Главная страница

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми с дизартрией



Скачать 64.44 Kb.
НазваниеИспользование логоритмических упражнений в работе с детьми с дизартрией
Дата14.04.2016
Размер64.44 Kb.
ТипДокументы

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми с дизартрией




Логоритмические занятия - это специально организованная деятельность детей, в которой использование всех видов игр и упражнений имеет специфические особенности: тесная связь движений с музыкой и обязательное включение в занятия речевого материала1. Такое сочетание позволяет эффективно реализовывать коррекционно-развивающее воздействие на ребенка. Музыка, с ее огромным потенциальным влиянием, богатством выразительных средств, позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер упражнений. Слово может быть введено в логоритмическую игру в самых разных формах: тексты песен, хороводов; драматизации с пением, инсценировки на заданные темы; команды водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) в играх-драматизациях и т.д. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных на сочетании музыкального и стихотворного ритма, что в еще большей степени способствует ритмичности движений и речи.

Средства логоритмики можно в целом представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, создающих основу самостоятельной двигательной, речевой и музыкальной деятельности детей с речевой патологией.

Классификация игр в логоритмической практике зависит от многочислен­ных задач и условий, которым должна отвечать игра в процессе логопедического воздействия. Цели и задачи ее различны. Так, игры забавного, отвлекающего характера рассеивают внимание, развлекают; специально направленные игры улучшают работу во время процедуры (организующие игры), решают некоторые терапевтические задачи (игры подготовительно­го характера или игры целенаправленного, терапевтического харак­тера, например корригирующие осанку при детском церебральном параличе у детей с дизартрией); игры успокаивающего характера полезны детям и взрослым при заикании и с различными нервно-пси­хическими заболеваниями; игры с преимущественным участием вер­хних или нижних конечностей полезны для их развития.

В зависимости от числа участвующих, игры делятся на индивидуальные и групповые. Групповые игры бывают без деления на коман­ды и с делением на команды.

Соответственно тому, каково выполнение условий игры и как изменяется положение играющего в отношении окружающих его пред­метов, групповые игры можно разделить на:

- игры на месте (статические игры), в которых ребенок не меняет своего положения в отношении окружающих его предметов, а только передвигает отдельные части своего тела. В этих играх (из положе­ния стоя, сидя, а иногда и лежа) движения ограничены по количеству и главным действующим элементом является эмоциональный фак­тор. По сравнению с другими играми здесь наблюдается наименьшая физическая нагрузка;

- малоподвижные и полуподвижные игры, в которых имеются в различном соотношении как элементы движения, так и статики. Обычно их проводят из исходного положения стоя или сидя. Физи­ческая и нервная нагрузки в этих играх умеренные, они содержат боль­ше эмоциональности. Это переходные игры между играми на месте и подвижными;

- подвижные игры, в которых в течение всей игры участвующий меняет положение своего тела по отношению к окружающим пред­метам. Они характеризуются большой эмоциональностью, в них включаются различные формы передвижения — бег, прыжки, поско­ки, ходьба и т.п.; требуют быстроты, силы, ловкости, координации дви­жений, выносливости и оказывают сильное и всестороннее воздействие на организм, вызывая значительные изменения функций мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Так как в этих играх фи­зическая нагрузка больше, они требуют более высоких функциональ­ных и физических возможностей со стороны детей. Тем не менее подвижные игры оказывают огромное корригирующее воздействие на ребенка с речевыми и двигательными расстройствами.

О положительном влиянии подвижных игр на организм здоровых детей уже в возрасте 1—3 лет писали многие авторы. Р.И. Евдоки­мова, О.Р.Костенко, П.Е.Рудовская исследовали положительное влияние подвижных игр на сердечно-сосудистую и дыхательную сис­темы. Ребенок под влиянием подвижных игр хорошо физически раз­вивается: у него увеличиваются масса тела, рост, окружность, дыхательная экскурсия грудной клетки, повышается мышечный тонус, исправляются дефекты осанки, улучшаются аппетит и сон. Музыкальное сопровождение игр ведет к еще более эффективному развитию и укреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка. Столь же благотворно подвижные игры влияют на организм детей раннего возраста с речевыми нарушениями2.

Подвижные игры положительно влияют на личностную сферу детей дошкольного возраста. В этих играх у них воспитываются такие качества, как внимание, инициатива, смелость, чувство товарищества, дисциплина, умение действовать в коллективе, быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость. Подвижные игры используются в соответствии с состоянием здоровья, возрастом, физической подготовленностью, психическим развитием, индивидуальными особенностями личности ребенка. Поскольку единой классификации подвижных игр нет, то существуют различные классификации. Так, М.М. Конторович и Л.И. Михайлова, помимо деления подвижных игр по возрастным группам, распределяют их по степени вызываемого у детей мышечного напряжения: игры большой, средней и малой подвижности. Н.Н. Кильпио основывает набор подвижных игр на используемых физкультурных пособиях лажки, мячи, палки, обручи) и гимнастических снарядах (гимнастическая скамейка и стенка). Л.В.Страковская рекомендует все подвижные игры разделить на четыре группы с учетом примерной психофизической нагрузки: I группа — с незначительной нагрузкой; II группа — с умеренной; III группа — с тонизирующей; IV группа— c тренирующей3.

Подвижные игры по содержанию в них двигательного и речевого материала делятся на сюжетные и несюжетные игры, с элементами спортивных игр.

Сюжетные подвижные игры отражают в условных формах жизненные или сказочные эпизоды. Дошкольники с увлечением передают игровой образ, перевоплощаются в волка и гусей, обезьянок и ловца и т.д.

Несюжетные подвижные игры содержат двигательные задания, в зависимости от них подразделяются на игры типа перебежек, ловишек, пятнашек и т.д.; игры с элементами соревнования: «Чья команда быстрее построится?», «Кто скорее к флажку прибежит?» и др., несложные игры-эстафеты (например, «Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами: мячами, обручами, серсо, скакалками, кеглями, бабками; игры забавы (для самых маленьких: «Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая»).

Во всех перечисленных подвижных играх совершенствуются движения играющих, развивается зрительное и слуховое внимание, быстрота двигательной реакции на ориентировку в пространстве и во времени, точность при расчете своих сил, ловкость, быстрота, координация движений. Воспитываются такие качества личности, как решительность, настойчивость, отзывчивость, дружеское отношение к участниками игр, коллективизм4.

К специально организованному виду подвижной логоритмической игры с соответствующими правилами относятся танцы. В зависимости от разновидностей танцы имеют строго определенные правила и всегда сопровождаются музыкой. Танцы в логоритмике создают большую эмоциональность танцующих. Физическая нагрузка в танцах различная, она дозируется по продолжительности и частоте повторения. В разных танцах нагрузка направлена то на весь организм, то исключительно на нижние конечности. Танцы специально используются при нарушении координации движений (танцы медленногоритма и темпа, при функциональных заболеваниях нервной системы (танцы медленные и быстрые), при речевых нарушениях различного генеза (темп и продолжительность танца определяется возрастом пациента и сопутствующими речевому нарушению двигательными расстройствами)5.

На логоритмических занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного или прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов. Игры-драматизации проводятся с музыкальным сопровождением в течение всей игры (или музыка дается как аккомпанемент к отдельным частям ее) и без музыкального сопровождения. Эти игры представляют интерес для разных возрастов: в зависимости от возраста и этапа коррекционной работы усложняются речевой материал игры и двигательное оформление образа6.

Таким образом, сочетание музыки, движения и слова в логоритмической игре различно. Но каково бы ни было это соотношение, в комплексе слово, музыка и движение формирует и упорядочивает двигательную сферу занимающихся, их деятельность, положительно влияют на личность. Координированные, целенаправленные и экономные движения вызывают у человека чувство удовлетворения. Ритм воспринимается многими органами перцепции – кинестетическими, тактильными, зрительными, слуховыми ощущениями. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи. Важно то, что у ребенка нормализуется двигательная сфера, и коррекция речевых нарушений осуществляется неосознанно, естественно. Это способствует расслаблению и предупреждает возникновение психического, эмоционального и мышечного напряжения. Общая моторная подготовленность всех и отдельных групп мышц положительно влияет на нормализацию дыхательных и артикуляторных мышц. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, активизирует деятельность детей в общении, игре, в двигательных импровизациях.



1


2


3

4


5


6