Главная страница


Тема: Повторение способов словообразования. (Подготовка к егэ, задание В1) Ход урока: Цель



Скачать 65.09 Kb.
НазваниеТема: Повторение способов словообразования. (Подготовка к егэ, задание В1) Ход урока: Цель
Дата07.04.2016
Размер65.09 Kb.
ТипДокументы

Тема: Повторение способов словообразования.

(Подготовка к ЕГЭ, задание В1)
Ход урока:
Цель: повторить способы образования слов, отработать умение определять способ словообразования.

Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями), варианты тестовых заданий ЕГЭ
I. Образцы тестовых заданий из ЕГЭ
В1. Из предложений 8-11 выпишите слово, образованное приставочным способом.
А теперь вот горячка кончилась, и можно будет отдохнуть.

Навстречу мне попалась женщина. Она несла букет желтоватой черёмухи. Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.

Ответ: посторониться
Укажите способ образования слова ЗАВАЛЕННЫМ в предложении:
За столом, заваленным большими счётными листами, сидели четыре чиновника и играли в карты.

Ответ: суффиксальный
II. Повторение словообразования
Словообразование – раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. В русском языке процесс словообразования происходит путём соединения друг с другом корня и других морфем (приставки, суффикса, одновременно приставки и суффикса, бессуффиксным способом, сложением корней, переходом из одной части речи в другую (субстантивация)

- Вспомните способы образования слов. Заполнение таблицы с разбором


Способы словообразования

Определение

Пример

1. Приста-вочный

присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом новое слово относится к той же части речи. Что и исходное слово. Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия


бабушка – прабабушка, весёлый – развесёлый, моральный – аморальный, что – нечто, всюду – повсюду, завтра – назавтра

2. Суффик-сальный

Присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи, а также причастия и деепричастия

Лес – лесник, писать – писатель, толкать – толкнуть, терпеть – терпение, бодрый – бодрость, какой – какой-то, дружеский – дружески, думать - думая

3. Приста-вочно-суффик-сальный

Присоединение приставки и суффикса одновременно к основе исходного слова, наиболее часто таким способом образуются существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия

Хлеб – нахлебник, свеча – подсвечник, ворчать – разворчаться, тайна – втайне, старый – по-старому, приятельский – по-приятельски, река - заречный

4. Бессуф-фиксный

Образование слов при помощи нулевого суффикса. Так образуются существительные от глаголов и прилагательных

Рассказать – рассказ, выходить – выход, пилить – пила, просечь – просека, гнилой – гниль, сухой – сушь, суша, синий – синь.

5. Сложе-ние

Образование новых слов, с помощью двух или более корней

Сложение целых слов: вагон-ресторан, жар-птица, школа-интернат

Сложение с помощью соед. гласной: бензозаправочный, жилищно-бытовой, пешеход, отчётно-выборный

Сложносокращённые слова (сложение начальной части слова с целым словом или частей двух слов): автовокзал, зарплата, пол-арбуза, универмаг

Аббревиация: МГУ, КВН, ТЮЗ

6. Переход из одной части речи в другую

Чаще всего таким способом образуются существительные от прилагат., причастий, числительных

(субстантивация)

Ванная, настоящее, приёмная, снотворное, учащиеся, учительская, первые цветы


Возьми на заметку!

При определении способа образования слова помни!

  • О формах, у которых нет окончаний (наречия, деепричастия, инфинитив, категория состояния, срав. ст. прил., служебные части речи)

  • Обращать внимание на чередования (водить-вождение)

  • При выделении корня пытаться заменить приставку, может ли она поменяться (отпуск – запуск – выпуск, отличие – наличие)

  • Закрывать приставку и смотреть, получиться ли полноценное слово (подмастерье – «мастерье»)

  • Словообразовательный разбор – это не разбор по составу!

Как определить способ словообразования:


  1. Найди производящее слово, т.е. то, от которого непосредственно образовалось данное слово

  2. Попробуй объяснить лексическое значение данного слова с помощью однокоренного слова. Если их несколько, то выбери то слово, которое ближе к производному по составу морфем (с которым больше общих частей) и значению

  3. Выброси окончание и формообразующие суффиксы (они в словообразовании не играют никакой роли)

  4. По той морфеме, которая осталась, определи способ словообразования.



Возьми на заметку!

Как определить приставочный способ словообразования:

  1. Выпиши все слова с приставками

  2. Закрой приставку и посмотри, может ли существовать слово без приставки


III. Задание: Определите способ образования данных слов с последующей проверкой
Бескрайний, бред, выключатель, заколка, заново, придворный, хлебозаготовка, педсовет, разболеться, подарок, несущий, услышать, мель, взрослые, соображая

Бескрайний← край

бред ← бредить

выключатель← выключать

заколка← заколоть

заново← новый

придворный← двор

хлебозаготовка← хлеб+заготовить+к

педсовет←педагогический совет

разболеться←болеть

подарок←подарить

несущий←нести

услышать←слышать

мель←мелкий

взрослые←взрослые люди

соображая←соображать

V. Выполнение тестовых заданий
1. Определите способ словообразования слова ЖАРОПОНИЖАЮЩЕЕ:

1) суффиксальный

2) сложение

3) субстантивация

4) приставочно-суффиксальный

2. Определите способ словообразования слова ИСПУГ:

1) приставочный

2) суффиксальный

3) субстантивация

4) бессуффиксный

3. Определите способ словообразования слова БЕЗБРЕЖНЫЙ:

1) приставочный

2) суффиксальный

3) приставочно-суффиксальный

4) бессуффиксный

4. Определите способ словообразования слова БОЛЕЛЬЩИК:

1) приставочный

2) суффиксальный

3) приставочно-суффиксальный

4) бессуффиксный

5. Найдите слово, образованное способом СЛОЖЕНИЯ:

1) полметра

2) умалишённый

3) контригра

4) архиважный
VI. Самостоятельная работа по карточка



Карточка № 1

  1. Определите способ словообразования: прибыль, подземный, глубина.

  2. Разберите слова по составу: беспощадный, скромненький, неинтересный

  3. Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

Работа трудная, комары жрут, развлечений никаких, стирка и готовка – трудоёмки.





Карточка № 2

1. Определите способ словообразования: по-хорошему, постепенно, будущее.

2. Разберите слова по составу: замыкается, законченный, перечитывать

3. Из предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

Память может многое объяснить, она может быть даже орудием исследования.





Карточка № 3

1. Определите способ словообразования: сохранение, постель, во-вторых.

2. Укажите способ образования слова ПОСАДКА из предложения.

Был прекрасный летний вечер, когда наш самолёт после многочасового перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту.

3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Нерпа нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать её руками.





Карточка № 4

  1. Определите способ словообразования: взрыв, долголетие, сороковка.

  2. Укажите способ образования слова ВЫИСКИВАЮТ из предложения

Нет: специально выискивают самые трудные маршруты; без трудов, лишений и риска – исчезает смысл, нет радости.

  1. Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично – теперь всё померкло, многоголосный мир затих.





Карточка № 5

1. Определите способ словообразования: молчаливо, небрежность, словосочетание.

2. Укажите способ образования слова ДВИЖЕНИЯ в предложении

От волнения движения облаков и волн, блеска воды и дали девушка почти не могла уже различать, что движется: она, корабль; всё двигалось и опадало.

Из предложения выпишите слово, образованное приставочным суффиксальным способом.

Но Тургенев требовал ясности, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой.





Карточка № 6

  1. Определите способ словообразования: бессмертие, постепенно, некуда.

2. Укажите способ образования слова ПОСТЕПЕННО в предложении

Вадим стоял под густой липой, и упоительный запах вокруг его головы, и чувства, уже окаменевшие от сильного напряжения души, растаяли постепенно и, отвергнутый людьми, он готов был кинуться в объятия природы и судьбы.

3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Я прикупил себе общую тетрадку в кожаном переплёте и начал методично, как счетовод, записывать в неё цитаты из прочитанных мною книг.






Карточка № 7

  1. Разберите слова по составу: расклёванный, подвесить, выздороветь.

2. Определите способ словообразования: разбойник, беличье, медлительный.

3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Его никто не провожал: он не любил проводов.


V. Итоги урока

VI. Домашнее задание:

Подобрать самостоятельно по 5 слов на каждый способ словообразования