Главная страница

Литература. Приложения



Скачать 63.25 Kb.
НазваниеЛитература. Приложения
Дата17.04.2016
Размер63.25 Kb.
ТипЛитература

МКОУ СОШ № 14 г. Палласовка

Формирование учебных компетенций на уроках

истории и обществознания средствами

информационно- коммуникационных технологий.


Из опыта работы

учителя истории и

обществознания

Негметовой Айгуль

Серекпаевны

2013 г.

Содержание.

  1. Наименование опыта. Цель. Задачи.

  2. Актуальность опыта.

  3. Педагогическая идея

  4. Новизна опыта.

  5. Технология опыта.

  6. Литература.

  7. Приложения.


Формирование учебных компетенций на уроках истории и обществознания средствами информационно- коммуникационных технологий.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования. Информационная компетентность относится к числу основных целей образования, сформулированных в документах Правительства РФ. В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.

Цель: обеспечить школьникам необходимый уровень знаний.

Задачи:

1. Обеспечение качества усвоения знаний по истории;

2. Развитие общеучебных умений и навыков;

3. Содействие развитию ИКТ- компетентности;

4. Организация деятельности учащихся, направленная на

самореализацию их личности;

5. Развитие творческих способностей учащихся через систему

индивидуальных и коллективных творческих заданий.

Актуальность опыта.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. На уроках с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. Формирование ИКТ-компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания способствует формированию информационной компетентности учащихся, повышению познавательной активности и учебной мотивации.

Педагогическая идея:

Применение ИКТ на уроках истории является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников, способствует развитию познавательной активности и позволяет готовить к жизни всесторонне развитого человека, востребованную в обществе личность.

Новизна:

ИКТ относятся к современным образовательным технологиям. Они позволяют разрабатывать новые формы и методы обучения и воспитания, совершенствуют педагогический труд и повышают его результативность.
Таким образом, преимущества использования ИКТ:

1. индивидуализация обучения;

2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;

3. рост объема выполненных на уроке заданий;

4. расширение информационных потоков при использовании Internet.

5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

7. Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.

8. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика

9. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

10. Освоение учащимися современных информационных технологий.

Технология опыта:

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения.

Качество обучения – это то, для чего мы работаем.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

1) усиление интенсивности урока

2) повышение мотивации учащихся

3) повышении познавательной активности учащихся

4) формировании информационной компетентности учащихся.

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

- для обозначения темы урока, создание проблемной ситуации

- сопровождение объяснения учителя

(презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты)

- для контроля учащихся.

Я использую в основном на уроках следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью ИКТ:

1. Уроки с использованием презентаций, подготовленных учителем и учениками.

Презентация позволяет иллюстрировать рассказ, сделать урок более организованным, наглядным, интересным, мобильным. Презентация, создается учителем в соответствии с поставленными целями и ходом урока.

Уроки, на которых учащиеся представляют свои проекты в форме презентаций (это могут быть уроки изучения нового материала, семинары, практикумы, обобщающие уроки и др.).

Очень интересна форма подготовки домашнего задания (в том числе и опережающего) в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества.

При создании учащимися компьютерных презентаций формируются важнейшие в современных условиях навыки:

- критическое осмысление информации,

- выделение главного в информационном сообщении,

- систематизирование и обобщение материала,

- грамотное представление имеющейся информации.

Использование презентаций имеет несколько преимуществ:

- большой объем информации

- яркая наглядность, иллюстрации

- возможность многократного использования (экономия времени педагога)

(Список презентаций см. Приложение №1)

2. Можно проводить уроки закрепления и повторения материала в виде викторин

(см. Приложение №2)

3. Также использую интерактивный тест, предлагаемый для закрепления материала после каждого блока тем (например в 9 и 11 классах использую диск

«Тестовый контроль по истории»). При маленькой численности класса пройти тест могут поочередно 50% учеников. Этот диск можно использовать при подготовке учащихся 10-11 классов к ЕГЭ по истории на индивидуальных занятиях. Огромное количество электронных тестов содержится в сети Интернет (см. Приложение №3).

Преимущество данных ресурсов:

  1. сокращают время на проверку

  2. результат учащиеся узнают сразу

  3. учащиеся знакомятся с правильными ответами

  4. оценка всегда объективна, так как её ставит машина

  5. экономия бумаги, чернил для распечатки тестов каждому ученику.

4. В 6-9 классах использую на уроках диски «Дидактический и раздаточный материал по истории- разноуровневые карточки, многовариантные проверочные работы» Применяю их на уроках повторения и обобщения материала. Каждый ученик получает задания категории А В и С и выполняет самостоятельно в тетради для проверочных работ. Участие учителя в ходе урока сведено к минимуму.