|
Решение расчетных задач (химия) ( работа с учащимися с повышенной мотивацией к обучению) Составитель
Решение расчетных задач (химия)
( работа с учащимися с повышенной мотивацией к обучению)
Составитель:
Емельянова Н.Д.
Учитель биологии и химии МБОУ
«ОО Котовская школа» Пояснительная записка Программа "Решение расчетных задач" предназначен для учащихся 8-9 классов , имеющих базовую подготовку по теоретическим основам химии и желающих повысить уровень знаний в области неорганической химии и совершенствоваться в решении расчетных задач.
В учебных планах предмету «Химия» отведено 2 часа в неделю. Вынуждены решать проблему, дать хорошие знания учащимся, а главное – сформировать необходимые умения и навыки, в том числе научить решать расчетные задачи. Умение решать расчетные задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины усвоения ими учебного материала.
Расчетные задачи играют важную роль в процессе обучения, способствуя осознанному и творческому усвоению теории, и в тоже время являются удобной формой проверки знаний
В программе предполагается предварительно рассмотреть ряд теоретических вопросов, связанных с проведением математических расчетов, а также ряда практических рекомендаций, направленных на преодоление типичных ошибок, допускаемых школьниками при решении химических задач. Основное внимание уделено рассмотрению типовых алгоритмов, используемых при решении расчетных химических задач. Кроме этого, значительная часть программы посвящены рассмотрению математических способов решения задач (алгебраический способ, расчеты с использованием систем уравнения и др.).
Цель:
- формирование у учащихся систематических знаний по основным разделам неорганической химии путем решения расчетных задач.
Задачи: - сформировать умение правильно оформлять и решать расчетные задачи;
- совершенствовать знания о типах расчетных задач и алгоритмах их решения;
- рационально использовать знания по физике и математике при решении расчетных задач в свете политехнической подготовки учащихся;
- сформировать математическое мышление, используя алгебраический подход к решению задач;
- способствовать формированию навыков самостоятельной работы при овладении химическими знаниями.
- расширить естественно - научное мировоззрение Требования к знаниям и умениям :
После изучения учащиеся должны знать: - важнейшие химические понятия и основные законы химии;
- физические величины и их размерность;
- расчетные формулы и алгоритмы решения типовых задач;
- законы газового состояния;
- основные приемы и подходы решения расчетных задач повышенного уровня сложности.
Должны уметь: - проводить количественные расчеты, связанные с понятием «количество вещества», «число частиц» (атомов, молекул, ионов и т.д.), «объем и масса вещества»;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций;
- переходить от одного способа выражения состава раствора к другому;
- решать задачи, применяя газовые законы;
- решать задачи на приготовление растворов;
- применять алгоритмы решения типовых задач для решения комбинированных задач и задач повышенной сложности;
Содержание программы
Тема 1. Количественные отношения в химии (8 час)
Физические величины и их размерность. Единицы измерений и система СИ.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем. Число Авогадро.
Количественный состав сложного вещества. Массовая доля элемента, ее расчет по формуле вещества. Определение молекулярных формул веществ. Расчеты по химическим формулам. Мольная и объемная доли газа в смеси. Тема 2. Расчеты по уравнениям реакций (14час)
Количественные законы химии. Закон сохранения массы. Закон постоянных отношений. Количестенные отношения реагирующих веществ. Стехиометрическое соотношение. Типы расчетных задач и их алгоритмы.
Алгоритм решения задач алгебраическим методом. Решение задач на определение состава смеси . Тема 3. Растворы (6 час)
Величины, характеризующие раствор: масса, объем, плотность, концентрация растворенного вещества. Их взаимосвязь.
Способы выражения состава растворов: массовая доля, молярная концентрация. Переход от одного способа выражения состава раствора к другому.
Смешивание растворов с разными концентрациями. Концентрирование растворов. Упаривание растворов. Разбавление растворов. Приготовление растворов. Растворимость веществ. Кристаллогидраты. Тема 4. Газовые законы (6 час)
Идеальный газ. Нормальные условия. Объединенный газовый закон. Уравнение состояния идеального газа. Молярный объем газа. Закон Авогадро. Закон объемных отношений. Относительная плотность газа.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
| Тема занятия |
Результат
|
Дата
| 1-2
| Условные обозначения и единицы физических величин. Приближенное значение величины. Значащие цифры.
| Физические величины, их обозначение и размерность.
|
| 3-4
| Вычисление числа молекул, массы и количества вещества по формулам химических соединений.
Нахождение массовой доли элементов в сложном веществе.
Определение химического элемента по его массовой доли в соединении.
| Закрепление знаний о гибридизации атома углерода, типов химической связи и способах их образования и разрыва.
Алгоритм, решенные задачи
|
| 5-6
| Установление формулы вещества по массовым долям химических элементов.
| Алгоритм, решенные задачи
|
| .7-8
| Расчет массовой (объемной, мольной) доли вещества в смеси.
Комбинированные задачи на определение состава смеси.
| Алгоритм, решенные задачи
|
| 9-10
| Стехиометрические расчеты по уравнениям реакций.
Стехиометрические расчеты с учетом избытка одного из реагентов.
| Алгоритм, решенные задачи
|
| 11-12
| Расчеты по уравнениям реакций, с учетом выхода продукта реакции.
Стехиометрические расчеты с учетом примесей в реагентах.
| Алгоритм, решенные задачи
|
| 13-14
| Расчеты по уравнениям реакций с участием газов.
Алгебраический способ решения задач.
| Алгоритм, решенные задачи
|
| 15-16
| Расчеты по уравнениям реакций с составлением систем уравнений (задачи на смеси и т.д.)
| Алгоритм, решенные задачи
|
| Зачет.
|
| 17-18
| Расчеты по уравнениям реакций (задачи на смеси и т.д.)
Решение задач с неполным условием.
|
Алгоритм, решенные задачи
|
| 19-20
| Решение задач с использованием метода подбора.
Решение задач с использованием материального баланса.
| Алгоритм, решенные задачи
|
| 21-22
| Задачи на металлические пластинки
| Алгоритм, решенные задачи
Контрольная работа
|
| 23-24
| Массовая доля и молярная концентрация веществ.
Растворимость веществ.
Выпадение осадка при охлаждении раствора.
| Отчет о свойствах углеводов.
Алгоритм, решенные задачи
|
| 25-26
| Решение задач на смешивание растворов.
Приготовление растворов из кристаллогидратов.
| Алгоритм, решенные задачи
|
| 27-28
| Образование вещества при добавлении реагента к раствору.
Вычисления по уравнениям реакций, протекающим в водных растворах.
| Алгоритм, решенные задачи
Домашняя контрольная работа
|
| 29-30
| Вычисления по уравнениям реакций, протекающим в водных растворах.
|
Алгоритм, решенные задачи
|
| 31-32
| Средняя молярная масса смеси газов.
Решение задач с использованием относительной плотности.
| Алгоритм, решенные задачи
Домашняя контрольная работа
|
| 33-34
| Решение комбинированных задач по газовым законам.
| Решенные задачи
|
| 35
| Зачет
|
|
|
Литература 1. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 2002. – 278 с.
2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ; «Печатные традиции», 2008. – 480 с.; ил. И другие |
|
|