|
Рассказе В. М. Шукшина "Дядя Ермолай"
Нравственные проблемы в рассказе В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" Урок-подготовка к выпускному сочинению по литературе.
Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с рассказом В. М. Шукшина «Дядя Ермолай»; показать детям духовный мир героев рассказа; Развивающие: развивать речь учащихся, творческое воображение; развивать самостоятельность мышления: выражать своё мнение, выделять главное, делать выводы. Воспитательные: воспитывать интерес к урокам литературы; воспитывать любовь к природе; помочь детям в понимании героев В. М. Шукшина, а через это повлиять на их нравственный мир; воспитывать душевную чуткость, совестливость.
Оборудование: портрет В. М. Шукшина; выставка книг; репродукции картин: К. Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы», Ф. Васильев «Перед грозой»; Толковый словарь С. И. Ожегова;
Аналитическая беседа по рассказу. - Тема нашего урока звучит так: «Нравственные проблемы в рассказе В. М. Шукшина «Дядя Ермолай». Эпиграфом урока станут слова самого писателя. прочитаем его. Слова лежат у вас на партах. Нравственность есть Правда. Не просто правда, а Правда. Ибо это мужество, честность, это значит - жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду». - Найдём значение слова нравственность в толком словаре. ( Чтение словарной статьи). Мы ещё вернёмся к эпиграфу по ходу урока. – Вы самостоятельно познакомились с рассказом «Дядя Ермолай». Почему так назван рассказ? Что поразило вас в нем? В чём, на ваш взгляд, заключается основная мысль рассказа?
Выявление проблем в рассказе - Какая первая проблема в этом рассказе?. В основе этого рассказа лежит случай, который произошёл с самим автором, когда ему было 12 лет. А рассказ написан в 1971 году. Сколько лет прошло? Почему он решил написать своё произведение спустя 30 лет? Чтобы ответить на этот вопрос, мы прочитаем короткое вступление к рассказу. ( Вспоминаю из детства один случай). -Перед нами возникает ещё одна проблема, над которой будем работать в классе- проблема памяти. Найдём значение этого слова в словаре. – Почему автор сразу не рассказывает нам про этот случай, а показывает состояние природы? Прочитаем пейзаж. Что описывается в нём? . Послушаем, что происходит в природе перед грозой, дождём.
Наблюдение над картинами К.Маковского и Ф.Васильева - А теперь посмотрим на репродукции картин художников, которые изобразили приближение грозы. Обратим внимание на репродукцию картины Ф. Васильева «Перед грозой». Какие изменения происходят в природе перед грозой? - Смотрим на репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Что можно сказать про эту картину - Вспомните, возможно, кому-то из вас случалось быть во время грозы в поле, в лесу? Что вы почувствовали: волнение, тревогу, ужас, страх? Почему люди боятся грозы? А как вы думаете, мальчики испугались грозы?
Картина Ф.Васильева «Перед грозой»
Рефлексия -Почему, солгав, мальчики упорно стоят на своём? Зачем дядя Ермолай добивался, чтобы дети сказали правду? - Дети не сознались, что не были на току, куда их отправил дядя Ермолай. Как вы думаете, сознаются ли они во лжи потом, когда пройдёт время? - Как вы думаете? Что оскорбило его в поведении детей? Почему он хотел услышать от них правду, их собственное признание? – Автор не даёт ответа на вопрос: в чём смысл жизни обыкновенных людей, а предлагает над ним подумать. У него есть такая формула: «Труд- это очень простое понятие, как правда». Не случайно объединяет писатель правду и труд. А потому о труде он пишет, стремясь быть правдивым до конца. Труд бескорыстный, но ради людей, ради Отчизны. Этот смысл звучит и в эпиграфе. У Шукшина на первом месте всегда стоит правда: правда и память правда и совесть правда и труд. Ибо он писал: «Нравственный человек для меня- это прежде всего человек совестливый и правдивый». Какие главные проблемы затрагивает автор в этом рассказе?
Подведение итога урока. Закончите фразы: Я сейчас чувствую… Я думаю… Я не умею…
Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему: «Герой рассказов Шукшина, затронувший мою душу.»
Презентацию составила учитель русского языка и литературы Зороастрова Галина Дмитриевна |
|
|