Главная страница

Музейная педагогика в работе с детьми



Скачать 69.93 Kb.
НазваниеМузейная педагогика в работе с детьми
Дата14.04.2016
Размер69.93 Kb.
ТипДоклад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №26 «Звёздочка»

Доклад

на тему

«Музейная педагогика в работе с детьми»

(с показом презентации)
на районном методическом объединении

для воспитателей групп старшего возраста

Егорьевского муниципального района
Тема: «Музейная педагогика в работе с детьми»


Зам зав по ВМР - Зайцева С.Г.

г.Егорьевск 2014 г.



Слайд 1.

В ДОУ ведется работа по художественно-эстетическому направлению воспитания детей дошкольного возраста. Развитие музейной педагогики как отрасли педагогического знания определяет необходимость включения музея в учебно-воспитательный процесс.

Слайд 2.

Музейная педагогика одно из новых направлений дошкольного обучения. Создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В.Пантелеевой, Н.А.Рыжовой и др.).

Эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивается учащимся через непосредственное наблюдение знакомство с предметами и явлениями.

Слайд 3.

Н.А.Рыжова предлагает выделить и рассмотреть педагогические функции музеев


Функция

Содержание

Образовательная

  • развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации.

  • использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к объектам.

Развивающая

  • активизация мышления,

  • развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур,

  • обогащение словарного запаса;

Просветительская

Воспитательная

  • целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников,

  • включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.





Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса.

Слайд 4.

Музейную педагогику воспитатели нашего детского сада начали осваивать 2года назад. Сегодня это направление работы стало системным. Появилась возможность погрузить детей в новую информационную среду, которая предполагает рассматривание, изучение реальных предметов окружающего мира, а также их исследование, раскрывая при этом творческие и интеллектуальные способности дошкольника.

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое. Педагоги, родители могут водить своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат всё не достигается – дети продолжают скучать. Задача педагогов подготовить ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка.

Педагог раскрывает детям смысл такого непростого феномена, как музей, знакомит со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаками культуры.

В стенах музея воспитанники вместе с экскурсоводом продолжают начатый в детском саду разговор, опираясь на материал музейной экспозиции. В течении 2лет наши воспитанники посетили:

Слайд 5.

«Музей космонавтики» в г.Москве,

Слайд 6.

обзорные и тематические экскурсии по залам художественного отдела

Слайд 7.

и отдела истории Егорьевского историко – художественного музея,

Слайд 8. где принимали участие в мастер – классе по изготовлению кукол.

Слайд 9.

Посещали музей в 4 школе.

Слайд 10.

В детском саду проводится большая образовательная работа по ознакомлению детей с историей Олимпийских игр. Мы знакомили дошкольников с историей, символами олимпиад, создавали мини-музей Олимпиады.
 Дети нашего детского сада поддержали предложение "Издательского дома "Первое сентября"  принять участие в олимпийском забеге  в знак солидарности с факелоносцами Олимпийского огня и тем самым внести свой вклад в историю Олимпиады "Сочи 2014". Фотографии забега и эмблема нашей команды-участницы были переданы оргкомитетом забега вместе с эмблемами других команд в Музей спортивной славы г.Сочи.

Слайд 11.

Изучение опыта работы музейных педагогов позволило предложить следующие методы, наиболее точно отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идёт о социальных ролях, создании игровых ситуаций, практическом манипулировании предметами, об использовании ассоциативных связей, о театрализации, самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Широкий спектр методов музейной педагогики определяет неограниченный набор всевозможных приёмов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т.п. Эффективны и небольшие самостоятельные исследования

Слайд 12.

Образовательная деятельность с детьми решает следующие задачи:

1. Формирование понимания взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

2. Формирование способности к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;

3. Формирование устойчивой потребности и навыков общения с памятником, с музеем;

4. Развитие способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

5. Формирование уважения к другим культурам, готовности понимать и принимать систему иных ценностей;

6. Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Огромный творческий потенциал всех участников педагогического процесса, помог нам создать в детском саду условия для организации мини-музеев. В каждой возрастной группе были созданы мини-музеи. Темы определились исходя из интересов дошкольников, они весьма разнообразны:
Слайд 13. «Игрушки наших мам и бабушек»

Слайд 14. «Мини-музей куклы»

Слайд 15. «Мини-музей животных»

Слайд 16. «Мини-музей сказки»

Слайд 17. "Ёлочные игрушки", "Денежные знаки", "Русская изба"

Слайд 18. «Музей гуслицкой росписи»  

Слайд 19. «Народные промыслы «Гжель»

Слайд 20. «Край родной навек любимый».

Все экспонаты расположены с учётом интерьера помещения. Основная часть экспозиции представляет собой реальные предметы окружающего мира и работы детей. Важная особенность — участие в их создании экспозиций детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно играть развиваться, дополнять, объединять в новые композиции! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Слайд 21.

Содержание, оформление и назначение мини-музея отражают специфику возраста детей данной группы. Так, например, мини-музей «Край родной навек любимый» в подготовительной группе, «Игрушки наших мам и бабушек» - самая близкая и понятная тема для малышей 1 младшей группы.

В мини - музеях имеются экспресс выставки, которые организуются на неделю, а потом меняются. Например, по темам тематического планирования, или памятные даты.

Творчески мыслящий педагог находит такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру.
Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.     Эти задачи наши педагоги успешно решают в рамках музейной педагогики.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Мини – музей в детском саду / Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008. 256 с.

  2. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2, февраль 2013 г.

  3. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 3, март 2013 г.

  4. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 4, апрель 2013 г.