|
Межпредметные связи в профессиональном обучении играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся Межпредметные связи в профессиональном обучении играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся. С помощью многосторонних межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся в учебных заведениях СПО.
Интерес к проблеме межпредметных связей не случаен: современные требования рынка труда предполагают существенные изменения содержания и методов обучения. Эти изменения вызваны важными процессами современного развития наук - их интеграции и дифференциации. Фундаментальные знания, заложенные общим образованием, развиваются по мере приобретения общих представлений на производстве. Знание приобретает конкретное содержание благодаря профессиональному образованию, несущему информацию о конкретных производственных процессах.
Соединение общего и профессионального образования составляет дидактическую основу межпредметных связей.
Для того чтобы общеобразовательные и общетехнические предметы приблизить к целям и задачам учебного заведения, они должны носить профессиональную направленность.
Определять профессиональную направленность общеобразовательных и общетехнических дисциплин должно содержание профессиональной образовательной программы. Выделение в курсах общеобразовательных предметов материала, применяющегося на уроках специальных дисциплин и производственного обучения, насыщение занятий задачами, примерами, проблемными вопросами и ситуациями производственного характера способствует воспитанию у обучающихся ценностного отношения к своей профессии. Каждый предмет должен сохранять свою самостоятельность; связь должна быть систематической, пронизывающей весь учебно-воспитательный процесс; она призвана содействовать углублению и закреплению ранее полученных знаний обучающихся, развитию их познавательных интересов и активности мыслительной деятельности, умению комплексно применять знания различных предметов в процессе теоретического и производственного обучения.
Учебные программы должны учитывать цели и задачи базовых предприятий и, прежде всего, содержание предвыпускной производственной практики. Это даст возможность обучающимся в дальнейшем быстро адаптироваться в производственных условиях. Основой межпредметных связей должна являться профессионально-квалификационная характеристика будущего специалиста.
Особое значение приобретают межпредметные связи в системе профессионального образования, где учебный и познавательный процесс должен строиться в органической связи с общеобразовательными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами.
Можно выделить три модели межпредметных связей:
1)общеобразовательные дисциплины – спецдисциплины;
2)общепрофессиональные дисциплины – спецдисциплины;
3)спецдисциплины – спецдисциплины.
Системное применение межпредметных связей общеобразовательных, общепрофессиональных и спецдисциплин развивает кругозор, глубину мышления, способствует быстрому восприятию происходящих явлений изучаемого материала и помогает развивать навыки использования потенциальных знаний в прикладных дисциплинах.
При установлении и реализации межпредметных связей необходимо: 1. Четко формулировать учебно-познавательную цель и образовательные, развивающие и воспитательные задачи, направленные на усвоение основных знаний изучаемой темы; 2. Обеспечивать активность обучающихся по применению знаний из других дисциплин;
3. Объяснять причинно-следственные связи, сущности изучаемых явлений и процессов; 4. Содержать выводы обобщенного характера, опирающиеся на связь знаний из разных дисциплин; 5. Нацеливать на обобщение определенных разделов учебного материала, изучаемого в разных дисциплинах.
Целесообразно использовать разнообразные формы организации обучения, обеспечивающие функции межпредметных связей: комплексное домашнее задание, урок-лекция, урок-путешествие, урок-экспедиция, урок-исследование, урок-инсценировка, учебная конференция, урок-экскурсия, мультимедиа- урок, проблемный урок. Типы межпредметных связей:
1. Учебно-междисциплинарные прямые связи. Они возникают в случае, если усвоение одной дисциплины базируется на знании другой.
2. Исследователъско-междисциплинарные связи проблемного характера. Возникают тогда, когда две (или более) дисциплины имеют общий объект исследования или общие проблемы, но рассматриваются с разных дисциплинарных подходов, в различных аспектах .
3. Ментально-опосредованные связи возникают в том случае, когда средствами разных учебных дисциплин формируются одни и те же компоненты, интеллектуальные умения, необходимые в профессиональной деятельности. Здесь используют методы анализа, системного мышления, пространственного воображения, образно-интуитивного мышления. Ментально-опосредованные связи возникают при изучении общеинженерных и профессиональных дисциплин.
4. Опосредованно-прикладные связи формируются тогда, когда понятия одной науки используются при изучении другой.
Как показывает практика работы, межпредметные связи осуществляются преподавателями:
на отдельных занятиях (эпизодические) - первый уровень;
в системе занятий (частно-системные) - второй уровень;
постоянно (системные) - третий уровень.
Третий уровень наиболее оптимален и эффективен, так как очень важно, чтобы обучающиеся видели в работе преподавателя и в его деятельности определенную систему. Однако важно учитывать то, что применение межпредметных связей не должно создавать перегрузок обучающимся, а способствовало бы формированию у них естественнонаучного мировоззрения.
Уровни организации учебного процесса на основе межпредметных связей:
урочный (обобщающие уроки, учебные темы);
тематический - вся система занятий учебной темы подчиняется решению крупной междисциплинарной проблемы (связь с другими дисциплинами, курсами);
сквозной - система занятий, охватывающих несколько учебных тем разных курсов;
внутрицикловой (например, одна и та же тема в разных дисциплинах);
межцикловой (разные дисциплины имеют общие темы и дополняют друг друга) - конкретизация учебного материала в ракурсе межпредметной системы.
Преподаватель должен обеспечить обучение различным видам знаний в комплексе. Так как общетехнические дисциплины являются общими для целых групп профессий, основными видами знаний в программе будут раскрытие принципов, лежащих в основе производственных процессов, теоретические основы устройства и работы оборудования, свойства основных материалов, знания о системе машин, механизмов, аппаратов, о технологии и организации производства.
Специфика общетехнических дисциплин заключается в наличии тесной связи с производственным обучением, а это значит, что полученные теоретические знания должны быть интегрированы в практическую деятельность обучающихся. Результативность обучения на основе межпредметныхных связей выявляется на основании:
умений обучающихся осуществлять междисциплинарный перенос знаний при решении познавательных и профессиональных задач (увидеть проблему, составить план ее решения, отобрать нужные знания из разных предметов, обобщить их, сделать выводы);
мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе междисциплинарных связей;
степени трудности междисциплинарных заданий для обучающихся разных курсов и разной подготовки к установлению связей;
степени осознанности междисциплинарных связей в обучении разным дисциплинам.
Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:
а) доводить приобретенные знания до практического воплощения;
б) сосредоточить внимание преподавателей и обучающихся на узловых аспектах учебных дисциплин;
в) осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной деятельности обучающихся, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей;
г) формировать познавательные интересы обучающихся средствами самых различных учебных дисциплин в их органическом единстве;
д) осуществлять творческое сотрудничество между преподавателями и обучающимися;
е) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных дисциплин и наук в связи с жизнью;
ж) устранять дублирование при изучении одних и тех же вопросов на уроках смежных дисциплин. Планирование межпредметных связей.
Содержание, объем, время и способы использования знаний из других дисциплин можно определить только на основе планирования. В практике обучения сложились четыре основных способа планирования межпредметных связей - сетевое, курсовое, тематическое и поурочное.
Содержание и основные направления осуществления межпредметных связей в учреждениях СПО можно представить в виде следующей системы: 1. Средства, при помощи которых осуществляются межпредметные связи:
а) сетевое планирование учебного процесса;
б) перспективно-тематическое планирование;
в) составление графиков взаимосвязи учебных дисциплин, производственного обучения;
г) группировка дисциплин в циклах.
2. Основные направления в осуществлении межпредметных связей:
а) разработка карточек – заданий;
б) изготовление наглядных пособий по межпредметным связям; в) разработка комплексных заданий для прохождения производственного обучения и практики. 3. Пути и формы осуществления межпредметных связей: а) различные типы занятий; б) кружки технического творчества; в) комплексные экскурсии; г) технические конференции, проводимые по новым технологиям, а также групповые собрания по итогам производственной практики.
Применение межпредметных связей между специальными, общеобразовательными дисциплинами и производственным обучением способствует подготовке высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
Виды занятий с целью использования межпредметных связей:
1) бинарное занятие - учебное занятие, объединяющее содержание двух предметов одного цикла (или образовательной области) в одном уроке. Особенностью такого занятия является то, что изложение, исследование проблемы одного предмета находит продолжение в другом. При бинарном занятии межпредметные связи реализуются в процессе преподавания дисциплин одной образовательной области. 2) интегрированное занятие - учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов (курсов). Ведут его два или даже несколько преподавателей. 3) межпредметное занятие – эта форма занятий, при которой изучаемый учебный материал иллюстрируется сведениями из других дисциплин, обеспечивая при этом синхронность обучения по пересекающимся темам нескольких дисциплин, которые разделены по времени (семестры, курсы). Межпредметное занятие, как правило, ведет один преподаватель. 4) производственная практика. Большую роль играют спецпредметы и производственное обучение. Когда теория и профессиональная практика ведутся в параллели это не что иное, как межпредметная связь. Межпредметные связи позволяют:
1)развивать у обучающихся навыки использования знаний общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин для усвоения и понимания спецдисциплин;
2)оптимизировать учебный процесс, используя элементы современных педагогических и информационных технологий;
3)преподносить учебный материал, активизируя мыслительные способности обучаемых с использованием потенциала их знаний;
4)создавать возможности для интеграции наук, необходимых в будущей деятельности специалистов в производстве и научной сфере.
Анализируя проблему межпредметных связей, можно сказать, что вся работа по реализации межпредметных связей должна быть направлена на создание у обучающихся продуктивной, единой по содержанию и структуре системы знаний, умений, навыков – системы, которая помогала бы им использовать всю сумму накопленных ими знаний при изучении любого теоретического или практического вопроса.
Использование межпредметных связей в процессе подготовки к занятиям требует значительного количества времени и взаимодействия всех преподавателей. |
|
|