Главная страница

Н. Х. Аширова «развитие творческой личности дошкольника средствами декоративно-прикладного искусства в поликультурной среде»



Скачать 67.05 Kb.
НазваниеН. Х. Аширова «развитие творческой личности дошкольника средствами декоративно-прикладного искусства в поликультурной среде»
Дата14.04.2016
Размер67.05 Kb.
ТипДокументы

Н.Х. Аширова

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ»
Мордовия издавна является территорией, где проживают народы – представители трех мировых культур: славянской, тюркской и финно – угорской. Это русские, мордва и татары. Все это создает благоприятные предпосылки для поликультурного воспитания детей.

Поликультурное воспитание призвано поддержать многообразие национальных культур в условиях глобализации современного мира. Оно является средством сохранения и развития этнических культур, включение их ценности в практику воспитания и обучения и тем самым решение актуальных проблем педагогики.

Практическая значимость поликультурного воспитания заключается в приобщении дошкольников к традициям, к воспитанию уважительного отношения к культурным ценностям народов разных национальностей.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно - прикладное искусство – составная часть этого опыта, а народное творчество – источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного искусства в работе с детьми.

Важную роль декоративно - прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества, такие как А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Халезова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведением народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в д/саду.

Практика работы в ДОУ доказывает слова К.Д.Ушинского: «Воспитание, если не хочет быть бессильным, должно быть народным», ведь народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению Константина Дмитриевича, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка; прививается любовь к своему краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного и развивать у них художественный вкус, благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту».

Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. А у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративным – прикладным искусством. Поэтому важно подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки, аппликации и рисования.

Дошкольный возраст – один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщаться к опыту художественной деятельности, которые накапливаются человечеством, поэтому нгужно выбрать следующие направления в работе: расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов; знакомство с элементами росписи татарских, русских и мордовских национальностей; самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997 г. было провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, с одной стороны человек осознавал свои корни и тем самым мог определить место, которое оно занимает в современном мире, с другой привить ему уважение к другим культурам. Именно поэтому для решения поставленных задач широко использую произведения декоративно-прикладного искусства русского, мордовского и татарского народов. Все это создает благоприятные предпосылки для поликультурного воспитания детей.

Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное.

Все это помогает вызвать у ребят интерес к народному искусству, научить понимать и оценивать красоту национальных предметов, разнообразие их форм и красочность орнаментального украшения. Дети, благодаря использованию сравнительного метода, узнают, что птицы, звери бывают в русской вышивке, геометрические фигуры – в мордовской, а в татарской вышивке используют хорошо знакомые растительные узоры.

Для осуществления целенаправленной работы важно тщательно изучать материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов, уточнить методы и приемы, исполнения в росписи, проводить работу по организации развивающий среды (изготовить практический материал, разрабатывать развивающие игры, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей, создала условия для самостоятельной деятельности); подобирать доступный материал для творчества, обеспечивать наличие его разных видов (глины, краски, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги), различный иллюстрационный материал, приобретать подлинные изделия декоративно - прикладных искусств, модели – плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла.

В работе с детьми нужно использовать различные приемы и методы: одномоментный, метод обследования, наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод подмастерья, сотворчество, мотивационный, жест.

При этом формы проведения занятий могут быть разными:

  1. путешествие по городам, знаменитых на весь мир своими художественными промыслами;

  2. экскурсии в сказку;

3) превращение в мастеров – художников.

На этих занятиях решаются развивающие задачи. (Развивать личность ребенка как субъекта межличностных отношений и развивать умения и навыки взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.)

Воспитательные задачи. (Формировать у детей интерес к народному искусству, понимание его ценности и необходимости для людей любой национальности, воспитывать положительное отношение к культурному окружению и обеспечить условия для воспитания детей в духе толерантности, уважения и взаимопонимания к другим народам.)

Образовательные задачи. (Создать условия для освоения детьми истории культуры народов Мордовии и не замыкать ребенка в культурных традициях одного народа, учитывать интересы полиэтнического состава населения.)

Работа, проводимая по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством народов, дает возможность не только расширить представления детей о специфике национального искусства, но и подчеркнуть общие черты. На таких занятиях педагог знакомит детей с характерными признаками национальной одежды, обуви и предметов быта. Дети узнают, какую одежду носили издавна народы, учатся различать и называть предметы одежды: тюбетейки, калфаки, ичиги, кокошники, сарафаны, пулаи и др.

Приобщение детей к различным видам искусствам помогает детям войти в мир прекрасного, учит видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков ведь вглядываясь, присматриваясь, размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить.

На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства сопровождается художественными словами, прибаутками, потешками, образными словами, звучанием народной музыки, частушек, песен.

В процессе работы по данной теме нельзя вести работу одними и теми же материалами (кисточка, карандаш), а необходимо менять их, развивая у детей умения работать всеми, используя разнообразные техники. Разная организация занятий, использование различных материалов, художественного слова, музыки – все это позволяет попасть детям в необычный мир искусства, приобщится к художественной культуре. Очень важно, чтобы маленький человек, взявший в руку кисточку, почувствовал себя творцом, настоящим волшебником, способным сотворить чудо.

Необходимо пробудить у детей веру в свои творческие способности, индивидуальности, неповторимости, веру в то, что они пришли в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость Большое внимание уделяется работе с родителями. Ведь достичь хороших результатов возможно только совместными усилиями детского сада и семьи. Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях.

Соприкосновение с декоративно - прикладным искусством обогащает ребят, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, образуются образные представления, развивается мышление и воображение.

Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства, и развивается художественный вкус, эстетическая оценка. У детей формируется разные способности – как интеллектуальные, так и художественные.
Литература.

1.Казакова И., Особенности патриотического воспитания дошкольников, «Обруч», №6, 2003г.

2.Комарова Т. С., Народное искусство в воспитании детей, Москва, РПА 1997г.

3.Парамонова Л. А., Универсальное и национальное в дошкольном детстве, Москва, 1994г.

4.Мы в Мордовии живём. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. О.В. Бурляева, Л.П. Карпунина, Е.Н. Киркина и другие Саранск. Мордов. КН. Изд-во, 2011г.

5.Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста . Под ред. В.Н. Вершинина- Ульяновск, УИПКПРО, 2004.

6. Суслова Э.К. Общение с людьми разных национальностей.// Дошкольное воспитание, 1990.