Главная страница

Шадрина С. В., учитель русского языка и литературы мобу сош №15 г. Якутска «Работа над средствами выразительности в процессе подготовки учащихся к выполнению задания в 8 егэ по русскому языку»



Скачать 46.13 Kb.
НазваниеШадрина С. В., учитель русского языка и литературы мобу сош №15 г. Якутска «Работа над средствами выразительности в процессе подготовки учащихся к выполнению задания в 8 егэ по русскому языку»
Дата10.04.2016
Размер46.13 Kb.
ТипДокументы

Шадрина С.В., учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №15 г. Якутска

«Работа над средствами выразительности в процессе подготовки учащихся к выполнению задания В 8 ЕГЭ по русскому языку».

Как показывает практика, задание В 8 является наиболее сложным из заданий ЕГЭ по русскому языку, что объясняется несколькими причинами. Это и обилие терминов, сложных для запоминания, большой список понятий для анализа и применения в тексте рецензии самого задания В 8 и расположение задания в конце части – все это не располагает учащихся к заданию этого типа. Поэтому целесообразно запланировать серию уроков по работе над средствами выразительности.

Однако умение находить средства языковой выразительности важно и в более широком смысле: без навыка видеть их в тексте, определять их роль невозможно до конца постичь авторский замысел, разобраться в смысловых акцентах, которые помогают выявить авторскую позицию, а значит, адекватно воспринять текст. А тексты русских поэтов и писателей ХХ века, на которых происходит отработка данного умения, содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают тесную связь языка с культурой, что способствует формированию культурологической компетенции.

Какие же методы и приемы возможно применять при подготовке к выполнению задания В 8?

Чтобы повторить с учащимися 11 класса термины; совершенствовать у них умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте, нами было разработано несколько уроков. Первое занятие называлось «Надо, Федя, надо, или Работа над средствами выразительности при подготовке к выполнению задания В 8. ТРОПЫ». Мотивацией послужило стихотворение Мандельштама «И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме…». Заведомо невыполнимое задание для многих учащихся - определить использованные здесь средства выразительности без формулировки самих терминов. - С помощью чего достигается образность, выразительность, зашифрованность стихотворения Мандельштама? Назовите эти средства выразительности («Мысливший пугливыми шагами» - использованы метафора и эпитет одновременно). Что может объединять большинство политиков, успешных предпринимателей и писателей? Где можно встретить средства выразительности? (Во многом это умение красиво и убедительно говорить, выражать свои мысли в устной и письменной форме ярко, точно, выразительно, образно. В их речи, в произведениях, созданных ими, в нашей обыденной речи, кинофильмах, на ЕГЭ, в части В8). Для чего вам нужно знать средства выразительности? (Овладение средствами выразительности поможет сделать успешную карьеру, наладить дружбу с партнерами, коллегами, стать намного увереннее, решить задание В8 ЕГЭ по русскому языку). Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними. Для чего могут использоваться средства выразительности? Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

Мотивация сработала, потом целесообразно познакомиться с формулировкой задания, затем остановиться на том, что следует знать для правильного выполнения этого задания и что от учащихся требуется. Делая акцент на формулировке задания, мы подводим их к выводу, что необходимо научиться отличать тропы от фигур речи. Например, из 9 перечисленных в задании средств выразительности 2,5,7,8 – это ТРОПЫ. Среди них ищите нужное. Круг поиска сужаем. Становится проще. На самом деле одиннадцатиклассников этот перечень пугает.

Даем не только определение базовых понятий на уроке, но приводим перечень фигур речи и тропов, звукописи и средств выразительности в широком смысле. Это разграничение позволит осмысленно подойти к выполнению задания В 8 и выполнить его успешно. Для лучшего запоминания и разграничения всех средств выразительности, мы ввели цветовые обозначения для каждой группы изобразительно-выразительных средств, и на протяжении всей работы над этой темой во всех материала прослеживается эта особенность. В таблице имеется список наиболее употребительных средств выразительности русского языка. Среди них мы отметили те, которые могут встретиться на ЕГЭ.

Отработка умения отличать тропы от фигур речи может проходить на уроке в виде задания, выполняемого по группам. Каждой группе выдается набор карточек с названиями тропов и фигур речи вперемежку. Их задание – составить список. Работа проходит в режиме соревнования: за правильно выполненное задание команда получает деталь пазла и может за урок набрать нужное количество деталей для соединения их в картинку. После освоения теоретического материала по словарю терминов, составленному учащимися заранее по данным терминам, на тренажере «Карточки - запоминалки» проводится отработка умения определять тип изобразительно-выразительного средства. Листаются слайды с карточкам – запоминалками, и термин с примером запоминаются легко и непринужденно. Практика показывает, что учащимся пример вспомнить легче, чем саму формулировку термина. Например, литота – мальчик с пальчик, эпитет – грустная роза.

Чтобы учащиеся «подружились» со средствами выразительности, интересно показать им, что средства выразительности окружают нас повсюду. Привожу примеры того, как они функционируют в обыденной речи, в текстах любимых нами песен, рекламных роликах. Им нужно определить троп или фигуру речи в прозвучавшем отрывке музыкального произведения. Для работы над термином «аллюзия» до урока учащимся дается задание подготовить небольшую сценку и разыграть ее на уроке. Приведу пример сценки. Собралась семья за столом, пробуют печенье, купленное накануне. И один из членов семьи говорит, откусывая кусок: «Деньги дерут, а корицу жалеют». Учащиеся назвают произведение, из которого взята последняя фраза. «Это Карлсон, который живет на крыше» А.Линдгрен». И так мы запоминаем, что такое аллюзия. Затем можно показать, как построена реклама: в рекламе много метафор («Мотилиум» - мотор для вашего желудка), сравнения Vanish. Больше, чем отбеливатель»), эпитетов Milka - сказочно нежный шоколад»), гипербол, каламбура Магазин для душа и души»). Этот акцент позволит учащимся знакомое узнавать в повседневной жизни и готовиться к выполнению задания В 8, исподволь запоминая термины. Слайды презентации с иллюстрациями фигур речи и тропов позволят на уроке порассуждать об увиденном, сделать выводы о функциях средств выразительности. В результате учащиеся смогут вспомнить виденные ими в жизни символы и зарисовать их.

Такие задания позволяют развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического.

В итоге «вкусная» подача материала и «аппетитные» пособия способствуют эффективному усвоению материал и хорошей подготовке учащихся к успешному выполнению задания В8 ЕГЭ по русскому языку.».