|
Малыши в период адаптации
Малыши в период адаптации Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, т.к. это период адаптации к новым для них условиям. Малыши трудно переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть все сделать по режиму, хотя на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от ерика новенького.
Период привыкания детей неизменно сложная проблема. В настоящее время существенную помощь в положительном решении данной проблемы оказывают научно- практические разработки психологов, которые вооружают педагогов знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровня общения с взрослыми и др. Необходимо заметить относительно спокойно протекает период привыкания детей 3,5 – 4 лет. В этом возрасте ребенок постепенно выходит за рамки интересов семейного круга. На основании личных симпатий у него начинают складываться избирательные взаимоотношения со сверстниками, его манят «неизвестные дали». Все это сглаживает остроту адаптационного периода. Совершенствование памяти и внимания, довольно высокий уровень развития речи и познавательной активности детей этого возраста помогают воспитателю отвлечь их от переживаний разлуки с семьей, занять интересной деятельностью, наладить контакт
По статистике, сегодня к услугам дошкольного учреждения родители в основном обращаются, когда малышу исполниться 1,5 – 2 года: ребенок уже живет по режиму с одним дневным сном, самостоятельно передвигается, понимает обращенную к нему речь взрослого. Но и эти положительные сдвиги в развитии не могут оказать малышу весомую помощь в столь критическом для него положении. Он испытывает крайнюю степень неприятия и даже панику, когда чужой взрослый собирается произвести с ним какие-то манипуляции. Отказывается принимать помощь незнакомца, когда тот пытается накормить его. С трудом может проглотить две-три ложки, не различая вкуса пищи. Находясь в нервном возбуждении, он не чувствует голода. Фактически в течение всего времени пребывания в группе малыш остается голодным. А кормить насильно нельзя.
У детей может быть избирательное отношение к продуктам питания, например к луку; в третьих можно невзначай надавить ложкой на язык, вызвав неприятное ощущение и даже рвоту, которая быстро сформируется в анарексию, когда рвотные позывы появляются уже при виде пищи.
Ребенку, в первые дни посещения, все не знакомо . К каждому помещению групповой комнаты ему необходимо привыкать постепенно.
Надо отдать должное, в практике работы с детьми есть и положительные моменты, когда время пребывания новенького ограничивается – до обеда или до укладывания на сон.
Вернувшись домой, первое, что испытывает ребенок – невероятное облегчение и чувство голода.
Такие испытания не проходят бесследно, и, как правило через 3-4 дня ребенок заболевает. Не следует забывать и о том, что дети попадают в чужеродную аэробную среду, и в группе всегда найдутся те, у кого першит в горле или капает из носа.
Персоналу группы, особенно в адаптационный период, следует неукоснительно выдерживать график проветривания помещений, четко организовывать фильтр во время утреннего приема, тщательно обрабатывать не только посуду, горшки, но и игрушки.
Ответственность за эти мероприятия несет старшая медсестра.
Поведение детей в период адаптации трудно спрогнозировать даже самым внимательным мамам.
По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три группы.
Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех кто оказывается рядом. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, чтобы через 3-4 мин с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течении 20-30 дней.
вторая группа – которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов в сторону и забиться в ближайший угол, эти дети находятся в крайнем напряжении, они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт Адаптация таких детей длится 2-3 месяца, протекает очень сложно.
в третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Такой карапуз первое время совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается. Но длится это совсем не долго, не более 2-3 дней. Теперь уже, увидев издали детский сад он впадает в отчаяние, и по стилю поведения походит на детей первой группы.
Характер и длительность адаптации зависят от жизненного опыта малыша. Ребенок из большой семьи, умеющий беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, с удовольствие идет на контакт с чужими людьми. Так же легко адаптируются дети, которых родители часто оставляют на попечение соседки, отвозили к бабушке, дети живущие в коммунальных квартирах.
Отличается поведение детей, родители которых живут семейным мирком отгородившись от всего света, во время прогулок мама обходит стороной шумные детские площадки, опасаясь подхватить какую-нибудь детскую болезнь. В некоторых семьях папы до ночи находятся на работе, а мамы целыми днями один на один со своим малышом. В таких условиях у ребенка закрепляется симбиотическая связь с матерью: оставшись даже на короткий срок без нее, он впадает в панику. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжелым.
Не имея никакого жизненного опыта, в отрыве от любимого взрослого, в чужой обстановке ребенок может быть напуган на столько, сто иногда начинает вести себя неадекватно: переходит на ползание, перестает разговаривать .Имеющиеся у них навыки по самообслуживанию на время исчезают даже в домашних условиях, надолго нарушается характер и длительность сна.
Проходит время (у каждого свое), и адаптационны период заканчивается. После ухода мамы ребенок быстро успокаивается начинает кушать, реже плачет.
Опыт практиков, описывающих поведение детей в этот период, свидетельствует о том, что следует следующим образом выстраивать систему потребностей ребенка этого возраста.
ступень это ребенок и его мама
Их тесная взаимосвязь – основы успешного развития будущей личности. Пытаясь создать благоприятные условия в период привыкания малыша, мы впервую очередь не имеем право отрывать его от матери
расширяющиеся связи ребенка с другими взрослыми.
Ребенок начинает воспринимать того или иного взрослого через призму маминого восприятии. Улыбается мама, встретив на прогулке свою знакомую, малыш тоже улыбается тете и даже может вступить с нею в контакт. Такая оценка взрослого ребенком происходит мгновенно и стойко удерживается долгое время. Исходя из этого, следует продумывать условия, при которых будет происходить знакомство ребенка своспитателем, неизменно доброжелательное отношение к которому со стороны мамы поможет легче наладить контакт, быстрее принять нового взрослого.
Ребенок начинает проявлять интерес к объектам и предметам ближайшего окружения
Психологи отмечают: для детей раннего возраста предпочтительнее игрушка. Чем общение сверстников ( конфликты у детей из-за игрушек)
Формирование взаимоотношений между сверстниками
Хочется заметить – прогулка для малышей необходима это своеобразная передышка они несколько успокаиваются, когда с них не снимают одежду, наоборот, надевают свою, знакомую. На участке дети почти не плачут, воспитатель имеет возможность уделить больше времени поговорить с новенькими, погулять с ними по площадке. Проблема адаптации –это проблема родителей, но никак не персонала групп, как у нас принято считать. Задача родителей - правильно подготовить ребенка к поступлению в ДОУ, всячески поддерживать поощрять его в период адаптации. Задача Воспитателей – помочь родителям легко адаптировать малышей. |
|
|