|
Народный фольклор как средство развития речи детей Народный фольклор как средство развития речи детей
Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития (А.Г. Арушанов, А. Н. Корнев , А.Н. Гвоздев, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др.)
Считается, что при задержках речевого развития наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы. Качественно они практически не отличаются от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме. Расчет при этом делается на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка. В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.
Гармоничному развитию личности ребенка с отклоняющимся развитием способствует активное применение фольклора. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклоняющимся речевым развитием. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи.
Русские народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.
Народный фольклор называют также народной дидактикой. Они настолько разнообразны и выразительны, что позволяет психологу быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по преодолению отклонений в развитии речи на ярком и интересном для ребенка материале. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления ЗРР. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность». Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Применение загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.
Например, Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Народные потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
План работы по развитию речи детей четвертого года жизни с использованием фольклора
месяц
| № занятия
| Тема
| Задачи
| сентябрь
| 1 2.
| «Ложки деревянные» «Котик усатенький».
| 1.Знакомить детей с деревянными ложками.
2.Учить держать, играть на них.
3.Разучить пальчиковую игру «Кошка».
4.Познакомить детей с русской народной попевкой, учить повторять её с голоса.
5.Побуждать выполнять простые игровые действия.
6.Формировать у детей элементарные представления о доброте.
| 3.
| «Жили у бабуси»
| 1.Слушать русс. народную песню.
2.Знакомить детей с настольным театром.
3.Разучить пальчиковую игру «Гусь».
3.Развивать эмоциональную сферу детей.
4.Учить соотносить движения с текстом.
5.Развивать коммуникативные навыки игрового взаимодействия.
| 4.
| «Капустница»
развлечение
| 1.Дать представление об обычае солить капусту.
2.Активизировать речь детей.
3.Закреплять навыки соотнесения движения с текстом.
4.Создать атмосферу веселья и радости.
| октябрь
| 1.
2.
3.
| «Русские потешки»
«Курочка Ряба»
«Весёлые музыканты»
| 1.Продолжать знакомить с потешками, проговаривать их с разными интонациями.
2.Уточнять артикуляцию (положение губ, языка), упражнение «Дудочка».
3.Учить передавать содержание сказки, исполняя простейшие роли.
4.Прививать уважительное отношение к труду.
5.Закреплять навыки игры на деревянных ложках.
6.Знакомить со звучанием колокольчика.
7.Учить детей водить хоровод.
| 4.
| «Осенины»
праздник
| 1.Расширять кругозор детей
2.Закрепить знания потешек, закличек об осени.
3.Создать атмосферу доброты, радости.
| ноябрь
| 1.
2.
3.
| «Колобок»
«Баюшки-баю»
«У наших, у ворот, всегда хоровод»
| 1.Знакомить с предметами русского быта (печь, самовар, веник). Внести элементы народного костюма (сарафан, рубаха, фартук).
2.Развивать артикуляционный аппарат у детей в упражнении «Колобок умывается».
3.Вырабатывать чёткие, координированные движения во взаимосвязи с речью.
3.Учить слушать колыбельную песню и эмоционально откликаться на её характер.
4.Учить притопывать ногами на месте и с продвижением вперёд, закреплять навыки движения в хороводе.
5.Побуждать к правильному произношению слов.
|
| 4.
| «При солнышке тепло, при матушке добро»
развлечение
| 1.Воспитывать любовь к родным, побуждать к свершению добрых поступков.
2.Закреплять навыки игры на ложках и колокольчиках, совершенствовать танцевальные движения.
3.Вызывать эмоциональный отклик на произведения фольклора.
4.Доставить детям радость от общения.
| декабрь
| 1.
2.
3.
| «Зимушка-зима»
«Зайка беленький»
«Сорока-ворона»
| 1.Знакомить с варежковым театром.
2.Разучивать потешки о зиме.
3.Развивать мелкую моторику, используя пальчиковую игру «Сорока-ворона».
4.Слушать рус. нар. песню «Зайка»
5.Знакомить детей со считалкой. Чётко проговаривать повторяющиеся фразы.
6.Побуждать детей к инсценированию потешек с использованием предметов русского быта.
6.Воспитывать у детей умение слушать других.
| 4.
| «Чудеса-кудеса»
развлечение
| 1.Создавать условия к преодолению застенчивости у детей, вызывать желание выступать.
2.Формировать эмоциональную отзывчивость.
3.Создать радостную атмосферу праздника. Доставить детям удовольствие.
| январь
| 1.
2.
3.
| «Зимние забавы»
«Пришла Коляда»
«Маленькие колядовщики»
| 1.Дать элементарные представления о традиционных зимних праздниках.
2.Учить детей слушать и подпевать колядки.
3.Развивать мышцы губ и языка. Упражнение «Ветер-ветерок».
4.Развивать речевое общение со сверстниками и взрослыми.
5.Знакомить с зимними русс.народными играми, забавами.
6.Приучать детей к вежливому общению.
| февраль
| 1.
2.
3.
| «Кот, петух и лиса»
«Топ, топ, топоток»
«К нам пришёл Петрушка»
| 1.Учить передавать разные образы посредством жестов, мимики и интонации.
2.Для выработки подъёма языка и укрепления его мышц использовать артикуляционное упражнение «Лошадка».
3.Активизировать диалогическую речь детей.
4.Учить ходить парами друг за другом по кругу.
5.Знакомить детей с персонажем народного театра.
6.Учить детей бережно относиться к труду окружающих.
|
| 4.
| «Масленица»
развлечение
| 1.Дать первоначальное представление о празднике проводов зимы.
2.Поддерживать интерес к совместной игровой деятельности. Выбирать ведущего считалкой.
3.Создавать атмосферу радости.
| март
| 1.
| «Весеннее веселье»
праздник
| 1.Воспитывать у детей уважительное отношение к близким. родным.
2.Обогатить эмоциональное и речевое развитие детей новыми впечатлениями.
3.Привнести настроение радости, шутливости.
| 2.
3. 4.
| «Весёлая матрёшка»
«Солнышко-колоколнышко»
«Кот и мыши»
| 1.Познакомить детей с русской матрёшкой.
2.Разучить рече-двигательную игру «Солнышко-колоколнышко».
3.Слушать и пропевать русс. народную прибаутку «Петушок».
4.Учить использовать считалки при выборе ведущего в игре, соблюдать правила игры.
5.Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
6.Закрепить навыки игры на бубне и колокольчиках.
| апрель
| 1. 2. 3.
| «Жаворонушки - перелётушки»
«Палочка-выручалочка» «Пасхальное яичко»
| 1.Развивать общую моторику, используя пальчиковую игру «Совушка-сова».
2.Знакомить с весенними закличками.
3.Учить кружиться «бараночкой, закрепить в танце притопывание, выставление ноги на пятку.
4.Побуждать детей к совершению добрых поступков.
5.Развивать фантазию и мелкую моторику рук, украшая пасхальное яичко.
6.Учить работать аккуратно, не мешая друг другу.
| 4.
| «Весенняя карусель»
праздник
| 1.Закрепить полученные знания, умения, навыки.
2.Поддерживать у детей желание участвовать в празднике.
| май
| 1. 2. 3.
| «Трудиться - всегда пригодится»
«Дудочка -самогудочка»
«На зелёном, на лугу».
| 1.Знакомить детей с членами семьи.
2.Развивать мелкую моторику в пальчиковой игре «Моя семья»
3.Воспитывать у детей уважение к чужому труду и любовь к природе.
4.Знакомить детей с дудочкой.
5.Слушать и подпевать русс. народную песню «На зелёном лугу».
6.Учить выразительно передавать различные образы
|
| 4.
| «В гости к солнышку»
итоговое занятие
| 1.Побуждать произносить тексты знакомых закличек, потешек.
2.Использовать знакомые танцевальные движения в свободной пляске.
3.Поддерживать интерес к народным играм, забавам.
4.Поддерживать атмосферу эмоционального благополучия и комфорта.
|
Литература
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М: Центр «Академия», 1997г.
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: 2007.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 128 с.
Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С.61-68.
Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное воспитание, 2004, №9, С.47- 49.
Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. Чебоксары: Академия, 2000. 216 с.
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников / авт. - сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001. 216 с.
Соболева А.В. Загадки-смекалки: практ. пособие для логопедов, воспитателей и родителей / А.В. Соболева. М.: ГНОМ и Д, 2000. 96 c.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения/ М.Ф. Фомичева. М.: Педагогика, 2001. 346 с.
Чернядьева Т. Знакомство детей с малыми фольклорными формами / Т. Чернядьева // Ребёнок в детском саду. 2001. №4. с. 65- 69.
Интернет-ресуры: https://festival.1september.ru/articles/525229/
https://logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?storyid=214
www.education.ssti.ru/met_portfel/doshk_obraz/.../Gromovik.doc
|
|
|