Главная страница

Мбоу барандатская средняя общеобразовательная школа



Скачать 489.9 Kb.
НазваниеМбоу барандатская средняя общеобразовательная школа
страница1/3
Дата18.04.2016
Размер489.9 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3


МБОУ Барандатская средняя общеобразовательная школа


Городилов С.А.

Применение метода круговой тренировки

по развитию силовых способностей

у юношей старших классов

на уроках гимнастики


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3


Глава 1. Обзор литературы 5

1.1. Особенности физического развития в старшем школьном возрасте. 5

1.2. Методические основы воспитания силовых способностей 6

1.3. Физиолого-педагогическая характеристика «круговой тренировки». 11

1.4. Структура «круговой тренировки». 13
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования. 19

2.1. Задачи исследования 19

2.2. Методы и организация исследования 19

2.3. Организация исследования 21
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение. 23

3.1. Методика проведения «круговой тренировки». 23

3.2. Изучение эффективности применения «круговой тренировки». 23

Выводы 29

Практические рекомендации 30

Список используемой литературы 31

Приложения 33

ВВЕДЕНИЕ


Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся образовательных школ. И поэтому важной задачей физического воспитания является укрепление здоровья и повышение уровня двигательной подготовленности. Известно, что существенное повышение уровня двигательной подготовленности может быть достигнуто за счет развития силы основных мышечных групп. В то же время, практика свидетельствует, что уровень силовой подготовки юношей старшего школьного возраста недостаточен. Заметно снизился интерес школьников к урочной форме организации физкультурных занятий, поэтому весьма актуальна проблема по развитию силы у старшеклассников.

Отсюда очевидна необходимость в разработке методики по развитию силы у юношей-школьников с учетом целей и задач силовой подготовки этой категории занимающихся. По мнению многих авторов, с возрастом происходит естественное увеличение мышечной силы. Но этого недостаточно. Поэтому для развития физической подготовленности учителя физической культуры могут успешно использовать метод круговой тренировки, который с каждым годом, особенно у учащихся старших классов, приобретает все большую популярность. О.В.Худолеева (1987) показывает, что значительному числу старшеклассников круговая тренировка позволяет упражняться, одновременно и самостоятельно добиваясь высокой моторной плотности.

Появляется возможность на таких занятиях использовать максимальное количество инвентаря и оборудования. Упражнения комплекса, как правило, хорошо увязываются с материалами уроков, способствуя не только общему физическому развитию старшеклассников, но и успешному освоению ими всех разделов учебной программы. С включением ее, растет охват старшеклассников разнообразной и целенаправленной работой с учетом индивидуального подхода к каждому ученику в зависимости от достигнутого им уровня физического развития. Вопрос сегодня стоит не об эпизодическом применении круговой тренировки, а о повседневном включении ее в уроки, на которых идет освоение разделов гимнастики. При наличии необходимых условий, круговую тренировку можно применять и во время лыжной подготовки и даже на занятиях по плаванию.

Комплексы ее допустимы и как форма домашних занятий. Круговая тренировка в условиях урока представляет большую ценность и при самостоятельном развитии двигательных качеств в ходе выполнения заданий по станциям, индивидуально определенных для каждого учащегося в отдельности. Круговая тренировка позволяет решать задачу общей, специальной и прикладной физической подготовки комплексно, что в итоге дает более качественный результат в физическом воспитании учащихся старших классов.

Объектом данного исследования является методика развития силовых способностей.

Предметом данного исследования является применение круговой тренировки в воспитании силовых способностей у юношей на уроках физической культуры в старших классах.

Цель исследования: Изучить круговую тренировку как метод воспитания силовых способностей у юношей старшего школьного возраста.

Гипотезой данного исследования является предположение о том, что применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры дает возможность более эффективному комплексному развитию силовых качеств.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении вопросов, связанных с особенностями физического развития в старшем школьном возрасте, методическими основами воспитания силовых способностей, физиолого-педагогической характеристикой «круговой тренировки», структурой «круговой тренировки».

Практическая значимость исследования

Данное исследование показало, что применение метода круговой тренировки при развитии силовых способностей дало положительные результаты. Но при выборе методов воспитания силовых способностей педагог по физической культуре и спорту всегда должен учитывать природный индивидуальный уровень их развития и требования, предусмотренные программами по физическому воспитанию (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.)
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1.Особенности физического развития в старшем школьном возрасте.

Романенко В.А. и Максимович В.Н. «Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой» Москва, ФиС 1986г., обращают внимание на то, что в старшем школьном возрасте происходит замедление темпов биологического развития, это его особенность. Кости утолщаются, мышечные волокна по своим биохимическим и биомеханическим параметрам мало отличаются от мышц взрослого. Наличие жировых прослоек в мышцах юношей небольшое. У этой взрослой группы продолжается процесс совершенствования коры головного мозга, однако процессы возбуждения еще доминируют над торможением, заканчивается формирование механизмов кардиараспираторной системы. Показатели: ЧСС, объем сердца, систолический и минутный объем крови, Ж.Е.Л., резерв дыхания, МОФ, МВЛ, МПК и пульс почти не уступают взрослым. Формирование этих морфофункциональных структур расширяет возможности юношей не только в работе умеренной и большей интенсивности, но и нагрузку субмаксимальной мощности с образованием значительного кислородного долга. Для практики физического воспитания важен учет полового развития. У юношей наиболее высокие показатели легочной вентиляции и экономичность кислородных режимов. На этом возрастном этапе у юношей более длинные руки и ноги и более высокое расположение общего центра масс, поэтому они успешнее овладевают навыками ходьбы, бега и прыжков. Рост костей в длину в это время очень незначителен. Мышечная система особенно в этот период развития очень интенсивна в росте. К 17 годам общая масса мышц достигает у них примерно 45% общей массы тела, поэтому они могут выполнять упражнения, которые требуют больших мышечных усилий. Дальнейшее развитие и совершенствование сердечно-сосудистой системы выражается в увеличении размеров сердца, его ударного и минутного объема, а также в значительном увеличении просвета кровеносных сосудов. В этом возрасте сердечно-сосудистая система адекватно реагирует на различные физические нагрузки, повышается выносливость и работоспособность организма.

В старшем школьном возрасте происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, что позволяет учителю расширить круг используемых на уроке средств и методов, а с другой стороны решать серьезные задачи по обучению учащихся сложным техническим навыкам.
1.2. Методические основы воспитания силовых способностей

Сила и основы методики её воспитания

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий.

Силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определённой двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют:

собственно мышечные факторы – сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон.

Центрально-нервные факторы – суть которых состоит в интенсивности эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам.

Личностно-психические факторы – от них зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий.

Биомеханические факторы – это расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.

Биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования переферического и центрального кровообращения, дыхания и др.)

Средства воспитания силы

Основные – упражнения с весом внешних предметов (штанги, диски, гири, гантели), упражнения, отягощённые весом собственного тела (подтягивание, отжимания), упражнения с использованием тренажёрных устройств общего типа (силовая скамья), рывково-тормозные упражнения (их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц с дополнительным отягощением и без них), статические упражнения в изометрическом режиме (в котором мышечное напряжение создаётся за счёт волевых усилий с использованием внешних предметов и без них).

Дополнительные – упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, в гору, против ветра), упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты), упражнения с противодействием партнёра.

В практике физического воспитания используется большое количество методов, направленных на воспитание силовых способностей (таблица 7).

Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса). Этот метод даёт больший прирост силы, чем метод непредельных усилий, но в работе с начинающими и детьми его применять не рекомендуется.

Метод непредельных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимальной величины, и направленности в развитии силовых способностей используется строго нормированное количество повторений от 5 – 6 до 100.

Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, то есть способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.

Ударный метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной реализацией реактивных свойств мышц.

Метод статистических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предлагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развивать максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80 – 90 % от максимума продолжительностью 4 – 6 секунд и в 100 % - 1 - 2 секунды. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60 – 80 % от максимума продолжительностью 10 – 12 секунд в каждом повторении. Обычно на тренировке выполняется 3 – 4 упражнения по 5 – 6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 минуты.

Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц – изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2 – 6 секундные изометрические упражнения с усилием 80 – 90 % от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2 – 3 повторения в подходе, 2 – 3 серии, отдых 2 – 4 минуты между сериями). Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях.

Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений повторяют 1 – 3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2 – 3 минут, в это время выполняются упражнения на расслабление.

Игровой метод предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. К таким играм относят игры, требующие удержания внешних объектов (например, партнёра в игре «Всадники»), игры с преодолением внешнего сопротивления (например, «Перетягивание каната»), игры с чередованием режимов напряжения различных мышечных групп (например, различные эстафеты с переноской грузов разного веса).

Методики воспитания силовых способностей. В зависимости от темпа выполнений и числа повторений упражнения, величины отягощения, а также от режима работы мышц и количества подходов с воздействием на одну и ту же группу мышц решают задачи по воспитанию различных видов силовых способностей.

Воспитание собственно силовых способностей с использованием непредельных отягощений. Для их воспитания и одновременного увеличения мышечной массы применяют упражнения, выполняемые в среднем и вариативном темпе. Причём каждое упражнение выполняется до явно выраженного утомления.

Для начинающих величина отягощения берётся в пределах 40 – 60 % от максимума, для более подготовленных – 70 – 80 %. Отягощение следует увеличивать по мере того, как количество повторений в одном подходе начинает превосходить заданное. В таком варианте эту методику можно применять как в работе со взрослыми, так и с юными начинающими спортсменами.

Для представителей «несиловых» видов спорта количество занятий в неделю 2 или 3. Количество упражнений для развития различных групп мышц не должно превышать 2 - 3 для начинающих и 4 – 7 для более подготовленных. Интервалы отдыха между повторениями от 2 до 5 минут и зависят от величины отягощения, скорости и длительности движения. Характер отдыха – активно-пассивный.

Положительные стороны данной методики: 1) не допускает большого общего перенапряжения, исключает возможность травмирования; 2) позволяет уменьшить натуживание, нежелательное в работе с детьми и подростками.

Воспитание силовой выносливости с использованием непредельных отягощений. Сущность этой методики заключается в многократном повторении упражнения с отягощением небольшого веса (от 30 до 60 % от максимума) с числом повторений от 20 до 70. Там, где специализированное упражнение связано с длительным проявлением умеренных усилий, целесообразна работа с лёгким весом в повторных упражнениях и «до отказа» (30 – 40 % от максимума).

Для воспитания общей и локальной силовой выносливости эффективным является метод круговой тренировки с общим количеством станций от 5 до 15 – 20 и с отягощением 40 – 50 % от максимума. Упражнения часто выполняются «до отказа». Количество серий и время отдыха между сериями и после каждого упражнения может быть разным в зависимости от задач, решаемых в тренировочном процессе.

Воспитание собственно силовых способностей. Сущность этой методики заключается в применении упражнений, выполняемых: 1) в преодолевающем режиме работы мышц; 2) в уступающем режиме работы мышц.

Воспитание собственно силовых способностей в упражнениях, выполняемых в преодолевающем режиме работы мышц, предусматривает применение околопредельных отягощений, равных 90 – 95 % от максимума. Работу с такими отягощениями рекомендуется сочетать с весом 4 – 6 ПМ. Интервалы отдыха – оптимальные, до полного восстановления (4 – 5 минут). Эта методика является одной из основных, особенно в тех видах деятельности, где большую роль играет относительная сила, то есть прирост силы идёт без увеличения мышечной массы. Однако в работе с начинающими спортсменами и детьми её применять не рекомендуется.

Воспитание собственно силовых способностей в упражнениях, выполняемых в уступающем работе мышц, предусматривает применение в работе с начинающими спортсменами отягощение весом 70 – 80 % от максимума, показанного в преодолевающем режиме работы мышц. Постепенно вес доводится до 120 – 140 % . Целесообразно применять 2 – 3 упражнения с 2 – 5 повторениями (например, приседание со штангой на плечах).
1.3. Физиолого - педагогическая характеристика «круговой тренировки».

В 1966 году была издана книга под редакцией М. Шолиха «Круговая тренировка» в которой подробно были раскрыты теоретические, методические и организационные основы из современных форм использования физических упражнений. Учителя физической культуры и многие тренеры успешно применяют ее на практике, добиваясь высокого эффекта. Эта форма занятий с тех пор стала широко известной.

М. Шолих в своей книге указывает, что возникновение этой комплексной круговой тренировки было вызвано необходимостью управления процессом физической подготовки в условиях ограниченной площадки, нехватки инвентаря и квалифицированных инструкторов. Впервые круговая тренировка была названа «крайстренингом» по фамилии немецкого ученого и отражена в книге М. Шолиха «Круговая тренировка».

Круговая тренировка была разработана английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адомсоном в 1952-1958гг. Также к идее круговой тренировки независимо от них пришел Б.Д. Фрактман. Методы и принципы круговой тренировки нашли свое отражение в работах специалиста из Германии М. Шолиха, отечественных ученых Л.Гернана, В. Гунина. Этими учеными был дан сравнительный анализ эффективности круговой тренировки. Полторы тысячи упражнений, сгруппированных по принципу развития физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, выносливости - были предложены И.А. Гуревичем. Основываясь на исследованиях этих ученых, сейчас преподаватели физической культуры практикуют круговую тренировку.

Круговая тренировка – это организационно методическая форма занятий физическими упражнениями, направленная на комплексное развитие физических способностей занимающихся, на повышение их физической подготовленности. Такое определение дает О.В. Худолеева «Круговая тренировка» Физкультура в школе М., 1987г. № 2, И.А. Гуревич «Круговая тренировка при развитии физических качеств» Минск, 1985г., показывает, что круговая тренировка входит в учебный процесс, как эффективная форма организации физической подготовки учащихся. Используя ее, многие учителя физической культуры добиваются большей степени физического воздействия на учащихся, что связано со значительными расходами сил, утомлением занимающихся. Традиционная круговая тренировка предполагает на первом занятии комплектование групп и ознакомление их с комплексами упражнений на «станциях». На следующем занятии определяется максимальное количество повторений с учетом и без учета времени. Этот метод организации предусматривает разделение всех занимающихся на малочисленные группы для отработки упражнений на каждой «станции».

Роль «станции» выполняют спортивные снаряды: перекладина, брусья, бревно, мячи и т.д. На каждой «станции» отрабатываются конкретные упражнения. В дальнейшем, в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретных задач круговая тренировка обладает многими свойствами, но они срабатывают лишь при условии правильного использования этих форм занятий. Многие преподаватели понимают под круговой тренировкой мелкогрупповой поточный метод, который несомненно повышает плотность урока.

Круговую тренировку, с присущими ей особенностями, не следует отождествлять с проведением любых упражнений поточным способом, так как это снижает ее значение. При всем этом игнорируется ее главное достоинство – дифференциация нагрузки, согласно подготовленности каждого ученика. Одним из ведущих дидактических правил является индивидуальный подход к занимающимся, обеспечивающий успех обучения.

О.В. Худолеева показывает, что круговая тренировка, как интегральная форма физической подготовленности, приучает учащихся к самостоятельному решению, мышлению при развитии двигательных качеств, вырабатывает алгоритм заранее запланированных двигательных действий, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений. Круговая тренировка обеспечивает индивидуальный подход к каждому учащемуся, позволяет использовать время, планируемое на физическую подготовку. Этот метод представляет собой целостную организационно-методическую форму физической подготовки. Круговая тренировка включает в себя метод строго регламентированного упражнения с избирательным и общим воздействием на организм учащихся. Она должна органически вписываться в конкретную серию учебных занятий, помогать учителю выполнять учебную программу на уроках физкультуры, главное отметить эффективность комплексного развития двигательных качеств, в тесной связи с формированием двигательных усилий и навыков, предусмотренных учебной программой.

Планомерное использование в основной части урока круговой тренировки, организованной таким образом, чтобы создать выгодный режим для повышения аэробных и анаэробных возможностей организма. Повышение аэробных возможностей создается благодаря тому, что воздействие комплекса круговой тренировки гораздо выше воздействует, чем отдельно взятые упражнения, в него включенные. Сам комплекс круговой тренировки является результатом интеграции воздействия как на опорно-двигательный аппарат, так и на жизненно важные системы.

В.А. Романенко, В.А. Максимович «Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой» Москва, ФиС, 1986г., показывают, что высокая эффективность традиционной круговой тренировки не исключает ряда недостатков. Некоторые заложены в самой ее идее, другие же носят организационно-практический характер. В частности круговая тренировка не всегда указывает фактические закономерности формирования двигательных качеств в одном тренировочном занятии, обеспечивает лишь комплексное их развитие.
1.4. Структура «круговой тренировки».

Организационную основу круговой тренировки составляет циклическое проведение комплекса упражнений, подобранных в соответствии с определенной схемой и выполняемых в порядке последовательной смены «станций», расположенных в зале или на площадке по кругу. В методическом отношении круговая тренировка представляет собой процесс строго регламентированного упражнения с поточным нормированием нагрузки и отдыха, твердо установленным порядком изменения нагрузки и чередованием ее отдыхом. Она имеет несколько методических вариантов, отличающихся динамикой нагрузки – непрерывной и прерывной. Строгая регламентация процесса упражнения обеспечивается постоянным выполнением работы и объективной оценкой достигнутой работоспособности. Мера нагрузки устанавливается для всех занимающихся строго индивидуально.

В основе «круговой тренировки» лежат три метода:

1. Непрерывно-поточный метод, который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом. Особенность этого метода – постоянное повышение индивидуальной нагрузки, за счет повышения мощности работы (до 60% от максимума) и увеличением количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15'' – 20''), и увеличивается продолжительность отдыха (до 30''- 40'').

Этот метод, по мнению В.В. Чупина, способствует комплексному развитию двигательных качеств.

2. Поточно-интервальный метод, который базируется на 20-40 секундном выполнении простых по технике упражнений (50% от максимума), на каждой «станции» с максимальным отдыхом. Цель его – сокращение контрольного времени прохождения 1-2 круга.

Такой режим развивает силовую подготовку, совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую систему.

3. Интенсивно-интегральный метод, который используется с ростом уровня физической подготовки занимающихся. Мощность его заданий составляет 70-75% от максимальной и достигается за счет увеличения интенсивности и сохранения времени работы до 10-20 секунд.

Цель его – сокращение времени работы при ее стандартном объеме и сокращении временных параметров отдыха до 40-90 секунд.

Подробный режим развивает максимальную и взрывную силу. Интервал отдыха 30-40 секунд обеспечивает прирост результатов в упражнениях силовой выносливости.

О. В.Худолеева (1987, №2) подчеркивает, что одной из важнейших особенностей круговой тренировки предусматривается удачное сочетание жесткого нормирования нагрузки с ее индивидуализацией. Индивидуальная нагрузка определяется с помощью так называемого максимального теста (М.Т.), испытание на максимальное число повторений по каждому упражнению, включенному в комплекс круговой тренировки. Максимальный тест определяется на первых двух уроках.

Ознакомившись с упражнениями после их показа и объяснения, ученики по команде учителя начинают выполнять на своих «станциях» намеченное упражнение в обусловленное время (30-40 секунд), стараясь преодолеть его максимальное (для себя) число раз. Определяя максимальный тест на каждой «станции», нужно делать паузы в пределах двух минут отдыха и записи в личную карточку числа повторений. И затем переходят на следующую «станцию» по истечении этого времени определяется максимальный тест этого упражнения.

После определения максимального теста определяется индивидуальная нагрузка: половина максимального теста (М.Т:2) или (М.Т.: 4) в зависимости от подготовленности.

На следующих уроках учащиеся выполняют каждое упражнение установленное число раз, по мере приспособления и дозируемой нагрузки число повторений увеличивается (М.Т.: 2+1), (М.Т.:2+2) и т.д.

При длительном выполнении комплексов увеличивают и количество кругов прохождения всех «станций» (М.Т.+ 2 : 2 х 2).

Это означает, что к максимальному числу повторений нужно прибавить еще два повторения и сумму разделить пополам, а комплекс упражнений повторить дважды (2 круга).

На седьмом уроке определяется новый максимальный тест с повторением цикла.

Переход к новому циклу может произойти и раньше, если комплекс, подобранный для учащихся, исчерпал себя или наоборот будет продлен.

Планирование «круговой тренировки» в учебном процессе. Опыт практической работы показал, что круговую тренировку целесообразно планировать, используя на первом году обучения 30-50%, втором – 50%, на третьем от 50% до 70% времени, запланированного по всем разделам программы физической подготовки, в виде уменьшения количества часов.

Какой раздел программы проходить, используя метод круговой тренировки, целиком зависит от преподавателя. При наличии определенных условий и соответствующей подготовки, круговую тренировку можно включать во все разделы учебной программы.

И.А. Гуревич (1990г.) отметил, что каждый комплекс круговой тренировки должен быть физиологически обоснован и оптимален для каждого занимающегося. Нагрузка должна быть определена в соответствии с ее индивидуально переносимой величиной. Время и мощность работы должны обязательно варьировать в широком диапазоне. В разработку режимов двигательного действия нужно положить концепцию качающихся механизмов энергообеспечения различной мощности и длительности мышечной работы. Из этого следует, что работа максимальной мощности возможна лишь в течение 5-10 секунд, субмаксимальной мощности 30-40 секунд, умеренной и малой мощности от 60 секунд до нескольких часов. Для того чтобы разработать комплекс круговой тренировки, педагогу необходимо:

  1. Определить перспективную цель формирования двигательных качеств, их развитие на конкретном этапе обучения.

  2. Провести глубокий анализ намеченных упражнений, связав их с учебной программой, ее конкретным учебным материалом, учтя наличие спортивного оборудования и инвентаря, имеющегося в школе.

  3. Ознакомить учащихся с методикой организации и проведения круговой тренировки. В начале без учета выполняемых упражнений. Затем с определением максимального теста и индивидуальной нагрузки. При выполнении индивидуального максимального теста, каждое упражнение комплекса, учащиеся выполняют в течение обусловленного времени, стараясь проделать его максимальное число раз.

  4. Определить объем работы и отдыха на «станциях» при выполнении упражнений с учетом возрастных и половых особенностей учащихся.

  5. Строго соблюдать определенную последовательность при выполнении упражнений и переходе с одной «станции» на другую, а также интервал между кругами при повторном прохождении комплекса.

  6. Создать станционные плакаты, запрограммированные на текстовую и графическую информацию, определить способ размещения и хранения. С учетом физических особенностей и темпов прироста двигательных особенностей в годовые и рабочие планы юношей, необходимо включать 16 часов воспитания быстроты, 20 часов – силы, 16 часов – ловкости, 44 часа – скоростной выносливости, 44 часа – аэробной выносливости, 36 часов – силовой подготовки. В тренировочный процесс следует включать эстафеты, лазания, бег спиной вперед, кувырки, упражнения с мячом и т.д. Эти средства применяются в режиме средней интенсивности. Упражнения в сопротивлении, сокращении мышц близки по характеру к изометрии, будут развивать статистическую силу, а более длительные, статистическую выносливость.

Исходя из этих темпов прироста силовых способностей юношей, их тренировочный процесс следует ориентировать на воспитание динамической выносливости в упражнениях по преодолению собственного веса. К ним относятся: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа и на брусьях, приседание на одной ноге, наклоны с отягощением. Маховые движения ногами и движения для позвоночного столба – основные средства воспитания гибкости.

В старших классах юноши отдают большое предпочтение тем упражнениям, которые комплексно вырабатывают силу, т.е. силовым упражнениям. Круговая тренировка в этом отношении занимает большое место. Методы воспитания силы в круговой тренировке основаны на закономерностях, действующих при чередовании работы с отягощениями и отдыхом, а также на взаимоотношениях между интенсивностью и объемом нагрузки. Эффективность применения силовых упражнений в круговой тренировке в значительной мере зависит от того, насколько рационально запрограммирована и распределена нагрузка на каждом занятии, на отдельном цикле, а также от правильного выбора отягощения и силы сопротивления амортизаторов или экспандеров.

Комплекс упражнений необходимо составлять таким образом, чтобы попеременно нагружать все главные мышечные группы.

Максимальное напряжение должно соответствовать текущему функциональному состоянию конкретного индивида и обуславливаться неодинаковой по длительности и мощности физической нагрузки. При удачно подобранном комплексе нет необходимости на уроках физкультуры каждый раз перестраиваться в организационном плане при смене различных планов по возрасту или полу.

заключение

Во время обзора литературы нами были сделаны выводы, что на формирование силовых способностей оказывают влияние следующие факторы:

- биомеханические;

- биохимические;

- личностно – психические;

- центрально – нервные;

- собственно – мышечные

Для воспитания силы мы будем использовать: основные и дополнительные упражнения по средствам метода круговой тренировки.
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1.Задачи исследования

Для достижения поставленной цели исследования мы сформулировали следующие задачи:

1. Описать методику воспитания силовых способностей на основе анализа литературных источников;

2. Охарактеризовать круговую тренировку как метод физического воспитания;

3. Разработать методику воспитания силовых способностей у юношей старших классов на уроках гимнастики с применением метода круговой тренировки;

4. Экспериментально доказать эффективность разработанной методики.
2.2 Методы и организация исследования

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

анкетирование;

антропометрия;

педагогические контрольные испытания;

динамометрия;

педагогический эксперимент;

методы математической статистики;

Анализ и обобщение данных научно-методической литературы происходил в библиотеках г. Кемерово, п. Тисуль, филиала СибГУФК. Изучались вопросы особенностей физического развития юношей в старшем школьном возрасте, структуры круговой тренировки, была дана физиолого-педагогическая характеристика круговой тренировки.

Анкетирование проводилось с целью выявления отношения занимающихся к методу круговой тренировки на занятиях воспитания силовых способностей (Приложение 1). Опросник включал в себя 6 вопросов. В анкетировании принимали участие 30 школьников – ученики 10 классов.

Метод антропометрии включал в себя изучение следующих показателей:

а) вес тела;

б) окружность грудной клетки на вдохе и выдохе;

в) окружность бедер, голени, плеч (А.Г. Рубцов 1984);

Этот метод использовался для получения дополнительной информации об изменениях физического развития испытуемых.

Дополнительная оценка показателей силовой выносливости проводилась с помощью неспецифической функциональной пробы с дозированной физической нагрузкой – 20 приседаний за 30'' (Мартине-Кушелевского). При проведении одномерной функциональной пробы, давалась оценка реакции пульса на физическую нагрузку методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое и после нагрузки, т.е. если определить проценты учащения пульса, частота сердечных сокращений в покое принимается за 100%, разница в частоте до и после нагрузки принимается за «Х». Составляется пропорция, рассчитывается процент учащения пульса по формуле: 12-100% / (20-12)-х

х- (8х100 :12)=67% (П.И. Тотовцев, 1984г.).

от 55% до 60% отл.

от 60% до 65% хор.

от 65% до 70% удов.

Для исследования уровня силовой выносливости были применены контрольные упражнения – тесты:

а) приседание на правой и левой ноге;

б) подтягивание на перекладине из виса стоя;

г) сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

е) сгибание-разгибание туловища из положения лежа.

Для определения гибкости как способности сопутствующей силе, мы изучали уровень подвижности в поясничном отделе. Показатель определялся по амплитуде наклона вперед, стоя на скамейке, носки на уровне переднего края, выполняется наклоном вперед, руки внизу, измерения производятся от верхнего края скамейки до кончиков пальцев. Полученные данные будут иметь знак плюс «+», если выше края, если ниже края скамьи, то минус «-».

Динамометрия использовалась для определения силы мышц правой и левой кисти с помощью ручного динамометра.

Все измерения показателей уровня физической подготовленности и антропометрии проводились в конце каждого месяца.

Метод математической статистики

Данный метод применялся для обработки результатов исследования.

Педагогический эксперимент подразумевал использование методики воспитания силовых способностей с использованием метода круговой тренировки. Школьники 10 классов - участники эксперимента были разделены на две группы - контрольную (14 человек) и экспериментальную (16 человек). Педагогический эксперимент проводился в Барандатской средней школе Тисульского района Кемеровской области. Был начат в начале марта 2004. и закончился в декабре 2006г. Педагогический эксперимент проводился на уроках гимнастики в основой части урока. В качестве экспериментальной группы был взят 10 класс в количестве 16 юношей, а в качестве контрольной группы был взят 10 «А» класс Тисульской средней школы № 1 (ТСШ № 1).
2.3 Организация исследования

Исследование проходило в три этапа.

На первом этапе исследования происходил анализ литературы. Определялась цель исследования, формулировались задачи исследования, подбирались методы.

На втором этапе был организован педагогический эксперимент. В эксперимента принимали участие студенты-практиканты А-Судженского филиала КемГУ и Кемеровского индустриально-педагогического колледжа и учитель ФК ТСШ № 1 Касимов А.В.

На третьем этапе исследования анализировались результаты эксперимента, подводились итоги научно-исследовательской деятельности, оформлялось содержание работы.
ГЛАВА III. Результаты исследования и их обсуждение.

3.1. Анализ литературы показал, что под круговой тренировкой, согласно определению О.В.Худолеевой, понимается организационно методическая форма занятий физическими упражнениями, направленная на комплексное развитие физических способностей занимающихся, на повышение их физической подготовленности. Основу круговой тренировки составляет циклическое проведение комплекса упражнений, подобранных в соответствии с определённой схемой и выполняемых в порядке последовательной смены «станций», расположенных в зале или на площадке по кругу.

Экспериментальная методика воспитания силовых способностей

В процессе развития силовых способностей у юношей решались две задачи:

1) гармоническое развитие всех мышечных групп.

2) научить школьников осуществлять основные виды силовых усилий (динамические, статические, преодолевающие, уступающие). Средствами развития силовых способностей юношей являются силовые упражнения (Приложение 3). В зависимости от природы они могут быть отягощенные весом собственного тела или внешним сопротивлением. Внешним сопротивлением выступает вес различных предметов (гантели, штанги, гири и т.д.). Эксперимент проводился на уроках гимнастики, для этого была разработана программа комплекса круговой тренировки с 30% объемом на 45 минутном уроке. Упражнения распределялись следующим образом: на одном занятии давалась нагрузка на плечевой пояс и мышцы спины, на другом занятии на мышцы ног и на мышцы брюшного пресса и т.д. Давая нагрузку таким образом, мы способствуем более эффективному развитию мышечной силы. Программа разрабатывалась на основе программ ведущих культуристов, таких как Дориана Ятса, Ленди Мюррея, Криса Кормье. (Таблица 1)

3.2. Для повышения силовых возможностей занимающихся были предложены методы силовой подготовки:

1. Метод максимальных усилий, где нужно проявить предельное мышечное усилие с тренировочным весом, с которым школьник сможет выполнять упражнение не более 2 раз. Величина сопротивления при этом методе равна двум повторениям максимум. Темп движения оптимальный, скорость умеренная 3-4 серии, длительность отдыха между сериями 3 минуты. Школьники поднимали предельный вес. Этот метод применялся для подготовленных.

Таблица 1
Программа круговой тренировки по развитию силы



п/п

Мышцы голени

Внутренняя поверхность бедра

Наружная поверхность бедра

Передняя поверхность бедра

Задняя поверхность бедра




Мышцы брюшного пресса

Косые мышцы

Мышцы груди

Широчайшие мышцы спины

Продольные мышцы спины

Ромбовидные мышцы спины




Бицепсы

Трицепсы

Дельтовидная мышца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22



х

х

х
х

х

х

х

х


х


х

х


х


х

х


х


х

х


х


х



х

х


х


х

х


х



х

х


х


х

х


х




х

х

х
х

х

х

х
х




х
х


х

х
х


х


х
х


х

х
х


х


х
х

х
х
х

х

х

х

х

х
х
х


х

х
х


х

х
х





х

х

х

х

х

х



х

х

х

х


х

х

х

х


х
х
х

х


х
х

х


2. Метод непредельных усилий с предельным числом повторений, при отягощении равным 40-60% от максимума. Происходит ускоренный рост мышечной массы и мышечной силы. Эффективность упражнений возникает только при появлении утомления.

3. Метод изометрических усилий. Основными средствами развития силовых способностей являются упражнения, связанные со статистическим режимом работы мышц (вис углом, вис на согнутых руках), либо какого-нибудь предмета (удержание мяча на вытянутых руках). Упражнения выполняются повторным методом от нескольких секунд до одной минуты. Нагрузка чередуется с упражнениями на расслабление мышц и усиление дыхания.

4. Метод динамических усилий. Этот метод направлен на выполнение упражнений с наибольшим усилием на большой скорости (прыжки, многоскоки). Этот метод направлен на развитие скоростно-силовых способностей.

Изучая особенности проведения уроков, выявился факт, что самым эффективным способом развития у учащихся силовых качеств, является организация силовых упражнений «станционно-круговым» методом.

В конце каждого месяца с февраля по апрель проводилось обследование учащихся. Изучение этих результатов позволило вносить коррективы в процесс физической подготовки учащихся. При изменении метода круговой тренировки произошли существенные сдвиги в физическом развитии (Таблица 2)

Динамика показателей уровня физического развития в экспериментальной и контрольной группах
  1   2   3