|
Методические рекомендации для учащихся 11 классов Пояснительная записка МБОУ «СОШ№1 им.М.А.Бухтуева» Республика Тыва г. Кызыл
Элективный курс Решение расчётных задач»
г. Кызыл 2012 год
«Решение расчётных задач»
программа элективного курса и методические рекомендации для учащихся 11 классов
Пояснительная записка Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти
учащих химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данная программа элективного курса предназначена для учащихся классов химико-биологического профиля и рассчитана на 35 часов. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задач, использование в условии задачи сведений практического характера. Главным назначением данного курса является:
- Совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
- Сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
Цели курса:
- конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудолюбия и добросовестности;
- развитие учебно-коммуникативных умений. Задачи:
- совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения;
- решение расчетных задач повышенной сложности;
- формирование навыков исследовательской деятельности. Особенности курса:
- использование знаний по математике, физике, биологии;
- составление авторских задач и их решение;
- использование местного материала для составления условий задач. Знания, умения и навыки, формируемые элективным курсом:
по итогам элективного курса учащиеся должны знать:
-химические свойства разных классов неорганических и органических соединений;
- признаки, условия и сущность химических реакций;
-химическую номенклатуру.
По итогам элективного курса учащиеся должны уметь производить счеты:
- по формулам и уравнениям реакций;
-определение компонентов смеси;
-определение формул соединений;
-растворимости веществ;
-вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях, отличающихся от нормальных; .
-энтальпии веществ;
-переход от одного способа выражения концентрации к другому.
Содержание программы Тема1: Введение. Общие требования к решению химических задач. Использование знаний физики и математики при решении задач по химии. Тема2: Задачи на газовые законы. Газовые законы: закон Авогадро и его следственный; объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака. Уравнение Менделеева-Клайперона. Плотность газа, относительная плотность. Нормальные условия и условия отличные от нормальных. Международная система единиц (СИ). Массовая, объёмная и мольная доли газов. Средняя молярная масса. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи. Тема3: Расчёты по уравнениям реакций. Расчеты по уравнениям реакций, если одно из веществ взято в избытке. Определение состава соли(кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в реакцию. Определение состава двух-трехкомпонентной смеси по массам веществ, образующихся в ходе одной или нескольких реакций. Задачи на электролиз. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.
Тема4: Концентрация растворов. Выражение состава растворов: массовая доля, молярная концентрация. Вычисление массы растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией. Растворимость. Расчеты на основе использования графиков растворимости. Вычисление рН растворов. Расчеты по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи. Тема5:Задачи по органической химии. Задачи с использованием схем превращений органических соединений. Смешанные задачи. Экспериментальные задачи: проведение «мысленного эксперимента».
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| В том числе
| Практич. Занятия
| Формы контроля
| 11
| Ведение.
| 1
| 1
| Отчет. Контрольная и домашние работы.
| 12
| Задачи на газовые законы
| 10
| 10
| Отчет. Контрольная и домашние работы.
| 3
3
| Расчеты по уравнениям реакций
| 8
| 8
| Отчет. Контрольная и домашние работы.
| 44
| Решение задач на растворы
| 9
| 9
| Отчет. Контрольная и домашние работы.
| 45
| Задачи по органической
химии
| 6
| 6
| Отчет. Контрольная и домашние работы.
| 56
| Итоговое занятие. Защита авторских задач.
| 1
| 1
| Защита творческой работы. Зачет
| Учебно-тематический план
Календарно-тематическое планирование
№ урока
| Тема занятия
| Образовательный Продукт
|
| 1
| Введение. Общие требования к решению задач по химии. Использование знаний физики и математики. Способы решения задач.
| Правила решения и оформления задач.
|
| 2
| Задачи на соотношение основных характеристик газов.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление основных газовых характеристик: молярная масса, плотность, относительная плотность и др.
| 3
| Задачи на нахождение молярной массы смеси газов.
Задачи на нахождение состава смеси газов по молярной массе.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация понятий: средняя молекулярная масса смеси, нормальные условия и условия отличные от нормальных.
| 4
| Задачи на смеси газов.
| Отчет о самостоятельном решении задач.
| 5
| Задачи на определение объёмной доли (%), мольной доли (%) компонентов газовой смеси.
| Алгоритм решения. Отчет. Конкретизация понятий: массовая доля, объемная и мольная доли.
| 6.
| Задачи на нахождение состава газовой смеси после реакции.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация понятия: объемы реагирующих и получающихся газов пропорциональны коэффициентам в уравнении реакции.
| 7
| Задачи на изменение объёма газовой смеси в результате реакции.
| Отчет о самостоятельном решении задач.
| 8
| Задачи на озонированный кислород.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация знаний о свойствах озона.
| 9
| Задачи на горение топлива.
| Домашняя контрольная работа.
| 10
| Смешанные задачи
| Отчет о самостоятельном решении задач.
| 11
| Контрольная работа.
| Контрольная работа.
| 12
| Задачи по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в
избытке.
| Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач.
| 13
| Задачи на металлические пластинки.
| Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач.
| 14
| Решение задач, раскрывающих образование кислых и средних солей двухосновных кислот.
| Алгоритм решения. Конкретизация знаний о свойствах основных классов неорганических соединений.
| 15
| Решение задач, раскрывающих образование кислых и средних солей фосфорной кислоты.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Составление уравнений химических реакций и их объяснение.
| 16
| Задачи на определение состава солей при реакциях самоокисления-самовосстановления.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Домашняя контрольная работа. Составление уравнений реакций раствора щелочи с хлором, серой, фосфором, оксидом азота (IV).
| 17
| Расчёты по термохимическим уравнениям.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация знаний об энтальпии, термодинамических представлениях. Усвоение закона Гесса.
| 18
| Решение задач на электролиз расплавов и растворов солей.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Написание и объяснение уравнений реакций.
| 19.
| Смешанные задачи.
| Отчет о самостоятельном решении задач.
| 20.
| Контрольная работа.
| Контрольная работа.
| 21.
| Решение задач на молярную концентрацию.
| Отчет. Закрепление понятий: растворы, концентрация раствора, молярная концентрация.
| 22.
| Задачи на вычисление рН.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: рН, ионное произведение воды.
| 23.
| Задачи по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: кристаллогидраты, кристаллизационная вода, соотношение количества вещества безводной соли, воды и кристаллогидрата.
| 24.
| Задачи, на растворение веществ, реагирующих с водой.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах основных классов неорганических соединений.
| 25.
| Задачи на насыщенные растворы.
| Отчет о самостоятельном решении
|
|
| задач. Усвоение понятий: растворимость, насыщенный раствор, зависимость растворимости веществ от температуры.
| 26.
| Задачи на олеум.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах конц. серной кислоты, оксида серы (VI).
| 27.
| Контрольная работа
| Контрольная работа.
| 28.
| Задачи по органической химии. Нахождение формул, если известны массовые доли элементов.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий: количество вещества, молярная масса, молярные соотношения, простейшая формула, истинная формула.
| 29.
| Задачи на определение формул, если и известны массы или объемы продуктов
сгорания.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий: молярный объем, молярные соотношения, простейшая и истинная формулы.
| 30.
| Задачи на углеводороды.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах и способах получения.
| 31.
| Задачи на кислородсодержащие органические соединения.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий о генетической связи.
| 32.
| Задачи на азотсодержащие органические соединения.
| Отчет о самостоятельном решении задач.
| 33.
| Смешанные задачи.
| Отчет о самостоятельном решении задач.
| 34.
| Защита авторских задач.
| Авторские задачи.
| 35.
| Зачет.
|
|
Методические рекомендации Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он предназначен для учащихся 11 класса. К этому времени пройдена программа общей и неорганической химии, учащиеся в основном курсе уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает возможность на занятиях элективного курса обратить внимание на наиболее сложные и мало встречающиеся в основной программе направления решения задач. Уровень химической грамотности учащихся должен лежать в основе оценки их знаний.
При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание па типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход и разноуровневые контрольные работы.
Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения.
Несомненно, представленный элективный курс можно расценивать как динамичный «тренинг», но для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности следует обращаться к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления).
Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций). |
|
|