Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 1 Белоглинского района»
Организация работы по повышению правовой компетентности родителей
Методическое пособие
для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями
Разработала: воспитатель
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 1 Белоглинского района»
Базиева Валентина Владиславовна
с. Белая Глина
2010 СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Взаимодействие ДОУ и семьи 4
в обеспечении и реализации прав
детей дошкольного возраста
Модель взаимодействия ДОУ и семьи 5
по правовому воспитанию и обеспечению
прав дошкольника в семье и ДОУ
Правовое просвещение родителей. 7
Заключение 14
Список литературы 16
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество предъявляет человеку высокие требования: в настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей. Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства.
Знание прав – это щит, прикрывающий детей, их достоинства от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.
Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения.
В 1990 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка. К сожалению, сегодня приходится часто сталкиваться с нарушением прав детей: права на образование, на игру, на здоровье, на защиту от всех форм жестокого обращения. Более того, права детей зачастую нарушаются гарантами реализации этих прав – родителями. Исследования, проведенные в ДОУ показали, что нарушение прав ребенка в семье проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Результаты опроса родителей показали, что 75% родителей недостаточно осведомлены о правах ребенка в семье, 62% не знакомы с Конвенцией о правах ребенка, 58% родителей имеют низкий уровень педагогической компетентности - не владеют знаниями о возрастных особенностях детей, навыками конструктивного взаимодействия с ними. Кроме того, 70% родителей не знают как поступить, если сталкиваются с нарушением прав ребенка со стороны социума.
Проблема защиты прав ребенка неотрывна от проблемы жестокости в отношении детей. И сегодня проблема жестокости отнюдь не становится менее актуальной, чем ранее, несмотря на общемировой гуманитарный прогресс. До настоящего времени, к сожалению, не приходится говорить о способности большинства взрослых преодолеть и, тем более, предупредить проявления жестокости в отношении даже своих собственных детей. Взрослые зачастую даже не замечают нарушения прав ребёнка и своей жестокости по отношению к нему. Вот простейший пример: мама спешит домой, ребёнок хочет ещё поиграть, она его шлёпает – и это уже нарушение его права на неприкосновенность.
У большинства родителей вызывают отчаяние те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Лишь незначительная часть родителей испытывают раскаяние, большинство же не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить причину переживаний, считая их беспредметными и немотивированными. К сожалению, многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются прежде всего в семье.
Решением проблемы может стать создание единого правового пространства в ДОУ и семье, что предполагает правовое воспитание родителей и детей и как следствие реализацию и защиту прав ребенка.
Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической компетентности.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ
В ОБЕСПЕЧЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Пространство, где находится ребенок-дошкольник условно можно разделить на две части: семья и ДОУ. В некоторых случаях уже в дошкольном возрасте присоединяется еще одна часть, более характерная для детей школьного возраста – улица.
Казалось бы, семья – достаточно благополучное для ребёнка пространство. Всем известна истина, что нигде ребёнку не может быть так комфортно, как в кругу семьи. Однако в реальности всё далеко не так очевидно, иначе дети не убегали бы из дому. Семья – весьма автономный и даже закрытый для общества институт (не случайно существует выражение: «мой дом – моя крепость»). Однако внутри этой крепости зачастую ребёнок воспринимается как собственность родителей, а не как равноправный и даже привилегированный субъект. Вмешательство в жизнь семьи нарушает её автономию и автономию личностей – членов этой семьи. Поэтому нарушение этой автономии может происходить в нашем случае только тогда, когда имеются определённые симптомы неблагополучия. Но и вторжение это должно быть не репрессивным, а социализирующим, ориентированным на выработку семьёй способности в дальнейшем к самостоятельному разрешению своих проблем. Таким образом, при взаимодействии с семьёй необходимо исходить из сочетания нескольких принципов:
- приоритета семейных форм воспитания,
- автономии семьи
- раннего, но не репрессивного, а социализирующего вторжения.
Детский сад – одно из немногих учреждений, где реально могут быть гарантированы и реализованы права детей дошкольного возраста. В ДОУ дети получают образование, возможность развиваться в игре, проявлять свою индивидуальность, дети защищены от грубости и насилия. Кроме того, дошкольное учреждение – мощный институт социализации ребенка, где происходит первое знакомство с нормами и правилами поведения, общения, взаимодействия, что является основой для формирования правосознания.
Нам представляется, что детский сад в силу своей близости к семье может оказать влияние на формирование у родителей представлений о своих правах и обязанностях, в соответствии с международными документами, такими как Конвенция о правах ребенка (1989г), Конституция Российской Федерации. Совместными усилиями детского сада и семьи мы можем создать единое правовое пространство, которое способно обеспечить следующие права ребенка, представленные в Конвенции: право на охрану здоровья; право на участие в играх; право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.
С этой целью в нашем ДОУ реализуется модель взаимодействия ДОУ и семьи по правовому воспитанию и обеспечению прав дошкольника, разработанная социальным педагогом Бойко О.Н. МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ И ДОУ Модель взаимодействия ДОУ и семьи по правовому воспитанию и обеспечению прав дошкольника в семье и ДОУ направлена на создание в ДОУ и семье единого правового пространства, способствующего, с одной стороны, обеспечению и реализации прав дошкольника в семье и социуме, с другой – формированию элементов правового сознания дошкольников.
ДИАГНОСТИКА
плановая
по сигналу
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕ-НИЮ ПРАВОВОЙ И ПЕДАГОГИЧЕС-КОЙ КОМПЕТЕН-ТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
выявлены нарушения прав детей
ОПРЕДЕЛЕ-НИЕ ПРИЧИН НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ ПОВТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА
ИНДИВИДУ-АЛЬНАЯ, ГРУППОВАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ ПРИЧИН ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ, ЗАЩИЩАЮЩИЕ ИНТЕРЕСЫ И ПРАВА ДЕТЕЙ
Модель включает в себя несколько этапов работы. На первом этапе проводится диагностика, позволяющая определить уровень правовой компетентности родителей, а также реализацию или нарушения прав в семье. Так как в семье реализуются основные права детей: право на здоровье, на любовь и заботу, на игру, на защиту от жестокого обращения, диагностика направлена на выявление положения ребенка в семье, изучение воспитательного потенциала семьи (формы воздействия на ребенка, единство требований членов семьи, применение наказаний, их формы и причины). По результатам диагностики семьи дифференцируются на:
- благополучные – права детей не нарушаются;
- условно благополучные – права детей нарушаются незначительно, в целом ребенок чувствует себя в семье хорошо;
- неблагополучные – права детей нарушаются существенно.
Для проведения диагностики используется различный инструментарий:
- анкетирование, направленное на выявление юридической грамотности, гипотетических источников нарушения прав ребенка, причин и характера нарушений прав ребенка, знания Конвенции о правах ребенка, способов воздействия (поощрения и наказания) на ребенка в семье (комплексная анкета);
- беседы с ребенком;
- посещение на дому;
- рисуночный тест «Проверьте отношение ребенка к вам».
Работа с благополучными семьями направлена на дальнейшее развитие педагогической культуры родителей, повышение правовой компетентности в вопросах семейного, уголовного, гражданского права, касающихся защиты и реализации прав детей и родителей, обучение правовым формам защиты своих прав и прав детей.
Последующая работа с условно благополучными и неблагополучными семьями направлена на выявление причин нарушения прав детей (низкий уровень правовой компетентности родителей, низкий воспитательный потенциал семьи, неприятие ребенка и др.) и их устранение.
В работе с родителями используются разнообразные формы и методы:
- индивидуальные и групповые консультации;
- беседы;
- привлечение внешних специалистов: юриста, специалистов органов социальной защиты, опеки и попечительства, детской поликлиники и др.
Проводится работа по изменению родительской позиции: осознания родителями создавшейся ситуации, ее прогнозирования и желания изменить. В случаях, когда родители отказываются идти на контакт и не желают менять ситуацию, сотрудники ДОУ вынуждены обращаться за помощью в государственные структуры, защищающие интересы и права детей: отдел опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты. На последнем этапе проводится повторная диагностика, позволяющая оценить эффективность проведенных мероприятий.
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. Работа по правовому просвещению родителей является частью реализации модели взаимодействия ДОУ и семьи по правовому воспитанию и обеспечению прав дошкольника.
Согласно конвенции все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как детей, так и взрослых о принципах и положениях Конвенции (ст. 42). Исходя из того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции , мы наметили следующую задачу: разъяснение родителям Конвенции о правах ребенка, как правового документа социально-нравственного и педагогического значения. Конвенция выступает здесь не только в качестве документа Международного права защиты детей, но и виде «живого» материала в работе с родителями в процессе применения в повседневной жизни. Главная задача взрослых - научить ребенка соблюдать закон, не оставаться равнодушными к происходящему. Привлекая родителей к правовому воспитанию, мы формируем у них понятие того, что родители являются гарантом прав маленького ребенка.
Правовое просвещение родителей включает в себя:
— наглядную агитацию в виде текста Конвенции с выделенными основными положениями, а также выдержки из Семейного кодекса РФ. Оформляется текст старшим воспитателем, готовится макет на ПК, аналогичный текст может быть включен в Памятку для родителей о стиле отношения с ребенком:
— родительское собрание, посвященное пониманию прав ребенка в современном обществе. Акцентом собрания должна стать мысль, что нормы международного права имеют отношение лично к каждому гражданину России; как любые нормы права, они являются не предметом свободного выбора каждого человека, а обязательными для исполнения каждым гражданином предписаниями. В ходе собрания желательно обсуждение различных реальных, часто создающихся в повседневной практике семейной жизни с ребенком дошкольного возраста ситуаций, в которых родители будут учиться идентифицировать наличие или отсутствие нарушения прав детей. На собрании желательно показать родителям, как международные нормы соблюдения прав ребенка закреплены не только в Семейном кодексе РФ, но и в законодательствах других стран;
— психологическое просвещение, разъяснение родителям принятых в учреждении педагогически целесообразных и психологически обоснованных норм общения с детьми и способов регулирования их поведения. для решения этой задачи подойдет Памятка для родителей, которая выдается каждому вместе с путевкой в ДОУ. Памятка должна содержать психолого-педагогические принципы построения общения взрослых с детьми в стенах учреждения;
— родительские собрание с элементами групповой дискуссии, позволяющее выявить существующее у родителей отношение к данной проблеме и обменяться родительским опытом. Такое собрание может стать первым шагом на пути возникновения родительского клуба, в котором родители смогут регулярно обмениваться опытом воспитания растущих детей, обсуждать возникающие проблемы друг с другом и с педагогами и психологами, совместно искать пути их разрешения в неформальной обстановке. Многие родители страдают от дефицита общения и рады проводить время в таком клубе, высоко оценивая его пользу для коррекции отношений с ребенком и климата в семье в целом;
— знакомство с психолого-педагогической литературой на занятиях в библиотеке детского сада и в период организации подписной кампании для родителей.
Повышению родительской компетентности способствует:
— игра, направленная на поиск нестандартных и эффективных способов воздействия на ребенка в различных ситуациях;
— психологический тренинг общения, позволяющий видеть реакцию партнера по общению и учитывать ее, меняя собственный стиль общения, понимать и осознанно использовать невербальные компоненты коммуникации;
— тренинг самоконтроля и психоэмоциональной саморегуляции; рефлексия собственного стиля родительского поведения и формирование осознанных установок на желаемое поведение.
Свою работу с родителями мы начали с диагностики с целью выявления информированности наших родителей о Конвенции о правах ребенка. Было опрошено 23 родителя из подготовительной группы. Результаты показали, что 68 % не знает о существовании Конвенции о правах ребенка, 18 % родителей слышали, но в его содержание не вникали, 8 % знают о существовании документа и его содержание, но поверхностно, и лишь 6 % родителей хорошо знакомы с данным документом. Параллельно был проведен мониторинг педагогической компетентности родителей и условий воспитания ребенка в семье:
- анкета «Здоровый образ жизни»;
социально-демографическая карта семьи;
тест «Я и мой ребенок»;
анкета-тест «Хорошие ли вы родители»;
тест «Методы воздействия на ребенка».
Опрошено 26 родителей. Выявлены следующие проблемы:
неумение родителей контролировать свои эмоции в общении с ребенком – 79 % ;
авторитарность в воспитании – 56 %;
ориентировка в воспитании ребенка только на свой опыт и интуицию без учета советов и рекомендаций – 59 %.
Параллельно с анкетированием среди родителей мы проводили работу с детьми: Родители оформили вместе с детьми альбом «Кто я?», «Имя моего ребенка», писали сочинение на тему «Индивидуальные особенности моего ребенка». В итоге была выявлена следующая картина:
доминирующим стилем воспитания в семье является демократически-авторитарный – 45%;
авторитарно-демократический – 39 %;
авторитарный – 10 %;
демократический – 6 %.
Таким образом вся предварительная работа (анкетирование родителей, обработка и анализ полученных данных) подвела нас к следующему этапу – разработки системы мероприятий практической деятельности по ознакомлению родителей с Конвенцией.
месяц
| мероприятия
| сентябрь
| Консультация «Конвенция о правах ребенка. Знаешь ли ты?»
Литературно-иллюстрированная выставка «Ребенок имеет право»
| октябрь
| Консультация и оформление папки-передвижки «Права и обязанности детей»
| ноябрь
| Право на семью. Право на жизнь.
Оформление семейных альбомов «Я и моя семья».
Проведение совместного праздника «День семьи»
Выставка детских рисунков, приуроченная к 20 ноября – Всемирному дню прав детей.
| декабрь
| Акция «Цветик-семицветик» - совместная детско-родительская деятельность: организация помощи детям-инвалидам, детям-сиротам. (Право детей-инвалидов на особое внимание, заботу).
Оформление информационного стенда «10 декабря – день прав человека»
Проведение открытого занятия для родителей «День прав человека»
| январь
| Право на имя, на жилье.
Оформление альбомов «Имя моего ребенка», «Мой дом – моя крепость!»
Совместная детско-родительская поисковая деятельность «Что означает мое имя»
| февраль
| Право на образование и медицинское обслуживание
Открытое занятие «Грамоте учиться – всегда пригодится!»
Совместная детско-родительская поисковая деятельность – подбор пословиц и поговорок об учении.
Консультация врача, ст.медсестры детского сада «Детский сад и семья на охране здоровья детей»
| март
| Совместная детско-родительская деятельность – изготовление плакатов «Мы на свет родились, чтобы радостно жить!»
| апрель
| Родительское собрание «Защита прав и достоинства маленького ребенка».
Открытое занятие для родителей «Детство мое – страна заветная».
| май
| Диспут «Путешествие по Конвенции».
Дискуссионный клуб «Посеешь привычку – пожнешь характер»
| По мере освоения родителями Конвенции, они приняли непосредственное участие в ее обсуждении. Так, например, в диспуте «Путешествие по Конвенции», родители высказывали свое личное мнение и отношение к документу. Отрадно было слышать, что многие родители правильно оценивали свою роль и значение в воспитании ребенка, не перекладывая его целиком на детский сад, воспитателя и государство. Для родителей проводились дни «открытых дверей», которые повысили активность и интерес наших родителей к повышению своей правовой культуры. Привлекали родителей к составлению герба и родословной семьи. Цель – вызвать интерес к составлению родословной, желание изучать историю своей семьи. Можно отметить, что наиболее эффективными оказались тесты, опросники, беседы с детьми и родителями, диспуты, а также оформление альбомов «Имя моего ребенка», «Кто Я?», то есть такие формы работы, где родители и дети активные участники и где ребенок выступает, как полноправная, полноценная личность. Это в корне меняет отношение родителей к своему ребенку. Во многих семьях взаимоотношения постепенно стали переходить от авторитарного стиля к демократическому, к чему и стремились подвести своих родителей.
Следующим шагом стало изучение других нормативных документов, регламентирующих и обеспечивающих права ребенка в социуме и в семье.
Был разработан перспективный план работы с родителями:
| мероприятия
| участники
| Сентябрь
| 1.Знакомство с Конвенцией о правах ребенка (стенд).
консультация
2.Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня «О правах ребенка»
Конституция РФ
Семейный кодекс
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Закон «Об образовании»
Закон Краснодарского края № 958-к3 «Об ответственности родителей за воспитание детей».
| Социальный педагог
Юрист
Воспитатель
| Октябрь
| 1.Привлечение родителей к поиску правовых материалов
консультация
2.Нормативные документы в области дошкольного образования: договор между ДОУ и родителями Продолжение оформления альбома «Я и моя семья»
| Воспитатель Заведующая, социальный педагог Родители, дети
| Ноябрь
| 1.Памятки для родителей:
«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
«Семь правил для взрослых»
2.Рекомендации родителям:
«Принципы семейного благополучия»
«Проверьте отношение ребенка к вам».
3.Составление генеалогического древа семьи
| Воспитатель
Социальный педагог
| Декабрь
| 1.Родительское собрание «Защита прав и достоинства маленького ребенка».
2. Тест «Детей воспитывают родители, а родителей?»
3.Оформление мини-альбома «Имя моего ребенка»
4.Анкета для выявления уровня педагогической культуры.
|
Воспитатель Родители
Воспитатель
| Январь
| 1.Памятки «Четыре заповеди мудрого родителя», «Десять заповедей родителей»
2.Консультация «К кому обращаться за помощью»
3.Групповая дискуссия «Проблемы семейного воспитания»
| Воспитатель
Юрист
Психолог, социальный педагог
| Февраль
| 1.Консультация-беседа с проведением анкетирования «Я и мой ребенок»
2.Выставка семейных работ «Мама, папа, я – счастливая семья»
3.Анкета для отцов
4.Консультация (индивидуальная) «Роль отца в воспитании детей»
| Воспитатель,
соц. педагог
Родители, воспитатель
Воспитатель
Соц. педагог
| Март
| 1.Конкурс «А ну-ка бабушки»
2.Сочинения «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»
3.Дискуссионный клуб «Досуг в семье: как его проводить»
| Муз. рук., воспитатель
Родители Соц. педагог, психолог, воспитатель, муз. рук.
| Апрель
| 1.Консультация (групповая) «Родительские отношения»
2.Опрос родителей (анкета) «Ваши пожелания и ожидания».
3.Анкета «Наказания в воспитании»
4.Дискуссионный клуб «Проблемы детского труда и отдыха»
| Психолог, соц. педагог
Воспитатель
Соц.педагог, психолог
| Май
| 1.Анкета «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?»
2.Выставка литературы по правовым вопросам
3.Круглый стол «Защита прав ребенка»
4.презентация альбомов «Ура мы на отдыхе!»
5.Оценка родителями своей компетентности
| Воспитатель
Юрист, врач, психолог, соц.педаг Родители, воспитатель, психолог.
| В работе с родителями широко используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:
анкетирование, тесты;
консультации;
общие праздники в детском саду;
неформальные беседы;
родительские собрания;
«Неделя прав ребенка»;
деловая игра;
игры и упражнения с элементами тренинга;
домашние творческие задания;
круглый стол;
открытые занятия по правовому воспитанию дошкольников;
привлечение к участию в занятиях;
оформление стендовой информации «Ребенок имеет право»;
ширма «Правовой ликбез»;
информационно-просветительская работа – газета для родителей «Правовая академия», изготовление памяток, брошюр, буклетов;
участие в занятиях «Правовой школы»;
встречи-дискуссии;
ярмарка идей;
устный журнал;
диспут;
составление родословной;
составление герба семьи.
Особо хотелось бы остановиться на такой форме работы, как организация правовой школы для родителей. Ее создание обусловлено низким уровнем правовой культуры родителей, правовой безграмотностью. Основная цель правовой школы – разъяснить родителям их права в части, касающейся воспитания детей, супружеских отношений, показать способы решения проблемных ситуаций, связанных с реализацией права родителей или детей. Для этого была разработана программа правового просвещения родителей.
Содержание программы правовой школы определялось с учетом запросов родителей и наиболее часто встречающихся случаем правовых споров, связанных с семейными отношениями. ПЛАН РАБОТЫ ПРАВОВОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
№ пп
| Тема
| Кол-во занятий
|
| 1
| Конституция Российской Федерации как гарант равноправия, защиты прав и интересов граждан
| 1
| Сентябрь
| 2
| Защита прав и интересов детей в Российской Федерации (права и обязанности дома, в обществе, на улице). Роль и место родителей при ущемлении прав детей третьими лицами (физическими, юридическими; Федеральными, муниципальными учреждениями, организациями, предприятиями)
| 1
| Октябрь
| 3
| Брак, семья, дети. Имущественные отношения в семье. Расторжение брака, раздел имущества. Права ребенка в этом процессе. Право матери на имущество, жилье и иную недвижимость.
| 2
| Ноябрь – декабрь
| 4
| Право матери на имущество, наследуемое по Закону (завещанию) третьими лицами после расторжения брака
| 1
| Январь
| 5
| Право родителей на определенные льготы по Трудовому законодательству, если в семье есть малолетние дети.
| 1
| Февраль
| 6
| Кодекс административных правонарушений (основания и порядок обращения в правоохранительные органы, медицинские учреждения в случаях проявления
| 1
| Март
| 7
| Уголовная ответственность одного из родителей, совершивших преступление по отношении к семье
| 1
| Апрель
| 9
| Ответственность родителей за действия детей, повлекших ущерб здоровью или материальный ущерб другим лицам.
| 1
| Май
|
Занятия в правовой школе проводятся приглашенными специалистами (юристами, врачами, специалистами отдела социальной защиты населения и др). Для этого администрация ДОУ обращается с ходатайством к руководителю организации о предоставлении специалиста для правового просвещения родителей. Таким образом мы сотрудничаем с органами опеки и попечительства, отделом социальной защиты населения, отделом внутренних дел.
Работа по правовому образованию детей и родителей дала положительные результаты. Родители стали проявлять большой интерес к данной теме: обращаются с вопросами, более внимательно изучают наглядно-информационный материал, активнее предлагают помощь при подготовке и проведении совместных мероприятий. Научились более четко понимать, что существует обратная связь между характером наказания и детским развитием. В большинстве семей стали отдавать предпочтение разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения, родители повысили контроль над собственными эмоциями, чаще опираются на полученные знания, в том числе и на опыт других родителей. Результативность работы с родителями подтверждает тот факт, что в результате опроса о делегировании ответственности никто из родителей не склонен переадресовать ответственность за воспитание ребенка ДОУ, хотя на первом этапе работы около 30% родителей считали, что эта ответственность должна быть разделена с педагогами.
Конечно, в работе с родителями по реализации и обеспечению прав дошкольника в семье воспитатель сам должен иметь высокий уровень правовой и профессиональной компетентности, владеть коммуникативными навыками, умением разрешать конфликтные и проблемные ситуации и проявлять личную заинтересованность в решении поставленных задач.
Необходимо отметить, что работа с родителями в вопросах правового воспитания требует особой осторожности и обязательного выполнения условий:
- не допускать перенос эмоциональных состояний взрослых на ребенка;
- не применять методы, формы работы, способные вызвать ухудшение положения ребенка в семье;
- не навязывать родителям различные воспитательные системы и подходы, обязывать их участвовать в проводимых мероприятиях. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Подводя первоначальные итоги работы отмечаем, что в процессе теоретического изучения Конвенции и других правовых документов, необходимо приглашать юристов, которые профессионально разъяснят статьи тех или иных документов. Кроме того информацию о правах ребенка желательно отражать в родительском договоре, который заключается с каждым родителем, нужно как можно шире привлекать родителей-специалистов в определенной области, ибо воспитатель не всегда может дать исчерпывающую, квалифицированную консультацию. Необходимым условием успешности работы является, особенно на первом этапе, взаимодействие с психологом и социальным педагогом, поскольку не все родители честно и откровенно отвечали на вопросы анкет, а наблюдения за детьми позволяли сделать иные выводы о семье. Поэтому наряду с фронтальными формами работы совместно с психологом и социальным педагогом проводили индивидуальные и групповые консультации, беседы и тренинги с родителями. Составлен список рекомендуемой художественной литературы для детей по проблеме, толковый словарь для детей и родителей.
В результате использования приведенных форм работы можно констатировать повышение правовой компетентности родителей в вопросах прав детей, определенных Конвенцией о правах ребенка:
| Первичная диагностика
| Итоговая диагностика
| Не знали о существовании Конвенции
| 68%
| -
| Слышали, но не вникали в содержании
| 18%
| -
| Знают о существовании документа и его содержании
| 8%
| 92%
| Хорошо знакомы с данным документом
| 6%
| 8%
|
Изменились и формы взаимодействия взрослых и детей в семье:
| Первичная диагностика
| Итоговая диагностика
| Демократичный стиль
| 6%
| 18%
| Демократично-авторитарный стиль
| 45%
| 42%
| Авторитарно-демократичный стиль
| 39%
| 32%
| Авторитарный стиль
| 10%
| 8%
| Как видно из таблицы, доминирующим по-прежнему остался демократично-авторитарный стиль взаимодействия, однако явно выражена тенденция к увеличению числа родителей, перешедших к демократическому стилю взаимодействия с детьми и сократилось количество родителей, придерживающихся авторитарного стиля.
Следовательно, выбранные формы организации работы с родителями можно назвать эффективными и рекомендовать для использования в работе с родителями дошкольников в ДОУ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.
Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагенство, 1994.
Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Т.А.Данилина и др. – М.: АРКТИ, 2003.
Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. и др. Социальная педагогика: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 2000.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ: Астрель, 2007.
Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – М.: Совершенство, 1997.
Добсон Дж.Ч. Не бойтесь быть строгими. Советы родителям. – М., 1996.
Дробинская А.О. Скоро в школу. Что нужно знать родителям. – М.: Школьная пресса, 2005.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986.
Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи и детского сада/ Т.Н.Доронова, А.Е.Жичкина, Л.Г.Голубева и др. – М.: Просвещение, 2003.
Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2005.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Я – ребенок, и я имею право. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007.
Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004.
Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4 – 7 лет. – М.: Просвещение, 2002.
Карпюк Г.А. Реализация права ребенка на игру //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2007. - № 6.
Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2005.
Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2004
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет. Игровая и продуктивная деятельность. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт… - Ярославль, 2001.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2002.
Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
Максакова В., Полякова С. Учимся договариваться: Методическое пособие для учителя начальной школы. – М.: Издательство Магистр, 1998.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2002.
Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5 – 7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: сборник материалов. – СПб.: КАРО, 2002.
Педагогические игры. Серия «Игры – обучение, тренинг, досуг…» Книга 5/под ред. В.В.Петрусинского. – М., 1994.
Попова М.Н. Навстречу друг другу: психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ. – СПб.: ЛОИРО, 2001.
Работа с семьей в микрорайоне. Из опыта работы краевых экспериментальных площадок г. Краснодара. – Краснодар, 2003.
Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно-практическое пособие. – М.: Гном и Д, 2001.
Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе.- М.: АРКТИ, 2004.
Семенака С.И. Уроки добра. - М.: АРКТИ, 2005.
Соловей С.А, Львова Т.Н., Дубко Г.И. Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. – М., 2005.
Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: АРКТИ, 2005.
Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие; в 4-х томах. Т.1,2,3,4. – М.: Генезис, 2001.
Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989.
Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2001.
Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников/сост.: О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
|