|
«Мы друзья птиц» Конспект фронтального занятия для детей 6-7 лет по развитию речи.
Тема: «Мы – друзья птиц»
Задачи:
Учить составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Развивать психические процессы: воображение, внимание, зрительную память, словесно – логическое мышление.
Формирование школьных навыков, воспитание усидчивости, организованности.
Прививать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Оборудование: - магнитофон, запись,
- скворечник,
- иллюстрации с изображением птиц
- буквы,
- кроссворд «чудо-дерево»
- серия картин «друзья птиц»,
- птичка (мягкая игрушка), Ход занятия.
Дети читают стихотворение.
«Кто хочет разговаривать»
2. – Ребята, мы с вами попали в весенний лес (звучит магнитофонная запись пение птиц).
- Давайте вспомним,
рассказ Н. Сладкова «Птицы весну принесли».
Дети выбирают иллюстрацию с изображением птицы и кратко пересказывают рассказ.
3. К нам в гости прилетела сказочная птичка (показываю игрушку). Она летала над лесами, над полями, пролетала над городом и деревней. Послушайте, она рассказывает нам что увидела.
«Лечу я над деревней, вижу на дереве большое гнездо оно устлано ветками и сидит в гнезде жаворонок. Лечу дальше, пролетаю над полем, а там ходит длинноногий аист, ищет ямку для своего гнезда. Пролетаю над лесом и вижу кукушка высиживает в гнезде птенцов, а самец носит толстых гусениц»
-Что в рассказе не правильно, чего не бывает на самом деле?
Ответы детей.
4. Ребята, а зачем птицы строят гнездо? (выводят птенцов)
Давайте вспомним «Кто у кого?»
У грача – грачата
У скворца –
У аиста –
У кукушки –
У вороны –
У сороки –
У галки –
5. Физ.минутка.
«Перелетные – неперелетные».
«Танец утят» под запись.
6. – Ребята, а это чей домик? (показываю скворечник)
Давайте вспомним, как школьники готовились к встрече скворцов.
Составление рассказа по серии картин «Забота о птицах».
7. В скворечнике уже есть жилец. Кто это? (скворец)
Составление предложения со словом «скворушка» Запись схемы предложения.
8. Давайте поможем нашей гости (птичке) отгадать кроссворд, в котором спрятаны названия птиц.
- Сначала отгадаем названия птиц, которые спрятались слева – направо (галка, аист, чибис)
ГАЛКА - по первому звуку слов;
АИСТ - написаны только гласные буквы;
ЧИБИС - написаны только согласные.
- А теперь отгадаем названия птиц, спрятанных сверху- вниз (грач, кукушка, синица )
Итог занятия
Конспект фронтального занятия для детей с диагнозом
ОНР 3 и ФФНР.
«Прогулка в лесу».
Программное содержание.
Обобщить знание детей о деревьях.
Работа над связной речью:
- грамотное построение предложения;
- составление рассказа от первого лица;
- умение объяснить содержание пословицы.
3. Звукопроизношение:
- контроль за звукопроизношением.
4. Анализ и синтез слов, характеристика звуков.
Разбор предложения. Чтение.
5. Развивать память, внимание.
6. Воспитать любовь к природе.
Оборудование: - магнитофонная пленка,
- ветки,
- иллюстрации,
- чудо-дерево, с буквами
- доска, фломастер,
- пословицы,
- сюрприз. ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент.
Магнитофонная запись ручей, птицы.
- Что вы слышите?
- Где можно услышать эти звуки ?
- Кто был в лесу, расскажите, что видели, слышали.
- В каком лесу гулял.
- Какие еще леса знаете? дубрава, березняк, ельник
2. часть.
- Ребята, а вы знаете, что не только мы с вами разговариваем.
Деревья тоже что-то друг другу рассказывают.
- Как вы думаете, о чем они могут говорить?
Рассказы детей.
3 часть.
- Ребята, посмотрите, какое необычное дерево.
Чем оно необычно? листья разных деревья, на листьях буквы.
- Составьте слово из этих букв, связанных с природой, а я буду их записывать.
- Назовите слово, в которых 1 слог, 2 слога.
- Чем похожи слова: ДУБЫ-ГРИБЫ
- А чем они отличаются.
- Измените слово так, чтобы основная часть сохранилась «ДУБ», а в слове было три слога ДУБРАВА.
Назовите 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 звуки.
Сколько гласных.
Сколько согласных.
- А вот интересное слово «ЛЕСНИК»
Придумайте с ним предложение: 2 слова, 1 слово, 3 слова,4 слова. С какой буквы напишется 1 слово?
Что поставить в конце предложения?
Что такое предлог и как он пишется?
Физ. минутка.
Задул ветер. Листочки разлетелись. Я гуляю по дубраве. Смешанный лес.
часть.
- Ребята на нашем чудо-дереве телеграммы для нас
- Давайте их прочитаем раздаю.
- Как вы думаете, что это? Пословицы.
- Объяснение пословиц.
- Ребята, вы молодцы.
Хорошо занимались, старались, следите за речью.
Расскажите, как вы будете теперь разговаривать.
«Кто хочет разговаривать.»
Сюрпризный момент.
Скороговорки.
6.Итог занятия. Оценка.
Конспект фронтального занятия для детей
с диагнозом ФФНР.
« В мире животных»
Цели:
Способствовать развитию у детей фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.
Работать над развитием связной речи: упражнять в умении использовать предложения сложных конструкций, в умении составлять загадки – описания, используя действия животных.
Работать над грамматическим строем речи: образование притяжательных прилагательных, согласование числительных в роде, числе, падеже.
Закрепить умение самостоятельно делить слова на слоги.
Закрепить навыки в выделении предлогов, как самостоятельных слов, уметь выполнять графическую схему предложения с предлогом, закрепить основные правила.
Проводить работу по профилактике дисграфии.
Развивать логическое мышление , память, зрительное и слуховое внимание, тактильные ощущения.
Оборудование:
- «чудесный мешочек» с буквами;
- « цепочка слов» с использованием иллюстраций;
- иллюстрации животных;
- фланелеграф;
- поезд с тремя вагонами;
карточки с буквами написанными друг на друге;
- кубик с цифрами;
- цифры от 1 до 7 с зашифрованным словом «СПАСИБО».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1.Организационный момент.
«Цепочка слов». Первое слово – мак. Картинка выставляется перед детьми на фланелеграф. Один из детей проговаривает слово, выделяя последний звук. Дети выбирают необходимую иллюстрацию из предложенных. Затем кто-либо из детей называет слова, выделяя голосом первый и последний звуки.
2.«Чудесный мешочек».
- Ребята, этот мешочек волшебный. В нём находятся буквы. Послушайте, что вы должны сделать. Каждый с закрытыми глазами достанет из него букву, спрячет её за спину и на ощупь определит, что это за буква. Нам говорить не надо, надо найти картинку, на которой название этого животного начинается со звука, живущего в этой букве.
3. –Ребята, теперь давайте посадим наших животных в вагончики. В первом вагончике поедут животные в названии которых один слог, во втором – животные, в названии которых, два слога, в третьем – животные, в названии которых , три слога. Вспомним, как можно определить, сколько слогов в слове? /повторяем правило/.
Дети рассаживают животных и называют гласные звуки в словах.
Давайте посмотрим, кто с кем поедет. С кем поедет лиса? /бросаю кубик с цифрами/ Ответ детей: « Лиса поедет с двумя лисятами». Каждый из детей называет одно из животных, едущих в поезде, с детёнышами.
Перед детьми выставлены картинки: носорог, тигр, рысь, кот.
Внимательно посмотрите и скажите. Какое из животных лишнее и почему. / Лишнее слово кот, т.к. это домашнее животное и в его названии нет звука /р/.
На фланелеграфе – изображение зимнего леса. Посмотрите, ребята, кто из животных спрятался? Чьи это ушки? /беличьи/ где спряталась белка? Чей это хвост? /волчий/ Где спрятался волк? Чья это лапа? /медвежья/ Где спрятался медведь? Чья это мордочка? /лисья/ Где спряталась лиса?
Физминутка. Дети по характеру музыки определяют, что это за животное и воспроизводят его движения.
Вспомните, где спряталась лиса? А я вам помогу.
Назову слова, а вы составьте предложение.
Куст, лиса , сидела , за. Дети составляют предложение: « Лиса сидела за кустом.» Составление графической схемы предложения на фланелнграфе.
- Из чего состоит предложение?
- Назовите 1 /2, 3, 4/ слово.
- Назовите самое маленькое слово в предложении.
- Как оно называется?
- Какие предлоги вы знаете?
- Для чего нужен предлог?
- Как пишутся предлоги со словами?
9. Детям предлагаются карточки с буквами, наложенными друг на друга.
- Ребята, звери запутали следы – буквы. Распутайте их. Назовите, какие буквы вы увидели, обведите их и покажите.
10. Звери запутали и цифры. Расставьте их по порядку, переверните и прочитайте слово. /СПАСИБО/
11. Итог занятия. Оцкнка. |
|
|