Главная страница

Методы клеточной биологии Микроскопирование



НазваниеМетоды клеточной биологии Микроскопирование
страница13/14
Дата12.02.2016
Размер1.13 Mb.
ТипДокументы
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

Палеонтологические


1) Окаменевшие остатки и отпечатки древних организмов являются прямым доказательством эволюции.

2) Филогенетические ряды (ряды эволюционного развития организма) например, полностью установлен филогенетический ряд лошади.

3) Переходные формы

  • археоптерикс (пресмыкающиеся → птицы)

    • от пресмыкающихся – длинный хвост, зубы, пальцы на крыльях

    • от птиц – перья, цевка, 4 пальца на ногах

  • зверозубый ящер (пресмыкающиеся → млекопитающиме)

  • латимерия (рыбы → земноводные)

  • семенные папоротники (папоротники → голосеменные)

  • эвглена зеленая (животные – растения)

Происхождение жизни

  • считается, что атмосфера древней земли не содержала кислорода, была восстановительной (аммиак, метан, сероводород, водород, пары воды). Раз не было кислорода О2, значит не было и озона О3, и ультрафиолетовые лучи проходили насквозь через всю атмосферу. Они ионизировали атмосферу, что приводило к сильным грозам. Во время гроз под действием электрических разрядов из газов атмосферы образовывались простые органические вещества – аминокислоты, жирные кислоты, моносахара (гипотеза Опарина, подтверждается опытом Миллера). Мономеры падали в океан и там накапливались, так постепенно образовался «питательный бульон».

  • В океане образовалась жизнь. Первые организмы были гетеротрофами, они быстро поглотили все питательные вещества из бульона, затем возникли автотрофы. Фотосинтезирующие бактерии стали первыми выделять кислород в атмосферу. Сначала он весь расходовался на окисление земной коры, затем стал постепенно накапливаться. В верхних слоях атмосферы кислород превращался в озон, озон стал задерживать (поглощать) ультрафиолетовые лучи, возникли предпосылки выхода жизни на сушу. (Ультрафиолетовые лучи разрывают ДНК, до озонового экрана жизнь могла существовать только в океане, т.к. вода поглощает ультрафиолет).


Эволюция человека

Дриопитек 25-15 млн.

Австралопитек (человек умелый)
5,5 млн. – 2 млн.  
Находки: в Южной и Восточной Африке
Рост около 130 см. Мозг около 600 мл.
Примерно 3 млн. лет назад начали изготавливать примитивные орудия труда из гальки (человек умелый).

Древнейший человек (питекантроп, человек прямоходящий)
2 млн. – 300  тыс.
Находки: питекантроп (о. Ява), синантроп (Китай), Гейдельбергский человек (Германия).

Рост около 165 см. Мозг 900-1100 мл.
Могли использовать огонь, изготавливали примитивные каменные орудия труда.

Древний человек (неандерталец, человек разумный неандертальский)
250 тыс. – 35 тыс.
Первая находка – в Германии, в долине реки Неандер. Затем были найдены в Африки, Азии, Европе.
Рост 165 см. Мозг 1400-1600 мл.
Могли добывать огонь, изготавливали разнообразные каменные орудия труда.

Современный человек (кроманьонец, человек умелый умелый)
40 тыс. – настоящее время
Впервые найден в Франции в гроте Кромань. Затем были обнаружены в Европе, Азии, Африке, Австралии
Рост 180 см. Мозг 1200-1500 мл.

Орудия труда из камня, кости, дерева. Могли шить одежду и строить жилища. Было развито гончарное дело. Развивались искусство, религия.

На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции – изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п.

На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторыэволюции –

  • стадный образ жизни,

  • звуковая сигнализация,

  • способность использовать орудия труда,

  • использование огня,

  • развитие речи.

Например, человек умелый почти не отличался от ранних австралопитеков морфологически, но он умел изготавливать орудия труда.

На современном этапе эволюции человека усилились мутации (за счет загрязнения среды) и комбинации (за счет активного передвижения людей), ослабился естественный отбор (за счет медицины, соцзащиты), ослабилась изоляция. Эволюция человека замедлилась, но не прекратилась. Примеры действия естественного отбора сейчас:

  • выкидыши при крупных мутациях

  • элиминация генов, не дающих высокого родительского инстинкта

Расы

Это подразделения внутри вида, приспособленные к конкретным условиям. Расы имеются у всех широко распространенных видов. Внутри вида "человек разумный" выделяют 3 большие расы (негроиды, европеоиды, монголоиды).

Расистская теория отвергает единство человеческих рас, т.е. утверждает, что разные расы человека произошли от разных предков. Это неправда, все расы человека легко скрещиваются и дают плодовитое потомств, т.е. относятся к одному виду.

Сходство человека и обезьян

Сходства

  • крупный размер тела, отсутствие хвоста

  • сходные формы ушной раковины, жевательных поверхностей коренных зубов

  • 4 группы крови, 5 долей в легких, 7-8 сосочков в почке, червеобразный отросток

  • сходные заболевания (СПИД, сифилис, проказа)

  • сходная мимика, сложное поведение

  • 46 хромосом у человека, 48 у понгид

  • 91% генов одинаковы у человека и шимпанзе

Отличия
1) Скелет:

  • в связи с большим объемом мозга мозговая часть черепа больше лицевой

  • в связи с прямохождением

    • сводчатая стопа

    • расширенный таз

    • изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник)

    • грудная клетка расширена в стороны

  • в связи с трудовой деятельностью большой палец кисти противопоставлен остальным и хорошо развит.

2) Объем мозга в 2 раза больше, объем коры в 3 раза больше за счет извилин. Благодаря этому человек может вырабатывать вторую сигнальную систему, т.е. способность оперировать словами-понятиями, отделенными от конкретных предметов. (Например, слово «стол» обозначает понятие, которому может соответствовать множество очень разных предметов.)

Вторая сигнальная система не врожденная, она формируется в процессе обучения человека в детском возрасте. Таким образом, для формирования человека обязательно требуется общество.

Экология

Пищевая цепь

Продуценты (производители органических веществ из неорганических). Это растения, а так же фото- и хемосинтезирующие бактерии.

Консументы (потребители готовых органических веществ).

  • консументы 1 порядка питаются продуцентами (корова, карп, пчела)

  • консументы 2 порядка питаются консументами первого (волк, щука, оса)
    и т. д.

Редуценты (разрушители органических веществ до неорганических) – бактерии и грибы.

Пример пищевой цепи: капуста → гусеница капустной белянки → синица → ястреб. Стрелка в пищевой цепи направлена вправо.

Пищевая цепь не может содержать больше 5-6 звеньев, потому что при переходе на каждое следующее звено 90% энергии теряется (правило 10%). Например, корова съела 100 кг травы, но потолстела только на 10 кг, т.к.

  • часть травы она не переварила и выбросила с калом

  • часть переваренной травы была окислена до углекислого газа и воды для получения энергии.

В связи с тем, что каждое последующее звено в пищевой цепи весит меньше предыдущего, ее можно представить в виде пирамиды биомассы.

Экологические факторы

Это все факторы окружающей среды, действующие на организм. Они делятся на 3 группы:

  • Абиотические – факторы неживой природы: температура, влажность, соленость воды.

  • Биотические – воздействия живых организмов: хищничество, паразитизм, симбиоз.

  • Антропогенные – воздействия человека: вырубка леса, загрязнение воздуха, осушение болота.

Наилучшее значение фактора для организма называется оптимальным (точкой оптимума), например, оптимальная температура для человека 22º.

Закон Либиха (закон минимума): выживаемость организма наиболее зависит от того фактора, который находится дальше всего от оптимума.

Такой фактор называется лимитирующим (ограничивающим), например, для растений в пустыне это недостаток воды, а в еловом лесу – недостаток света. Продуктивность сельскохозяйственных растений, в первую очередь, зависит от того минерального элемента, которого в почве меньше всего. Например, если фосфора в почве лишь 20 % от необходимой нормы, а кальция – 50 % от нормы, то ограничивающим фактором будет недостаток фосфора; необходимо в первую очередь внести в почву именно фосфорсодержащие удобрения.

Экосистема

Это совокупность живых организмов и среды их обитания, характеризующаяся круговоротом веществ и потоком энергии.

Сообщество – это  совокупность определенных живых организмов, например, растительное сообщество степи.

Биоценоз – это то же самое, что экосистема.

Биогеоценоз – это экосистема, находящаяся в определенном участке суши и неразрывно связанная с этим конкретным участком. Любой биогеоценоз является экосистемой, но не любая экосистема является биогеоценозом: к БГЦ не относятся

  • временные

  • искусственные

  • и водные экосистемы.

Круговорот веществ в экосистеме происходит за счет пищевых цепей: продуценты забирают из неживой природы неорганические вещества и делают из них органические, а в конце пищевой цепи редуценты делают наоборот. Чем больше в экосистеме видов, тем больше там пищевых цепей, тем более устойчивым является круговорот веществ и сама экосистема.

Поток энергии: большинство экосистем получают энергию от солнца. Продуценты запасают ее в органических веществах. Проходя по пищевым цепям, эта энергия постепенно расходуется (правило 10%), в конце концов вся солнечная энергия, поглощенная продуцентами, превращается в тепло.

Агроэкосистема

Это искусственная экосистема, созданная человеком (поле пшеницы, яблоневый сад).

В агроэкосистеме живет меньше видов, чем в естественной экосистеме. Поэтому пищевые цепи в агроэкосистеме короткие, неразветвленные, круговорот веществ неустойчивый. Если человек не будет ухаживать за агроэкосистемой (поливать, удобрять), то она разрушится, например, поле пшеницы зарастет, превратится в луг. Таким образом, естественная экосистема получает энергию только от солнечного света, а агроэкосистема – от солнца и от человека.

В агроэкосистеме живет очень много растений одного вида, следовательно, создаются хорошие условия для консументов, питающихся этим видом (вирусов, бактерий, нематод, клещей, насекомых и т.п.). Поэтому в сельском хозяйстве обязательно надо бороться с вредителями, например, применять ядохимикаты.

В естественной экосистеме растения своими корнями забирают из почвы минеральные соли, затем растения поедаются консументами, разрушаются редуцентами, и соли возвращаются назад в почву – это замкнутый круговорот веществ. На поле пшеницы урожай собирается и вывозится, и минеральные соли в почву не возвращаются (незамкнутый круговорот веществ). Поэтому в сельском хозяйстве применяют удобрения – минеральные (соли) и органические (навоз).

Симбиозы

1. Микориза (грибокорень) – симбиоз гриба и растения. Растение дает грибу глюкозу, которую делает при фотосинтезе, а гриб дает растению воду и минеральные соли.

2. Лишайник – симбиоз грибов и растений (зеленых водорослей) или грибов и цианобактерий (синезеленых водорослей). Водоросли дают грибу глюкозу, которую они делают при фотосинтезе, а гриб водоросли – соли и воду.

3. Клубеньковые бактерии живут в специальных утолщениях (клубеньках) на корнях растений семейства бобовых. Растения дают бактериям глюкозу, которую они делают при фотосинтезе. Бактерии дают растениям соли азота, которые получают при фиксации азота воздуха.

4. В толстой кишке человека живет около килограмма бактерий, в основном бифидобактерии, лактобактерии, а так же кишечная палочка. Они питаются тем, что не смог переварить человек, например, целлюлозой. Они поставляют человеку некоторые витамины, а так же не дают размножаться в кишечнике другим, более опасным бактериям.

5. Рак-отшельник живет в симбиозе с актинией (тип кишечнополостные). Актиния защищает рака своими стрекательными клетками. Рак возит актинию по дну и, возможно, ей достается часть пищи рака.

Систематика

1) надцарство: Эукариоты
2) царство: Животные
3) подцарство: Многоклеточные
4) тип: Хордовые
5) подтип: Позвоночные
6) класс: Млекопитающие
7) отряд: Приматы
8) семейство: Гоминиды
9) род: Человек
10) вид: Человек разумный

1) надцарство: Эукариоты
2) царство: Животные
3) подцарство: Многоклеточные
4) тип: Членистоногие
5) класс: Насекомые
6) отряд: Чешуекрылые (Бабочки)
7) семейство: Белянки
8) род: Огородные белянки
9) вид: Белянка капустная

1) надцарство: Эукариоты
2) царство: Растения
3) подцарство: Высшие растения
4) отдел: Покрытосеменные
5) класс: Двудольные
6) порядок: Розоцветные
7) семейство: Розовые
8) род: Яблоня
9) вид: Яблоня домашняя

Признаки живых организмов

1. Обмен веществ и энергии с окружающей средой, за счет которого поддерживается постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).

2. Раздражимость – способность организма избирательно реагировать на внешние воздействия.

3. Самовоспроизведение – способность организма давать потомство, которое за счет наследственности похоже на родителя.

4. Способность к эволюции: за счет изменчивости дети рождаются не полными копиями родителей, и этих детей рождается слишком много, на всех не хватает ресурсов, поэтому выживают наиболее приспособленные.

5. Постоянство состава:

  • 98% массы всех живых организмов составляют СОНN, причем углерода и азота в них содержится гораздо больше, чем в окружающей среде

  • Хиральная чистота: в живых организмах содержатся только левовращающие аминокислоты и правовращающие сахара.

Каждый из этих признаков не является уникальным: обмен веществ и энергии характерен для лесного пруда, самовоспроизведение – для кристаллов, эволюция – для звёзд. Поэтому точное определение жизни дать тяжело.

Волькенштейн: Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот.

Уровни организации жизни

1. Молекулярный – это сложные органические вещества – белки и нуклеиновые кислоты, а так же молекулярные комплексы, например, мембрана. На этом уровне происходят химические реакции обмена веществ (гликолиз, кроссинговер и т.п.), но молекулы сами по себе еще не могут считаться живыми.

2. Клеточный. На этом уровне возникает жизнь, потому что клетка – минимальная единица, обладающая всеми свойствами живого.

3. Органно-тканевой – характерен только для многоклеточных организмов. Впервые возникает специализация, когда разные органы выполняют определенные функции и обмениваются между собой продуктами своей жизнедеятельности.

4. Организменный – за счет нервно-гуморальной регуляции и обмена веществ на этом уровне осуществляется гомеостаз, т.е. сохранение постоянства внутренней среды организма.

5. Популяционно-видовой. На этом уровне происходит эволюция, т.е. изменение организмов, связанное с приспособлением их к среде обитания под действием естественного отбора. Наименьшей единицей эволюции являетсяпопуляция.

6. Биогеоцентический (совокупность популяций разных видов, связанных между собой и окружающей неживой природой). На этом уровне происходит

  • круговорот веществ и превращение энергии, а так же

  • саморегуляция, за счет которой поддерживается устойчивостьэкосистем и биогеоценозов.

7. Биосферный. На этом уровне происходит


Отличие прокариот от эукариот

Все живые организмы на Земле делятся на две группы – надцарство прокариот и надцарство эукариот. К надцарству прокариот относятся царства бактерий (эубактерий), архебактерий и цианобактерий (цианей, синезеленых водорослей). К надцарству эукариот относятся царства растений, животных и грибов.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14