|
«Технология развития критического мышления школьников» Выступление на РМО по теме: «Технология развития критического мышления школьников»
Критическое мышление –это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть.
Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.
Критическое мышление- это отправная точка для развития творческого мышления, более того и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе.
Задача учителя развивать у учащихся функции:
-изобретательности(способность к выбору);
-рефлексии(способность оценивать свои действия);
- бытийности( поиск смысла жизни и творчества);
-ответственности;
- автономности личности;
- формирующую функцию.
Технология развития критического мышления делится на стадии и предполагает следующие методические приёмы
стадия
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Возможные приёмы и методы
| Вызов
Информация выслушивается, записывается, обсуждается.
| Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности. Мотивацию к дальнейшей работе.
| Ученик вспоминает , что ему известно, предполагает, систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ
| - составление списка известной информации;
-рассказ-предположение по ключевым словам;
-систематизация материала: кластеры, таблицы;
-верные и неверные утверждения;
- перепутанные логические цепочки.
| осмысление содержания
Учащиеся получают новую информацию.
| Направлена на сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания старого к новому.
| Ученик читает, слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки по мере осмысления новой информации.
| - маркировка с использованием значков «+» , «-«,
«?»( по мере чтения их ставят справа на полях);
- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы;
-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов
| рефлексия
Осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации
| Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
| Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.
| - заполнение таблиц, кластеров;
-установление причинно-следственных связей между блоками ;
-
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы;
- организация устных и письменных круглых столов;
- организация различных видов дискуссий;
- написание творческих работ.
| |
|
|