|
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми 6-7 лет «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным.»
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми 6-7 лет
«Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным.» К. Симонов.
На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социальное содержание. Любовь к родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом). Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации, поэтому одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным, региональным культурным наследием и историей страны, края.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Невозможно приказом заставить любить Родину. Любовь эту к людям, родному краю, Отчизне надо сформировывать, воспитывать. Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, (часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю). Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство - благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.А ведь именно период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Поэтому целью при разработке методических рекомендаций было: нравственно-патриотическое воспитание детей посредством приобщения к истории и культуре родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.
Одним из направлений при выстраивании педагогического процесса по воспитанию у старших дошкольников любви к родному краю была работа с педагогами, которая включала в себя:
консультации «Создание развивающей среды в детском саду – важное условие патриотического воспитания», «Уральские писатели»; « Поэты г.Троицка Челябинской области».
игру - викторину «Историческое и настоящее г.Троицк вчера-сегодня-завтра »;
семинар-практикум «Игры и занятия наших дедушек и бабушек»;
аукцион « Формы работы по ознакомлению с родным городом»
педагогический совет «Люби и знай свой край родной» (в форме деловой игры, с целью углубления и расширения своих знаний о Троицке).
Важным условием патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с родителями. Все культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваиваются и ребёнком.
Поэтому в работе с родителями использовались следующие формы взаимодействия:
помощь в создании макета «п.ГРЭС глазами детей»;
создание фотоальбома совместно с родителями «Любимые места города»;
фоторепортаж «Мой город не похож на другие города»; «Мой дом- природа»;
консультации с родителями на тему: «Копилка семейных ценностей», «За что мы любим свой город»;
акция «Чистый город»;
посильная помощь родителей в создании мини-музея в группе;
помощь родителей в поисках материала по краеведению, истории Челябинской области, г.Троицка.
интервьюирование родителей и детей «Что такое патриотизм?»;
создание семейных проектов «Расскажи нам о Троицке», « Троицк вчера и сегодня»;
праздники «Широкая масленица», «Васильевские гуляния »;
оформление информационного стенда: рубрика «Пошли мне чтения доброго…», «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах»;
круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина»;
совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).
Использовались следующие формы и методы работы с детьми:
прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера;
приглашение в путешествие;
создание проблемной ситуации;
фразы педагога: «Я рада встрече с вами»; «Что бы это значило? Попробуем разобраться…»; «Мне не терпится поделиться с вами…»; «Предлагаю вам отправиться в путешествие»; «О чём сегодня вам хотелось бы поговорить?»;
посещение краеведческого музея, памятников;
совместная проектная деятельность;
создание мини – музея «Русская изба»;
ручной труд;
изготовление подарков, сувениров;
«Уроки доброты»;
анализ нравственных качеств;
акция «Чистый город»;
природоохранная деятельность;
развлечения, досуги, праздники, концерты;
инсценировки, театрализации;
выставки поделок, экспозиций, рисунков «Памятные места нашего города», «Войне мы скажем – Нет!»;
«Встреча с интересными людьми», «Гость группы».
Тематическое планирование работы по патриотическому воспитанию детей в старшей группе
Разделы
| Задачи
| Формы работы
| «Район, где я живу»
| Познакомить с п. ГРЭС, в котором мы живем, с его особенностями и достопримечательностями.
| Обзорная экскурсия по п.ГРЭС
Рассматривание фотографий «Достопримечательности п. ГРЭСа»
Выставка детских рисунков «Что я увидел по дороге в детский сад»
| «г Троицк вчера,сегодня,завтра…»
| Дать элементарное представление детям о том, как появился наш город. Воспитывать интерес к истории нашего края, к жизни наших земляков.
| Рассказ «Как появился наш город»
Просмотр слайдов «Троицк вчера,сегодня,завтра…»
Создание фотоальбома совместно с родителями «Любимые места города»
Словесная игра «Каким бывает город»
| «..7чудес уральской земли...»
| Познакомить с природными особенностями нашего края.
Воспитывать в детях бережное отношение к природе родного края через непосредственное общение с ней.
| Просмотр мультимедийной презентации «Природа нашего края».
Изготовление альбома "Природа моего края".
Беседа о творчестве Чарушина Е.И.
| Как чуден мне родной язык
| Знакомство с видами устного народного творчества. Дать представление о писателях, поэтах-земляках.
| Чтение произведений Евгения Заикина, посвященные городу Троицку.
Пословицы и поговорки о Троицке.
Разучивание стихов уральскиих поэтов.
Экскурсия в библиотеку «Уральский фольклор»
| Быт и традиции
| Знакомить детей с жилищем русских людей; Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству, почитанию старших и родителей; выражению приветствия, благодарности, пожелания (здравствуйте, милости просим, мир вашему дому). Дать представление о народном празднике «Троицкая Ярмарка».
| Рассматривание фотографий, предметов одежды людей в прошлом.
Чтение сказаний, преданий, легенд уральских.
Рассказ «Предметы быта и утварь в крестьянском жилище»;
Тематическая беседа о «Троицкой Ярмарке»
Развлечение совместно с родителями «Троицкая Ярмарка
| «Этих дней не смолкнет слава»
| Дать детям знания о том, как народ хранит память о людях, прославивших наш город.
Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями, памятниками родного города.
| Беседа «О мужском героизме».
Чтение стихотворения Колодкин В.А. «Мне бы в армию».
Рассматривание фотографий «Памятники защитникам Отечества».
Настольная игра «Где находится памятник»
Тематическая выставка « Памятные места нашего города»
| Уральские сувениры
| Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно- прикладного искусства нашего края.
| Беседа «О народных мастерах уральской земли»
Рассматривание предметы декоративно - прикладного искусства (плетеные изделия из лозы, вышивка, кружевоплетение, матрешка, изделия вырезанные из дерева).
Заучивание потешек, пестушек.
|
Тематическое планирование работы по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе
Разделы
| Задачи
| Формы работы
| Город, в котором я живу
| Познакомить с историей возникновения г Троицка и его достопримечательностей.
| Целевая прогулка по городу Троицку.
Художественная выставка детского рисунка «Мой любимый город».
Составление макета «Я иду в детский сад»
Развивающая игра «Экскурсия».
| «Троицк-вчера,сегодня,завтра»
| Познакомить с историческими названиями города.
Поддерживать интерес детей к жизни наших предков, обогащая их новыми знаниями об истории родного края.
Учить детей видеть историю вокруг себя.
| Беседа «История о Троицке»
Чтение стихотворений из цикла «Загадки уральской души», троицких поэтов
Прослушивание песни А.Егора – «Песня о Троицке»
Просмотр слайдов «Улицы города в старых и новых фотографиях».
Игра-лото «История родного города»
| «..очень много местечек прелестных...»
| Углубить представления детей о богатстве Уральской земли.
Воспитывать чувство ответственности за природу родного края.
| Легенды и сказания о Южном урале.
Беседа «Богатства наших лесов».
Южноуральский фольклор- «Урал-опорный край державы».
Экологическая викторина «Мой край»
| Как чуден мне родной язык
| Приобщать детей к неистощимым богатствам уральской литературы, произведениям местных авторов.
Воспитывать любовь к творчеству уральских писателей, поэтов-земляков.
| «Выставка книг уральских писателей для детей;
Просмотр презентации « Мой любимый город».
Презентация-«ТроицкаяЯрмарка».
| Быт и традиции
| Продолжать знакомить детей с жилищем русских людей; расширять знания об устройстве русской избы. Уточнять представления о предметах быта. Пробуждать интерес к русскому костюму.
| Коллективное изготовление поделки «Русская изба».
Посещение Краеведческого музея «Предметы старины»
Презентация для детей «Крестьянская одежда жителей южного урала», просмотр слайдов
Развлечение «Деревенские посиделки»
Создание мини-музея «Русская изба» с помощью родителей.
| «Этих дней не смолкнет слава»
| Закрепить знания о том, как горожане чтят память о знаменитых людях, прославивших наш город. Объяснять назначение герба и флага России, символики родного города. Воспитывать чувство гордости за русских воинов
| Рассматривание и обсуждение с детьми вырезок из газет, содержащих исторические факты и события из окружающей жизни.
Дидактические игры о символах «Собери картинку», «Найди отличия»
| Уральские сувениры
| Приобщать детей к народно-прикладному искусству нашего края.
Воспитывать уважительное отношение, гордость к труду уральских мастеров.
| Развлечение «Веселая ярмарка»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин сувениров»
Просмотр презентация «уральский быт»
Дидактическая игра «Художественные часы».
|
Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия»
Дети садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, как сиденья в автобусе. На переднем стульчики сидит «шофер». Он держит в руках воображаемый руль. Один ребенок одет в костюме светофора.
Дети:
Мы в автобус дружно сели.
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал.
И автобус побежал. (Дети ритмично покачиваются, шофер «крутит руль».)
Светофор (показывает крупную фотографию):
Стоп! Машинам красный свет.
Дальше вам дороги нет.
Посмотрите-ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за здание перед вами?
Отвечайте быстро сами.
Что за улица пред вами?
Что за памятник пред вами? (Ответы детей.)
Светофор:
Свет зеленый зажигаю
И вас дальше отправляю.
Так дети путешествуют по городу и возвращаются на улицу, где находится детский сад.
Словесная игра «Каким бывает город»
Цель: учить рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивающие мышление и воображение.
Ход игры: педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение.
Например: холодный Троицк (город зимой), веселый Троицк (город в дни праздников), молодой Троицк (новостройки, молодые жители) и т.д.
«Загадки о родном городе»
Цель: в ходе отгадывания загадок закрепить знания детей о родном городе, развивать воображение, память.
Ход игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо месте в городе, а дети отгадывают. Например: это здание стоит на… улице. Оно большое, с множеством окон.
|
|
|