|
Методические рекомендации учителям. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся Методические рекомендации учителям. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся. 1-й уровень. Поисково-репродуктивная работа. А - комментированное чтение и Б – ответы на вопросы к параграфу. Этот способ работы с учебником способствует закреплению изученного материала, помогает вырабатывать навыки и умения краткого ответа, позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся, может быть использован для выставления дополнительных оценок на уроке( при проведении письменных работ). В качестве примера рассмотрим ответ на следующий вопрос : «Какой из химических элементов содержится в живых организмах в наименьшем количестве : 1 – азот, 2 – кислород, 3 – углерод, 4 – водород?»
Азот организмом из окружающей среды в свободном виде не усваивается и содержится в продуктах распада белков и НК, следовательно, меньше всего азота.
В - заполнение таблиц. Этот метод способствует развитию умений краткости изложения и отбора необходимой информации. Например, работа с параграфом, ученики получают задания заполнить таблицу.
Характеристика соцветий
Вид соцветия
| Схематический рисунок
| У каких растений имеется
|
Г- работа с терминами. Предполагает найти и выписать новые термины и определения к ним, суметь записать терминологический текст, вставить в тексте пропущенные с термины, заполнить таблицу .
Д - составление кратких и развернутых схем (метод «паука»)
Листья
метод «паука»:
Е-составление опорных конспектов для помощи в изложении учебного материала.
Ж- составление плана к тесту параграфа .Этот метод способствует лучшему пониманию и запоминанию его основного содержания , формирует умение выделять главные мысли . 2-й уровень . Сравнительно -аналитическая работа с учебником. А-задание по работе с иллюстрациями учебниками . В значительной мере помогает осмыслить и повторить изучаемый материал .Например :» Рассмотрите рисунок учебника и составьте рассказ о развитии однолетнего или многолетнего растения , о поведении в природе животного ».
Более сложный характер носят задания на сравнение. Пример: «Рассмотрите рисунки «Строение луковицы» и «Строение вегетативной почки». Сравните их и, прочитав соответствующий текст учебника, сформулируйте вывод». Положительный результат дает выполнение заданий на воспроизведение в рисунке строения семени, цветка, соцветия, листа и т.д. Б – сравнительный анализ данных таблиц или схем.
Пример: «На основании данных приведенных ниже таблицы сделайте вывод о закономерности между содержанием воды в разных тканях и интенсивностью проходящего в них обмена веществ». Содержание воды в разных тканях человека
Название ткани
| Содержание воды (в %)
| 1. Мышечная
| 76
| 2. Нервная:
А) серое вещество мозга
Б) белое вещество мозга
|
84
70
| 3. Жировая
| 25-30
| 4. Костная
| 16-40
|
В – «Пометки на полях».
Учащиеся читают новый текст и на полях учебника карандашом помечают, что знают, а что не знают, что хочется узнать больше. Такая форма работы с учебником помогает и побуждает пассивную часть класса к поиску своей известной темы.
Г – метод «Фишбоун».
Проблема причина причина Вывод
факты факты 3-й уровень. Творческая работа с учебной литературой. А – составление вопросов творческого характера.
Приведем два примера. Первый пример – задания на установление соответствий:
Эпителий – ткань : аорта - ?
а) сердце, б) внутренний орган, в) артерия, г) вена, д) кровь.
Второй пример – задания на отражение последовательности событий: «Установите последовательность реакций биосинтеза белка, выписав цифры в нужном порядке:
снятие информации с ДНК,
узнавание антикодоном РНК своего кодона на иРНК,
отщепление аминокислоты от тРНК,
поступление иРНК на рибосомы,
присоединение аминокислоты к белковой цепи с помощью фермента.
Ответ: 1, 2, 3, 4, 5».
Б - составление рассказа с биологическими ошибками.
Этот вариант заданий требует хорошего знания теоретического материала, умения работы с текстом учебника, способствует развитию речи и творческих способностей. Например, при изучении темы «Ракообразные» можно создать такой текст: «Речной рак – восьминогое животное, ведущее хищный образ жизни. Наиболее активен в светлое время суток. Имеет три пары усиков и пару глаз. Предпочитает только чистую воду для обитания». В – составление текстов с пропущенными словами.
Этот способ развивает мыслительную и речевую деятельность учащихся, удобен для дифференциального обучения. Например, при изучении в 10 классе темы «Нуклеиновые кислоты» можно предложить текст следующего содержания: «Молекула ДНК имеет … спираль. В ее состав входит углевод …, азотистые основания …, остаток фосфорной кислоты. Основная роль ДНК в организме - … наследственной информации». Г – составление различного вида тестовых заданий.
Прежде всего это традиционные задания с выбором одного правильно ответа. Например:
С помощью какого метода изучают сезонные изменения в живой природе: а) экспериментального, б) наблюдения, в) проведения опытов, г) палеонтологического?
Полужидкая среда клетки, в которой расположено ядро и органоиды, - это: а) вакуоль, б) лизосома, в) цитоплазма, г) комплекс Гольджи.
В процессе деления материнской клетки с уменьшением вдвое набором хромосом образуются: а) эпителиальные клетки, б) нервные клетки, в) мышечные клетки, г) яйцеклетки.
К этой же группе относятся задания на установление соответствий. Например:
1. Установите соответствие между функцией растения и органом, который ее выполняет.
Функции: 1) обеспечивает процесс фотосинтеза, 2) выделяет кислород, 3) снабжает растение водой и минеральными веществами, 4) укрепляет растение в почве, 5) осуществляет испарение воды.
Органы: а) лист, б) корень.
Д — Составление кроссвордов, ребусов, загадок.
Этот тип заданий способствует проявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Педагогически организованная работа с обучающимися с учебной литературой, проводимая целенаправленно и систематически, обеспечивает развитие предметных и общеучебных умений, формирует культуру работы с различными источниками информации. |
|
|