|
Название и автор учебника: Информатика и икт, 7 класс (фгос), Л. Л. Босова Тема урока : Информация и информационные процессы Тип урока: урок «открытия» нового знания ( 1 урок ) Технологическая карта урока 7 класс
ФИО педагога: Свистунова Снежана Владимировна
Предмет, класс: Информатика, 7 класс
Название и автор учебника: Информатика и ИКТ, 7 класс (ФГОС), Л. Л. Босова
Тема урока: Информация и информационные процессы
Тип урока: урок «открытия» нового знания ( 1 урок )
Программно-технические средства на уроке:
Средства ИКТ: ПК учителя, ПК учащихся с выходом в Интернет, проектор;
презентация «Совершенствование орудий труда» - Приложение 1;
сайты электронных музеев.
Цель урока:
Образовательная: организация усвоения материала по истории средств хранения, передачи и обработки информации;
Развивающая: совершенствование умений осуществлять поиск в Интернете, выделения и структурирования информации;
Воспитательная: осознание ценности научных открытий и изобретений для расширения возможностей хранения, передачи и обработки информации человеком.
Личностные результаты: владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; формирование целостного мировоззрения, формирование алгоритмической культуры, формирование уважительного отношения к истории.
Метапредметные результаты: основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.
Предметные результаты: знание примеров передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Возможные используемые инструменты
| Мотивация к учебной деятельности
| Приветствует обучающихся,создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку
| Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
|
| Актуализация и пробное учебное действие с предварительной демонстрацией
| Ставит проблемный вопрос (просит заполнить столбец «Знаю»)
| Вспоминают известный материал, заполняют первый столбец, демонстрируют друг-другу результат
| Толстый и тонкий вопрос
| выявление места и причины затруднения
| Проводит параллель с уже известным материалом, и выдвигает проблему (просит заполнить столбец «Хочу узнать»).
| Заполняют столбец «Хочу узнать», обсуждают результат в парах, выбирают наиболее интересные вопросы
| Проблемный вопрос
| Построение проекта выхода из затруднения
| Записывает выбранные школьникам вопросы на доске, просит учащихся самостоятельно ответить на них с помощью ЭОР.
| Учащиеся работают в виртуальном музее и делают пометки возле тех вопросов, на которые удалось найти ответы.
| Инсерт
| первичное закрепление во внешней речи
| Создаёт ситуацию успеха. Организует самостоятельную работу и работу в парах для самооценки.
Учитель просит ребят обменяться полученной информацией.
А так же предлагает рассказать, что особенно заинтересовало, удивило и что нового ребята узнали
| В устной форме учащиеся обмениваются полученной информацией
Обсуждение
| Корзина идей
| самостоятельная работа с самопроверкой
| Инсерт
| включение в систему знаний и повторение
|
| рефлексия учебной деятельности на уроке
| Учитель предлагает вернуться к списку вопросов, и выяснить, на все ли вопросы найдены ответы, а также задать новые вопросы, которые возникли в процессе работы с информацией
| Учащиеся пишут итоговый текст-резюме, начиная со слова: «Оказывается,…».
| «Я пишу для того, чтобы понять что я думаю», «Телеграмма», «Синквейн»
| Конспект урока информатики в 7 классе
Тема урока : «Информация и информационные процессы» (урок – «открытия» нового знания).
Цели нашего урока:
• организация усвоения материала по истории средств хранения, передачи и обработки информации;
•совершенствование умений осуществлять поиск в Интернете, выделения и структурирования информации;
•осознание ценности научных открытий и изобретений для расширения возможностей хранения, передачи и обработки информации человеком.
Оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, проектор
Ход урока:
I. Стадия Вызова.
1. Наш урок мне хотелось бы начать высказыванием Козьмы Пруткова: «Глядя на мир, нельзя не удивляться!» . И, действительно, нельзя не удивляться какими быстрыми темпами идет развитие вычислительной техники, ее возможностей, областей применения. В любой деятельности человек всегда придумывал и создавал самые разнообразные средства, приспособления, орудия труда. Всё это облегчало труд, делало его производительнее, расширяло возможности людей. Известно, что история материального производства и мировой науки тесно связана с историей развития орудий труда. Первые вспомогательные средства для работы с информацией появились много позже первых орудий материального труда. Историки утверждают, что расстояние во времени между появлением первых инструментов для физического труда (топор, ловушка для охоты) и инструментов для регистрации информационных образов (на камне, кости) составляет около миллиона лет! Следовательно, большую часть времени существования человека на Земле труд носил только материальный характер. Информационную деятельность человека можно разделить на три составляющие: хранение, передачу и обработку. Долгое время средства информационного труда развивались отдельно по этим трём направлениям. (Параллельно своему рассказу учитель показывает слайды презентации «Совершенствование орудий труда», где отображается то, о чем он говорит).
2. После вступления я как учитель прошу учащихся вспомнить всё, что им известно о средствах хранения, обработки и передачи информации, и записать эти сведения в первую графу таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)»: 3. В парах знакомим, друг друга с содержанием своих записей. 2-3 ученика по просьбе учителя сообщают известные им сведения о средствах хранения, передачи и обработки информации всему классу, остальные при необходимости вносят дополнения и уточнения. Учитель фиксирует основные сведения на доске.
4. А теперь, я предлагаю вам заполнить вторую колонку таблицы, а для этого сформулировать вопросы о средствах хранения, обработки и передачи информации, на которые вы не знаете ответов. В качестве опоры предложен список вопросительных слов: что, какие, как, сколько, где, почему, когда (толстые вопросы)?
5. После индивидуального выполнения задания учащиеся обсуждают вопросы в парах и выбирают наиболее интересные и наиболее важные для понимания данной темы вопросы. Учитель их также записывает на доске. Вопросы заданные учениками:
Какие средства хранения информации были первыми?
Когда и где появилось книгопечатание, кто его изобретатель?
Какие средства хранения информации были на Руси, а в последствии и в России?
Какими средствами хранения информации пользовались люди в 17-19 веках?
Как передавали информацию люди в древних государствах?
Какие приборы были изобретены учёными и использовались для передачи информации 18-21 веках?
II. Стадия Содержания.
1. Найти ответы на поставленные вопросы, можно по-разному. Учащиеся перечисляют источники и способы поиска: можно обратиться к учебнику, к какой-либо поисковой системе Интернета. Учитель предлагает посетить один из виртуальных музеев. Электронные адреса виртуальных музеев записаны на доске.
https://informat444.narod.ru/museum/ https://computerhistory.narod.ru/ https://museum.ru/M2744item
2. Учащиеся садятся за компьютеры, выходят в Интернет, по электронному адресу, заходят в один(или более) из виртуальных музеев, изучают материал.
3. Учащиеся обращаются к списку вопросов и выделяют пометками те из них, на которые были найдены ответы при посещении виртуальных музеев, затем формулируют и записывают новые вопросы, информацию по которым также можно найти при посещении виртуальных музеев.
4. Я вас прошу обменяться информацией по найденным вопросам, (закрепление полученных знаний).
Расскажите о том, что вам уже было известно….
Что нового узнали, посетив виртуальные музеи?
Что в этой информации вас особенно удивило, привлекло внимание?
III. Стадия Рефлексии.
1. Я предлагаю Вам вернуться к списку вопросов, составленному в начале урока, и выяснить, на все ли вопросы найдены ответы, а также задать новые вопросы, которые возникли в процессе работы с информацией.
2. Учащиеся пишут итоговый текст-резюме, начиная со слова: «Оказывается,…». Смысл этого приема можно выразить следующими словами:«Я пишу для того, чтобы понять что я думаю»
Это один из приемов применяемый на стадии рефлексии. Он может выглядеть и так:
«Телеграмма». Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). |
|
|