|
Консультация для родителей «Фольклор в детском чтении и литературе» Слово «фольклор» Консультация для родителей «Фольклор в детском чтении и литературе»
Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», пришло к нам из английского языка folk – народ, lore – мудрость. Как и литература, фольклорные произведения делятся на эпические (былины, легенды, сказки, исторические песни, лирические (любовные, свадебные, колыбельные песни; похоронные причитания) и драматические (народные драмы) .
Детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к произведениям, созданным взрослыми для детей. Так же сюда входят сочинения самих детей и перешедшие произведения из устного творчества литературы. Многие жанры связаны с ведущей детской деятельностью – игрой, в которой дети воспроизводят жизнь и труд старшего поколения. Здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности. В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования» или «материнская поэзия». Сюда относятся : колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки, песни, созданные для самых маленьких.
Колыбельные. В центре «материнской поэзии» - дитя. Нежные монотонные песни необходимы для перехода ребенка из бодрствования в сон. Так родилась колыбельная. Так же ее использовали как заклинание, заговор от злых сил; вера в Ангела – хранителя и отзвуки древних мифов. Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика, свое композиционное построение. Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много переносов ударения с одного слога на другой. Распространен вид повтора – аллитерация, т. е. повторение одинаковых или созвучных согласных.
Пестушки, потешки, прибаутки. Как и колыбельные песни, эти произведения содержат элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром.
Пестушки (от слова «пестовать» - воспитывать) связаны с самым ранним развитием ребенка. Они сопровождают физические процедуры, содержание связано с конкретными физическими действиями ребенка: «Птички полетели, на головку сели». В пестушках не всегда присутствует рифма, а если она и есть, то чаще всего парная. Организация текста пестушек, как поэтического произведения, достигается и многократным повторением одного и того же слова.
Потешки - более разработанная игровая форма, чем пестушки. Они развлекают ребенка, создают веселое настроение. Как и в пестушках им свойственна ритмичность: «Тра – та – та, тра – та – та! Вышла кошка за кота». Но потешки не только развлекают ребенка, но и дают простейшие нания об окружающем мире.
Прибаутка – небольшое смешное произведение, высказывание или простое отдельное выражение; чаще всего рифмованное. Развлекательные стишки и песенки – прибаутки, в отличии от потешек, существуют и вне игры. Прибаутки всегда динамичны, наполнены энергичными поступками персонажей. Основу образной системы составляет движение: «Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке – туды ж по дорожке». Часто прибаутки строятся в форме диалога. Так ребенку легче воспринимать переключение действия, следить за быстрыми изменениями в отношениях персонажей.
Небылицы – перевертыши, нелепицы. Это разновидность прибауточного жанра. К. И. Чуковский посвятил этому виду фольклора специальную работу – «Лепые нелепицы». Он считал этот жанр очень важным в стимулировании познавательного отношения ребенка к окружающему миру.
Считалки. Это еще один малый жанр детского фольклора. Считалками называют веселые, ритмичные стишки; под которые выбирают ведущего, начинают игру или один из ее этапов. Считалки родились в игре и неотрывно с ней связаны. В произведениях этого жанра используются потешки, пестушки, а иногда и элементы взрослого фольклора. Считалка часто представляет собой цепь рифмованных двустиший.
Скороговорки относятся к потешному, развлекательному жанру. Корни этих произведений устного творчества так же лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая составной частью в веселые праздничные народные развлечения. Скороговорки всегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов, обилие аллитераций: «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали». Жанр незаменим, как средство развития артикуляции.
Поддевки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички. Все это произведения малых жанров, органичные для детского фольклора. Они служат для развития речи, внимания, сообразительности.
Поддевка : «Скажи двести. Двести. Голова в тесте»
Закличка: «Радуга – дуга. Не дай нам дождя. Дай красна солнышка. Колоколнышка! »
По своему происхождению связана с народным календарем.
Дразнилка: «Мишка – кубышка. Около уха - шишка»
Приятного чтения вам и вашим детям! |
|
|