Тема: Классификация и особенности использования музыкально-дидактических игр на занятиях (на примере детей старшего дошкольного возраста)
Содержание Содержание 3
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста 6
1.1. Характеристика и структура музыкальных способностей дошкольников 6
1.2. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста 8
1.3. Этапы развития музыкальных способностей по ФГОС 11
Глава 2. Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников 19
2.1. Основные виды музыкально-дидактических игр и пособий 19
2.2. Комплекс музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 22
Заключение 25
Список литературы 27
Приложение 1 29
Музыкально-дидактическая игра «СОЛНЫШКО И ДОЖДИК» (на определение характера музыки) 29
Приложение 2 30
Музыкально-дидактическая игра «МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИТМ» (на развитие ритмического слуха) 31
Приложение 3 32
Интерактивная музыкально-дидактическая игра «ЧТО ДЕЛАЮТ В ДОМИКЕ?» (на определение характера музыки) 32
Приложение 4 34
Интерактивная музыкально-дидактическая игра «У КОТА-ВОРКОТА» (на развитие динамического слуха) 34
Приложение 5 36
Интерактивная музыкально-дидактическая игра «НИЗКИЕ И ВЫСОКИЕ ЗВУКИ» (на развитие звуковысотного слуха) 36
Приложение 6 38
Интерактивная музыкально-дидактическая игра «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ» (на развитие звуковысотного слуха) 38
Приложение 7 40
Интерактивная музыкально-дидактическая игра «ВЕСЕЛАЯ И УНЫЛАЯ МУЗЫКА» (на развитие ритмического и динамического восприятия музыки) 40
Приложение 8 42
Тематический план 43
Введение Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.
Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. Изучение и решение проблемы развития основных музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности может способствовать решению задач музыкального воспитания в детском дошкольном учреждении.
Цель музыкального воспитания в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования: воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и, в нашем случае, музыкального.
Объект методической разработки: музыкальные способности детей. Предмет методической разработки: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Гипотеза методической разработки: использование в работе с детьми разнообразных музыкально-дидактических игр способствует музыкальному развитию дошкольников и вызывает у них интерес к музыке.
Цель методической разработки: раскрыть педагогические возможности музыкальной деятельности дошкольников как одного из средств развития музыкальных способностей.
Задачи методической разработки:
1. Дать общую характеристику музыкальным способностям, видам музыкальной деятельности дошкольников;
2. Проанализировать методы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
3. Раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр в развитии музыкальных способностей детей.
Новизна методической разработки состоит в том, что при активном использовании дидактического материала в процессе музыкальной деятельности, а именно музыкально-дидактических игр в процессе слушания, пения, ритмических движений, игры на музыкальных инструментах, повышается уровень развития сенсорного опыта, который способствует формированию способам вслушивания, ощущения, восприятия, музицирования, обследования. Все перечисленные действия лежат в основе развития музыкально-сенсорных способностей, которые необходимо развивать у детей с самого раннего возраста..
Практическая значимость методической разработки заключается в подборе методов и приемов активизации музыкальности, в составлении рекомендаций по развитию музыкальности детей в различных видах музыкальной деятельности.
В качестве ведущих методов музыкально-сенсорного воспитания выступают наглядно-зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным. Используются словесные пояснения, указания, вопросы к детям.
Глава 1. Теоретические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста 1.1. Характеристика и структура музыкальных способностей дошкольников Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности. Рассмотрим структуру музыкальности подробнее.
Музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Мажорный и минорный лады различаются по эмоциональной окраске. Иногда мажор связывают с эмоционально положительной гаммой настроений — веселым, радостным настроением, а минор — грустным. В некоторых случаях это бывает именно гак, но далеко не всегда. Как происходит различение ладовой окраски музыки? Ладовое чувство — это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеет свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада (имеющие определенную высоту) [26, c.48].
Ладовое чувство — это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками — устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Поскольку музыка по существу своему является выражением эмоционального содержания, то и музыкальный слух должен быть, очевидно, эмоциональным слухом. Ладовое чувство — одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности). Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты.
Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии — вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного (и ритмического) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо се запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение [4, c.72]. Так же как запоминание может быть непроизвольным и произвольным, музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух — это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями.
Таким образом, музыкально-слуховые представления — это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она называется слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха.
Чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты. Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что - либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о его моторной природе.
Переживание ритма, а, следовательно, и восприятие музыки — это активный процесс. «Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его воспроизводит, соделывает... Всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и соделывание, причем соделывание включает весьма разнообразные движения. Вследствие этого восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом; оно всегда слухо-двигательный процесс» [3, c.49].
Необходимо добавить, что понятие «музыкальность» не исчерпывается названными тремя основными музыкальными способностями. Кроме них в структуру музыкальности могут быть включены исполнительские, творческие способности и т.д. Индивидуальное своеобразие природных задатков каждого ребенка, качественное своеобразие развития музыкальных способностей необходимо учитывать в педагогическом процессе.
Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке.
Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и, если не руководить музыкальным развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.
1.2. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие [16].
Музыкально-эстетическое воспитание осуществляется в процессе активной преобразующей продуктивной деятельности. Художественная деятельность предполагает восприятие и создание предметов искусства. Поэтому различаются деятельность восприятия, исполнительство и творчество.
В музыкальном воспитании детей выделяют следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность [17, c.28]. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Деятельность эстетического восприятия - это сложное социальное явление, характеризующееся единством эмоционального и интеллектуального. Она предполагает целостное и целенаправленное видение прекрасного, его оценку, включающую в себя индивидуальность проявлений и эмоциональность переживаний. Одним из основных видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие музыки. Основной он потому, что присутствует и во всех других видах музыкальной деятельности. Слушание музыки как вид деятельности имеет свои задачи: знакомить детей с музыкальными произведениями современной, классической, народной музыки, доступными их восприятию; развивать способность эмоционально-оценочно откликаться на музыкальные произведения, воспитывая тем самым музыкальный вкус; дать первоначальные сведения о музыке, познакомить с простейшими средствами музыкальной выразительности; подводить к запоминанию музыкальных произведений, формируя тем самым «музыкальный багаж».
Исполнительская деятельность - это воспроизведение усвоенной системы действий в определенных условиях. Основные виды исполнительской деятельности в дошкольном возрасте – это пение, музыкально-ритмические движения и игра на детских музыкальных инструментах.
Пение имеет в жизни ребенка огромное значение. Голос – это первый универсальный музыкальный инструмент, которым овладевает ребенок. Пение – наиболее доступный исполнительский вид деятельности и вместе с тем, пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения. Пение как вид деятельности в детском саду ставит следующие задачи: формировать у детей певческие умения и навыки (правильное звукообразование и интонирование, дикция, правильная организация дыхания), способствующие выразительному исполнению песен как с помощью взрослого, так и самостоятельно, с аккомпанементом и без него; развивать музыкально-сенсорные способности, умение слышать и контролировать себя в сольном и хоровом пении [15, c.64].
Музыкально-ритмические движения как вид деятельности также играют большую роль не только в музыкальном, но и в общем развитии ребенка. Овладевая навыками ритмичного, выразительного движения ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально-ритмической деятельности имеют в виду, прежде всего, способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения. Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки – это навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, метроритма).
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности дошкольников. Ее назначение — способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт детей, развивать их интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение ребят к музицированию, восприятие звучания отдельных инструментов и усвоение приемов игры.
Включение в занятие игры на музыкальных инструментах связано с решением следующих педагогических задач:
1) стимулировать исполнительскую деятельность детей;
2) способствовать формированию у них художественного вкуса и интересов;
3) воспитать интерес к игре в оркестре; различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания;
4) активизировать развитие музыкальных способностей;
5) способствовать формированию представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности [7, c.128].
Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера о музыке как о виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства.
1.3. Этапы развития музыкальных способностей по ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
2-я младшая группа
Музыка
Задачи образовательной деятельности
1. Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.
2. Поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.
3. Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.
Содержание образовательной деятельности
Различение некоторых свойств музыкального звука (высоко — низко, громко — тихо). Понимание простейших связей музыкального образа и средств выразительности (медведь — низкий регистр). Различение того, что музыка бывает разная по характеру (веселая — грустная). Сравнение разных по звучанию предметов в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельное экспериментирование со звуками в разных видах деятельности, исследование качества музыкального звука: высоты, длительности. Различение элементарного характера музыки, понимание простейших музыкальных образов. Вербальное и невербальное выражение просьбы послушать музыку.
Результаты образовательной деятельности:
Достижения ребенка (Что нас радует)
- Ребенок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения.
- Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения о настроении музыки.
- Различает танцевальный, песенный, маршевый метроритм, передает их в движении.
- Эмоционально откликается на характер песни, пляски.
- Активен в играх на исследование звука, элементарном музицировании.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
- Неустойчивый, ситуативный интерес и желание участвовать в музыкальной деятельности.
- Музыка вызывает незначительный эмоциональный отклик.
- Ребенок затрудняется в воспроизведении ритмического рисунка музыки, не ритмичен. Во время движений не реагирует на изменения музыки, продолжает выполнять предыдущие движения.
- Не интонирует, проговаривает слова на одном звуке, не стремится вслушиваться в пение взрослого.
Пятый год жизни. Средняя группа
Музыка
Задачи образовательной деятельности
1. Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.
2. Развивать умения общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.
3. Развивать музыкальный слух — интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; обучать элементарной музыкальной грамоте.
4. Развивать координацию слуха и голоса, формировать начальные певческие навыки.
5. Способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах.
6. Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.
7. Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
Содержание образовательной деятельности
Распознавание настроения музыки на примере уже знакомых метроритмических рисунков. Понимание того, что чувства людей от радости до печали отражаются во множестве произведений искусства, в том числе и в музыке. Анализ музыкальной формы двух- и трехчастных произведений. Понимание того, что музыка может выражать характер и настроение человека (резвый, злой, плаксивый). Различение музыки, изображающей что-либо (какое-то движение в жизни, в природе: скачущую лошадь, мчащийся поезд, светлое утро, восход солнца, морской прибой).
Дифференцирование: выражает музыка внутренний мир человека, а изображает внешнее движение. Пользование звуковыми сенсорными предэталонами.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует)
- Ребенок может установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа.
- Различает выразительный и изобразительный характер в музыке.
- Владеет элементарными вокальными приемами, чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов.
- Ритмично музицирует, слышит сильную долю в двух-, трехдольном размере.
- Накопленный на занятиях музыкальный опыт переносит в самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
- Ребенок невнимательно слушает музыкальное произведение, не вникает в его содержание.
- Музыка не вызывает у ребенка соответствующего эмоционального отклика.
- Отказывается участвовать в беседах о музыке, затрудняется в определении характера музыкальных образов и средств их выражения.
- Не интонирует, поет на одном звуке, дыхание поверхностно, звук резкий, мелодия искажается.
- Не может повторить заданный ритмический рисунок.
- Не проявляет творческую активность, пассивен, не уверен в себе, отказывается от исполнения ролей в музыкальных играх, драматизациях, танцах.
Шестой год жизни. Старшая группа
Музыка
Задачи образовательной деятельности
1. Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами
2. Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.
3. Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.
4. Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
5. Развивать певческие умения.
6. Стимулировать освоение умений игрового музицирования.
7. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.
8. Развивать умения сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.
Содержание образовательной деятельности
Узнавание музыки разных композиторов: западноевропейских (И.-С. Баха, Э.Грига, И. Гайдна, В.-А. Моцарта, Р. Шумана и др.) и русских (Н. А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, П. И. Чайковского и др.). Владение элементарными представлениями о биографиях и творчестве композиторов, о истории создания оркестра, о истории развития музыки, о музыкальных инструментах. Различение музыки разных жанров. Знание характерных признаков балета и оперы. Различение средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимание того, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует)
- У ребенка развиты элементы культуры слушательского восприятия.
- Ребенок выражает желание посещать концерты, музыкальный театр.
- Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах музыки.
- Проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности.
- Активен в театрализации.
- Участвует в инструментальных импровизациях.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
- Ребенок не активен в музыкальной деятельности.
- Не распознает характер музыки.
- Поет на одном звуке.
- Плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой.
- Не принимает участия в театрализации.
- Слабо развиты музыкальные способности.
Седьмой год жизни. Подготовительная группа
Музыка
Задачи образовательной деятельности
1. Обогащать слуховой опыт у детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке.
2. Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов.
3. Обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.
4. Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
5. Развивать умения чистоты интонирования в пении.
6. Помогать осваивать навыки ритмического многоголосья посредством игрового музицирования.
7. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев, игр, оркестровок.
8. Развивать умения сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.
Содержание образовательной деятельности
Узнавание музыки разных композиторов, стилей и жанров. Владение элементарными представлениями о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, об элементарных музыкальных формах. Различение музыки разных жанров и стилей. Знание характерных признаков балета, оперы, симфонической и камерной музыки. Различение средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимание того, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности.
Умение рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа, суждения развернутые, глубокие, интересные, оригинальные.
Соотнесение новых музыкальных впечатлений с собственным жизненным опытом, опытом других людей благодаря разнообразию музыкальных впечатлений
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует)
- Развита культура слушательского восприятия.
- Ребенок любит посещать концерты, музыкальный театр, делится полученными впечатлениями.
- Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов.
- Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках.
- Активен в театрализации, где включается в ритмо-интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывания.
- Проговаривает ритмизированно стихи и импровизирует мелодии на заданную тему, участвует в инструментальных импровизациях.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
- Ребенок не активен в некоторых видах музыкальной деятельности.
- Не узнает музыку известных композиторов.
- Имеет слабые навыки вокального пения.
- Плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой.
- Не принимает активного участия в театрализации.
- Слабо развиты музыкальные способности.
|