Главная страница


Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений



Скачать 61.83 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений
Дата14.04.2016
Размер61.83 Kb.
ТипМетодические рекомендации



Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений
К моменту начала обучения в подготовительной группе словарь дошкольников с ОНР составляет примерно 1,5 – 2 тысячи слов и наряду с преобладающим количеством существительных содержит достаточное для общения число обиходных глаголов и общеупотребительных прилагательных.

По предположению Н.С.Жуковой, лексическая основа воспринимаемых и употребляемых детьми слов выступает для них как яркий постоянный раздражитель, связанный с конкретным предметом, действием и пр., в то время как префиксы, суффиксы, окончания представляют собой физиологически более слабый раздражитель, который значительно хуже воспринимается детьми с речевым недоразвитием. Видимо, по указанной причине предметный словарь дошкольников оказывается «переобогащенным» по отношению к этапу их речевого развития, на котором задача пополнения лексического запаса уже не является первоочередной в работе логопеда. Поэтому пополнение и уточнение словаря не должны быть главным содержанием логопедического занятия. В первую очередь акцент в лексико-грамматических занятиях необходимо делать на грамматическое оформление слов. Только таким путем можно решить проблему коррекции лексико-грамматических нарушений.

Логопед не должен ограничивать лексику занятия данного профиля никаким обобщающим понятием, а тем более выносить это понятие как тему. Таким образом, исключается лексическая замкнутость, а словарь ребенка может пополняться без ограничений.

Темой логопедического занятия при таком подходе становится одна из лексико-грамматических категорий, требующих коррекции у детей с ОНР. Это позволяет целиком сосредоточить восприятие детей на изучаемой грамматической форме.

При изучении грамматических тем, разумеется, не требуется, чтобы дети знали грамматическую теорию. Нужно, чтобы они улавливали некоторые общие закономерности в строе услышанных фраз, а также, чтобы воспринимали и указывали неточности, сознательно допущенные педагогом.

При изучении определенной темы важно также делать произносительный акцент на элементах, являющихся носителями грамматического значения (окончании существительного или прилагательного, предлоге, приставке и т.п), чтобы усилить их восприятие детьми.

Подбор лексического материала для занятия должен быть свободным в фонетическом плане, т.е. он может содержать звуки, еще не скорректированные в произношении детей. Например, на занятии по теме «Именительный падеж множественного числа существительных» могут присутствовать не только легкие в произносительном плане слова: коты, кубики, но и слова, фонетически сложные: моря, паспорта, учителя, адреса, деревья, ручьи – тем более, что их окончания являются нетипичными и поэтому важны для практического употребления детьми.

В каждом лексико-грамматическом занятии полезно использовать индивидуальный наглядный материал. С его помощью логопед может контролировать усвоение детьми знаний и навыков, повышать активность дошкольников.

Овладение правилами словообразования является буквально неограниченным источником самостоятельного обогащения ребенком своего словарного запаса. Для детей с отставанием или отклонениями в речевом развитии овладение основными правилами словообразования представляет большую сложность, которую необходимо преодолеть.

Наиболее распространенными и доступными детям дошкольного возраста способами словообразования являются следующие:

  1. образование имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов (ДОМ – ДОМИК)

  2. образование имен прилагательных при помощи уменьшительных суффиксов (БЕЛЫЙ – БЕЛЕНЬКИЙ)

  3. образование относительных прилагательных. Эти прилагательные образуются от имен существительных и чаще всего обозначают тот материал, из которого сделан предмет (БАНКА ИЗ СТЕКЛА – СТЕКЛЯННАЯ)

  4. образование притяжательных прилагательных. Образуются от имен существительных и обозначают принадлежность той или иной части тела или какого-то предмета определенному животному или человеку (ХВОСТ У ЛИСЫ – ЛИСИЙ, ТАПОЧКИ МАМЫ – МАМИНЫ)

  5. образование наречий от имен прилагательных (БЫСТРЫЙ – БЫСТРО).

  6. образование глаголов при помощи приставок. Этот способ словообразования заключается в том, что к корневой части глагола добавляются различные приставки, изменяющие его основное значение (ХОДИТЬ – УХОДИТЬ – ПРИХОДИТЬ – ОБХОДИТЬ – ПЕРЕХОДИТЬ – ВХОДИТЬ – ЗАХОДИТЬ). Дети, не владеющие этим способом словообразования и не понимающие смыслового значения глагольных приставок, чаще всего употребляют один глагол ХОДИТЬ, что не позволяет им правильно и точно выражать свои мысли.

  7. образование имен существительных при помощи приставок (СВЕТ – РАССВЕТ), а нередко и одновременно при помощи приставок и суффиксов (ВОДА – НАВОДНЕНИЕ)

  8. образование сложных слов. К ним относятся слова, состоящие из двух и более корней (ПАРОВОЗ). Очень важно, чтобы дети понимали их значение и на практике овладели общим принципом их образования.

Применение дидактических игр может способствовать более точному и прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций. Например, в игре «Вкусный сок» дети усваивают способы образования относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.

Игра «Вкусный сок».

Цель: практическое усвоение детьми относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.

Материал: наглядная схема, изображающая стакан с соком, вокруг него - изображения фруктов, ягод.

Инструкция логопеда: «Я люблю яблочный сок. А ты? Какой сок любит Вова?»

Ход выполнения задания. Логопед, указывая на схему, предлагает детям сказать, какой сок они любят. Дети отвечают, используя схему.

Примерные ответы детей: «Я люблю сливовый сок. Вова любит апельсиновый сок».

Практика проведения занятий показывает, что усвоение знаний, умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения логопедом различных видов дидактических игр и игровых ситуаций в процессе обучения.

Включение дидактических игр в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.

На занятиях можно использовать специальные дидактические упражнения в стихотворной форме – рифмовки:

* БЫСТРЕНЬКАЯ речка, О розе мы скажем БЕЛАЯ,

ГОРЯЧЕНЬКИЙ чаёк, А о розочке – БЕЛЕНЬКАЯ.

ТЕПЛЕНЬКАЯ печка, О кошке мы скажем СЕРАЯ,

СЛАДЕНЬКИЙ медок. А о кошечке – СЕРЕНЬКАЯ.

* Ложка из дерева – ДЕРЕВЯННАЯ. На лугу трава – ЛУГОВАЯ,

Ложка из олова - ОЛОВЯННАЯ. В поле цветок – ПОЛЕВОЙ.

Воротник из меха – МЕХОВОЙ, В лесу полянка – ЛЕСНАЯ,

Шарфик из шерсти – ШЕРСТЯНОЙ. В речке песочек – РЕЧНОЙ.
Литература

Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: Гном и Д, 2001.

Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.- М.: ООО «Творческий Центр Сфера», 2005.

Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – СПб.: Дельта, 1998.

Жукова Н.С. Формирование устной речи. «Социально-политический журнал». Ассоциация «Гуманитарий! – М., 1994.

МДОУ № 12


ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Логопед: Войченко Е.Н.

ЭКСПРЕСС – ТЕСТ уровня сформированности речи у дошкольников
Словообразование и словоизменение

В этой игре слова изменяются по образцу. Ребенок внимательно слушает, как изменяются слова в первой паре, и по аналогии пытается изменить другие слова. Каждый раз, переходя к другой модели, внимание ребенка необходимо активизировать. Среди слов могут попадаться бессмысленные слова (квази- слова), слова «тарабарского» языка. Если ребенок освоил отрабатываемую лингвистическую модель, то и эти слова он, не задумываясь, будет изменять по этой модели.

1). Книга – книги 2). Стул – стулья 3). Рот - рты

Чашка – Перо - Лев -

Нож – Копье - Огурец -

Компьютер – Ком - Конец -

Вук - Вуло - Бармалец –

4). Лев – львица – львенок – львята

Тигр –

Лиса –

Медведь –

Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата

Еж –

Бокр –

5).Шкаф – шкафчик 6). Яблоко - яблочный

Цветок – Виноград -

Стул – Апельсин -

Ларец – Морковь -

Помидор – Бумага -

Кар - Вода –

Можете проверить – как ребенок справляется с трудными случаями.

Мех – из меха какой? – меховой

Слива – из сливы какой? -

Груша – из груши какой? -

Молоко – из молока какой? -

Свекла – из свеклы какой? -