Главная страница

Методическая разработка логопедического занятия в 3 классе Тема: «Чуткие ушки» Цель занятия: развитие фонематического анализа и синтеза слов. Задачи



Скачать 65.32 Kb.
НазваниеМетодическая разработка логопедического занятия в 3 классе Тема: «Чуткие ушки» Цель занятия: развитие фонематического анализа и синтеза слов. Задачи
Дата18.04.2016
Размер65.32 Kb.
ТипМетодическая разработка

Методическая разработка логопедического занятия в 3 классе
Тема: «Чуткие ушки»

Цель занятия: развитие фонематического анализа и синтеза слов.
Задачи:

Познавательные - формировать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов;

Развивающие - развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.

Воспитательные - формировать стремление беречь и укреплять здоровье, умение заботиться о нем.
Планируемые результаты:
Предметные:

- производить звукобуквенный анализ и синтез слов;

- знать правописание парных согласных на конце слова

Метапредметные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения;

- работать в паре: договариваться о выполнении задания, осуществлять самопроверку результатов деятельности.

Личностные:

- проявлять интерес к сохранению здоровья;

- понимать значение здоровья для успешной жизни
Технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, компенсаторно-нейтрализующие

Методы и приемы:

- словесные методы – беседа, учебная дискуссия;

- наглядные методы – метод иллюстраций, метод демонстраций;

Формы организации работы на уроке: коллективная работа, самостоятельная работа, работа в паре

Оборудование и материалы к уроку:

  1. Презентация со звуками природы.

  2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки.

  3. Массажные эспандеры, игрушки на руку для кукольного театра.

  4. Раздаточный и дидактический материал.

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  1. Упражнение «Улыбка».

Здравствуйте. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

  1. Самомассаж рук с использованием ребристого эспандера [3]

(См. Приложение № 1)

ІІ. МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  1. Инсценировка диалога девочки и мальчика с использованием кукол на руку.

Послушайте диалог

Д.:

- Здравствуй, милок!

М.:

- У меня закончился сок.

Д.:

- Что дома делает бабушка?

М.:

- Да, я съел два оладушка.

Д.:

- Ничего себе поговорили!?

М.:

- Нет, магазин еще не закрыли!

Логопед: Задает вопрос классу: «Почему возникла такая ситуация?»

Ученики: Размышляют, отвечают на вопрос.

Логопед: Задает вопрос: «Какой орган чувств отвечает за слух?»

Ученики: Отвечают на вопрос: «Уши».

  1. Сообщение темы урока.

Логопед: Сообщает тему урока и задает вопрос классу: «Как вы понимаете слово чуткие уши?»

Ученики: Размышляют, делают выводы, отвечают.

Логопед сообщает цель урока: «На уроке мы будем развивать умения слышать звуки» и задает классу вопрос: «Зачем нам это надо?»

Ученики: Размышляют, отвечают.

ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

  1. Упражнение «Барабан» для укрепления слуховых нервов.

Закройте ладошкой левое ухо так, чтобы пальцы рук лежали на затылке. Побарабаньте по руке пальцами правой руки. Поменяем сторону.

  1. Распознавание звуков природы: трели соловья, раскаты грома с дождем, жужжание пчел. Наш мир полон прекрасных звуков, стоит только прислушаться. Эти звуки приносят много радости. Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши.

  2. Игра «Повтори слоги» [2, 6].

Логопед: Предлагает послушать цепочку слогов и повторить их (хоровая работа):

ТА-ТА-ТЯ-ТА

РО-РЁ-РО-РЁ

ЖУ-ЗУ-ЖУ-ЗУ

ША-ЖА-ЖА-ША

ІV. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  1. Самомассаж «Ушки» [1] (См. Приложение № 2)

Логопед предлагает встать и выполнить самомассаж аурикул.

  1. ИГРА «СОСТАВЬ ИЗ ЗВУКОВ СЛОВО [2].

Логопед предлагает классу составить слово здоровье по заданным звукам в словах.

(См. Приложение № 3)

Логопед: Задает вопрос классу: «С помощью каких названий растений вам удалось получить слово здоровье?».

Ученики: Отвечают на вопрос и обобщают: «Береза, крапива, шиповник, ель, одуванчик, вишня - это лекарственные растения».

Логопед: Задает вопрос классу: «Что вы понимаете под словом «Здоровье»?»

Ученики: Размышляют, приводят примеры из своего жизненного опыта.

Логопед: Задает вопрос классу: «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»

Ученики: Размышляют, приводят примеры из своего жизненного опыта.

  1. Выделение из слов ударных гласных [2, 6]

Логопед предлагает учащимся встать и выполнить следующие движения: если слышите ударный звук [У] – руки вперед, если слышите ударных звук [О] – руки поднимаем вверх, если другие звуки – нет действий (тишина).

Слова: вОздух, физкультУра, смех, Овощи, фрУкты, осанка, прогУлка, питание, Отдых

  1. Игра «Цепочка слов» [6]

Работаем в паре. (См. Приложение № 4)

Логопед: Задает классу вопрос: «Какое слово получилось?»

Ученики отвечают: «Радость».

Логопед: Задает вопрос классу: «Какое отношение слово «Радость» имеет к теме нашего урока?»

Ученики: Размышляют, делают выводы.

  1. Самомассаж «Массаж для ума» [1]

(См. Приложение № 5)

Логопед предлагает классу выполнить интеллектуальный массаж профессора Ауглина.

  1. Работа с ребусом. (См. Приложение № 6)

Каждый кузнец своего здоровья.

Работа в паре.

Логопед: Задает классу вопрос: «Как понимаете эту пословицу?»

Ученики: Размышляют, отвечают на вопрос.

  1. Игра «Собери слово», гимнастика для глаз [7]

Логопед предлагает составить из «вспыхивающих» букв слова: движение, успех.

Логопед: Обсуждает с учащимися тему: «Здоровый человек – успешный во всех делах, начинаниях. Здоровье – это движение».

Логопед: Задает вопрос классу: «Что же дает людям здоровье?»

Ученики отвечают: «Здоровье дает всем людям радость, движение, успех!»

  1. Игра «Звук заблудился» [5]

(См. Приложение № 7)

Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

  1. Игры «Чудесный мешочек» и «Полезные советы» (См. Приложение № 8) [4, 8]

Работа в паре.

Логопед: Обсуждает с детьми темы: «Чем полезны фрукты?», «Какие правила следует выполнять, чтобы сохранить слух?»

  1. Конкурс на лучшего чтеца скороговорок.

Логопед организует работу со скороговорками:

  • Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.

  • В здоровом теле - здоровый дух!

  • Здоровье и счастье не живут друг без друга.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.

Логопед: Задает вопрос классу: «Чему учились на уроке?»

Ученики отвечают на вопрос.

Логопед: Задает классу вопрос: «Какие приемы запомнили?»

Ученики: Отвечают на вопрос.

Логопед: Задает классу вопрос: «Где и когда будете их применять?»

Ученики: Отвечают на вопрос.

Я открыла вам секреты,

Как здоровье сохранить,

Выполняйте все советы,

И легко вам будет жить!

Я дарю вам распечатки упражнений, чтобы вы могли пользоваться ими, оздоравливать свой организм.

Логопед предлагает учащимся оценить свою работу с помощью «Улыбок-смайликов».
Использованная литература:

  1. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2010. – 112 с.

  2. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения: Практическое пособие. ТЦ «УЧИТЕЛЬ», 2001. – 80 с.

  3. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011. – 32 с. – (Серия «Уроки логопеда»)

  4. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч.Ч. 1 – 9-е изд. – М.:Просвещение, 2010, - 160 с.: ил. – (Зеленый дом)

  5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Владос, 1995. – 256 с.

  6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми М.: ВЛАДОС, 1994 г. – 344 с.

  7. Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет.- СПб.:КАРО, 2010. – 96 с.-(Серия «Мастер-класс логопеда»)

  8. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой, 2011. – 272 с.