|
Тема: Повторение способов словообразования. (Подготовка к егэ, задание В1) Ход урока: Цель Тема: Повторение способов словообразования.
(Подготовка к ЕГЭ, задание В1) Ход урока: Цель: повторить способы образования слов, отработать умение определять способ словообразования.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями), варианты тестовых заданий ЕГЭ I. Образцы тестовых заданий из ЕГЭ В1. Из предложений 8-11 выпишите слово, образованное приставочным способом. А теперь вот горячка кончилась, и можно будет отдохнуть.
Навстречу мне попалась женщина. Она несла букет желтоватой черёмухи. Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.
Ответ: посторониться Укажите способ образования слова ЗАВАЛЕННЫМ в предложении: За столом, заваленным большими счётными листами, сидели четыре чиновника и играли в карты.
Ответ: суффиксальный II. Повторение словообразования Словообразование – раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. В русском языке процесс словообразования происходит путём соединения друг с другом корня и других морфем (приставки, суффикса, одновременно приставки и суффикса, бессуффиксным способом, сложением корней, переходом из одной части речи в другую (субстантивация)
- Вспомните способы образования слов. Заполнение таблицы с разбором
Способы словообразования
| Определение
| Пример
| 1. Приста-вочный
| присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом новое слово относится к той же части речи. Что и исходное слово. Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия
| бабушка – прабабушка, весёлый – развесёлый, моральный – аморальный, что – нечто, всюду – повсюду, завтра – назавтра
| 2. Суффик-сальный
| Присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи, а также причастия и деепричастия
| Лес – лесник, писать – писатель, толкать – толкнуть, терпеть – терпение, бодрый – бодрость, какой – какой-то, дружеский – дружески, думать - думая
| 3. Приста-вочно-суффик-сальный
| Присоединение приставки и суффикса одновременно к основе исходного слова, наиболее часто таким способом образуются существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия
| Хлеб – нахлебник, свеча – подсвечник, ворчать – разворчаться, тайна – втайне, старый – по-старому, приятельский – по-приятельски, река - заречный
| 4. Бессуф-фиксный
| Образование слов при помощи нулевого суффикса. Так образуются существительные от глаголов и прилагательных
| Рассказать – рассказ, выходить – выход, пилить – пила, просечь – просека, гнилой – гниль, сухой – сушь, суша, синий – синь.
| 5. Сложе-ние
| Образование новых слов, с помощью двух или более корней
| Сложение целых слов: вагон-ресторан, жар-птица, школа-интернат
Сложение с помощью соед. гласной: бензозаправочный, жилищно-бытовой, пешеход, отчётно-выборный
Сложносокращённые слова (сложение начальной части слова с целым словом или частей двух слов): автовокзал, зарплата, пол-арбуза, универмаг
Аббревиация: МГУ, КВН, ТЮЗ
| 6. Переход из одной части речи в другую
| Чаще всего таким способом образуются существительные от прилагат., причастий, числительных
(субстантивация)
| Ванная, настоящее, приёмная, снотворное, учащиеся, учительская, первые цветы
|
Возьми на заметку!
При определении способа образования слова помни!
О формах, у которых нет окончаний (наречия, деепричастия, инфинитив, категория состояния, срав. ст. прил., служебные части речи)
Обращать внимание на чередования (водить-вождение)
При выделении корня пытаться заменить приставку, может ли она поменяться (отпуск – запуск – выпуск, отличие – наличие)
Закрывать приставку и смотреть, получиться ли полноценное слово (подмастерье – «мастерье»)
Словообразовательный разбор – это не разбор по составу!
Как определить способ словообразования:
Найди производящее слово, т.е. то, от которого непосредственно образовалось данное слово
Попробуй объяснить лексическое значение данного слова с помощью однокоренного слова. Если их несколько, то выбери то слово, которое ближе к производному по составу морфем (с которым больше общих частей) и значению
Выброси окончание и формообразующие суффиксы (они в словообразовании не играют никакой роли)
По той морфеме, которая осталась, определи способ словообразования.
Возьми на заметку!
Как определить приставочный способ словообразования:
Выпиши все слова с приставками
Закрой приставку и посмотри, может ли существовать слово без приставки
III. Задание: Определите способ образования данных слов с последующей проверкой Бескрайний, бред, выключатель, заколка, заново, придворный, хлебозаготовка, педсовет, разболеться, подарок, несущий, услышать, мель, взрослые, соображая
Бескрайний← край
бред ← бредить
выключатель← выключать
заколка← заколоть
заново← новый
придворный← двор
хлебозаготовка← хлеб+заготовить+к
педсовет←педагогический совет
разболеться←болеть
подарок←подарить
несущий←нести
услышать←слышать
мель←мелкий
взрослые←взрослые люди
соображая←соображать
V. Выполнение тестовых заданий 1. Определите способ словообразования слова ЖАРОПОНИЖАЮЩЕЕ:
1) суффиксальный
2) сложение
3) субстантивация
4) приставочно-суффиксальный
2. Определите способ словообразования слова ИСПУГ:
1) приставочный
2) суффиксальный
3) субстантивация
4) бессуффиксный
3. Определите способ словообразования слова БЕЗБРЕЖНЫЙ:
1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) бессуффиксный
4. Определите способ словообразования слова БОЛЕЛЬЩИК:
1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) бессуффиксный
5. Найдите слово, образованное способом СЛОЖЕНИЯ:
1) полметра
2) умалишённый
3) контригра
4) архиважный VI. Самостоятельная работа по карточка
Карточка № 1
Определите способ словообразования: прибыль, подземный, глубина.
Разберите слова по составу: беспощадный, скромненький, неинтересный
Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.
Работа трудная, комары жрут, развлечений никаких, стирка и готовка – трудоёмки.
|
Карточка № 2
1. Определите способ словообразования: по-хорошему, постепенно, будущее.
2. Разберите слова по составу: замыкается, законченный, перечитывать
3. Из предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
Память может многое объяснить, она может быть даже орудием исследования.
|
Карточка № 3
1. Определите способ словообразования: сохранение, постель, во-вторых.
2. Укажите способ образования слова ПОСАДКА из предложения.
Был прекрасный летний вечер, когда наш самолёт после многочасового перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту.
3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Нерпа нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать её руками.
|
Карточка № 4
Определите способ словообразования: взрыв, долголетие, сороковка.
Укажите способ образования слова ВЫИСКИВАЮТ из предложения
Нет: специально выискивают самые трудные маршруты; без трудов, лишений и риска – исчезает смысл, нет радости.
Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.
Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично – теперь всё померкло, многоголосный мир затих.
|
Карточка № 5
1. Определите способ словообразования: молчаливо, небрежность, словосочетание.
2. Укажите способ образования слова ДВИЖЕНИЯ в предложении
От волнения движения облаков и волн, блеска воды и дали девушка почти не могла уже различать, что движется: она, корабль; всё двигалось и опадало.
Из предложения выпишите слово, образованное приставочным суффиксальным способом.
Но Тургенев требовал ясности, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой.
|
Карточка № 6
Определите способ словообразования: бессмертие, постепенно, некуда.
2. Укажите способ образования слова ПОСТЕПЕННО в предложении
Вадим стоял под густой липой, и упоительный запах вокруг его головы, и чувства, уже окаменевшие от сильного напряжения души, растаяли постепенно и, отвергнутый людьми, он готов был кинуться в объятия природы и судьбы.
3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Я прикупил себе общую тетрадку в кожаном переплёте и начал методично, как счетовод, записывать в неё цитаты из прочитанных мною книг.
|
Карточка № 7
Разберите слова по составу: расклёванный, подвесить, выздороветь.
2. Определите способ словообразования: разбойник, беличье, медлительный.
3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Его никто не провожал: он не любил проводов.
|
V. Итоги урока
VI. Домашнее задание:
Подобрать самостоятельно по 5 слов на каждый способ словообразования |
|
|