|
Конспект творческой игры «Сызранское бюро путешествий и экскурсий» ГБОУ СОШ №30 г. Сызрани структурное подразделение,
реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования,
- «Детский сад»,расположенное по адресу: 446026, Самарская область,
г. Сызрань, ул. Октябрьская, д.21
Конспект творческой игры
«Сызранское бюро путешествий и экскурсий»
в подготовительной группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи. Воспитатель Забелина О.А.
Образовательные области
| Задачи
| Социализация
| - закреплять знания детей о городе Сызрани, его достопримечательностях;
- воспитывать любовь к своей малой Родине, бережное отношение к ее наследию;
- вызвать чувство восхищения, гордости своим городом;
- развивать интерес к игре, стремление играть со взрослыми и сверстниками, выполняя действия в соответствии с взятой на себя ролью;
-поощрять самостоятельность детей, умение договариваться о последовательности совместных действий.
| Познание
| - расширять знания детей о профессии работников экскурсионного бюро ( гид, менеджер, директор);
- упражнять детей в умении ориентироваться на ограниченной плоскости ( карта города) с помощью знаков и символов.
| Коммуникация
| - развивать диалогическую речь, навыки коллективного общения;
- упражнять в умении выражать свои мысли понятно для окружающих, используя в речи простые и развернутые фразы;
- активизировать словарь детей словами: достопримечательность, Дворец творчества, Выставочный зал, Краеведческий музей, Кремль, мемориал, вечный огонь, экскурсионное бюро, гордый, героический, маленькая Родина, выставка, коллаж;
- упражнять детей в подборе определений, характеризующих родной город, составлении предложений.
| Чтение художественной литературы
| - продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературного текста);
- пополнить знания детей пословицами, поговорками о родном городе, Родине.
| Художественное творчество
| - формировать умение эстетически оценивать архитектурные строения, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.
|
Содержание предварительной работы с детьми:
1. Рассказ об истории родного города.
2. Беседа на тему: «Мой родной город».
3. Знакомства с достопримечательностями города по фотографиям.
4. Чтение и заучивание стихотворений, пословиц о родном городе, о Родине.
5. Знакомство с картой Родины и родного города: Сызрань.
6. Рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов.
7. Составление творческих рассказов на тему: «Мой город», «Моя улица».
8. Выполнение творческой работы совместно с родителями: «Моя маленькая Родина – моя семья».
9. Рисование самостоятельное и совместное: «Мой город», «Моя семья».
10. Конструирование на тему «Мой город». Содержание работы с родителями:
1.Размещение информационного материала в родительском уголке: «Достопримечательности города Сызрани», «Мой город - Сызрань», «Старая Сызрань».
2. Домашнее изготовление поделок: «Мой город»; рисунки: «Моя Сызрань».
3. Экскурсии родителей с детьми по выбранным достопримечательностям города.
4. Составление дома рассказов: «Мой город», «Моя семья».
Материал: карта Сызрани, атлас России, фото старого города и достопримечательностей Сызрани, плакаты Бюро путешествий и экскурсий г.Сызрани, детские рисунки и поделки «Мой родной город», фотографии различных архитектурных построек. Ход игры:
Дети заходят в группу.
Воспитатель: «Гости к нам пришли сегодня. К ним сейчас вы повернитесь, улыбнитесь, подружитесь» Все дети здороваются: «Здравствуйте»!
Стихотворение Доброе утро!
Улыбнитесь скорее
И сегодня весь день-
Будет веселее.
Мы погладим лобик,
Носик и щечки,
Будем мы красивыми
Как в саду цветочки
Разотрем ладошки
Сильнее, сильнее
А теперь похлопаем
Смелее, смелее
Ушки мы теперь натрем
И здоровье сбережем
Улыбнемся снова.
Будьте все здоровы! (О.Арсеневская) Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Бюро экскурсий и путешествий». Кто хочет быть гидом, проходите на свои рабочие места. Остальные могут поиграть.
Дети проходят в игровой уголок. Начинают играть и обращают внимание на карту, висевшую рядом. Рассматривают её вместе с воспитателем.
Примерный вариант рассуждения:
- Это же карта нашего города. Вот наш детский сад «Волжаночка». Мы же волжане, живем на Волге.
- Смотрите, здесь несколько красивых флажков. Что они обозначают?
- Для этого нужно прочитать все обозначенные названия ( ж/д вокзал Сызрань-1, Дворец творчества, Выставочный зал, Краеведческий музей, Спасская башня, Кремль, Театр).
- Так это же достопримечательности нашего города.
- А что это слово обозначает?
- Это все, что достойно внимания: красивые, памятные места- все то, что мы сейчас назвали.
- Да, очень интересно. В некоторых местах я бывал(а), но не во всех. А очень хочется.
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в экскурсионное бюро - там все нам покажут и обо всем расскажут, а потом мы решим куда сходить, что посмотреть.
Дети поправляют свою одежду, прическу и выходят со словами и движениями: На экскурсию идем мы (маршируют)
Город посмотреть хотим (повороты головы)
Вдоль по улицам пройдем (руки в стороны)
Красоту мы разглядим (руки поднимают и опускают)
Автобус, машины, такси, трамвай (маршируют)
О них ты на улице не забывай.
Чтобы не было аварий в пути -
Автобус сзади обходи. Приходят в экскурсионное бюро, здороваются. Их встречают менеджер (воспитатель) и директор (учитель-логопед). Представляются, знакомят с сотрудниками бюро (дети-гиды). Ребята объясняют причину визита (хотят посмотреть достопримечательности города для дальнейшей поездки на экскурсию по выбранному объекту).
Директор: Мы с удовольствием вам поможем, но сначала вы должны выполнить несколько заданий.
1. Перед вами лабиринт. Если вы правильно соберете слово от слога «ПО», узнаете, куда будет ваша экскурсия организована. Дети читают: «По городу Сызрань».
Менеджер: Второе задание - Нужно дать определение нашему городу по первым буквам: «Какой он, наш город?»
Г - гордый, героический.
О - отличный, отзывчивый, обворожительный.
Р - родной, радостный, радушный, респектабельный.
О - огромный, образцовый.
Д - добрый, деловой, душевный, дружный.
Менеджер: Молодцы, ребята! А как называется наш город? (Сызрань).
Как мы еще говорим иначе? (это наша маленькая Родина). Маленькая Родина – это место, где человек родился, живет; это наша улица, наш дом, наш детский сад, наша семья, наши воспитатели и все сотрудники д/сада.
- А как называется наша большая Родина? (Россия) Кто хочет рассказать стихотворение о Родине?
Ребёнок читает стихотворение:
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той,
Но мы везде на ней найдем
Свою страну – наш общий дом. (Е. Аксельрод)
Дети показывают на карте-атласе Россию. Менеджер: Какая она? (огромная, богатая, щедрая, гостеприимная, родная и т.д.)
А кто ещё знает стихи о Родине?
Дети читают стихи Т.Боковой: 1.Родина – слово большое, большое
Пусть не бывает на свете чудес
Если сказать это слова с душою
Глубже морей оно, выше небес. 2. В ней умещается ровно пол – шара
Мама и папа, соседи, друзья
Город родимый, родная квартира
Бабушка, садик, котенок … и Я. 3. Зайчик солнечный в ладошке
Куст сирени за окошком,
И на щечке родинка – Это тоже Родина! Далее директор приглашает гидов (экскурсоводов - детей) для того, чтобы они представили для показа иллюстрации достопримечательностей города и рассказали о них.
1-й гид (ребенок) начинает рассказ о ж/д вокзале (показ иллюстрации): Сызрань – большой транспортный узел. На севере он связан с Ульяновском и Казанью, на юге – с Волгоградом, на востоке – с Самарой, а далее с Сибирью и Средней Азией; на западе – с Москвой. Здание вокзала – это первое, что видит человек, впервые приехавший в город. Поэтому, во всех городах здания вокзалов – одни из самых красивых, их строят лучшие мастера - архитекторы. По рельсам, по рельсам
Поезда бегут
В города далекие
Людей они везут.
Гид спрашивает детей, есть ли у кого вопросы, и отвечает на них
(Например: Опаздывают ли поезда или следуют четко по расписанию? Можно ли заказать билет через интернет?) Менеджер: О Дворце творчества нам расскажет Карина.
2-й гид рассказывает о Дворце творчества (показ изображения): Здесь можно познакомиться с различными студиями: «Музыкальной», «Танцевальной», «Спортивной», «Изо». Сюда приходят дети разного возраста, они выбирают себе определенное занятие по своим возможностям, интересам, таланту. Вы так же можете прийти, записаться и получать удовольствие. Здесь всегда рады новым друзьям! Приходите!
Рассказ гида сопровождается компьютерной презентацией.
Директор предлагает детям немного отдохнуть.
Упражнение «Люблю по городу гулять»:
Люблю по городу гулять (маршируют),
Люблю смотреть (поворот головы влево вправо),
Люблю считать (считают пальцы).
ФОК «Надежда» - это раз (загибают пальцы),
Краеведческий музей – это два,
Кремль – это три,
А четыре – я живу в квартире,
Пять – гуляю в парке я опять(ходьба),
Шесть – на Волгу я схожу
И на волны погляжу (загибают пальцы),
Семь - Выставочный зал,
Восемь – наш Театр, красив и огромен
И стоит на площади большой он,
Девять – повстречался мне
Памятник большой войне,
Десять – есть Дворец Творчества у нас
Я там был, да и не раз!(Саша показывает свою работу)
Гид Карина рассказывает о Выставочном зале (показ изображения): Здесь вы можете познакомиться с работами местных художников, портретной живописью XIX века, а также русскими и зарубежными художниками, скульптурными работами. А каких Сызранских художников вы можете назвать?
(Виктор Тайдаков, Владимир Петряшин, семья художников Пушковых, Александр Леднёв, Мария Гаврилова, Александр Горячев, Виктор Волков и др.)
Менеджер: продолжит рассказ о нашем городе следующий гид - Максим.
(Изображение краеведческого музея)
3-ий гид: - А что может храниться в Краеведческом музее? (Документы об истории города, фотографии о городе, его людях, выставки картин, восковых фигур, кукол и т.д.). А мы сегодня с вами побываем на выставке движущихся фигур. Вы внимательно смотрите, может быть узнаете кого-то из героев? (Баба-Яга, Карлсон, Доктор Айболит и др.)
Рассказывает тот же гид-Максим. (Изображение Кремля)
3-ий гид: Кремль – это визитная карточка нашего города. На башне установлены концертные колокола, которые звучат по праздникам на фестивалях колокольной и народной музыки.
Ветер с Волги летит порывистый,
Чутко слушает утро земля.
И над берегом, над обрывистым
Благородный профиль Кремля. (Б.Сиротин)
3-ий гид: - Что же это за берег такой? (берег нашей великой и могучей реки).
- Как называется наша река? (Волга)
На Волге живу,
Не в столице,
Но, право, гордиться могу,
Что вот довелось поселиться
На этом святом берегу! (Б.Соколов)
Менеджер: А ещё, ребята, есть пословицы о нашей реке, кто знает? ( «Не видел Волги – полстраны не видел»; «Без Волги и России не поймешь»; «Волга – матушка – она работает без выходных: возит нас, кормит, поит, воспитывает, учит наслаждаться природой, чувствовать ее красоту»)
Менеджер: И, конечно же, мы не можем пройти мимо памятника – сызранцам, павшим на полях сражения в годы великой отечественной войны. За что они сражались, вы узнаете, прочитав предложение, в которое нужно вставить пропущенные гласные: ОНИ СР—Ж– Л – СЬ З – Р – Д – Н -- , З – М – Р, З – П – Б -- Д -- !
Все народы помнят и чтят тех, кто погиб, защищая Родину! Об их силе, смелости и отваге народ сложил пословицы и поговорки. Давайте вспомним:
«Кто смел, тот на коня сел».
«Смелость города берет».
«Родину – мать умей защищать».
«Волков бояться – в лес не ходить».
«От смелого смерть бежит – враг перед смелым дрожит».
«И один в поле воин – коль по-русски скроен».
Менеджер: А что горит у памятника? (Вечный огонь).
Что он символизирует? (память, чувство гордости за людей, отдавших жизнь за Победу).
Куда б ни шел ты,
Ни ехал ты,
Но здесь – остановись.
Могиле этой дорогой,
Всем сердцем поклонись. (М.В. Исаковский) Рассказывает 4-ый гид Софья: Прежде, чем показать вам следующее изображение не менее важное в нашем городе, отгадайте загадку:
- Что это за здание такое? Где можно увидеть представление любое - спектакли, танцы, смех, удовольствие для всех? (Театр). А что можно посмотреть в театре? (спектакли, сказки, пьесы)
Менеджер: Совершенно верно, это театр имени А.Н.Толстого – большое, величественное здание. Вы любите ходить в театр? А сами можете что – то показать? (да) Давайте на миг представим, что мы оказались в зрительном зале нашего театра. Пожалуйста, проходите, рассаживайтесь и пока артисты готовятся, предлагаем вам выпить сок.
Стихотворение – инсценировка «Лиса и волк»:
Серый волк в глухом лесу встретил рыжую лису.
- Лизавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела – голова еще цела.
- Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.
- Сколько взяли?
- Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке.
- Кто отгрыз?
- Собаки.
- Жив ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок. Как, лиса, твои дела?
- На базаре я была.
- Что ты там видала?
- Уточек считала.
- Сколько было?
- Семь с восьмой.
- Сколько стало?
- Ни одной.
- Где же эти утки?
- У меня в желудке.
Директор:
-Ребята, как вы знаете, у нашего любимого города юбилей – а в такие дни принято дарить подарки. Что мы можем подарить? – Частичку своей души. Здесь у нас есть силуэты зданий, деревья цветы. Мы вам предлагаем на большом листе бумаги создать коллективную композицию на тему «Город будущего». Итак, сейчас вы все архитекторы, фантазеры и художники.
(Дети под музыку «Крыша дома твоего»(Ю.Антонов) выполняют задание).
-Ну вот, ваш подарок городу готов, мы повесим его здесь, чтобы все могли видеть Город будущего! Спасибо вам, ребята!
Менеджер: Ну вот, вы познакомились с достопримечательностями нашего города и можете выбрать для себя что-то понравившееся. Каждое имя имеет какое-то значение. Название нашего города тоже можно перевести. Одни ученые говорят, что «Сызрань – Яма», другие «Город от Бога - Солнца»; японцы переводят «Сызрань – утренний цветок», а китайцы «Подснежник». А кто хочет рассказать стихотворение о нашем городе? Здесь живут простое люди,
Здесь живут мои друзья
Есть на Волге город Сызрань
-Это Родина моя!
И куда бы ни уехал
Я домой всегда вернусь,
Милый сердцу город Сызрань
Моя маленькая Русь! (И.Рябухин) Менеджер: А в память о нашей с вами встрече, мы вам дарим сердечки – Что на них написано? («С любовью к городу»)
А теперь давайте возвращаться в детский сад. На экскурсию ходили (шагают)
Город посмотрели мы (руки в стороны)
Обо всем вам рассказали (поворот головы)
В детский сад опять пришли (возвратились на ковер) Директор: Наша игра закончена. В следующий раз наша экскурсия будет в выбранный вами объект. |
|
|