Главная страница


Мимические упражнения при работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи



Скачать 36.66 Kb.
НазваниеМимические упражнения при работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Дата14.04.2016
Размер36.66 Kb.
ТипДокументы

Мимические упражнения при работе с детьми,

имеющими фонетико-фонематическое

недоразвитие речи

Первичным в онтогенезе является язык эмоции. С разви­тием речи ведущую роль в передаче информации начинают играть слова, однако язык эмоций сохраняется, являясь спе­цифическим компонентом коммуникации.

Упражнения, способствующие выразительности мимики, жеста и движения, снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, содей­ствуют совершенствованию основных психологических про­цессов: внимания, памяти, способности к переключению; вос­питывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий.

Упражнения по развитию выразительности мимики, жес­та и движения начинаются с элементарных заданий, так как не все дети могут произвольно использовать мимику, жест. Затем постепенно, по мере овладения контролем за мимичес­кими мышцами, ребята оказываются в состоянии показать различные эмоции посредством мимики и жеста, движения. Во время упражнений педагог не делает резких замечаний, сохраняет положительный эмоциональный настрой. Какие бы эмоции человека ни выражались посредством мимики, всегда нужно стараться заканчивать упражнение на положительной ноте (потерялся — нашелся, поссорились — помирились, рас­строился — улыбнулся).

На подготовительном этапе коррекции нарушений зву-копроизношения определенное место отводится развитию мимических движений и движений языка, губ. Вначале детям предлагаются упражнения на развитие мышц лица. Выполнять упражнения лучше всего перед зеркалом. Ребенок при этом может визуально контролировать правильность движения и его амплитуду.

На первых занятиях педагог показывает, как мимически­ми мышцами лица выражаются различные эмоции. В процессе этих занятий у детей формируются первоначальные навыки и умения владеть мышцами бровей, лба, глаз, губ.

Упражнения на развитие мимической мускулатуры лица

Определите, какое у меня (или у клоуна) выражение лица.

Педагог показывает различные эмоциональные состояния (ве­селое, грустное, злое, строгое, радостное и т. д.). Детям пред­лагается назвать это состояние.

Мимическая гимнастика. Предварительный показ педаго­га: надуть щеки, втянуть щеки; закрыть глаза поочередно; под­нять брови, опустить, сдвинуть, раздвинуть. Ребенку предла­гается выразить мимикой и жестом одно эмоциональное со­стояние (радость, удивление, страх и т. д.).

Дед Мороз. Представьте себе, что сейчас (в сентябре) к нам пришел Дед Мороз. Мы все очень удивились (брови подняли, глаза широко открыты). Покажи, как мы удивились!

Котенок. Представьте себе, что у вас на коленях пушис­тый котенок. Он мурлычет, а вы его гладите.

Снегурочка. Дед и баба слепили Снегурочку, и она на их глазах ожила. Что выражают лица деда и бабы?

Аленушка. Покажите, как Аленушка сидит и смотрит на братца Иванушку.

Отгадай мое настроение. Ребенок «показывает лицом», ка­кое у него настроение, а педагог должен отгадать (или отгады­вают другие дети). Если никто не дает правильного ответа, то водящий сам должен рассказать, что он задумал.

Зеркало. Педагог показывает, изображает разные эмоци­ональные состояния, а дети их повторяют.

Кривые зеркала. Педагог изображает одно эмоциональное состояние, а дети — любое другое.

Мы умеем... Педагог читает стихи и показывает детям кар­точки с изображением клоунов.

Мы умеем улыбаться, Мы умеем удивляться, Мы умеем сердиться, Мы умеем огорчаться.

Задача ребенка — постараться повторить вслед за клоуном мимическое упражнение.

Упражнения для выражения двух эмоциональных состояний

Изобрази и постарайся назвать каждое эмоциональное состояние.

Фрукты. Откусили яблоко, оно очень сладкое. А теперь у вас во рту кислый лимон.

Где игрушка? Представьте себе, что вы потеряли любимую игрушку, ищете ее и... нашли!

Больно — не больно. Тебе больно, но боль постепенно про­ходит.

Собака. Вдруг выскочила большая собака, ты испугался, а собака завиляла хвостом, пробежала мимо — ты успокоился.

Царевна Несмеяна. Царевна Несмеяна плачет, а смешит ее Емеля. Покажите плачущую Несмеяну и веселых придворных.

Упражнения для выражения нескольких эмоциональных состояний

Лиса и заяц. Педагог напоминает детям сказку «Заячья из­бушка» и предлагает показать, как лиса просилась в домик, как выгнала зайчика, как пугала всех зверей, а потом сама испу­галась.

Та же сказка: показать эмоциональные переживания зай­чика.

Тетя Кошка. Педагог напоминает детям сказку С. Я. Мар­шака «Кошкин дом». Кошка весела, любезна с гостями, над­менна с племянниками, жалкая после пожара, виноватая, а затем счастливая, заботливая по отношению к котятам.

Требуется показать выражение мордочки кошки в каждом эпизоде.

Маша и медведи. Педагог просит показать выражение лица Маши из сказки «Три медведя». Сначала она веселая — пошла в лес с подружками. Заблудилась — растерялась. Попала в из­бушку — стало любопытно. Пришли медведи — испугалась. Прибежала домой — счастлива.