостях у гриба Лесовика»

Занятие. «Лекарственные растения. Деревья»

Д.и. «Интервью»

Занятие «Окно в природу»

Домашнее задание. «Важное задание» Темы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт», «Насекомые»

Д.и. «Дифференциация овощей и фруктов» (эксперимент)

Экспериментирование

Игровые упражнения

Игры (дидактические, подвижные)

Показ

Тематическая прогулка


Сравнение летних и осенних листьев. Почему деревья не падают? (э)

Овощи. (Иссл). Фрукты. (Иссл.)

Почему дует ветер? (вопрос)

Игровые упражнения

Напоминание

Объяснение

Обследование

Наблюдение

Наблюдение на прогулке

Развивающие игры


Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, альбомов.

Игры (дидактические, развивающие, подвижные)

Игры – экспериментирования

Наблюдение

Интегрированная детская деятельность

(включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую)



Наблюдение за погодой в выходные дни и помочь детям зарисовать её значками.

Составление рассказа (родители и дети) о временах года с опорой на план: Время года. Приметы. Животный мир. Работа людей по сезону.

Родительское собрание «Исследовательская деятельность в семье» Информационные листы

Коллекционирование

Беседа


Зима

Тренировочные занятия «Солнце»

Тренировочное занятие «черепаха»

Занятие «Фамилия и имя»

Эксперимент «Одежда. Растает ли под одеждой снег?»

Эксперимент «Обувь. Почему обувь не делают из металла?»

Экспериментирование

Игровые упражнения

Игры (дидактические, подвижные)

Показ

Тематическая прогулка


Игра «Угадай, о чём спросили»

Игра «Почему зимой идёт снег?»

Наблюдение как способ выявления проблем.

Игра «Сравнение», «Трудные слова».

«Загадки как определение понятий»

Игровые упражнения

Напоминание

Объяснение

Обследование

Наблюдение

Наблюдение на прогулке

Развивающие игры


Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, альбомов.

Игры (дидактические, развивающие, подвижные)

Игры – экспериментирования

Наблюдение

Интегрированная детская деятельность

(включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую)



Лекторий «Роль семьи в развитии интереса к исследовательской деятельности ребёнка. Цель. Ознакомление родителей с методами и формами работы по разделу» Детское исследование»

Ситуативное обучение

Упражнения

Консультации

Весна.

Самостоятельное занятие. Темы: Животные. Птицы. Предметы окружающие нас. Транспорт.

Занятие «Цветы» Опыт: посев семян.

Опыт: Продукты. Есть ли в пище воздух? Вода? Как распознать варенные и сырые яйца.
Фестиваль «Всё обо всём»
Экспериментирование

Игровые упражнения

Игры (дидактические, подвижные)

Проведение экспертизы результатов исследовательского обучения детей.

Игры «Характеристика», «Разъяснение посредством примера», «Задания, содержащие ошибки», «Деление понятий по определённому основанию на классы», «Нарисуем изученную вещь по памяти».

Наблюдение как способ выявления проблем.

Игровые упражнения

Напоминание

Объяснение

Обследование

Наблюдение

Наблюдение на прогулке

Развивающие игры


Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, альбомов.

Игры (дидактические, развивающие, подвижные)

Игры – экспериментирования

Наблюдение

Интегрированная детская деятельность

(включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую)



Составление рассказа (родители и дети) о временах года с опорой на план: Время года. Приметы. Животный мир. Работа людей по сезону.

Участие родителей в организации Фестиваля «Всё обо всём»

Коллекционирование

Беседа

Консультативные встречи
Фестиваль «Всё обо всём»
Фотомонтаж.

Лето

Занятие-экспериментирование «Лето» (Почему летом редко бывают лужи, и они быстро исчезают?)

Занятие «Радуга»

Занятие – исследование «Насекомые» (Являются ли паук насекомым?)

Занятие. «Головные уборы» (Зачем нужна панама?)

Экспериментирование

Игровые упражнения

Игры (дидактические, подвижные)

Тематическая прогулка


Наблюдения. Эксперименты.

Подготовка собственных мини-докладов.

Игры. Опыты. Труд.

Игровые упражнения

Напоминание

Объяснение

Обследование

Наблюдение

Наблюдение на прогулке

Развивающие игры


Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, альбомов.

Игры (дидактические, развивающие, подвижные)

Игры – экспериментирования

Наблюдение

Интегрированная детская деятельность

(включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую)



Наблюдения. Экскурсии. Труд в природе. Составление рассказов с опорой на план «Папки исследователя»

Методические рекомендации к процедуре диагностирования.

Диагностические методики.

1. Дидактическая игра «Интервью».

Цель. Выявить умение задавать вопросы.

2. Д.и. «Назови как можно больше возможных признаков этого предмета».

Цель. Умение ставить проблему.

Д.у. «Почему светит солнце?» Цель. Наблюдение как способ выявления

проблемы.

3.Упражнения «Почему дует ветер? Почему ребёнок плачет? Почему весною

тает снег?» Ответы начать со слов: может быть, предположим, допустим,

возможно, что если. Цель. Выявить умение выдвигать гипотезы.

4.Упражнение. Понаблюдать за рыбкой, а затем описать её.

Цель. Развитие способности делать описание животного (предмета), чётко

формулировать определение понятия

5. Д.у. Раздели животных на больших, маленьких, рыжих, черных, белых,

умеющих плавать, спящих дома, живущих в детском саду…

Цель. Выявить умение детей классифицировать по определённому

признаку.

6.Д.и. «Рассмотри и опиши», «Нарисуй предмет по памяти»

Цель. Развитие внимания и наблюдательности.

7 и 8.Опыты с водой «Как исчезает вода». Материал: губка, ткань,

полиэтилен, металлическая пластина, кусок дерева, фарфоровое блюдце.

Делается вывод: вода испарилась, улетела в воздух в виде маленьких

частиц, вода впиталась в … .

Цель. Выявить умение проводить эксперимент.

8.Д.у. «На что похожи геометрические линии, тела?»

Цель. Помочь детям в ходе собственных несложных рассуждений делать

умозаключение (вывод).

9. Д.у. «Составь рассказ по плану»

Цель. Проверить умение детей составлять рассказ по плану.

10 -12.Д.з. «Важное задание»

Цель. Выявить умение получать информацию из разных источников.

По каждому параметру выделяются уровни сформированности исследовательской деятельности детей: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень (оценивается в 3 балла) – ребёнок самостоятельно выполняет диагностические задания, добивается результата.

Средний уровень (оценивается в 2 балла) – ребёнок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, но результат появляется при помощи взрослого (наводящие вопросы, показ способов действий).

Низкий уровень (оценивается в 1 балл) – ребёнок понимает смысл предлагаемого ему задания, но отказывается от его выполнения, либо затрудняется выполнять задание (не проявляет интереса, не уверен в достижении результата, отказывается от выполнения задания

Литература

Методические пособия
1. Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией

М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд.- М.:Мозаика-Синтез,

2007

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.

Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

3. «УСПЕХ» Основная общеобразовательная программа дошкольного

образовании. Москва «Просвещение» 2009

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика-

Синтез, 2008-2010

5.Т.А.Кандала, И.А. Осина, Развернутое перспективное планирование.

Старшая группа. По программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой,

Т.С.Комаровой. Волгоград. Учитель,2009 г

6. О.В.Дыбина. Программа по организации поисковой деятельности детей

дошкольного возраста. Ребёнок в мире поиска. Сфера. Москва 2009г

7. А.И.Савенков. «Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики»

Дошкольное воспитание №2,2000 г, стр.8-17

8. А.И.Савенков. Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского

обучения. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г

9. А.И. Савенков. Лекция 6. Особенности разработки программы исследовательского

обучения в детском саду. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г

10. А.И. Савенков. Лекция 7. Методика проведения учебных исследований в детском

саду. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г

11. А.И. Савенков. Лекция 8. Методы и приёмы активизации учебно-

исследовательской деятельности дошкольников. М.: Педагогический университет

«Первое сентября» 2007 г

12. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и

эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» Москва 2002

13.Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез,

2010

14. Л.Н.Меньшикова. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет.- Волгоград:

Учитель, 2009 г