Цель: способствовать развитию у детей представлений о физических явлениях окружающего мира (звуках).
Образовательные задачи: Развивающие задачи:
развивать мышление, инициативу, сообразительность, пытливость;
способствовать накоплению познавательного опыта детей через их исследовательскую деятельность.
Воспитательные задачи:
воспитывать у детей исследовательский интерес, любознательность.
Материалы и оборудование:
мультимедийная установка;
презентация «Что звучит?»;
мультфильм;
диктофон;
оборудование для проведения опытов: банка с натянутым на нее целлофаном, литавры, рисовая крупа, «необычный телефон» из двух леек и гибкой трубки;
оборудование для озвучивания сказки детьми: целлофановые пакеты, гофрированный картон, цветные карандаши, металлические ключи, грецкие орехи (набор материалов на каждого ребенка).
Ход проведения мероприятия:
Воспитатель: Здравствуйте! Я очень рада, что сегодня у вас в гостях. Ребята, я приглашаю вас посмотреть мультфильм (показ фрагмента мультфильма без звука)
Почему мы ничего не слышим? Чего не хватает? Можем ли мы понять, что происходит в мультфильме? Почему?
Ответы детей
Воспитатель: Наш мир наполнен самыми разнообразными звуками - пением птиц, шелестом листвы, разговорами людей…. Какие звуки вы ещё можете назвать?
Ответы детей
Звуки - наши неизменные спутники. Каждый день мы слышим огромное количество звуков, порой не замечая их. А что было бы, если бы звуки исчезли?....Как изменилась бы наша жизнь без звуков?....Чего бы мы не смогли делать?....
Ответы детей
Я предлагаю разобраться, нужны ли нам звуки, какие они бывают, как возникают. Мы с вами поиграем в игру «Узнай звук»
Презентация «Чей звук?»
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы появился звук?....
Воспитатель предлагает детям хлопнуть в ладоши тихо, затем погромче; назвать любое слово тихо, громче, еще громче.
Что вы услышали?...
Ответы детей
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, можно ли звук записать?..Как это сделать?
Ответы детей
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем записать звук на диктофон. Повторяйте:
Звук звучит, бренчит, шумит.
Звук со всеми говорит.
Записывают на диктофон, прослушивают запись.
Воспитатель: А можно ли передать звук друг другу на расстоянии? Как?
Ответы детей
Воспитатель: У меня есть необычный телефон. Я что-то вам скажу, и мы проверим, слышите вы меня или нет. Повторяйте то, что услышали.
Игра «Необычный телефон»
Воспитатель: Почему вы приложили воронку именно к уху?
Ответы детей
Воспитатель: Мы с вами узнали, что звук можно записать, передать, услышать. А можно ли его потрогать? ... А можно ли его увидеть? Как?
Ответы детей
Воспитатель: Да, звук увидеть нельзя.
А сейчас я вам покажу интересный фокус.
Опыт «Почему рис подпрыгнул?»
Воспитатель: ребята, а вы поняли, что заставило рис подпрыгнуть? Звук. Хотя из-за сильного звука рис подпрыгивал, но увидеть звук мы не можем, а можем его только услышать.
А сейчас я предлагаю вам прогуляться по лесу и прогулку озвучить с помощью звуков речи.
Физминутка «Прогулка»
Как хорошо в лесу. Ребята, слышите - поёт птичка (чик-чирик).
Смотрите, под ногами болото! Идите аккуратно по кочкам (шлёп, шлёп).
Тихо, за деревом сидит медведь, ест мёд и рычит (р, р, р).
На дереве сидит филин (ух, ух).
Мышка увидела филина и прячется в норку (пи, пи, пи).
Кажется, пошёл дождь (стучат пальцем по ладошке – кап, кап).
Дождь пошёл сильнее (стучат в ладошки, сильнее по коленям).
Дождь стихает (стучат по ладошке), ну вот дождик и закончился!
Вот и закончилась наша прогулка по лесу.
Какие звуки вы услышали в лесу?
А можно ли услышать тишину в лесу? Как?
Ответы детей
Воспитатель: Мы сегодня говорили о самых разных звуках, а сейчас с помощью звуков мы озвучим сказку.
Мышиная история
Жили-были мышки. Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
Стучим пальчиками по пластиковой коробке.
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом
Ударяем палочкой по металлофону или бокалу.
Мыши попрятались в свои норки, где у них было много еды.
Они грызли орешки,
Стучим грецкими орехами друг о друга.
Грызли зёрнышки
Проводим палочкой по гофрированному картону
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
Шуршим целлофановым пакетом
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
Проводим палочкой по гофрированному картону.
А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
Дуем в бутылочку из-под йогурта.
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
Пищат
Вам понравилось озвучивать сказку?
Ребята, какие предметы помогли нам озвучить историю про мышат?
Что мы сегодня узнали о звуках?
Какие бывают звуки?
Что мы делали, чтобы звук услышать, записать, передать?
Можно ли увидеть звук?
Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?
Важно ли то, что мы сегодня узнали?
Воспитатель: Ну, а мультфильм - то мы не посмотрели…Вот и звук появился! (смотрят мультфильм) |