Главная страница

Рассказе В. М. Шукшина "Дядя Ермолай"



НазваниеРассказе В. М. Шукшина "Дядя Ермолай"
Дата16.04.2016
Размер445 b.
ТипРассказ


Нравственные проблемы в рассказе В.М. Шукшина "Дядя Ермолай"

  • Урок-подготовка к выпускному сочинению по литературе.


Цели урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с рассказом В. М. Шукшина «Дядя Ермолай»; показать детям духовный мир героев рассказа; Развивающие: развивать речь учащихся, творческое воображение; развивать самостоятельность мышления: выражать своё мнение, выделять главное, делать выводы. Воспитательные: воспитывать интерес к урокам литературы; воспитывать любовь к природе; помочь детям в понимании героев В. М. Шукшина, а через это повлиять на их нравственный мир; воспитывать душевную чуткость, совестливость.



Оборудование:

  • портрет В. М. Шукшина; выставка книг; репродукции картин: К. Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы», Ф. Васильев «Перед грозой»; Толковый словарь С. И. Ожегова;



Аналитическая беседа по рассказу.

  • - Тема нашего урока звучит так: «Нравственные проблемы в рассказе В. М. Шукшина «Дядя Ермолай». Эпиграфом урока станут слова самого писателя. прочитаем его. Слова лежат у вас на партах.

  • Нравственность есть Правда. Не просто правда, а Правда. Ибо это мужество, честность, это значит - жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду».

  • - Найдём значение слова нравственность в толком словаре. ( Чтение словарной статьи). Мы ещё вернёмся к эпиграфу по ходу урока.

  • – Вы самостоятельно познакомились с рассказом «Дядя Ермолай». Почему так назван рассказ? Что поразило вас в нем? В чём, на ваш взгляд, заключается основная мысль рассказа?



Выявление проблем в рассказе

  • - Какая первая проблема в этом рассказе?.

  • В основе этого рассказа лежит случай, который произошёл с самим автором, когда ему было 12 лет. А рассказ написан в 1971 году. Сколько лет прошло? Почему он решил написать своё произведение спустя 30 лет? Чтобы ответить на этот вопрос, мы прочитаем короткое вступление к рассказу. ( Вспоминаю из детства один случай).

  • - Почему автору не вспомнился случай, он не вспомнил о нём, а – вспоминаю? 

  • -Перед нами возникает ещё одна проблема, над которой будем работать в классе- проблема памяти. Найдём значение этого слова в словаре.

  • – Почему автор сразу не рассказывает нам про этот случай, а показывает состояние природы? Прочитаем пейзаж. Что описывается в нём? . Послушаем, что происходит в природе перед грозой, дождём.



Наблюдение над картинами К.Маковского и Ф.Васильева

  • - А теперь посмотрим на репродукции картин художников, которые изобразили приближение грозы. Обратим внимание на репродукцию картины Ф. Васильева «Перед грозой». Какие изменения происходят в природе перед грозой?

  • - Смотрим на репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Что можно сказать про эту картину

  • - Вспомните, возможно, кому-то из вас случалось быть во время грозы в поле, в лесу? Что вы почувствовали: волнение, тревогу, ужас, страх? Почему люди боятся грозы? А как вы думаете, мальчики испугались грозы?





Картина Ф.Васильева «Перед грозой»



Рефлексия

  • -Почему, солгав, мальчики упорно стоят на своём? Зачем дядя Ермолай добивался, чтобы дети сказали правду? 

  • - Дети не сознались, что не были на току, куда их отправил дядя Ермолай. Как вы думаете, сознаются ли они во лжи потом, когда пройдёт время?

  • - Как вы думаете? Что оскорбило его в поведении детей? Почему он хотел услышать от них правду, их собственное признание?

  • – Автор не даёт ответа на вопрос: в чём смысл жизни обыкновенных людей, а предлагает над ним подумать. У него есть такая формула: «Труд- это очень простое понятие, как правда». Не случайно объединяет писатель правду и труд. А потому о труде он пишет, стремясь быть правдивым до конца. Труд бескорыстный, но ради людей, ради Отчизны. Этот смысл звучит и в эпиграфе. У Шукшина на первом месте всегда стоит правда:

  • правда и память

  • правда и совесть

  • правда и труд. Ибо он писал: «Нравственный человек для меня- это прежде всего человек совестливый и правдивый». Какие главные проблемы затрагивает автор в этом рассказе?



Подведение итога урока.

  • Закончите фразы:

  • Я сейчас чувствую…

  • Я думаю…

  • Я не умею…



Домашнее задание.

  • Написать мини-сочинение на тему: «Герой рассказов Шукшина, затронувший мою душу.»



  • Презентацию составила учитель русского языка и литературы

  • Зороастрова Галина Дмитриевна