|
Степени тяжести прохождения адаптации (Н. В. Соколовская) Лёгкая 1.
Адаптация
Адаптация – процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям. Степени тяжести прохождения адаптации (Н.В.Соколовская) Лёгкая - Ребёнок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2х недель;
Средняя - Настроение неустойчивое, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременный и беспокойный сон. Длительность: 20-40 дней.
Тяжёлая - Ребёнок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца; возникает стойкий энурез. Длительность: от 2х мес. до 6мес.
Очень тяжёлая - Длительность: более 6мес. Встаёт вопрос: стоит ли оставаться ребёнку в ДОУ – это «недетсадовский» ребёнок. Проявления адаптации:
- отказ от пищи (потеря аппетита)
- негативное эмоциональное состояние
- ухудшение самочувствия: повышение температуры, артериального давления
- беспокойный сон или отсутствие сна
2.
- часто мочится, расстройство стула, может быть энурез
- жмётся к взрослым или отказывается контактировать с ними
- отказываются играть
- становятся беспричинно обидчивыми
- теряет ранее приобретенные умения
- худеет (снижение веса), замедляется рост
- боязнь пространства, предпочитает сидеть где-то в уголке
- запаздывает нервно-психическое развитие, особенно речь (говорит только дома)
- спазмы сосудов
- появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца
- повышенное чувство жажды, но пить не просит, на лице заметно страдание, у рта и носа наблюдается синюшность в виде треугольника, ноги холодные и постоянно мёрзнет Факторы, влияющие на адаптацию
- состояние здоровья и уровень развития ребёнка
- возраст ребёнка
- биологические факторы (токсикозы и заболевания матери во время беременности и заболевания ребёнка в первые месяцы жизни)
- социальные факторы (благоприятные или неблагоприятные условия жизни: правильно ли организован режим? Достаточное ли
3.
количество дневного и ночного сна? Организация бодрствования ребёнка?)
- уровень тренированности адаптационных возможностей (то есть, необходимо расширять социальный мир для ребёнка: ходит в гости, приглашать к себе в гости бабушек, дедушек, тёть, дядь, друзей)
- тип темперамента ребёнка (холерик и сангвиник быстрее адаптируются, чем флегматик и меланхолик) Показатели окончания адаптации
(С.Н. Теплюк)
- уравновешенное настроение в течение дня
- адекватное отношение к предложениям взрослых, общение с ними по собственной инициативе; играет
- умение общаться со сверстниками, не конфликтовать
- желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца
- спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени
- догоняет возрастные нормы физического и психического развития
- спокойное, бодрое, весёлое настроение ребёнка в момент расставания и встреч с родителями
- спокойный ночной сон, без просыпаний до утра
Как лучше разговаривать родителям с ребёнком
(Т.Н.Рожкова, К.Р.Овсепян)
Нельзя говорить
| Лучше сказать
| Тебе понравился детский сад? Дети? Воспитатель?
| Что тебе понравилось больше всего?
С кем бы ты хотел играть?
Какие игрушки тебе понравились
| Придёшь сюда ещё?
| Какую игрушку мы принесём из дома завтра, когда снова придём?
| Я понимаю, что тебе здесь плохо (тоскливо, не нравится), но ты уж потерпи (так надо).
| Как здорово, теперь ты, как папа (мама), ходишь на работу. Ты у меня совсем взрослый!
| Тебя обижали? Тебе плохо было? Ты плакал?
| Я же обещала прийти во время прогулки (обеда, после сна), и я пришла! Во что вы играли?
| Что вы сегодня делали?
| Вы сегодня лепили или рисовали?
| Что вы сегодня кушали?
| На завтрак была каша или яйцо?
| При буйных детских фантазиях, нельзя:
Зачем ты меня обманываешь!
Этого не может быть!
Зачем ты врёшь! Это некрасиво!
| То, что ты рассказываешь, это же, «как будто», «понарошку». Ведь так?!
| Поймите, пожалуйста, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не сможет сделать для Ваших детей все. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя. |
|
|