Главная страница

Народный фольклор как средство развития речи детей



Скачать 131.94 Kb.
НазваниеНародный фольклор как средство развития речи детей
Дата14.04.2016
Размер131.94 Kb.
ТипДокументы

Народный фольклор как средство развития речи детей

Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития (А.Г. Арушанов, А. Н. Корнев , А.Н. Гвоздев, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др.)

Считается, что при задержках речевого развития наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы. Качественно они практически не отличаются от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме. Расчет при этом делается на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка. В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.

Гармоничному развитию личности ребенка с отклоняющимся развитием способствует активное применение фольклора. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклоняющимся речевым развитием. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи.

Русские народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.

Народный фольклор называют также народной дидактикой. Они настолько разнообразны и выразительны, что позволяет психологу быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по преодолению отклонений в развитии речи на ярком и интересном для ребенка материале. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления ЗРР. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность». Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Применение загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

Например, Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Народные потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

План работы по развитию речи детей четвертого года жизни с использованием фольклора

месяц

№ занятия

Тема

Задачи

сентябрь

1
2.

«Ложки деревянные»
«Котик усатенький».

1.Знакомить детей с деревянными ложками.

2.Учить держать, играть на них.

3.Разучить пальчиковую игру «Кошка».

4.Познакомить детей с русской народной попевкой, учить повторять её с голоса.

5.Побуждать выполнять простые игровые действия.

6.Формировать у детей элементарные представления о доброте.

3.

«Жили у бабуси»

1.Слушать русс. народную песню.

2.Знакомить детей с настольным театром.

3.Разучить пальчиковую игру «Гусь».

3.Развивать эмоциональную сферу детей.

4.Учить соотносить движения с текстом.

5.Развивать коммуникативные навыки игрового взаимодействия.

4.

«Капустница»

развлечение

1.Дать представление об обычае солить капусту.

2.Активизировать речь детей.

3.Закреплять навыки соотнесения движения с текстом.

4.Создать атмосферу веселья и радости.

октябрь

1.

2.

3.

«Русские потешки»

«Курочка Ряба»

«Весёлые музыканты»

1.Продолжать знакомить с потешками, проговаривать их с разными интонациями.

2.Уточнять артикуляцию (положение губ, языка), упражнение «Дудочка».

3.Учить передавать содержание сказки, исполняя простейшие роли.

4.Прививать уважительное отношение к труду.

5.Закреплять навыки игры на деревянных ложках.

6.Знакомить со звучанием колокольчика.

7.Учить детей водить хоровод.

4.

«Осенины»

праздник

1.Расширять кругозор детей

2.Закрепить знания потешек, закличек об осени.

3.Создать атмосферу доброты, радости.

ноябрь

1.

2.

3.

«Колобок»

«Баюшки-баю»

«У наших, у ворот, всегда хоровод»

1.Знакомить с предметами русского быта (печь, самовар, веник). Внести элементы народного костюма (сарафан, рубаха, фартук).

2.Развивать артикуляционный аппарат у детей в упражнении «Колобок умывается».

3.Вырабатывать чёткие, координированные движения во взаимосвязи с речью.

3.Учить слушать колыбельную песню и эмоционально откликаться на её характер.

4.Учить притопывать ногами на месте и с продвижением вперёд, закреплять навыки движения в хороводе.

5.Побуждать к правильному произношению слов.




4.

«При солнышке тепло, при матушке добро»

развлечение

1.Воспитывать любовь к родным, побуждать к свершению добрых поступков.

2.Закреплять навыки игры на ложках и колокольчиках, совершенствовать танцевальные движения.

3.Вызывать эмоциональный отклик на произведения фольклора.

4.Доставить детям радость от общения.

декабрь

1.

2.

3.

«Зимушка-зима»

«Зайка беленький»

«Сорока-ворона»

1.Знакомить с варежковым театром.

2.Разучивать потешки о зиме.

3.Развивать мелкую моторику, используя пальчиковую игру «Сорока-ворона».

4.Слушать рус. нар. песню «Зайка»

5.Знакомить детей со считалкой. Чётко проговаривать повторяющиеся фразы.

6.Побуждать детей к инсценированию потешек с использованием предметов русского быта.

6.Воспитывать у детей умение слушать других.

4.

«Чудеса-кудеса»

развлечение

1.Создавать условия к преодолению застенчивости у детей, вызывать желание выступать.

2.Формировать эмоциональную отзывчивость.

3.Создать радостную атмосферу праздника. Доставить детям удовольствие.

январь

1.

2.

3.

«Зимние забавы»

«Пришла Коляда»

«Маленькие колядовщики»

1.Дать элементарные представления о традиционных зимних праздниках.

2.Учить детей слушать и подпевать колядки.

3.Развивать мышцы губ и языка. Упражнение «Ветер-ветерок».

4.Развивать речевое общение со сверстниками и взрослыми.

5.Знакомить с зимними русс.народными играми, забавами.

6.Приучать детей к вежливому общению.

февраль

1.

2.

3.

«Кот, петух и лиса»

«Топ, топ, топоток»

«К нам пришёл Петрушка»

1.Учить передавать разные образы посредством жестов, мимики и интонации.

2.Для выработки подъёма языка и укрепления его мышц использовать артикуляционное упражнение «Лошадка».

3.Активизировать диалогическую речь детей.

4.Учить ходить парами друг за другом по кругу.

5.Знакомить детей с персонажем народного театра.

6.Учить детей бережно относиться к труду окружающих.




4.

«Масленица»

развлечение

1.Дать первоначальное представление о празднике проводов зимы.

2.Поддерживать интерес к совместной игровой деятельности. Выбирать ведущего считалкой.

3.Создавать атмосферу радости.

март

1.

«Весеннее веселье»

праздник

1.Воспитывать у детей уважительное отношение к близким. родным.

2.Обогатить эмоциональное и речевое развитие детей новыми впечатлениями.

3.Привнести настроение радости, шутливости.

2.

3.
4.

«Весёлая матрёшка»

«Солнышко-колоколнышко»

«Кот и мыши»

1.Познакомить детей с русской матрёшкой.

2.Разучить рече-двигательную игру «Солнышко-колоколнышко».

3.Слушать и пропевать русс. народную прибаутку «Петушок».

4.Учить использовать считалки при выборе ведущего в игре, соблюдать правила игры.

5.Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

6.Закрепить навыки игры на бубне и колокольчиках.

апрель

1.
2.
3.

«Жаворонушки - перелётушки»

«Палочка-выручалочка» «Пасхальное яичко»

1.Развивать общую моторику, используя пальчиковую игру «Совушка-сова».

2.Знакомить с весенними закличками.

3.Учить кружиться «бараночкой, закрепить в танце притопывание, выставление ноги на пятку.

4.Побуждать детей к совершению добрых поступков.

5.Развивать фантазию и мелкую моторику рук, украшая пасхальное яичко.

6.Учить работать аккуратно, не мешая друг другу.

4.

«Весенняя карусель»

праздник

1.Закрепить полученные знания, умения, навыки.

2.Поддерживать у детей желание участвовать в празднике.

май

1.
2.
3.

«Трудиться - всегда пригодится»

«Дудочка -самогудочка»

«На зелёном, на лугу».

1.Знакомить детей с членами семьи.

2.Развивать мелкую моторику в пальчиковой игре «Моя семья»

3.Воспитывать у детей уважение к чужому труду и любовь к природе.

4.Знакомить детей с дудочкой.

5.Слушать и подпевать русс. народную песню «На зелёном лугу».

6.Учить выразительно передавать различные образы




4.

«В гости к солнышку»

итоговое занятие

1.Побуждать произносить тексты знакомых закличек, потешек.

2.Использовать знакомые танцевальные движения в свободной пляске.

3.Поддерживать интерес к народным играм, забавам.

4.Поддерживать атмосферу эмоционального благополучия и комфорта.


Литература


  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М: Центр «Академия», 1997г.

  2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: 2007.

  3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 128 с.

  4. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С.61-68.

  5. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное воспитание, 2004, №9, С.47- 49.

  6. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. Чебоксары: Академия, 2000. 216 с.

  7. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников / авт. - сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001. 216 с.

  8. Соболева А.В. Загадки-смекалки: практ. пособие для логопедов, воспитателей и родителей / А.В. Соболева. М.: ГНОМ и Д, 2000. 96 c.

  9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения/ М.Ф. Фомичева. М.: Педагогика, 2001. 346 с.

  10. Чернядьева Т. Знакомство детей с малыми фольклорными формами / Т. Чернядьева // Ребёнок в детском саду. 2001. №4. с. 65- 69.

  11. Интернет-ресуры: https://festival.1september.ru/articles/525229/

https://logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?storyid=214

www.education.ssti.ru/met_portfel/doshk_obraz/.../Gromovik.doc