|
Мимические упражнения при работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи Мимические упражнения при работе с детьми,
имеющими фонетико-фонематическое
недоразвитие речи
Первичным в онтогенезе является язык эмоции. С развитием речи ведущую роль в передаче информации начинают играть слова, однако язык эмоций сохраняется, являясь специфическим компонентом коммуникации.
Упражнения, способствующие выразительности мимики, жеста и движения, снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, содействуют совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий.
Упражнения по развитию выразительности мимики, жеста и движения начинаются с элементарных заданий, так как не все дети могут произвольно использовать мимику, жест. Затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, ребята оказываются в состоянии показать различные эмоции посредством мимики и жеста, движения. Во время упражнений педагог не делает резких замечаний, сохраняет положительный эмоциональный настрой. Какие бы эмоции человека ни выражались посредством мимики, всегда нужно стараться заканчивать упражнение на положительной ноте (потерялся — нашелся, поссорились — помирились, расстроился — улыбнулся).
На подготовительном этапе коррекции нарушений зву-копроизношения определенное место отводится развитию мимических движений и движений языка, губ. Вначале детям предлагаются упражнения на развитие мышц лица. Выполнять упражнения лучше всего перед зеркалом. Ребенок при этом может визуально контролировать правильность движения и его амплитуду.
На первых занятиях педагог показывает, как мимическими мышцами лица выражаются различные эмоции. В процессе этих занятий у детей формируются первоначальные навыки и умения владеть мышцами бровей, лба, глаз, губ.
Упражнения на развитие мимической мускулатуры лица
Определите, какое у меня (или у клоуна) выражение лица.
Педагог показывает различные эмоциональные состояния (веселое, грустное, злое, строгое, радостное и т. д.). Детям предлагается назвать это состояние.
Мимическая гимнастика. Предварительный показ педагога: надуть щеки, втянуть щеки; закрыть глаза поочередно; поднять брови, опустить, сдвинуть, раздвинуть. Ребенку предлагается выразить мимикой и жестом одно эмоциональное состояние (радость, удивление, страх и т. д.).
Дед Мороз. Представьте себе, что сейчас (в сентябре) к нам пришел Дед Мороз. Мы все очень удивились (брови подняли, глаза широко открыты). Покажи, как мы удивились!
Котенок. Представьте себе, что у вас на коленях пушистый котенок. Он мурлычет, а вы его гладите.
Снегурочка. Дед и баба слепили Снегурочку, и она на их глазах ожила. Что выражают лица деда и бабы?
Аленушка. Покажите, как Аленушка сидит и смотрит на братца Иванушку.
Отгадай мое настроение. Ребенок «показывает лицом», какое у него настроение, а педагог должен отгадать (или отгадывают другие дети). Если никто не дает правильного ответа, то водящий сам должен рассказать, что он задумал.
Зеркало. Педагог показывает, изображает разные эмоциональные состояния, а дети их повторяют.
Кривые зеркала. Педагог изображает одно эмоциональное состояние, а дети — любое другое.
Мы умеем... Педагог читает стихи и показывает детям карточки с изображением клоунов.
Мы умеем улыбаться, Мы умеем удивляться, Мы умеем сердиться, Мы умеем огорчаться.
Задача ребенка — постараться повторить вслед за клоуном мимическое упражнение.
Упражнения для выражения двух эмоциональных состояний
Изобрази и постарайся назвать каждое эмоциональное состояние.
Фрукты. Откусили яблоко, оно очень сладкое. А теперь у вас во рту кислый лимон.
Где игрушка? Представьте себе, что вы потеряли любимую игрушку, ищете ее и... нашли!
Больно — не больно. Тебе больно, но боль постепенно проходит.
Собака. Вдруг выскочила большая собака, ты испугался, а собака завиляла хвостом, пробежала мимо — ты успокоился.
Царевна Несмеяна. Царевна Несмеяна плачет, а смешит ее Емеля. Покажите плачущую Несмеяну и веселых придворных.
Упражнения для выражения нескольких эмоциональных состояний
Лиса и заяц. Педагог напоминает детям сказку «Заячья избушка» и предлагает показать, как лиса просилась в домик, как выгнала зайчика, как пугала всех зверей, а потом сама испугалась.
Та же сказка: показать эмоциональные переживания зайчика.
Тетя Кошка. Педагог напоминает детям сказку С. Я. Маршака «Кошкин дом». Кошка весела, любезна с гостями, надменна с племянниками, жалкая после пожара, виноватая, а затем счастливая, заботливая по отношению к котятам.
Требуется показать выражение мордочки кошки в каждом эпизоде.
Маша и медведи. Педагог просит показать выражение лица Маши из сказки «Три медведя». Сначала она веселая — пошла в лес с подружками. Заблудилась — растерялась. Попала в избушку — стало любопытно. Пришли медведи — испугалась. Прибежала домой — счастлива. |
|
|